Layer 1

Круглый стол «Баланс интересов пациента и индустрии при госзакупках лекарственных средств»

04 марта 2025 Вторник
Фарма
Место проведения: Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 6, Swissotel Красные Холмы, зал «Давос», этаж 29

4 марта издательский дом «Коммерсантъ» провел круглый стол на тему «Баланс интересов пациента и индустрии при госзакупках лекарственных средств». В ходе дискуссии представители фармкомпаний и законодательной ветви власти обсудили различные вопросы, связанные с поддержкой отечественных производителей.

Как отметил зампред комитета ГД по охране здоровья Евгений Нифантьев, доля отечественных лекарств в денежном выражении растет медленно, поэтому надо работать в этом направлении. «Законопроект об определении, что такое стратегически значимые лекарственные средства (СЗЛС), станет законодательной основой для льгот для отечественных производителей»,— подчеркнул он.

Член комитета ГД по защите конкуренции Ирина Филатова отметила, что иностранные компании не регистрируют в России новые препараты, также упомянула об отзывах регудостоверений. Чтобы избежать социальной катастрофы и чтобы население не осталось без новых лекарств, по ее словам, надо стимулировать локальных производителей.

Зампред комитета ГД по экономической политике Станислав Наумов выступил за немедленное введение мер поддержки локальных производителей. «Российской фарме надо двигаться в сторону инновационных разработок»,— отметил он.

Исполнительный директор ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» («Инфарма») Вадим Кукава напомнил о той роли, которую на российском рынке лекарств играют иностранные компании. «Уход с рынка после 2022 года был единичным, а отзыв регудостоверений — это обычная практика для всех фармкомпаний, не только для западных»,— отметил он.

Как рассказал глава «Активного компонента» Александр Семенов, по итогам 2024 года доля локализованных лекарств в госсегменте составила в стоимостном выражении 39,2% — при этом в упаковках это 86,3%. «Стоимостная доля локализованных лекарств была ниже только в далеком 2014 году, но даже тогда в упаковках это было значительно меньше, а именно 76,8%. Общая емкость рынка госзакупок по итогам 2024 года составила 819 млрд руб., то есть по сути 0,5 трлн руб. используется иностранной фармой для своего развития, получения прибыли и выводится за пределы РФ»,— отметил он.

В этой ситуации предложения исключить из перечня СЗЛС локализованные по полному циклу препараты, если их доля составляет более 50%, недопустимы, отметила замгендиректора «Герофарм» Марина Рыкова. «Сегодня “Герофарм” занимает лидирующие позиции на российском рынке инсулинов по нескольким МНН, более десяти лет обеспечивает пациентов жизненно важными лекарствами. Весь процесс производства осуществляется на собственных мощностях в России, что также гарантирует независимость от импортных поставок. Предложенная концепция существенно отразится на рынке инсулинов, ограничив доступ пациентов к качественным и эффективным препаратам, а в результате снижения инвестиционной привлекательности российские производители полного цикла могут лишиться стимула для дальнейшего развития»,— отметила она.

Основатель компании «Велфарм» Людмила Щербакова ответила критикам концепции «второй лишний». Она напомнила: когда внедрялся «третий лишний», тоже были опасения роста цен, но этого не случилось. Она обратила внимание на тот факт, что российские субстанции будут заполнять рынок постепенно.

«Благодаря локализации и собственному синтезу субстанций в России мы смогли в кратчайшие сроки обеспечить жизненно важной терапией наших диабетических пациентов, когда западные производители просто отозвали свои препараты из России. Мы развернули стратегию компании в направлении инновационного развития, где совпали цели и задачи государства, врачей, интересов пациентов и бизнеса. И здесь, помимо новых молекул, разработок и технологий, есть еще две важные составляющие. Первая — это вектор длительного развития, заданный списком ЖНВЛП прозрачным и с понятными правилами формирования. Вторая составляющая — собственное производство АФС, которое дает необходимую гибкость в развитии инноваций и является материальной предпосылкой истинной локализации лекарств и основой лекарственной независимости страны. Именно эти две составляющие в настоящее время находятся под давлением со стороны иностранной фармы, стремящейся сузить задачи локализации до вновь создаваемого некоего списка стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) и оттянуть глубокую локализацию, чтобы не потерять конкурентные преимущества в бюджетных закупках»,— заявил председатель совета директоров ПАО «ПРОМОМЕД» Петр Белый.

Вице-президент по связям с государственными органами ГК «Фармасинтез» Олег Астафуров заявил, что российским производителям сейчас необходимы новые меры поддержки для развития инновационных производств. «И включение в перечень СЗЛC важных препаратов, конечно, позволит систематизировать работу в этом направлении»,— сказал он.

Руководитель по науке и инновациям департамента инновационного развития ГК «ФармЭко» Юлия Подоплелова отметила, что российские производители могут обеспечить пациентов достойной продукцией. «Именно за счет их работы мы сможем прийти к фармацевтической независимости. Чтобы это произошло быстрее, необходимо отдельно поддержать производителей именно инновационных лекарств»,— сказала она.

Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович обратила внимание на то, что раз есть понятие о СЗЛС, то надо говорить о критериях. При их выборе можно отталкиваться от трех аспектов — пациент, болезнь, лекарство. «В каждом из этих случаев у нас будут разные критерии и разные списки»,— отметила она.

Директор по индустриальным вопросам и лекарственной доступности АМФП Александр Мартыненко прокомментировал новые критерии перечня СЗЛС. «Мы считаем, что эти два критерия — лечение жизнеугрожающего и/или инвалидизирующего заболевания — должны выделяться отдельно и быть обязательными для включения препаратов в перечень с точки зрения стоящих перед национальным здравоохранением задач. Текущая формулировка проекта вполне подходит: “препарат предназначен для лечения жизнеугрожающего и/или инвалидизирующего заболевания”»,— отметил он.

Заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов отметил, что государству важно давать фармкомпаниям возможность зарабатывать на своих проектах в том объеме, в котором они считают это нужным. «Прибыль — лучший стимул для инвестиций в любые проекты»,— отметил он. Он также наполнил о законопроекте, регулирующем бэк-маржу в сфере ритейла, и предложил отрасли в перспективе обсудить эту проблему.

Планом мероприятий по реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено установление приоритета при госзакупках лекарственных препаратов, произведенных в России по «полному циклу»,— механизм, получивший название правила «второй лишний».

28 декабря 2024 года в Госдуму был внесен законопроект, закрепляющий понятие стратегически значимых лекарственных средств, список которых будет определяться профильными ФОИВами в срок до начала мая 2025 года (пункт 2 плана реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года).

Участники рынка и представители ответственных исполнителей со стороны госорганов обсуждают, как синхронизировать интересы системы здравоохранения с возможностями отечественных технологических платформ, наличием и конкурентоспособностью собственных источников сырья.

Предполагается, что приоритет в госзакупках будет отдаваться препаратам, произведенным в ЕАЭС. С 1 сентября 2025 года механизм «второй лишний» вступит в силу для локальных производителей АФС. С этой даты при закупке препаратов из перечня СЗЛС преимущества будут отдаваться только российским производителям полного цикла.

Поделиться:

Программа

04 марта Вторник

Контакты

Регистрация