Корпоративное образование в эпоху перемен
30 ноября в пространстве Flexity прошла конференция издательского дома «Коммерсантъ» «Корпоративное образование в эпоху перемен».
В ходе первой сессии эксперты рынка обсудили последние тренды развития корпоративных университетов крупнейших компаний.
Как рассказал директор департамента корпоративного обучения школы управления «Сколково» Денис Конанчук, сейчас трансформировался запрос на компетенции руководителей. «Раньше говорили, что основной драйв — это топ-руководитель. Сейчас масштаб изменений настолько большой, что режим «change» уже напрямую затрагивает линейный менеджмент, который имеет доступ к рядовым сотрудникам. Сейчас все, что придумывается наверху, доходит вниз с трудом. Задача топ-менеджеров исправить эту ситуацию, в том числе через корпоративное образование. От этого зависит успех компании в условиях турбулентности»,— отметил он.
Ректор ЧОУ ДПО «Корпоративный университет» «Норильский никель» Роман Чураевский поговорил о том, как построить экосистему корпоративного обучения. «У этого подхода есть ряд преимуществ. Так, руководители получают вовлеченных профессионалов, способных достигать высоких результатов, используя свои знания и навыки эффективного взаимодействия. Сотрудники достигают профессиональных и карьерных целей, а также самореализовываются и раскрывают свой потенциал. Наконец, компания готовит новое поколение лидеров для развития компании и решения глобальных задач: устойчивого развития, социальной и экономической справедливости, изменения культуры»,— отметил он.
Тимлидер управления по развитию корпоративных компетенций «Ростелекома» Наталья Тарасова рассказала о том, как и какие корпоративные образовательные программы работодатель может предложить сотрудникам в кризис. «Так, у нас в компании в числе наиболее популярных тем оказались управление операционной эффективностью, сохранение баланса в условиях неопределенности, обратная связь и навыки эффективной коммуникации»,— отметила она.
Главный менеджер корпоративного университета ТМК2U Дарья Карманова поговорила о том, как функционирует проект Open2U. «Он построен на принципе открытых знаний и стремлении сотрудников ТМК делиться опытом друг с другом на безвозмездной основе. Проект не требует от участников пространства экспертности в общепринятом смысле этого слова: Open 2U — это площадка для авторских “лайфхаков” в разных областях»,— рассказала она.
Руководитель корпоративного университета Х5 Светлана Теселкина и архитектор образовательных систем X5 Михаил Сартаков представили корпоративный университет для сотрудников X5 Group «Полка Х5» и поделились уроками, которые получили на пути запуска продукта. «Полка Х5 – это маркетплейс развивающих материалов, где собраны разные форматы обучающего контекста: от онлайн и оффлайн программ до марафонов и подкастов. Также это инструмент развития сотрудников с встроенной диагностикой и рекомендательными моделями и большое образовательное сообщество внутри Х5 с возможностью делиться своим мнением, становиться экспертом и создавать собственный обучающий контент или рекомендовать коллегам понравившийся», – рассказали спикеры.
Заместитель генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности — Член Управляющей коллегии «Трансмашхолдинга» Наталия Шишлакова: «На большинстве предприятий ТМХ есть специализированные лицензированные учебные центры регионального значения. Семь из них сертифицированы и могут обучать как сотрудников предприятия, так и организовывать внешнее обучение в том числе наших партнеров, которые занимаются обслуживанием подвижного состава. Кроме того, во всех регионах присутствия ТМХ заключены стратегические соглашения о взаимном партнерстве с профильными университетами».
Также на конференции состоялся семинар от «Ъ-Университетъ» «Обучение без мучения. Как создавать учебные форматы для разных категорий учащихся», на котором представители корпоративных и классических университетов обсудили возможные варианты организации учебных программ.
Замдиректора Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики по корпоративному обучению Наталья Шумкова представила результаты исследования отрасли корпоративных университетов. В частности, по его результатам доля онлайн-программ выросла с 28% в 2019-м до 68% в 2021 году. Что же касается инноваций в форматах обучения, то, по ее словам, руководители корпоративных университетов назвали гибридный формат, обучение на кейсах и геймификацию. По словам руководителя группы развития менеджмента компании «Полюс» Светланы Зудиной, именно такие подходы к созданию корпоративных образовательных программ сейчас практикует и их компания.
Как рассказала старший инвестиционный директор АФК «Система» Оксана Косаченко, в последние годы можно наблюдать активное появление программ по устойчивому развитию и ESG-трансформации в учебных планах корпоративных университетов и образовательных центров. «В АФК “Система” мы пошли по пути интеграции повести УР с самого верхнего эшелона: у нас погружение в ESG-мир началось с обучающей программы для руководителей всех компаний. Только после того, как понимание важности ESG-трансформации прижилось у руководителей, мы запустили образовательные треки в онлайн- и офлайн-формате в наших компаниях. Наиболее активно эта повестка транслируется в “МТС Университете” и на общекорпоративной образовательной платформе “Лифт в будущее”: созданы не только разовые лекции или лонгриды, но активно используются игровая методика, решение кейсов, причем как положительно повлиявших на внедрение повестки устойчивого развития в различных компаниях, так и не получивших развития. Довольно важный факт, который фиксируется почти повсеместно,— высокая “досматриваемость” курсов по устойчивому развитию: почти 80–82% начавших изучение таких модулей доходят конца курса»,— отметила она.
Нет никаких сомнений в больших возможностях корпоративных университетов, отметила директор центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета Наталья Киселёва, однако только в активном сотрудничестве вуза и корпорации рождаются лучшие инновационные образовательные программы (продукты), отвечающие запросам личности, бизнеса и государства. «Именно вузовская среда предоставляет широкие возможности, формирует эрудированную личность, создает фундамент для профессионального роста, корпоративное обучение как следующий этап направлено на дальнейшее развитие сотрудника для целей организации»,— заявила она.
«Наш вуз сегодня вносит вклад в решение наиболее актуальных проблем страны, в том числе поддерживает технологический суверенитет и готовит высококвалифицированные кадры. Благодаря программе “Приоритет 2030” нам удалось реализовать образовательно-мотивационный проект “Полишкола”, который направлен на вовлечение молодых мотивированных специалистов в развитие вуза и поможет раскрыть их потенциал в выработке инновационных решений»,— отметила начальник управления стратегического планирования и программ развития петербургского Политеха Мария Врублевская.
Наталия Казакова, руководитель магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и управлении» РЭУ им. Г. В. Плеханова и главный методист АНО ЕАК, рассказала о десятилетнем опыте проектного обучения на программе. Акцентировала внимание на формировании навыков разработки собственных методик бизнес-анализа и исследовательского опыта в рамках долгосрочного проекта «Мониторинг секторальных рисков финансовой безопасности в цифровой среде». На развитие программы направлен совместный проект РЭУ и ЕАК в области подготовки и сертификации бизнес-аналитиков.
К 2027 году глобальный рынок корпоративного обучения достигнет объема $417,21 млрд, прирастая в ближайшие годы в среднем на 9,4%. Это происходит благодаря росту спроса на внутрифирменное обучение в последние годы во многих сферах профессиональной деятельности. Руководители высшего звена стали уделять больше внимания корпоративному обучению, осознавая, насколько важную роль оно играет во времена быстрых перемен и неопределенности.
С приходом пандемии коронавируса компании стали все чаще внедрять инновационные и экономически эффективные способы обучения своих сотрудников, увеличивать инвестиции в новейшие технологии и цифровизацию для обеспечения онлайн-обучения. Так, по данным портала Elearning Industry, в 2021 году 56% компаний переоснастили свои образовательные программы, а 62% предприятий, затронутых изменениями из-за COVID-19, решили увеличить расходы на обучение персонала.
Как ситуация с корпоративным образованием складывается в России? На какие программы есть наибольший спрос? Каким образом сделать их привлекательными для сотрудников различных возрастов и профессий? Ответы на эти и другие вопросы можно будет получить на конференции издательского дома «Коммерсантъ» «Корпоративное образование в эпоху перемен».
Программа и спикеры
-
-
Регистрация
-Деловая сессия. Обучение сотрудников в период турбулентности
Вопросы для обсуждения:
- Какие корпоративные образовательные программы предложить сотрудникам в кризис?
- Тренды развития новых форматов обучения работников. Цифровизация корпоративного образования.
- Корпоративное обучение и приверженность бренду работодателя. Как повысить лояльность сотрудников?
- Профессиональные навыки или soft skills. На что сделать ставку работодателям?
- Обучение руководителей. Какие навыки особенно необходимы именно сейчас?
обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ», редактор приложения «Здравоохранение»
директор Департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО
ректор ЧОУ ДПО «Корпоративный университет» «Норильский никель»
главный менеджер Корпоративного университета ТМК2U
руководитель корпоративного университета Х5
архитектор образовательных систем X5
тимлидер управления по развитию корпоративных компетенций, Ростелеком
-Кофе-брейк, нетворкинг
-Семинар от «Ъ» Университетъ «Обучение без мучения. Как создавать учебные форматы для разных категорий учащихся»
Чтобы соответствовать требованиям современной экономики и быть высокоэффективными, работники на российском рынке труда вынуждены постоянно обновлять свои знания. Если раньше полученного в юности образования могло хватать на всю трудовую жизнь, то теперь знания регулярно устаревают, и без постоянного совершенствования сотрудники безнадежно отстают от требований, предъявляемых к профессионалам компаниями. Однако при этом, чтобы обучение было эффективным, провайдеры образовательных программ, в числе которых как вузы, так и корпоративные университеты, должны быть готовы предоставить своим слушателям всю необходимую им информацию в легких и доступных форматах. Два года пандемии показали, что распространение онлайн-образования также невозможно без понимания, в каком виде лучше организовывать обучение для различных групп сотрудников.
Вопросы для обсуждения:
- Как выбрать форму обучения слушателей так, чтобы она максимально соответствовала образовательным задачам учебной программы?
- Какие новые инструменты для разработки интерактивных учебных курсов и мастер-классов сейчас существуют?
- Каким образом оценить эффективность выбранного формата и скорректировать его под нужды обучающихся?
- Как избежать выгорания сотрудников и обучающихся?
Эти и другие вопросы в ходе семинара от Университетъ. «Обучение без мучения. Как создавать учебные форматы для разных категорий учащихся» обсудят эксперты рынка образования.
обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ», редактор приложения «Здравоохранение»
старший инвестиционный директор АФК «Система», президент благотворительного фонда «Система»
заместитель директора, Высшая школа бизнеса
начальник управления обучения и развития персонала золотодобывающей компании «Полюс»
начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбПУ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
д.э.н., профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, главный методист Единой аттестационной комиссии
кандидат социологических наук, доцент, директор центра перспективных исследований и разработок в сфере образования, Финансовый университет при Правительстве РФ
Регистрация