Сессия ИД «Коммерсантъ» в рамках Innofood-2022 «Нутриенты и здоровое питание: что лучше?»
19 сентября в отеле «Pullman Сочи центр» в Сочи в рамках форума Innofood-2022 прошла сессия издательского дома «Коммерсантъ» «Нутриенты и здоровое питание: что лучше?». В ходе дискуссии участники рынка и эксперты отрасли обсудили, какова роль правильного питания в жизни современного человека и как можно сделать рацион более здоровым за счет приема витаминов и минералов.
Как рассказала заведующая лабораторией демографии и эпидемиологии питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» Минобразования Елена Смирнова, говорить о существовании «здоровых и нездоровых продуктов терминологически неверно». «Здоровым или нездоровым может быть только сам рацион питания, а полезность отдельных продуктов определяется объемом и частотой их употребления»,— отметила она.
Как заявил директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМа Кирилл Родин, сейчас к соблюдению норм здорового образа жизни и, в частности, здорового питания тяготеет существенная доля россиян. «Однако мы должны понимать, что дальнейшее распространение новых, более благоприятных установок по отношению к своему организму требует больших усилий со стороны государства. Чтобы сформировать у людей новые поведенческие паттерны, необходима грамотная пропагандистская кампания»,— сообщил он.
Генеральный директор VPLAB Юрий Клюшенков поделился оценками состояния российского рынка БАДов. «Сейчас проникновение культуры употребления БАДов в России относительно небольшое на фоне развитых стран, например, США, где их принимают более 80% населения. Если прием пищевых добавок будет становиться у россиян более популярным, мы можем ожидать роста продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья населения на национальном уровне»,— отметил он.
Директор по акселерации кластера биомедицинских технологий «Сколково» Наталья Крашенинник поговорила о том, насколько востребованы инновационные разработки в секторе сельского хозяйства для создания продуктов питания нового поколения. «Для технологических стартапов это одно из наиболее популярных направлений развития»,— отметила она.
Руководитель Института общественного питания Федерального научного центра пищевых систем им. В. М. Горбатова РАН, генеральный директор Ассоциации сетевых предприятий питания Наталья Иванова рассказала о том, как важно отслеживать качество продуктов питания на различных этапах их изготовления. «В нашем институте мы будет работать над созданием паспортов распространения продуктов. Дальше этот продукт нужно воспроизводить так, чтобы потребитель не был разочарован во внешнем виде, качестве, стандарте. Для этого нужно использовать технологии, которыми и обладает научный центр»,— отметила она.
Лидер направления ЗОЖ компании «ВкусВилл» Наталья Нефёдова отметила, что ВкусВилл расширяет ассортимент, исходя из запросов покупателей, при этом ориентируясь на научно-доказательную базу, чтобы обеспечить безопасность продуктов.
[images order=1]
Рынок БАДов растет с завидной стабильностью из года в год двузначными темпами, несмотря на падающую покупательную способность населения и кризисные явления в экономике. По данным DSM Group, в 2021 году емкость рынка биодобавок составила 85,6 млрд руб. (+11,3% к 2020 году) или 341 млн упаковок (+0,9%). На рынке представлено свыше 3 тыс. брендов БАД от более чем 1 тыс. производителей, часть из которых продается в онлайн-магазинах. Спрос на БАДы в последние три года сильно подогревался волнами коронавирусной инфекции. В первом квартале 2022 года рост рынка продолжился и составил уже 19,5%. Отчасти скачок был за счет мартовского пика, когда потребитель запасался витаминами впрок. Поставщики БАДов тем временем подогревали историю о том, что организму в период стрессовых нагрузок требуется витаминная поддержка, а современные агротехнологии не могут обеспечить сбалансированное питание только за счет современных продуктов, цена на которые растет. При этом в расчет серьезно не принимались ни негативный иммунный ответ, который может вызвать передозировка витаминов, ни элементарный контрафакт высокоэффективных составов.
На отечественные БАДы приходится около 77,5% натурального и 51,7% стоимостного объема продаж. При этом стабильно растет и ниша дорогостоящих витаминов, производство которых базируется на данных индивидуального скрининга организма. Тренд так называемого биохакинга добрался и до России, определяя жизненный стиль обеспеченной прослойки населения. Но так ли он необходим, как здоровый образ жизни, которого лишены жители мегаполисов, страдающие вредными пищевыми привычками?
Как сделать здоровую еду доступной и модной, а витаминную поддержку разумной? Могут ли БАДы и суперфуды заменить сбалансированную диету? Безопасны ли технологии, используемые отечественными производителями суперфудов? Стоит ли дополнительно регулировать рынок БАД в России? Могут ли поставки продукции традиционной медицины с азиатских рынков, компенсировать уход западных аналогов? Что делать с логистикой субстанций для производства БАД отечественными игроками? Может ли маркировка быть панацеей от контрафакта? Способно ли импортозамещение дать «второе дыхание» отечественным производителям нутриентов? Эти и другие вопросы обсудят участники специальной сессии ИД «Коммерсантъ» на Innofood-2022.
Спикеры
-
обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ», редактор приложения «Здравоохранение»
заместитель председателя правления по инновациям, фонд «Сколково»
заведующая лабораторией демографии и эпидемиологии питания, ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»
Руководитель Института общественного питания Федерального научного центра пищевых систем им. В.М.Горбатова РАН, генеральный директор Ассоциации сетевых предприятий питания
генеральный директор ООО "ВПЛАБ", член генсовета «Деловая Россия»
директор по работе с органами государственной власти, ВЦИОМ
Лидер направления ЗОЖ, ВкусВилл