Layer 1

Сессия ИД «Коммерсантъ» и ВЭБ.РФ «Креатив КМНС как фактор развития территорий»

03 сентября 2024 Вторник
Место проведения: Владивосток, остров Русский, кампус ДВФУ, корпус А

На совместной сессии «Креатив КМНС как фактор развития территорий» ИД «Коммерсантъ» и ВЭБ.РФ 3 сентября во Владивостоке обсуждали то, как законопроект о развитии креативных индустрий повлияет на деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

«Для нас креативные индустрии — это традиция» — с таких слов начал свое выступление Григорий Ледков, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, член Совета федерации ФС РФ, представитель от законодательного собрания ЯНАО. Речь идет о 40 народах, проживающих на территории 28 регионов севера вдали от цивилизации в суровых климатических условиях с глубоко традиционным образом мышления и обычаями. «Теперь мы можем представлять свою культуру с помощью мер господдержки, выходить на более широкую аудиторию»,— продолжил Григорий Ледков. Он обратил внимание на важность поддержки «на земле» в пределах региона и муниципалитета, которая может выражаться в виде грантов или субсидий. Ассоциация продолжит работу над ежегодными форумами, такими как «Сокровища Севера», где ежегодно в столице представляются «живые, а не музейные культуры».

«Принятый закон вводит понятие креативных индустрий в экономику»,— заявил в ходе своего выступления директор социокультурных программ ВЭБ.РФ Олег Ракитов. Сейчас есть понимание, что все эти программы в том числе направлены и на развитие городов и территорий, а не просто поддержку культуры. ВЭБ.РФ развивает систему поддержки представителей подобных креативных индустрий в каждом регионе, где он присутствует. На данный момент охвачены 14 регионов страны. Примером успешной поддержки местных сообществ могут послужить проекты в Улан-Уде, где институтом развития был поддержан выпуск аудиогида на русском и бурятском языках, а также в Кузбассе, где деятельность продолжается уже без финансирования от ВЭБ.РФ. «С одной стороны, это про сохранение, а с другой — часть экономического процесса,— пояснил Олег Ракитов.— То, что сохраняется малыми народами, может стать частью культурного кода всей территории, важно давать им это осознание».

Одним из форматов участия бизнеса в поддержке КМНС, по мнению начальника управления корпоративных отношений ООО «Сахалинская энергия» Натальи Гончар, может быть государственно-частное партнерство, когда компания участвует в региональных программах поддержки коренных народов. В успешных проектах сочетаются гармония и сохранение традиций, с одной стороны, и наличие реалий из экономической основы творческих индустрий — с другой. «Творчество коренных малочисленных народов вплетено в общий ковер исторического и культурного наследия страны»,— подчеркнула Наталья Гончар. Мощным инструментом развития творчества КМНС и географического бренда региона могут стать многофункциональные креативные кластеры, которые помогут отдельным художникам и мастерам с продвижением своей продукции в России и за рубежом.

В Республике Саха (Якутия) стратегия развития креативных индустрий была принята на региональном уровне еще четыре года назад, заявил в ходе дискуссии заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаил Погодаев. Важную роль в развитии индустрий играет инфраструктура, добавил он, ссылаясь на проект высокоскоростной оптической линии интернет-связи в 13 труднодоступных районов республики. На реализацию проекта, получившего название «Синергия Арктики», привлечено финансирование в размере 11 млрд руб. Важно также развивать управленческие компетенции в области креативных индустрий, которая получила название «Креативная Арктика» и реализуется в рамках проекта «Приоритет-2030». Наконец, немаловажным, по словам спикера, является и проработка интеллектуальных прав коренных малочисленных народов на свою продукцию, которая зачастую появляется в доступе незаконно либо в виде фейков. Григорий Ледков подтвердил актуальность задачи и в качестве примера привел искажение традиций народа саамов, которое получило масштабирование в зарубежных странах.

В конце июля текущего года Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о развитии креативных (творческих) индустрий в России, куда относятся народно-художественные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Общая демографическая структура КМНС за последние десять лет практически не изменилась, образована на две трети сельской частью населения (216 тыс. человек из 315 тыс. человек) и на 53% представлена женщинами.

«Чумовой капитал» в размере около 500 тыс. руб., распространяющийся на кочевые народы Крайнего Севера, с 2021 года не позволяет компенсировать все расходы по традиционному хозяйству. Профессия «работник кочевого жилья» так и признана в общероссийском классификаторе Госстандарта РФ. Все меньше женщин Крайнего Севера соглашаются кочевать с мужьями и ищут работу в поселках, перетекая в город и теряя свою культурную идентичность. Оленеводы остаются в тундре без женщин, что приводит к деградации традиционных отраслей хозяйствования и сокращению самих этносов. Статистика показывает, что прирост населения КМНС особенно ощутим у народов с компактным проживанием в сельской местности и коэффициентом соотношения мужчин к женщинам не менее 90% (тувинцы-тоджинцы, ненцы, тубалары, эвенки, сойоты и другие). Для традиционных этносов креативные ремесла являются не только образом жизни, но и возможностью повысить свой уровень самозанятости.

Законопроект о развитии креативных индустрий в России предусматривает создание единого реестра субъектов креативных индустрий, который станет базой для оказания мер государственной поддержки. Законопроект систематизирует набор из порядка 20 законов, регулирующих деятельность креативных индустрий. По замыслу законодателей каждый регион сможет как выбрать приоритетные для себя индустрии, так и сделать упор на их развитие и поддержку. Это позволит сохранить разностороннюю творческую направленность регионов нашей страны и не рушить их устоявшиеся творческие практики. Они, в свою очередь, могут стать основой для брендирования народа, территории и добавлять свой вклад в продвижение региона.

Поделиться:

Программа

03 сентября Вторник

Контакты