«Sports Tech — фактически быстрорастущая звезда»: итоги бизнес-завтрака Стартап-кафе: Sports Tech
В связи с последними событиями регулярные дискуссии Стартап-кафе на площадке Цифрового делового пространства для предпринимателей и инвесторов были перенесены в онлайн. На виртуальной встрече 15 апреля 2020 года, сохранившей ход и атрибутику оффлайн-формата, обсудили молодой, но быстрорастущий рынок Sports Tech, его тренды и особенности развития в новых реалиях.
Аналитику развития отрасли в мире и стране представил генеральный директор Агентства инноваций Москвы Алексей Парабучев. «Sports Tech — это быстрорастущая, но тем не менее очень юная отрасль в сфере венчурного инвестирования, фактически быстрорастущая звезда. По прогнозам, к 2024 году рост рынка ожидается более чем в 3,5 раза, объем мирового рынка составит к этому времени порядка 31 млрд долларов. При этом в отличие от других сфер инвестирования, на которые мы обращали внимание и которые являлись темами предыдущих встреч Стартап-кафе, здесь присутствует стабильный интерес. 70% инвестиций — это В2С-инвестиции, то есть это стартапы, предлагающие решения для конечных пользователей», — отметил Алексей Парабучев.
По данным аналитиков, Москва занимает пятую строчку по объему инвестиций в Sports Tech в Европе. Лидирующая позиция в отрасли с 30% мировых инвестиций в Sports Tech принадлежит Нью-Йорку. В первую десятку также вошли индийский Бангалор, бразильский Сан-Паулу и румынский Бухарест, что говорит о демократичности этого рынка и о возможности запустить стартап фактически в любой точке мира.
Отрасль условно можно сегментировать на три части, среди которых 51% занимает вовлечение болельщиков и контент, около 37% инвестиций вложено в решения для спортсменов и порядка 12% — в управление клубами и мероприятиями. Также в число мировых стартапов, которым удалось привлечь наибольшее количество инвестиций, вошли соревнования по фэнтези-спорту, платформы для онлайн-занятий фитнесом, правильному питанию и поиску залов.
«Мы видим, как интерес к здоровому образу жизни и любительскому спорту активно начинает «драйвить» развитие технологий в этой сфере. Фиксируется устойчивый рост аудитории киберспорта. Объем мирового рынка за три года увеличился на 50%. В России фанатов киберспорта насчитывается порядка 4,9 млн человек, по прогнозам, эта цифра удвоится. Это новое поколение — миллениалы и те, кто приходит им на смену — люди, для которых сфера, связанная с кибериграми, является естественной средой обитания. И они не выходят из нее до 30-35 лет, для них это очень важный элемент жизненного мира», — рассказал Алексей Парабучев.
По мнению экспертов, перспективные технологии для развития и инвестирования в Sports Tech аналогичны другим отраслям: анализ больших данных, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, биоинженерия. В числе самых востребованных сегментов рынка в ближайший год эксперты назвали киберспорт, профессиональную подготовку спортсменов и платформы доставки спортивного контента. «Фэнтези-спорт — еще один отдельный элемент, который мы выявили. В Бангалоре именно это направление вывело город в десятку лидеров. Там проходят виртуальные соревнования с реальными спортсменами, точнее, с виртуальными прототипами реальных спортсменов», — уточнил Алексей Парабучев.
Управляющий партнер Sports Tech Innovation Group Дмитрий Масленников рассказал, что компания начала свой старт в начале 2019 года, практически не понимая, из чего состоит этот рынок. «Мы стараемся делать все глобально, насколько это возможно. Сейчас тренды поменяются из-за общей ситуации, но кажется, что основное влияние произойдет на «broadcasting» (трансляции – прим. ред.), на работу с контентом, потому что это завязано на профессиональный спорт. Если говорить о любительском спорте, то здесь есть уверенность в том, что все будет хорошо. В мировой практике каждая страна и правительство стараются максимально вовлечь свое население в то, чтобы они занимались спортом и повышали активность. Стартапы этим хорошо пользуются», — рассказал Дмитрий Масленников.
По мнению управляющего партнера Newman Sport, сооснователя IRONSTAR и ROSA RUN Владимира Волошина, в последнее время произошло очень резкое смещение абсолютно всего в онлайн. «Мне кажется, что обычному потребителю тяжело приходится в выборе. Мы совершенно четко можем понять, что сейчас digital сжал нас до состояния некой точки. Стоит подождать 1-2 недели, чтобы увидеть настоящих лидеров рынка, например, фитнес-индустрии, которая рванула в онлайн. Безусловно, сейчас потребитель будет определять, за что он готов голосовать: личным временем, рублем и рекомендациями. Контент должен попадать в такт своему потребителю. Именно здесь проиграют блогеры и, скорее всего, выиграют профессиональные тренеры, у которых до закрытия фитнес-клубов был физический контакт с клиентами. Они чувствуют то, что они показывают, и то, что человек может повторить дома. Почему проиграют блогеры? Потому что они это делали для себя, а не для конечного потребителя. Выиграют также те, кто создают эмоциональный контент», — отметил Владимир Волошин. По его словам, сейчас любая платформа, связанная с домашними тренировками, в частности, велоспортом, обрела особую популярность в связи с тем, что многие спортклубы раздали в аренду беговые и велотренажеры.
«Благодаря тому, что тренажеры имеют свой цифровой след, каждый может выйти на соревнование с любым человеком на земном шаре. Это создало новый прецедент. Кризис подстегнет большое количество людей, которые будут развлекаться, тренируясь дома. Наступает время огромных возможностей, и ежедневное общение с предпринимателями позволяет все время быть в тонусе, держать руку на пульсе и каждый день записывать что-то новое. Это дает нам, организаторам спортивных мероприятий, большую пищу для размышлений», — пояснил Владимир Волошин.
Свое мнение о будущем киберспорта высказал директор по стратегическому развитию My.Games, управляющий директор MRGV Илья Карпинский. «Если говорить именно про команды, игры в отношении пяти ключевых дисциплин, то они продолжают развиваться, потому что их поддерживают издатели. Это, по сути, маркетинг со стороны участников этой индустрии, они обеспечивают существование профессионального киберспорта, где играют квалифицированные команды. В этой части киберспорт никогда не отличался от классических видов спорта: футбола или хоккея. Он испытывает ровно такие же проблемы. Нет, это не мыльный пузырь, просто сфера будет достаточно долго развиваться, потому что источником денег для нее являются, по сути, трансляции Twitch или альтернативных платформ, которые монетизируют контент через рекламу либо через подписки. По большому счету, это и есть главный спонсор киберспорта», — рассказал Илья Карпинский.
Рассматривать киберспорт как поставщика онлайн-форматов и технологий для других представителей спортивной индустрии в ходе обсуждения предложил директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин, который пояснил, что киберспорт является маркетинговой надстройкой над играми. «Это достаточно небольшая часть игровой индустрии, но, с другой стороны, это шоу, которое смотрят миллионы, и платформа коммуникаций, которая интересна брендам и рекламодателям. Сейчас это продуманная индустрия продукта и сервиса, которая пользуется спросом. В нынешней ситуации данное направление весьма сильно себя чувствует за счет своей онлайн-составляющей. Но нельзя сказать, что для киберспорта сейчас настал звездный час, он развивался на протяжении всех этих лет», — пояснил Ярослав Мешалкин.
Развернуть себе на пользу ситуацию со всемирным кризисом и активно предлагать свои проекты не только в России, но и за рубежом посоветовал стартаперам директор по развитию Instat Sport Иван Катанаев. «Российский рынок очень маленький, если у вас есть возможность на нем не зацикливаться, не зацикливайтесь. Потому что всех своих потенциальных клиентов в России вы охватите очень быстро, я думаю месяца-двух хватит, чтобы со всеми выйти на связь, выслать презентацию и показать проект лично. При этом европейский, американский, индийский рынки предоставляют громадные возможности, нужно выходить на них сейчас. У всех есть Skype или Zoom, на контакт компании идут быстро, потому что всем надо что-то делать. Поэтому учите английский язык, боритесь с предубеждениями и выходите со своими технологиями на международный рынок», — призвал Иван Катанаев.
Екатерина Лапшина, генеральный директор и основатель ERA Capital, рассказала, что их компания — один из трех игроков в мире, который объявил о своем желании создать специализированную платформу для инвестиций в Sports Tech, так как сейчас все венчурные инвестиции осуществляются в основном венчурными фондами широкого профиля, в том числе в рамках диверсификации. Она видит крайне важным вопрос цифровизации отрасли, особенно в части управления спортивными объектами, объединения и создания планеров для площадок, а также их интеграции по подписным моделям. «За последнее время мы закрыли две сделки и смотрим еще на несколько. Они находятся в сегменте технологий, связанных с мобильными устройствами и решениями для «встройки» в приложения и операционные системы любых других игроков в мире. К нам уже пришел Samsung, проявляет большой интерес Apple. Они в своих health-экосистемах многие вещи разрабатывать не успевают, а выступить smart-агрегаторами — смогут. Это пространство бесконечно для такого рода технологий», — подвела итог Екатерина Лапшина. Также она отметила, что спортивная сфера во всем мире дотационная, и слово «бизнес» к ней применимо лишь на ограниченном наборе бизнес-моделей и части индустрии. Во многом это препятствует проникновению цифровых технологий. «Та скорость, с которой перестроились системы доставки и оффлайн-ритейлеры в попытке захватить новый мир, неожиданно свалившийся за последние несколько недель, в разы выше, чем то, что происходит сейчас со всеми спортивными платформами вместе взятыми. Перспективы сумасшедшие, но инфраструктурных решений, позволяющих начать эту работу уже завтра и за разумные деньги, почти нет».
Проект Стартап-кафе организован Агентством инноваций Москвы при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.