Легкий коммерческий транспорт в городской логистике
Один из основных критериев транспортной отрасли — сбыт продукции. На фоне стремительно развивающейся сферы доставки растет спрос и на автомобили. Ведущие игроки рынка уверены: приобретать легкий коммерческий транспорт для решения задач городской логистики выгодно, тем более сегодня, когда автопроизводители задумались о грамотном стимулировании потенциального спроса. Новые мощности, которыми логистические и другие компании прирастут благодаря данным мерам, продолжат эффективно работать и после «карантинной эпохи». О том, как изменился спрос на доставку после отмены режима самоизоляции, перспективах логистического рынка и состоянии своих автопарков, эксперты поговорили в ходе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ».
В условиях большого города главным вопросом логистики остается оперативная доставка. За последние пять лет покупатель сильно изменился, и логистические компании в погоне за удовлетворением его потребности получить заказ «здесь и сейчас» конкурируют между собой за скорость. Поддерживать борьбу за клиента помогает транспорт — правильный, соответствующим образом оборудованный и присутствующий в достаточном количестве, коммерческий транспорт. Коллапсы с доставкой, особенно в пиковое время, происходят в основном из-за того, что логистам просто не хватает машин, поэтому транспорт по праву считается одним из ключевых инструментов современной логистики, подчеркнул модератор, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели.
Ведущие компании, занимающиеся доставкой, признаются, что в период пандемии им пришлось усиливать свои автопарки — расширять внутренние мощности, докупая новые автомобили, либо же привлекать к работе внешних подрядчиков. Объем заказов во время вынужденной самоизоляции действительно был огромным, но сегодня, когда эпидемиологическая обстановка в нашей стране идет на спад и карантин практически полностью отменен, рынок логистики постепенно возвращается к своим привычным показателям. А вместе с ним и складской рынок, хотя влияние трех, непростых для всех отраслей экономики месяцев заметно и здесь.
По оценке директора департамента индустриальной и складской недвижимости, земли Knight Frank Константина Фомиченко, пандемия ускорила развитие небольших форматов складских комплексов. Обращения по открытию таких помещений за последние несколько месяцев превысили не только предложения на рынке, но и его возможности в принципе. Популярными стали запросы трех форматов — Dark Store, склады последней мили и Light Industrial. Тем не менее последствия этой активности станут заметны как минимум через год, заверил эксперт.
В целом же существенно снизилась доля вакантных площадей, а показатели e-commerce в профиле арендаторов складских помещений значительно выросли — с 1% до 24%. Вместе с розничной торговлей электронная коммерция стала одним из двух китов, на которых держится весь спрос на склады в Московской области. Внутри МКАД картина остается примерно такой же — примерно 1,4 млн кв. м качественных площадей, среди которых лидируют помещения класса Б, так как именно они во многом соответствуют требованиям компаний, работающих в черте города.
Высокий спрос на внутригородскую логистику в ближайшие годы сохранится, а доля e-com на рынке продолжит расти, уверен эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Data Insight Федор Вирин. Согласно прогнозу развития электронной торговли на пять лет, онлайн-торговля продолжит прирастать на 6% ежегодно. Из 7,2 трлн рублей оборота в 2024 году 1,6 трлн рублей будут обусловлены последствиями пандемии 2020 года. Прежде всего потому что за время карантина онлайн-шопинг попробовали минимум 10 млн новых покупателей. В большей или в меньшей степени опыт взаимодействия с электронной коммерцией они сохранят, прогнозирует эксперт. Переход на удаленную работу, самоизоляция и обусловленный этими событиями рост частоты онлайн-покупок, скачок категории eGrocery и падение покупательской способности — все эти факторы напрямую сказываются на дополнительном росте e-commerce в последующие пять лет. При этом большую долю в спросе онлайн-торговли составят предложения маркетплейсов, соответственно и логистике придется «крутиться» вокруг них, выстраивая эффективную экосистему между складами, внутригородской доставкой и последней милей.
Взаимодействие с маркетплейсами уже сейчас сказывается на работе логистических компаний, меняя их подход к работе. Один из вызовов, с которым столкнулась «Сберлогистика», например, это необходимость изменить типы транспортных средств доставки. Исторически e-com обслуживался на легком транспорте: поскольку средний вес заказа не превышает трех килограммов, курьеры развозили заказы на так называемых «каблучках» и легковых автомобилях. С ростом спроса на категорию non-food в период пандемии курьерам приходилось по нескольку раз возвращаться на станцию выдачи за новыми заказами, остро не хватало места в транспортных средствах. Компания приняла решение трансформировать внутренний парк машин и приобрести более крупногабаритный транспорт. По словам директора департамента продаж федеральным клиентам компании «Сберлогистика» Марии Зайцевой, большие машины позволили поддержать e-com в тяжелое для него время, а с учетом текущей ситуации, когда спрос уже не так велик, транспорт переведут под реализацию задач b2b рынка.
Оживление внутригородской логистики отмечает и операционный директор Pony Express Сергей Сергушев. Под задачи доставки сформирован полноценный транспортный парк из 1500 машин, 610 из которых находятся в собственности компании. По словам эксперта, Pony Express особенно нравится работать с автомобилями марки ГАЗ. На сегодняшний день в автопарке находятся несколько моделей — «Газель NEXT», «ГАЗ Соболь» и «Газель Бизнес». Стоимость приобретения и владения транспортными средствами Горьковского автомобильного завода в сравнении с зарубежными аналогами более привлекательна. Например, услуга брендирования, которая проводится прямо на заводе у производителя, что удобно для компании, а также возможность разработки новых стандартов, необходимых для курьерской доставки. Широкая дилерская сеть — еще одно условие в пользу выбора автомобилей ГАЗ, поскольку это позволяет быстро получать машины, обслуживать их и оперативно реагировать на любые другие нужды компании, связанные с владением данного коммерческого транспорта.
«Совместно с заводом ГАЗ мы также запустили проект для повышения эффективности внутригородской логистики,— рассказывает Сергей Сергушев.— Это модель мобильного курьерского офиса. Он приезжает в точку, где собираются курьеры, здесь же, на месте, они обмениваются отправлениями. Это увеличивает скорость доставки для клиента, а с точки зрения операционного окна повышает возможности оперативного решения организационных вопросов. Кроме того, мы, как компания, снижаем свои затраты на пустые пробеги курьеров. ГАЗ дооборудовал определенное количество наших автомобилей модели “Газель NEXT” и по итогам первых тестовых запусков мы договорились разработать один почтовый фургон. Он дооснащен дополнительными секциями для сортировки и маркировки отправлений. Тестовый фургон находится на маршруте, мы в компании делаем на него большие ставки».
Об удобстве использования автомобилей ГАЗ для внутригородской логистики говорит и основатель инновационного вэб-сервиса Web Delivery Express Дмитрий Селезнев. Из 36 машин, находящихся в парке компании, 18 — «Газели» марки Горьковского автомобильного завода. По оценке эксперта, они хорошо справляются с задачами мультитемпературной доставки. Особенность логистики термолабильным транспортом предполагает соблюдение терморежима в машине и высокую скорость доставки. Основные игроки, для которых важна эта услуга,— торговые сети, которые формируют трафик продуктов питания и готовой еды, производственные холдинги, маркетплейсы и добытчики, средний и малый бизнес, занятый в сфере производства и переработки, торговли продуктами, транспортные компании, занимающиеся перевозкой крупного опта, медицинские, фармацевтические и косметологические компании, которым необходимо придерживаться особых условий доставки для своих специальных грузов.
Несмотря на то что мощность парка на сегодняшний день позволяет закрывать текущие потребности мультитемпературных перевозок, в планах компании стоит расширение. «Прежде всего мы думаем о том, чтобы приобрести автомобили с мультитемпературным режимом в одном кузове,— делится планами Дмитрий Селезнев.— В России такие модели уже делают, как раз на базе ГАЗа. Тем более сейчас при поддержке Минэкономразвития ГАЗ предлагает хорошие программы для покупки транспорта в лизинг, с хорошими условиями, поэтому мы, скорее всего, будем ориентироваться на то, чтобы за два-три года полностью перейти на автомобили отечественного производства. Качество автомобиля стало на порядок выше, чем было еще пять лет назад, это отмечают и водители-экспедиторы в том числе. Для городской логистики использование таких машин будет наиболее эффективно».
Большим автозаводам пора задуматься не только о том, чтобы выделять субсидии на приобретение масштабных коммерческих закупок своего транспорта логистическим компаниям, но и поддерживать такую категорию граждан, как самозанятые, убежден председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ, совладелец и управляющий партнер группы компаний «220 Вольт» Алексей Федоров. Самым востребованным человеком сегодня на рынке доставки стал простой мужчина средних лет с малолитражным транспортом, который сотрудничает с компанией и развозит от ее имени заказы покупателям. Такие самозанятые водители очень нуждаются в хороших российских автомобилях, и трагедия в центре Москвы с гибелью курьера, в которого врезался актер Михаил Ефремов,— яркое тому доказательство: от удара в салон водителя практически полностью вошел двигатель. Была бы возможность у простого человека, основной источник дохода которого зависит от машины, взять кредит на покупку хорошего отечественного автомобиля, без процентов, со ставкой более низкой, а сроком выплаты более долгим, то и на логистическом рынке сформировался бы пул водителей, способных поддержать e-commerce в любое, даже самое тяжелое для него время, уверен эксперт.
Потребность в дополнительных силах на рынке доставки есть всегда, и даже те компании, которые наращивают свои мощности, отрабатывая большое количество заказов, не справляются со своей задачей. Особенно с точки зрения индекса эффективности логистики. В период пандемии, например, он составлял в среднем 40%: многие компании доставляли заказы, но не укладывались в сроки. Сегодня, когда планы логистов вернулись к докризисным отметкам и не исчисляются кратно, индекс вырос до 76%. Для того чтобы поддерживать его на высоком уровне, многие компании действительно задумались о создании собственного автопарка. Речь здесь идет не столько о покупке собственных автохозяйств, особенно если компания небольшая, сколько о сотрудничестве с внешними сервисами. Одним из таких стало такси: «Get такси» и «Яндекс.Такси», можно сказать, без преувеличения выручили e-com во время самоизоляции. В будущем подобное сотрудничество будет только крепнуть.
В целом же потребность в коммерческом транспорте у логистических компаний и сервисов, занимающихся доставкой в условиях большого города, останется прежней, отмечают эксперты. Базовый парк автомобилей сохранится: для e-commerce идеальным транспортным средством останутся легковые автомобили, просто потому что у них нет проблем с парковкой и пропускным режимом. «Каблучки» и «Газели» также продолжат ходить по маршрутам доставки. Постепенно их будет разбавлять современный транспорт: вопросы экологичности все чаще поднимаются на встречах логистов и их партнеров. Ну и, конечно же, на рынке сохранится потребность в специализированном, термолабильном транспорте. Для того чтобы поддерживать актуальный спрос на доставку заказов конечным потребителям, этого вполне достаточно.
Партнёры
Программа
-
-
председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ, совладелец и управляющий партнёр группы компаний «220 Вольт»
региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group (ex-Knight Frank Russia)
директор Департамента продаж федеральным клиентам компании СберЛогистика
основатель инновационного вэб-сервиса Web Delivery Express
операционный директор Pony Express
-
-
- Городские склады.
- Посткарантинная логистика: изменение объемов и специфика выполнения заказов после снятия самоизоляции.
- Легкий коммерческий транспорт в городской логистике.
- Специфика доставки разных категорий товаров.
- Управление доставкой с температурными режимами.