ГЧП в России: показатели и перспективы
12 декабря на конференции «ГЧП в России: показатели и перспективы», организованной ИД «Коммерсантъ» при поддержке Национального центра ГЧП, представители органов власти, бизнеса, финансового рынка обсудили актуальные вопросы сферы ГЧП. Были затронуты регулирование сферы и отраслевое законодательство, инвестиции, перспективные направления для партнерства, создание благоприятных условий для повышения количества и качества инфраструктурных проектов и многое другое.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко рассказал о поправках к закону о государственно-частном партнерстве (ГЧП). По словам депутата, законопроект предполагает приведение понятийного аппарата в сфере ГЧП в соответствие со сложившейся практикой концессий; возможность проведения процедуры конкурса в электронной форме на одной из восьми площадок, аккредитованных для госзакупок; возможность компенсации затрат, если по итогу рассмотрения предложения был объявлен конкурс, но инициатор не стал его победителем; а также использование банковской гарантии в качестве способа обеспечения заявки в конкурсе. «Мы находимся в завершающей стадии, вполне вероятно, второе чтение может быть до конца года. Если нет — январь-февраль определенно»,— отметил эксперт.
«Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы законопроект был принят в текущем году»,— продолжил дискуссию директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Александр Киревнин. По его словам, в случае принятия комплексного законопроекта необходимо будет принять порядка восьми подзаконных актов для точечной настройки рынка. Также спикер отметил, что министерство видит запрос от бизнеса на развитие ГЧП в сфере промышленности и планирует начать активную работу в этом направлении.
Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич посвятила свое выступление инструментам программы «Инфраструктурное меню». «На сегодняшний день в программу входят шесть инструментов. Самым востребованным и эффективным инструментом является инфраструктурное бюджетное кредитование. В 2022–2023 годах на развитие комфортных условий жизни для населения направлено более 500 млрд руб. Мы сейчас готовим еще один инструмент по поручению президента Владимира Путина — программу модернизации инфраструктуры. Здесь также она включает в себя правила финансирования, и потребуется наличие в регионах своей собственной коммунальной программы модернизации»,— рассказала госпожа Синичич.
Следующий докладчик — исполнительный директор по юридическому сопровождению проектов ГЧП Совкомбанка Федор Коватев — сделал акцент на роли банков в реализации проектов государственно-частного партнерства. По его словам, сегодня частные банки все чаще обращают внимание на ГЧП-проекты. «Наш банк принимает активное участие в проектах государственно-частного партнерства в самых разных отраслях. Если говорить про отраслевые тренды, то в фокусе — социальная сфера»,— отметил эксперт.
«Предыдущие несколько лет консалтинговые услуги в сфере ГПЧ шли на спад, но сегодня можно говорить о возросшей активности в этой сфере. Поменялась и конъюнктура рынка»,— отметила в ходе выступления директор ГЧП-практики компании ALTHAUS Ольга Батура.
В рамках второй сессии «Антикризисные продукты на рынке ГЧП. Финансовые и нефинансовые механизмы поддержки инфраструктурных проектов» старший управляющий директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко рассказал о мерах поддержки инфраструктурных проектов. По словам спикера, речь идет о семи механизмах бюджетного плеча, на которые регионы и муниципальные образования могут рассчитывать при реализации проектов ГЧП. «Очень ждем в сфере здравоохранения такую возможность — если уж не госпрограмму, не отдельный порядок предоставления субсидии, то хотя бы такую возможность по первичному звену. Коллеги такой правовой акт на согласование направили, но пока он находится в правительстве. Пока, повторюсь, механизмов семь. Показательная модель — это демографическая субсидия на создание школ по линии Минпросвещения. Уникальный механизм, который не имеет отраслевой привязки и осуществляется на отдельной территории,— механизм дальневосточной и арктической концессии. Два новых инструмента, по которым уже есть отобранные проекты, но рынок стал с ними работать не так давно — субсидии на развитие инфраструктуры обращения с ТКО и на развитие платных автодорог. И уже более или менее зарекомендовавший себя “бизнес-спринт”, госпрограмма развития физкультуры и спорта. Там небольшие деньги, но достаточно интересный рост проектов. Особняком стоят межбюджетные трансферы на создание кампусов и развитие инфраструктуры социального обслуживания, поскольку, с одной стороны, они реализуются в пилотном режиме, с другой — в ручном»,— рассказал господин Ткаченко.
«Считаю, что в нынешнем году самое интересное, что произошло на рынке ГЧП,— это приход ДОМ.РФ со своими 4%. Данный механизм изменил рынок и подход к отбору проектов и к их финансированию. Это связано с тем, что проекты, которые финансирует ДОМ.РФ по ставке 4%, стали для государственных органов выгоднее, чем если бы они делали это сами. На мой взгляд, это реальный гейм-чейнджер. Если ДОМ.РФ доработает оперативность прежде всего процедуры рассмотрения заявок, если доработает, так скажем, некоторые противоречия между существующим законодательством в сфере ЖКХ и теми требованиями, которые ДОМ.РФ вставляет в свои договоры, то в следующем году будет реальный всплеск по количеству проектов и по тому, сколько инвесторов смогут реализовать свои задумки эффективнее, чем если бы это делало государство»,— продолжил дискуссию заместитель директора Городского агентства управления инвестициями Ярослав Сорокин.
Исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор «ПроШкола» Алиса Денисова в своем выступлении сделала акцент на реализации проектов государственно-частного партнерства в области образования. «Охват программы на сегодняшний день — 70 школ и 63 тыс. мест. Через три недели в двух субъектах РФ мы будем вводить новые объекты образования»,— отметила спикер. Также госпожа Денисова подчеркнула, что проекты ГЧП, которые реализуются в социальной сфере, требуют прозрачных принципов контроля.
Об инфраструктурных облигациях рассказала директор по региональному корпоративному бизнесу ДОМ.РФ Оксана Харченко. «Это новый механизм на рынке. Он представляет собой меры господдержки и нацелен на привлечение частных инвестиций в первую очередь в строительство инфраструктурных объектов. На сегодня корпорация работает с 47 регионами, рассматривает порядка 130 проектов на общую сумму 360 млрд руб. На правительственном уровне уже одобрено 32 проекта на сумму около 83 млрд руб. Более половины этих проектов — концессионные схемы»,— отметила эксперт.
Несмотря на все вызовы, рынок ГЧП продолжает развиваться, доказывая свою гибкость и адаптивность, в отличие от классического госзаказа.
Описание Конференции:
Государственно-частное партнерство в России развивается, становится всё более популярным и набирает обороты. Как влияет на отрасль актуальная геополитическая обстановка? Какие сложности появились в реализации инфраструктурных проектов? Определены ли новые подходы к развитию рынка ГЧП? Отраслевые эксперты – представители органов власти, бизнеса, финансового рынка – поднимут актуальные вопросы сферы ГЧП, поделятся аналитикой и кейсами, обозначат наиболее перспективные направления для привлечения инвестиций, обсудят возможные проблемы и стратегии их решения на конференции ИД «Коммерсантъ» при поддержке Национального Центра ГЧП. В повестку мероприятия также войдут регулирование сферы ГЧП и отраслевое законодательство, создание благоприятных условий для повышения количества и качества инфраструктурных проектов, повышение уровня компетенций проектных команд.
Ключевые темы Конференции:
Государственно-частное партнерство: актуальные механизмы запуска и реализации проектов ГЧП, приоритеты и риски, способы и стимулирование привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры, отраслевые тренды, перспективные сферы и направления для партнерства, внедрение современных технологий в отрасль, вопросы эффективного управления проектами ГЧП, юридическая составляющая подготовки и реализации проектов.
Целевая аудитория:
- Представители органов власти и бизнеса;
- Профильные эксперты и консультанты рынка ГЧП;
- Представители инфраструктурных и строительных организаций;
- Отраслевые инвесторы;
- Представители смежных отраслей;
- Представители отраслевых СМИ.
Программа
-
-
Регистрация участников, приветственный кофе-брейк
-Сессия 1. «ГЧП как инструмент поддержки инвестиционной активности»
Темы для обсуждения:
- Влияние внешних факторов на запуск инфраструктурных проектов;
- Расширение возможностей партнерства бизнеса и государства (новые формы, отрасли, механизмы);
- Регуляторная политика и планируемые изменения в законодательстве;
- Эффективные меры поддержки и финансовые продукты на рынке ГЧП;
- Инструменты для защиты инвесторов и финансирующих организаций;
- Автоматизация и стандартизация бизнес-процессов как основа для ускоренного запуска проектов
- Новое в законодательстве о ГЧП. На что стоит обратить внимание?
генеральный директор, АНО «Национальный Центр ГЧП»
депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, председатель Комиссии Бюро Высшего совета Партии Единая Россия по опережающему социально-экономическому и научно-технологическому развитию
начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов, ФАС России
директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России
директор Департамента комплексного развития территорий, Минстрой России
генеральный директор, «ВИС КАПИТАЛ»
исполнительный директор по юридическому сопровождению проектов ГЧП Совкомбанка
директор по информационным технологиям ГК «РОСВОДОКАНАЛ»
директор по комплаенсу, ГК "1520"
директор, практика ГЧП, ALTHAUS
-Перерыв на кофе-брейк
-Сессия 2. «Антикризисные продукты на рынке ГЧП. Финансовые и нефинансовые механизмы поддержки инфраструктурных проектов»
Темы для обсуждения:
- Механизм инфраструктурных облигаций как эффективный инструмент финансирования ГЧП-проектов;
- Возможности фабрики проектного финансирования;
- Синдикаты как эффективное партнерство финансирующих организаций;
- Продукты коммерческих банков для инфраструктурных проектов;
- Механизмы предпроектного финансирования и поддержки нулевой стадии проектов;
- Нефинансовые меры поддержки инфраструктурных проектов.
партнёр, «Никольская Консалтинг»
заместитель директора Городского агентства управления инвестициями
исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор – член Совета директоров ГК ПроШкола
исполнительный директор Департамента рынков капитала Совкомбанка
исполнительный директор, ВТБ Инфраструктурный Холдинг
управляющий директор – начальник УИФИС ДККК, ПАО Сбербанк
заместитель директора подразделения «Инфраструктурные облигации», ДОМ.РФ
старший управляющий директор Национального Центра ГЧП
партнёр, «Никольская Консалтинг»
директор Департамента экономического развития – заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Фуршет
Регистрация