E-com _Summer. Летние тренды интернет-торговли
2020 год принято считать не только тяжелым периодом для мировой экономики, но и катализатором развития электронной коммерции в России. Именно e-com стал единственным способом покупок во время пандемии, поэтому к онлайн-шопингу приобщились даже его ярые противники. Бизнес, в свою очередь, также адаптировался под современные реалии, получив возможность реализовать свой технологический потенциал. Онлайн доказал, что способен обеспечить высокий уровень сервиса для своих потребителей. А скорость доставки позволяет удовлетворить любые нужды. По каким правилам живет рынок электронной коммерции в 2021 году и продолжают ли склады и логистика наращивать объемы, эксперты рынка коммерческой недвижимости обсудили на конференции ИД «Коммерсантъ». Стратегическим партнером встречи выступила компания Raven Russia.
Структура сделок показывает: по итогам 2020 года компании розничной и онлайн-торговли были наиболее активны по сравнению с логистическими компаниями, дистрибуторами или производителями. В Московской области на долю интернет-ритейлеров пришлось 34% сделок (в прошлом году было 10%), в других регионах лидируют продуктовые ритейлеры с долей 56% (было 20%).
«В прошлом году онлайн вырос на 50%, а в 2021 году ожидается, что он увеличится еще минимум на 40%. Это приведет к тому, что доля e-com в общем объеме розничной торговли в России поднимется с 8% до 10%. Во многом этот объем ляжет на плечи складского рынка, логистики и сегмента доставки: онлайн-магазинам требуется больше складских площадей, чем традиционному ритейлу,— начал дискуссию модератор, директор по аренде и маркетингу Raven Russia Вячеслав Холопов.— Потребности потребителя и его привычка покупать чаще и быстрее, здесь и сейчас и с быстрой доставкой, а также возможности складской сети в 2021 году сплелись более плотно. При этом в складском сегменте растет себестоимость строительства, падает вакансия, увеличиваются ставки аренды (мы уже заключаем договоры по ставке в 4,5 тыс. руб. за кв. м в год в московском регионе и видим потенциал роста в сторону 5 тыс. руб.). Меняться приходится всем, и консервативным складам в первую очередь, тем более сейчас, когда сформировались тенденции решения задач по доставке через последнюю милю».
На протяжении полутора лет складской рынок находится в уникальной стадии роста. Его драйверами действительно выступают электронная коммерция и продуктовый ритейл. В 2020 году объем арендованных и купленных площадей в сегменте складской недвижимости составил 2,4 млн кв. м. Прогноз на 2021 год — 1,8 млн кв. м. «Ставки аренды также растут. По данным на май текущего года, средняя цена за 1 кв. м составляла 4,2 тыс. руб.,— поделился аналитикой партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев.— Вакансия рынка сохраняется рекордно низкой — не более 3%. Строительство новых складских объектов до конца 2021 года прогнозируется в размере 1 млн кв. м. С одной стороны, цифра скромная, но с другой — уже забронированная: девелоперы предпочитают выходить на рынок с объектами, построенными под заказчика. И такая ситуация характерна для всех крупных региональных городов нашей страны. При этом, если сравнивать ситуацию на складском рынке с тем, что происходит в Европе, можно отметить такие близкие нам тренды, как проблемы с рабочей силой, переход на автоматизацию и стремление магазинов быть ближе к своему покупателю. Большой спрос, который наблюдался в прошлом году и сохраняется до сих пор,— движение от удаленных локаций ближе к черте города».
«Вакансия на рынке складской недвижимости в московском регионе действительно держится на уровне математической погрешности и составляет всего порядка 2,5%. Это значит, что свободных целых блоков площадью от 10 тыс. кв. м нет и не появится,— поддержал дискуссию исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.— Объем ежегодного спекулятивного строительства очень незначительный и не способен удовлетворить растущий спрос. В 2021 году может быть введено около 1,3 млн кв. м (спекулятивных — половина), при этом среднегодовой спрос составляет более 1,5 млн кв. м. Такое соотношение спроса и предложения, низкий уровень вакансии, а также увеличение себестоимости приводят к росту ставки аренды на склад. Так, она может составить около 4,3–4,4 тыс. руб. за 1 кв. м без ОРЕХ и НДС в 2021 году».
Стремительный рост в сегменте e-commerce увеличил нагрузку и на логистику. По итогам 2020 года, например, количество посылок, перевезенных одним из лидеров рынка, компанией DPD, составило порядка 50 млн штук. Доля е-commerce в общем объеме доставок за год выросла на 89%. Для обеспечения и поддержания такого стремительного роста, конечно же, потребовалось развитие инфраструктуры.
«Новый логистический комплекс, который мы строим в индустриальном парке “Южные Врата”, станет крупнейшим и наиболее технологичным в Восточной Европе и СНГ хабом DPD. Чтобы обрабатывать объемы для наших клиентов, необходимо максимально автоматизировать процессы. Это единственный выход в условиях отсутствия большого количества желающих работать на складе. Кроме того, нужно обеспечивать скорость, в ней сегодня нуждаются все, поэтому на новом хабе будет установлена уникальная двухконтурная сортировочная линия, которая способна обрабатывать 25 тыс. посылок в час. Важным аспектом также является максимальная транспортная доступность терминала»,— поделился планами генеральный директор DPD в России Николай Воинов.
Новый терминал для DPD является отличным примером того, какие объекты сейчас в тренде у логистов и игроков e-commerce, отмечают эксперты. Прежде всего это кросс-докинговое здание с высокой степенью автоматизации, которое создается по индивидуальному техническому заданию, энергоэффективное и экологичное. Такие склады сегодня — единичный товар, который создается только под запрос клиента. В спекулятивной продаже аналогичных объектов нет. А значительное превышение спроса над предложением в складском сегменте просто не позволяет найти свободные блоки качественных площадей в классе А и А+ площадью от 10–15 тыс. кв. м.
Собственные складские мощности наращивают и крупные торговые сети. «Детский мир», например, ввел в эксплуатацию склад в Ростове-на-Дону, в 2021 году начал свою работу комплекс в Казани, в ближайшее время планируется запуск складских объектов в Екатеринбурге, Новосибирске и в Санкт-Петербурге. Это позволяет выстраивать процесс доставки товара в максимально короткие сроки, прокомментировал планы ритейлера директор транспортной логистики интернет-магазина ГК «Детский мир» Руслан Фахртдинов. По словам эксперта, скорость доставки остается наиболее приоритетной задачей на сегодняшний день: за прошлый год компания выросла по количеству заказов, сделанных посредством онлайн, почти в 2,5 раза, а к 2024 году планирует нарастить объем e-com до 45%, поэтому не меньше 80% всех заказов уже сейчас доставляются на следующий день. Более того, ритейлер практикует доставку в течение двух часов. Такая скорость возможна только благодаря грамотно выстроенной логистической инфраструктуре, одну из ключевых ролей в которой играют розничные магазины.
Самым распространенным способом вывоза товара на данный момент остаются ПВЗ. По крайней мере у крупных маркетплейсов и как минимум на протяжении последних трех лет. Директор по развитию партнерских логистических программ OZON Денис Дьяченко отметил, что даже сейчас, во время дискуссии экспертов рынка коммерческой недвижимости в движении находятся 2 млн посылок, их развозят 400 грузовиков компании и 3,5 тыс. курьеров. Потребность клиентов в удобном сервисе осуществляют более 5,5 тыс. фирменных пунктов выдачи заказов под брендом компании. Каждую неделю OZON открывает более 150 новых ПВЗ! Секрет такого роста прост — компания перевела формат своего развития в этом направлении в предложение франшизы. Более 25 тыс. предпринимателей развивают сеть выдачи OZON сегодня. Старые невзрачные подвальные помещения остались в прошлом, современные ПВЗ — яркие, удобные и комфортные пункты, которые легко заметить и до которых просто добраться.
Более 1 млн заказов в неделю выполнял сервис «Яндекс.Доставка» к концу 2020 года. На сегодняшний день эта цифра уже выше: в мае 2021 года сервис обработал более 5,6 млн заказов. Потребитель быстро привыкает не только постоянно заказывать продукты и еду «навынос», но и оперативно получать свои покупки. «Услуги доставки на рынке обычно выглядят так: слот ожидания курьера не меньше четырех часов, среднее время доставки три-пять дней, опоздания и звонки. Для многих владельцев магазинов это пока остается нормой, а для покупателя доставка в тот же или на следующий день уже является обычным делом, они ждут этого сервиса. При этом даже незначительное повышение цены на доставку снижает конверсию в покупку: статистически порядка 5% пользователей отказываются от покупки, если цена на доставку повышается хотя бы на 10 руб.,—поделилась наблюдениями руководитель проектов развития сервиса “Яндекс.Доставка” Екатерина Борисоглебская.— Оставаться в рамках ценовых ожиданий покупателей, но при этом сокращать время доставки помогает гиперлокальная плотность заказов. Благодаря большому количеству курьеров, распределенных по районам, мы осуществляем экспресс-доставку из магазинов своих партнеров за один-два часа. Так мы доставляем покупателям товары интернет-магазинов, продукты, еду из ресторана или лекарства из аптек. Мы придумали и другой способ оптимизации логистики и сокращения времени ожидания курьера — это “Доставка по клику”. Сначала посылки доставляются в пункты выдачи заказов “Яндекс.Маркета” или дарксторы “Яндекс.Лавки”, покупатель отмечает в приложении, что готов получить заказ, и курьер доставляет посылку за 20–30 минут».
Активный спрос на услугу экспресс-доставки начинает формироваться и в сегменте fashion. По мнению экспертов, происходит это потому, что потребителя приучает к этому сервису продуктовая розница. У современного покупателя формируется привычка покупать онлайн и получать свой заказ как минимум на следующий день. Сегодня на рынке ритейла, и особенно в сегменте одежды и обуви, остается конкурентным тот, кто прислушивается к своему потребителю и быстро адаптируется под его запросы — как с точки зрения ассортимента, так и клиентского сервиса. Например, дистанционная работа привела к смещению интереса покупателей от одежды делового стиля к более свободному, спортивному. По статистике прошлого года все бренды, предлагающие линейку спортивных товаров и кроссовок, выиграли по сравнению с другими представителями сегмента fashion, отметил экс-гендиректор Nike в России Андрей Кришнев. В целом же доля e-com за последние полтора года выросла здесь на 37%. Интересно, что у монобрендовых игроков она еще выше и составляет 47%, что только доказывает: конкурировать на рынке могут ритейлеры, развивающие как направление традиционной розницы, так и онлайн.
Бизнес сегодня действительно растет с прицелом на своего клиента, согласилась с тезисами дискуссии директор по продажам «Гермес Раша» Екатерина Анциферова. Потребитель хочет чувствовать заботу, и именно ее интернет-магазин и должен предлагать — как минимум закрывать такие вопросы покупателя, как экономия на покупке, быстрота формирования заказа, удобство и комфорт, удовлетворение от взаимодействия с платформой. Человек покупает онлайн не ради самого процесса шопинга, а для того, чтобы как можно скорее закрыть свою потребность в товаре. Применительно к сегменту fashion многих настораживает и не позволяет заказать онлайн чувство тревоги — как вернуть товар, если он не подойдет. С этой проблемой решил поработать ритейлер La Redoute — своим покупателям магазин предоставил возможность быстро и просто вернуть не подошедшие вещи. Алгоритм возврата следующий — во вкладе «Возврат» вводится номер заказа и телефон покупателя, указывается товар и причины его возврата, вещи упаковываются в любой пакет и относятся в удобный для потребителя пункт выдачи заказа. Обязательно в ПВЗ нужно назвать пин-код для возврата товара, который магазин присылает на почту или в СМС-сообщении, и деньги за покупку возвращаются на счет покупателя. По словам госпожи Анциферовой, ритейлер за счет услуги легкого и быстрого возврата получил дополнительный приток новых покупателей. А вместе с этим увеличилась и доля заказов в ПВЗ Hermes.
Таким образом тренды интернет-торговли остаются прежними — высокий рост покупок, которые совершаются онлайн, совершенствование логистических процессов, усиление позиций сервисов доставки в городе, наращивание объемов складских мощностей и самого рынка складской недвижимости в целом, появление его новых форматов. E-commerce прочно вошел в привычку современного потребителя получать желаемые товары здесь и сейчас, и ослаблять свои позиции не намерен. В будущем его доля будет только расти, а вместе с ним продолжат развиваться и такие сегменты, как склады, логистика и доставка.
Партнёры
Программа
-
-
Регистрация и приветственный кофе
-Летние тренды e-com
- Что ожидает рынок электронной коммерции после года взрывного роста?
- Какие требования к складской инфраструктуре предъявляет e-com?
- Городская логистика и последняя миля: перспективы развития.
- Инновации в e-com. Новые эффективные решения.
- Международный опыт и лучшие российские практики.
- Лучшие кейсы российского e-com.
- Технологии рекламы.
директор транспортной логистики интернет-магазина ГК «Детский мир»
партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости, Cushman & Wakefield
руководитель проектов развития сервиса Яндекс.Доставка
заместитель генерального директора службы доставки Dalli
директор по аренде и маркетингу Raven Russia
экс-гендиректор Nike в России