Как стать единорогом, или Путь успешного бизнеса
В рамках цикла мероприятий Центра технологического предпринимательства «Основатели» и ИД «Коммерсантъ» состоялась онлайн-конференция «Как стать “единорогом”, или Путь успешного бизнеса». Мероприятие было посвящено одной из актуальнейших тем для любого стартапа и молодого бизнес-проекта: как, имея прорывные технологии и сильную и заинтересованную команду, стать «единорогом», привлечь миллиардные инвестиции, проще говоря, создать масштабируемую и эффективную бизнес-модель, интересную рынку и инвесторам. Особенно учитывая тот факт, что, по оценкам экспертов, шансы вырасти до миллиарда есть у менее чем одного процента компаний. По разным оценкам, сейчас в мире насчитывается от нескольких сотен до пары тысяч «единорогов», и единый список из-за различных методик подсчета отсутствует. Половина таких компаний приходится на США, четверть — на Китай, на почетном третьем месте — Индия. Для российских же начинающих бизнесменов ситуация осложняется еще и тем, что доступ к международным рынкам и финансированию ограничен.
Эксперты обменивались мнениями и делились своим опытом и бизнес-кейсами с аудиторией в течение двух насыщенных сессий.
В первой части конференции эксперты попытались найти ответ на вопрос, как же все-таки вырастить «единорога» в текущих российских реалиях. «Надо верить, что может появиться новый большой потребительский рынок, связанный с технологиями, и, соответственно, новая компания, которая сможет всех опередить на этом рынке. Может быть, это случится уже в следующие десять лет»,— оптимистичен Александр Горный, сооснователь United Investors. Конечно, традиционно российские создатели технологических стартапов ориентировались на западные рынки. Работать на этих рынках для россиян на фоне санкционного давления теперь очень сложно, сходятся во мнении участники разговора. Но есть «голубой океан» азиатского рынка, указывает Дмитрий Поляков, заместитель руководителя фонда Softline Venture Partners. «Потенциал российских технологических компаний остается колоссальным, есть азиатский рынок с огромным населением и огромной потребностью в технологических решениях, нужно развернуться в его сторону»,— говорит он.
Причем, как показывают исследования, для создания «единорога» нужно меньше условий, чем кажется. Три обязательных фактора — наличие венчурного рынка, наличие высококвалифицированных исследовательских научных организаций и наличие бизнес-инкубаторов, перечисляет Евгений Куценко, директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Не важны ни скорость интернета, ни количество студентов в стране, ни уровень зарплат. Не столь важен даже доступ к международным инвестициям, есть пример развития китайского венчурного рынка, где более 70% инвестиций направляются во внутренние проекты, рассказывает господин Куценко.
Причем не нужно бояться того факта, что российские стартапы развиваются и мигрируют в другие страны. Это неизбежно в условиях глобализации. Кроме того, многим фаундерам важна не география происхождения проекта, а его бизнес-показатели и возможности заработка, рассуждает Сергей Ореханов, руководитель инвестиционного департамента Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, основатель Клуба инвестиционного нетворкинга.
Вторая часть конференции была посвящена вопросам выхода на потенциально интересные для развития зарубежные рынки. Вопрос актуален для российских начинающих бизнесменов, ведь размеры одного рынка не всегда дают возможность для стартапа масштабировать свои разработки. Поэтому каждый основатель стартапа рано или поздно сталкивается с вопросом географического расширения своего бизнеса. Подготовка к выходу на зарубежный рынок — это многогранный процесс, состоящий из нескольких шагов. Какие это шаги, чем могут быть интересны российским стартапам рынки Индии и Китая и какие их особенности стоит учесть — на эти и многие другие вопросы постарались ответить, исходя из личного опыта, участники эфира.
В первую очередь нужно оценить объемы рынка, его лояльность к российским бизнесменам и языковую доступность, степень внедрения популярных и развитых систем бухучета и документооборота, а также в целом готовность рынка и региона к внедрению технологий, делится опытом партнер и директор по развитию HRlink, сооснователь Entera Global Дмитрий Махлин, вышедший со своим «единорогом» на рынок Индии. Для запуска бизнеса в Индии важно учитывать особенности менталитета и адаптировать проект с их учетом. Так, команда Дмитрия Махлина после многих очных и онлайн-встреч с потенциальными партнерами в Индии пришла к выводу, что необходимо нанимать местных жителей, вводить инструменты скоринга индийских продавцов, досконально прорабатывать все юридические вопросы и заранее продумывать все нюансы коммуникации между сотрудниками, находящимися в разных странах.
«Индия — это другая планета»,— подтверждает Александр Ющенко, управляющий партнер InBridge. И с этим нужно учиться работать, ведь место очень перспективное. Страна активно развивается последние 30 лет. К 2030 году страна, по прогнозам экспертов, может стать третьей экономикой мира по уровню ВВП. Причем 50% этого ВВП будет приходится на сферу услуг. И правительство Индии активно поддерживает иностранные инвестиции в рынок страны, предоставляя налоговые льготы, перечисляет преимущества он. Страна заинтересована в развитии IT на внутреннем рынке, сфокусирована на производстве собственного «железа», цифровизации, ИБ, развитии искусственного интеллекта, фудтеха и финтеха. «Самое главное — провести качественное маркетинговое исследование, понять рынок и уровень конкуренции на нем, как правильно “упаковать” продукт»,— заключает господин Ющенко.
«Китайским» опытом поделился с аудиторией глава арбитражной практики Ingvarr Игорь Кокин. Конечно, модели ведения бизнеса в Китае более привычны для россиян, тем более что с Китаем российский бизнес работает давно, просто это не освещалось столь явно. Но есть и свои особенности, про которые нельзя забывать, к примеру, особенная строгость валютного контроля, отмечает господин Кокин. Кроме того, все формулировки в договорной документации должны быть максимально простыми и однозначными. В целом же китайские регуляторы готовы создавать для иностранных инвесторов условия, равные с китайскими предпринимателями, особенно в тех отраслях, которые считаются для страны поощряемыми.
Известно, что компанию-единорога отличает наличие масштабируемой бизнес-модели, прорывных технологий и сильной команды. По мнению большинства экспертов, шансы вырасти до миллиарда есть у менее чем одного процента компаний.
На конференции 30 августа обсудим, можно ли российскому стартапу вырасти в «единорога» в современных условиях ограниченного финансирования и на какие рынки делать ставку?
Программа
-
-
Приветственное слово организатора
-Панельная дискуссия 1. Как вырастить "единорога" в России в текущих реалиях?
По разным оценкам, сейчас в мире насчитывается от нескольких сотен до пары тысяч «единорогов», и единый список из-за различных методик подсчёта отсутствует. Половина таких компаний приходится на США, четверть на Китай, на почётном третьем месте Индия. Что может способствовать появлению быстро растущих компаний на отечественном рынке, обсудим вместе с экспертами.
журналист, телерадиоведущий, Коммерсантъ FM
сооснователь United Investors
заместитель руководителя фонда Softline Venture Partners
директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
руководитель инвестиционного департамента Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). основатель Клуба Инвестиционного Нетворкинга
-Перерыв
-Панельная дискуссия 2. Выход на зарубежные рынки. Пошаговый план
Размеры одного рынка не всегда дают возможность для стартапа масштабировать свои разработки. Поэтому каждый основатель стартапа рано или поздно сталкивается с вопросом географического расширения своего бизнеса.
Подготовка к выходу на зарубежный рынок — это многогранный процесс, состоящий из нескольких шагов. В рамках сессии разберем эти шаги, составим «инструкцию», познакомимся с особенностями таких рынков, как Индия и Китай, и кейсами по выходу на них стартапов.
ведущий радиостанции «Коммерсантъ FM»
управляющий партнер InBridge
партнер и Глава арбитражной практики, Ingvarr
партнер и директор по развитию HRlink, Entera Global