Layer 1

HR-форум «Рынок труда-2023»

21 марта 2023 Вторник
HR
Место проведения: Москва, Тверская 3, The Carlton, зал «Москва»
Время: 9:30-16:00

21 марта в гостинице The Carlton состоялся HR-форум «Рынок труда-2023», организованный издательским домом «Коммерсантъ». Форум состоял из трех сессий, в ходе которых представители власти, бизнеса и экспертного сообщества обсудили последние тренды российского рынка труда.

В ходе первой сессии под названием «Рынок труда и дефицит кадров» первый заместитель директора центра занятости населения «Моя работа» Игорь Шашкин рассказал о том, как сейчас выглядит ситуация на рынке труда Москвы. «Начиная с конца прошлого года и на сегодняшний день главным вызовом рынка труда Москвы является большая потребность в высококвалифицированных кадрах в промышленной отрасли. В частности, в монтажниках и регулировщиках радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесарях механосборочных работ, операторах станков с числовым программным управлением, сборщиках, фрезеровщиках, сварщиках. Активность правительства Москвы направлена на то, чтобы вернуть на рынок “синих воротничков”, в которых есть большая потребность. Для того чтобы обеспечить работодателей этими специалистами и закрыть вакантные позиции в промышленном секторе, служба занятости населения города Москвы еще в конце 2022 года начала подбор нескольких тысяч сотрудников совместно с 200 ведущими предприятиями Москвы»,— рассказал он.

Директор департамента по подбору и развитию персонала компании «Полюс» Наталья Касымова отметила ограниченную емкость рынка труда РФ и недостаточный уровень квалификации персонала. «Геополитические штормы и внешние условия значительно влияют на бизнес-повестку, являются стресс-тестом для многих компаний. В ситуации “многих неизвестных” требуется осмысление происходящего и пересмотр уже работающих инструментов»,— сказала она. Также в компании пересмотрели подход к формированию кадрового резерва на ключевые топ-позиции — уровни управляющих директоров предприятий, директоров по направлениям производственных вертикалей. Основной фокус — на внутренних трудовых ресурсах. Кроме того, определили именно ключевые позиции, что означает четко очерченный периметр подготовки кадрового резерва.

В то же время, подчеркнула директор Русской школы управления Анастасия Боровская, на рынке «белых воротничков», напротив, складывается рынок работодателя, и компании могут позволить себе выбирать кандидатов из большого числа. «При этом многих из кандидатов все равно необходимо дообучать силами работодателя, и многие компании сейчас создают не просто образовательные программы, но стремятся сформировать образовательную среду. Здесь можно выделить три основных сегмента. Прежде всего большое внимание уделяется самообразованию и поощряется самообразование сотрудников. Здесь говорят о том, что не мы тебя обучаем, а мы тебе создаем среду, чтобы ты обучался. Создаются базы знаний — сегодня это полноценный видеоконтент, партнерские и языковые программы. Второй блок — это внутреннее обучение. За счет внутренних тренеров, корпоративных отделов обучения выстраиваются внутренняя коммуникация и проектная работа. И третий сегмент — привлечение внешних экспертов и команд к программам обучения»,— рассказала госпожа Боровская.

В условиях экономической турбулентности цифровизация HR-процессов является еще одним способом оптимизировать кадровые расходы бизнеса, отметила эксперт по автоматизации КДП компании HRLink Дарья Роздобудько. «В частности, кадровый электронный документооборот позволяет снизить нагрузку на специалистов КДП за счет автоматизации рутины. На оформление кандидата теперь уходит только 5 минут вне зависимости от его местоположения. Также снижаются расходы на бумагу, печать, организацию архива и пересылку документов по почте»,— рассказала она.

 

Как рассказала менеджер по развитию продуктов и решений на платформе LDM («ЛАНИТ») Любовь Черкасова, при внедрении КЭДО важно обеспечить безопасность передачи персональных данных сотрудников. «Минцифры выступает за ужесточение ответственности в сфере персональных данных, и в ближайшее время Госдума может рассмотреть законопроект об увеличении штрафов за их утечку»,— отмечает она. Чтобы этого избежать, работодатели могут воспользоваться специальными сервисами, в частности, сервисом LDM.КЭДО, который позволяет обеспечить хранение и передачу данных в зашифрованном виде.

Адвокат (DE), партнер, руководитель отдела правовых и налоговых консультаций, генеральный директор Rödl & Partner Алексей Сапожников рассказал о новых требованиях к трансграничной передаче данных, которые могут затронуть, в частности, и удаленных сотрудников, работающих из-за рубежа. «При трансграничной передаче персональных данных необходимо учитывать несколько моментов, в числе которых согласие субъекта персональных данных на такую передачу, наличие страны, на территорию которой осуществляется передача персональных данных, в белом списке Роскомнадзора и необходимость направить уведомление о трансграничной передаче персональных данных в Роскомнадзор»,— отметил он.

Как рассказал основатель и CEO «Цифровая HR-платформа» Дмитрий Серебряков, для эффективной цифровизации HR-процессов компаниям необходимо выбирать комплексные решения, которые позволяют делегировать процесс работы, например с самозанятыми, целиком. «Мир стремительно меняется и бизнесу жизненно необходимо выбирать комплексные решения, чтобы оптимизировать свои ресурсы и оставаться при этом эффективными, с точки зрения операционных метрик и финансовых показателей. «Цифровая HR платформа» помогает юридическим лицам облегчить работу с внештатным персоналом. Компании, использующие наш продукт, автоматизируют и оптимизируют свои HR и финансовые процессы. Мы обещаем в 3 раза ускорить подбор и вывод внештатного персонала, при этом, сэкономить 30% HR-бюджета на внештатный персонал или вернуть Вам деньги.»,— отметил он.

В ходе второй сессии «Корпоративные программы поддержки работоспособности сотрудников» эксперты рынка обсудили изменение ситуации с психологическим состоянием российских сотрудников.

Как рассказал член рабочей группы по развитию корпоративных программ укрепления здоровья работников Комитета по охране здоровья Госдумы РФ, автор проекта Health Balance Иван Рыбаков, большинство российских работников мало знают о своем здоровье и мало о нем заботятся. «Многие не сдают анализы, не проходят регулярные медицинские осмотры, не знают островных показателей состояния своего организма»,— отметил он. Поэтому, отмечает он, важно, чтобы работодатели взяли на себя часть обязанностей по поддержанию здоровья своих сотрудников.

Юлия Карасева, основатель и генеральный директор Inbalansy, рассказала о том, как организовать эффективную корпоративную поддержку благополучия топ-менеджеров. «Зачастую именно руководители предприятия испытывают стресс чаще других сотрудников»,— отметила она. В числе пяти тем, которые являются наиболее востребованными при работе с руководителями, она выделила вопросы первой психологической помощи, ментального здоровья, виртуального EQ, создания безопасной психологической среды и выстраивания личных границ.

Как рассказала операционный директор сервиса онлайн-психотерапии «Ясно» Анна Никулина, 40% менеджеров высшего звена готовы уйти со своей работы в ближайший год из-за уровня стресса. «Атмосфера на работе влияет на психическое здоровье сотрудников. Многие готовы на понижение зарплаты, на изменение функционала в меньшую сторону, но с условием того, что они будут работать в более приятном, психологически устроенном коллективе. Более 50% сотрудников борются с тревогой. Это частично связано с тем, что уровень тревоги за последние три года, начиная с пандемии и заканчивая событиями прошлого года, очень сильно возрос у сотрудников»,— рассказала госпожа Никулина, сославшись на исследование, которое сервис «Ясно» проводил среди корпоративных клиентов. В опросе приняли участие почти 14 тыс. сотрудников из 350 компаний.

Руководитель отдела обучения врачей Академии телемедицины «СберЗдоровья» Дмитрий Василенко рассказал о том, как корпоративные программы по поддержке здоровья сотрудников могут стать более эффективными благодаря использованию телемедицины. «Мы не стремимся увеличить средний чек пациента или назначить анализы или обследования, которые не нужны. Мы учим наших врачей безопасно и эффективно решать медицинскую проблему пациента. Мы пропагандируем подход, при котором врач проявляет к пациенту эмпатию и заботу»,— отметил он.

Директор по управлению персоналом Unilever в России и Беларуси Татьяна Сорокина рассказала о том, как работодатели могут инвестировать в защиту ментального здоровья сотрудников, поделились опытом Unilever. «Мы запустили программу поддержки ментального здоровья #ЯРядом, которая позволяет сотрудникам поговорить с одним из ментальных чемпионов и получить помощь одним нажатием тревожной кнопки. Чемпионы по ментальному здоровью (MHC) — это заботливые коллеги, которые прошли специальное обучение и обладающие необходимыми знаниями, чтобы прийти на помощь в трудную минуту»,— отметила она.

В ходе третьей сессии конференции «Трудовое право-2023. Новые тренды судебной практики» участники форума обсудили тонкости юридических аспектов функционирования трудовой сферы.

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец рассказал об особенностях моратория на проверки работодателей в 2023 году. «Плановые проверки проводятся только в отношении работодателей высокой категории риска. Полный мораторий распространяется на IT-компании, представителей среднего и малого бизнеса и учреждения дошкольного, начального, общего образования»,— отметил он. По его словам, внеплановые КНМ назначаются исключительно при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, а также по фактам причинения такого вреда (по согласованию с органами прокуратуры).

Адвокат, партнер юридической фирмы ALUMNI Partners Надежда Илюшина рассказала о последних трендах судебной практики. По ее словам, суды теперь все встают на сторону работника даже в том случае, если он покинул свое рабочее место по соглашению с работодателем. «Суды стали более внимательно рассматривать все обстоятельства, которые предшествовали факту увольнения, и зачастую работодатель должен доказать, что оно было добровольным»,— отмечает она.

По словам представителя юридического комитета АЧАЗ Снежаны Орловой, схожим образом ситуация складывается и в делах о переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые. «Теперь на работодателях оказывается обязанность доказать отсутствие принуждения работника к заключению, например, срочного трудового контракта»,— отметила она.

Ведущий юрисконсульт ФБК Legal Анна Актанаева рассказала о том, как сейчас складывается практика споров с работниками в связи с разглашением конфиденциальной информации и как компании могут снизить для себя риски при таких судебных разбирательствах. «В судебной практике отмечается тенденция на защиту прав работодателей и взыскание действительно существенных штрафов за разглашение конфиденциальной информации, измеряемых сотнями тысяч рублей. Для формирования потенциальной доказательной базы мы рекомендуем работодателям обращать внимание на ведение учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, ознакомление работников с локальными актами о коммерческой тайне, формирования перечня информации и/или документов, на которые в компании распространяется режим коммерческой тайны»,— подчеркнула она.

Адвокат практики «Трудовое право» АБ «Андрей Городисский и партнеры» Кристина Тимошенко рассказала о том, как сейчас складывается практика трудовых споров, в которых работник оспорит свое увольнение из-за сокращения штата. «Как показывает наш опыт, есть несколько рискованных ситуаций, которые могут навредить работодателю при защите в суде. Так, кадровые перестановки до начала сокращения могут быть признаны злоупотреблением со стороны работодателя как намеренные действия, направленные на преодоление необходимости проведения оценки преимущественного права или предложения вакансий. Вопросы может вызвать и введение в штат компании новых должностей со схожим функционалом сразу после сокращения»,— отметила она.

Поделиться:

Партнеры

Программа

21 марта Вторник

Информационные партнеры

Регистрация

Контакты