Сессия ИД «Коммерсантъ» и ВЭБ.РФ «Креатив КМНС как фактор развития территорий»
В конце июля текущего года Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о развитии креативных (творческих) индустрий в России, куда относятся народно-художественные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Общая демографическая структура КМНС за последние десять лет практически не изменилась, образована на две трети сельской частью населения (216 тыс. человек из 315 тыс. человек) и на 53% представлена женщинами.
«Чумовой капитал» в размере около 500 тыс. руб., распространяющийся на кочевые народы Крайнего Севера, с 2021 года не позволяет компенсировать все расходы по традиционному хозяйству. Профессия «работник кочевого жилья» так и признана в общероссийском классификаторе Госстандарта РФ. Все меньше женщин Крайнего Севера соглашаются кочевать с мужьями и ищут работу в поселках, перетекая в город и теряя свою культурную идентичность. Оленеводы остаются в тундре без женщин, что приводит к деградации традиционных отраслей хозяйствования и сокращению самих этносов. Статистика показывает, что прирост населения КМНС особенно ощутим у народов с компактным проживанием в сельской местности и коэффициентом соотношения мужчин к женщинам не менее 90% (тувинцы-тоджинцы, ненцы, тубалары, эвенки, сойоты и другие). Для традиционных этносов креативные ремесла являются не только образом жизни, но и возможностью повысить свой уровень самозанятости.
Законопроект о развитии креативных индустрий в России предусматривает создание единого реестра субъектов креативных индустрий, который станет базой для оказания мер государственной поддержки. Законопроект систематизирует набор из порядка 20 законов, регулирующих деятельность креативных индустрий. По замыслу законодателей каждый регион сможет как выбрать приоритетные для себя индустрии, так и сделать упор на их развитие и поддержку. Это позволит сохранить разностороннюю творческую направленность регионов нашей страны и не рушить их устоявшиеся творческие практики. Они, в свою очередь, могут стать основой для брендирования народа, территории и добавлять свой вклад в продвижение региона.
Программа
-
-
Деловая сессия
Вопросы к обсуждению:
- Что изменится в жизни коренных малочисленных народов Севера с принятием нового закона?
- Как будет организовано правоприменение с учетом особенностей отдаленных регионов страны?
- На какую господдержку вправе рассчитывать физические и юридические лица, включенные в единый реестр субъектов креативных индустрий?
- Как создать инфраструктуру маркетинговой поддержки продукции традиционных ремесел КМНС?
- Какие лучшие практики инвестиций в продукцию творческих ремесел уже существуют в регионах?
корреспондент отдела экономической политики газеты «Коммерсантъ», выпускающий редактор тематических приложений «Ъ-Review»
Член Совета Федерации ФС РФ, представитель от Законодательного собрания ЯНАО, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
директор – координатор социокультурных программ, ВЭБ.РФ
начальник управления корпоративных отношений, ООО «Сахалинская Энергия»
заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)