Layer 1

Россия на электротяге: контуры автомобильного будущего. Деловой завтрак «Ъ»

26 марта 2025 Среда
Цифровизация
Место проведения: Москва, Пресненская набережная, д. 10, блок «С» Комплекс «Башня на Набережной», этаж 50

26 марта в Москве прошел деловой завтрак «Россия на электротяге: контуры автомобильного будущего», организованный ИД «Коммерсантъ». Представители отраслевых ассоциаций, операторов зарядных станций, производителей электрокаров, а также правительства РФ и столичной мэрии обсудили проблемы и перспективы электромобильности в России. Модератором дискуссии выступил ведущий радиостанции «Коммерсантъ FM» Петр Косенко.

По словам председателя Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) Армена Сафаряна, за последние 10–15 лет в сферу электромобильности было вложено порядка 0,5 трлн руб., что является «более чем колоссальной» цифрой. Однако к ней по-прежнему относятся как к «маргинальной» отрасли, посетовал он. Господина Сафаряна поддержал руководитель специальных проектов компании «Моторинвест» (бренд Evolute) Василий Чеботарев, который рассказал, что владельцы электрокаров могут экономить до 1,5 млн руб. в год за счет бесплатной парковки в Москве, бесплатных зарядных станций, а также бесплатного проезда по федеральным автодорогам.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков привел неутешительную статистику, согласно которой после резкого повышения утилизационного сбора продажи электромобилей в январе-феврале 2025 года упали на 63%. Реализация гибридов за тот же период «просела» на 40%, добавил господин Целиков. По его словам, для подавляющего большинства россиян при выборе автомобиля цена остается главным фактором, поэтому электрокары — это удел или энтузиастов, или состоятельных покупателей. «В 90% случаев это второй-третий автомобиль в семье»,— добавил эксперт.

По мнению директора департамента продаж компании «Кама» (бренд «Атом») Александра Костылева, электромобиль должен подходить покупателю в первую очередь по стоимости: «Он не должен стоить 10 млн руб., он должен стоить сильно дешевле. Цена — это очень важный фактор для покупки. И правда, что электромобиль сейчас чуть дороже ДВС (двигатель внутреннего сгорания.— “Ъ)». При этом эксплуатация электрокаров обходится дешевле, подчеркнул он. Господин Костылева заявил, что «Атом» стоил бы 3–4 млн руб., если бы выходил на рынок прямо сейчас, но «что случится за ближайший год с логистикой и курсом — пока не известно». По его словам, предзаказ «Атома» оформили 2,5 тыс. покупателей.

Генеральный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов предупредил, что «ни в коем случае нельзя останавливать маховик» развития электромобильности. «С 1 января на дорогах минус 17% по зарядному трафику. Люди просто выбирают для путешествий не электромобиль. И мы реально на распутье: а надо ли еще инвестировать (в развитие сети зарядных станций.— “Ъ”)»,— посетовал господин Гурленов. А директор бизнес-направления «Электромобильность» компании ТВЭЛ Александр Бухвалов призвал «докрутить» существующие меры поддержки, увеличив субсидию на покупку электромобиля с 925 тыс. до 1,5 млн руб.

По словам директора по стратегическому развитию корпорации ПСС Максима Политова, на текущий момент сфера электромобильности подошла к этапу, «когда появляются регуляторы»: «Связанные с МЧС относительно субсидий, относительно ввозных пошлин. И мы получаем замедление программ. И вместо того чтобы нарастить оборот и в ближайшие пять лет показать результат, догнать и обогнать мировые тренды, мы находимся на стадии ожидания».

В свою очередь, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Татьяна Редько призвала синхронизировать бизнес-планы всех участников отрасли. Она добавила, что невыполнение ковенанта по объему локального производства в 2024 году не связано с недостатком мощностей. «Мощностей достаточно, чтобы нарастить производство до очень большой цифры. Это связано с ужесточением денежно-кредитной политики, недостаточным спросом и недостаточно широким модельным рядом»,— объяснила госпожа Редько.

Завершая дискуссию, Армен Сафарян рассказал, что АПОЭ направила письмо в Минэнерго РФ с просьбой скорректировать государственную программу развития энергетики в части субсидирования затрат на установку зарядных станций для электромобилей. По его словам, ассоциация просит не лишать преференций операторов, которые по каким-то причинам решили переставить зарядную станцию в другое место. «Второе, что немаловажно. На заре госпрограммы очень много маленьких частных инвесторов поставили себе зарядные станции, но эффект можно получить только на большой сети. У многих инвесторов есть желание продать этот бизнес более крупному игроку. Это тоже мы включили в наше предложение»,— добавил господин Сафарян.

По данным агентства «Автостат» в 2024 году в России было продано 17,8 тыс. новых электромобилей — на 26% больше, чем в 2023-м. При этом доля электрокаров во всем автопарке страны по-прежнему невелика, на них приходилось лишь около 0,1% от общего количества легковых машин в РФ. По итогам опроса ВЦИОМа, только 12% опрошенных россиян хотели бы купить электромобиль, в то время как 47% респондентов отдали бы предпочтение машине с бензиновым двигателем. Тем не менее, итоги 2024 года указывают на то, что россияне все более начинают покупать не только новые аккумуляторные машины, но и электромобилей с пробегом – их реализовано на 8% больше, чем годом ранее.

По мере того, как продажи легкового электрического транспорта ставят очередные рекорды, развивается и зарядная инфраструктура в городах и на ключевых федеральных трассах. Темпы ввода в эксплуатацию зарядных станций растут – так, до конца текущего года планируется запустить около 1,5 тысяч быстрых электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей (50 и более киловатт).

Государство создает условия для входа инфраструктурных игроков в новый сектор, повышая размер субсидии на технологическое присоединение зарядок к электросетям с 30 до 60%. Предприниматели получают дополнительный стимул для разворота в сторону более экономичного и экологичного транспорта. Ведь число «чистых» автомобилей в городе способствует снижению загазованности — совокупно до 90% вредных выбросов в атмосферу составляют именно автомобили.

Между тем, сложной остается регуляторика по размещению ЭЗС на паркингах и в придомовых территориях, где для установки станции, согласно ст. 44 ЖК РФ, необходимо провести общее собрание жильцов, обсудить вопрос монтажа зарядного оборудования с учетом наличия доступной электросети, необходимой для его полноценной работы. Места для подзарядки электромобилей в подземных паркингах потребуют и автоматизированной системой пожаротушения вне зависимости от их площади.

В перспективе нескольких лет мегаполисы могут столкнуться с еще большей нагрузкой на электросети, поэтому стабильная работа рынка ЭЗС потребует внедрения модели управления спросом на электроэнергию и дифференцированной системы ценообразования.

Поделиться:

Партнер

Программа

26 марта Среда

Контакты