Экономика всеобщего благосостояния: новый контекст
14 декабря ИД «Коммерсантъ» провел конференцию «Экономика всеобщего благополучия: новый контекст», где были рассмотрены вопросы взаимодействия бизнеса и потребителя в контексте «зеленого» тренда, а также механизмы построения циклической экономики.
В приветственном слове Оксана Косаченко, президент БФ «Система», отметила, что за последние несколько лет «зеленый контекст» вышел на первый план для лидеров и собственников бизнеса, управленцев, национальных и наднациональных регуляторов, международных организаций. Но где в этом контексте сам конечный потребитель, его ценности и привычки остаются еще предметом изучения аналитиков, бизнеса, общественных организаций и СМИ.
Данные свежих аналитических исследований глобальной исследовательской компании по этому вопросу привела Мила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям, IPSOS: «Если проблемы экологии в части пожаров, загрязнения и переработки отходов волнуют россиянина не меньше, чем людей за рубежом, то климат далеко не в топе приоритетов, на первый план пока еще выходят проблемы бедности и социального расслоения». По мнению эксперта, по мере того как будет усиливаться экологическое регулирование, затрагивающее жизнь потребителей, в дополнение ко всему позитивному в восприятии «зеленых» тем в обществе будет появляться и некоторая настороженность. Экологическая повестка будет все больше поднимать сложные моральные вопросы, а регулирование вызовет дилеммы потребления: отказываться от излишков или терять комфорт, жертвовать своим интересом ради целей общества или сохранять качество потребления. И, согласно социальному портрету россиянина, который выпускает агентство, лишь 25% респондентов однозначно готовы чем-либо пожертвовать ради общего блага, 18% высказали категоричное «нет», остальные пока не смогли четко ответить на вопрос. Эксперт признала, что люди будут готовы делом поддержать «зеленый» тренд, если увидят, что он меняет их жизнь к лучшему.
Арташес Сивков, заместитель председателя правления Россельхозбанка, обратил внимание собравшихся на текущий этап социального развития общества и его эволюцию в будущем: «С развитием технологий мы стали жить в эпоху осознанности потребления всеми слоями общества». Признав, что финансовые вопросы пока стоят выше целей экологии, которая лишь добавляет дополнительный триггер в мотивации при прочих равных условиях, господин Сивков подчеркнул, что в будущем практически не останется компаний, которые будут развиваться, не учитывая экологическую повестку или не имея социального одобрения от общества на право вести бизнес».
Отвечая на вопрос модератора, Мария Подкопаева, руководитель проектов по устойчивому развитию X5 Group, пояснила, что компания в части экологической повестки работает по двум направлениям: сокращение отходов от собственных операций и внедрение устойчивых технологий в бизнес-процессы, а также работа над экопроектами для покупателей. В X5 фиксируют, что в период пандемии усилился запрос на экологичность, покупатель чаще обращает внимание на упаковку, состав и знаки сертификации. Многие поставщики, увидев тренд, участвуют в добровольной сертификации, что создает дополнительную ценность для бизнеса.
Сферу потребления с точки зрения цифровой компании представила Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию, «Вымпелком»: «Телеком долгое время чувствовал себя вполне комфортно в контексте экологической повестки – именно технологии связи и удаленного доступа, разнообразные форматы онлайн конференций и встреч экономили и продолжают экономить время людей, m2m решения — оптимизировать логистические цепочки и способствовать сокращению выбросов парниковых газов от перемещений и командировок. Но рост цифрового потребления и переход в онлайн многих ключевых процессов нашей жизни, развитие облачных сервисов, дистанционного образования, новых финансовых инструментов и т.п. ведет к колоссальному росту энергопотребления, а, значит, к увеличению косвенных выбросов. Мировая зеленая повестка требует от операторов внимания к соответствующим технологиям и развитию концепции «Greentech». В телекоме есть профильная инициатива «GSMA climate task force initiative», которая объединяет телеком-игроков на пути достижения углеродной нейтральности к 2050 году. «ВымпелКом» активно вовлечен в стратегию декарбонизации, мы провели огромную работу по экологизации нашего бизнеса: от первых и очевидных шагов по внедрению электронного документооборота и перевода максимума операций с клиентами в безбумажный формат до масштабных инвестиций в зеленые технологии и интеграции зеленых принципов в процесс закупок оборудования. Так, в Ярославле был введен в эксплуатацию глобальный data-центр, который на 88 % охлаждается температурой окружающей среды, а это колоссальная экономия энергии и, соответственно, предотвращенные выбросы СО2.
Вместе с тем, по мнению Евгении Чистовой, рост знаний об экологической проблематике и повышение комплексной осознанности приведет к тому, что люди сами чаше будут задумываться об обратной стороне потребления, меняя свои привычки: «Мы стоим на пороге изменений, которые схожи с кризисом перепотребления, ставшим следствием развития индустрии быстрой моды. Один час зума с включенной камерой приводит к выбросам от 150 г до 1 кг парниковых газов, что в какой-то перспективе будет сопоставимо с возможностью оценить углеродный след от поездки человека в офис». Эксперт признала, что выработка нового паттерна поведения, новых бизнес-стандартов – процесс не быстрый, но он в какой-то мере может драйвиться самими игроками телекоммуникационной отрасли.
Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию, ИКЕА, обратила внимание собравшихся на очень высокую долю так называемых обессиленных потребителей в России, что следует из недавно проведенного собственного исследования. Это те люди, которые все понимают, но не верят в то, что их вклад в решение экологических проблем может быть ощутим. Компания стала помогать этим людям и сопровождать такого клиента на его пути к экологической осознанности, в первую очередь предлагая экотовары в ассортименте своей продукции. А чтобы существенно снизить свой углеродный след, компания сделала нехарактерную для неэнергетического сектора инвестицию в компанию, работавшую в альтернативной сфере солнечной генерации, тем самым полностью закрыв собственную потребность в энергообеспечении своих магазинов и продемонстрировав обществу на своем примере возможность реальных шагов в сторону экотренда.
О новом поколении своих потребителей, «которым не все равно», рассказала Екатерина Иванова, руководитель направления устойчивого развития, Leroy Merlin. Тематика экологичной продукции, по ее мнению, соседствует с безопасностью. И в этом плане сеть магазинов ведет большую работу со своими поставщиками и производителями строительных материалов.
Приводя пример из собственной преподавательской практики работы с сетью ресторанов, которые сразу ввели экомаркировку у себя в залах, модератор беседы Оксана Косаченко призвала собравшихся уйти от поверхностного понимания тренда «Давайте не просто наклеивать ярлыки, а предпринимать реальные шаги»,— резюмировала она первую сессию конференции.
Открывая вторую сессию конференции, посвященную циклической экономике, Игорь Коротецкий, партнер, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития KMPG в СНГ, отметил, что «зеленая экономика» не заработает без создания в стране стимулов для переработки вторсырья и изменения поведения потребителя.
В рамках мусорной реформы, которая проходит в стране уже не первый год, казалось бы, должна была поменяться система обращения с твердыми бытовыми отходами, которые представляют из себя отличный источник вторсырья. Отвечая на вопрос модератора, Содном Будатаров, руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИНСУ РАНХиГС, основатель экспертной группы WasteConsulting, подтвердил, что отрасль переработки оценивается до 7% ВВП, но в переработке оказывается не более 7% всех отходов, как следует из данных Счетной палаты РФ. Однако при сегодняшнем распределении ответственности, по его словам, региональные власти больше заинтересованы расширять полигоны для захоронения, чем создавать систему работы с заготовителями и переработчиками, о чем свидетельствуют и схемы территориального планирования. А экоактивисты пока не достигли критической массы, чтобы переломить тренд.
С ним согласилась Любовь Меланевская, исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПэк), которая подтвердила, что тариф за утилизацию ТКО не мотивирует операторов сортировать мусор, из которого можно было бы выделить полезную фракцию из отходов от использования товаров (ОИТ) или упаковку, оцениваемую в 35–40 млн тонн. Поэтому система расширенной ответственности производителя не может заработать в полную силу, по мнению эксперта. «Здорово поставить контейнеры на 1 млрд руб., а кто их будет обслуживать?» — восклицает спикер. «На законодательном уровне не замотивированы ни региональные операторы, ни сам потребитель, тариф которого не уменьшается от того, что он будет сортировать мусор». По экспертным оценкам, из тех импортеров, которые должны исполнять РОП, всего 1–3% добросовестных организаций работают в системе. «Так почему мы должны предъявлять им претензии за такое количество свалок в стране? Может быть, стоит выработать целевые показатели по всей стране и включить раздельный сбор в KPI губернаторов?» — вопрошает эксперт.
Алексей Парабучев, генеральный директор Агентства инноваций Москвы, выделил в рамках дискуссии технологический аспект утилизации. Инвестиции в технологии по переработки растут кратно (с $7 млн до $102 млн с 2020 года). «Крупные частные игроки начинают видеть в этом бизнес, что подтверждается и лучшей практикой из-за рубежа»,— резюмировал господин Парабучев. До 50% из собранного мусора реально переработать, но полностью инфраструктура еще не создана, по мнению эксперта. Агентство инноваций занято пилотированием площадок по запуску новых технологий и мощностей. Ключевым моментом работы агентства также является просветительская кампания, а также инструменты вовлечения населения.
Елена Вишнякова, заместитель директора ГК «ЭкоЛайн», призвала отойти от сложившегося стереотипа, что оператор заинтересован лишь в тарифе. По ее словам, оператору выгодно вывести мусор на полигон только в том случае, если он не будет складироваться, а подвергнется переработке. Цена на вторсырье также определяет бизнес-модель переработчиков, характер исполнения РОП, заинтересованность в утилизации тех или иных фракций, максимальное количество которых на современных комбинатах по переработке достигает 40. Как крупнейший оператор столичного региона ГК «Эколайн» пошла по пути вертикальной интеграции и запускает в четвертом квартале 2022 года завод стоимостью 7 млрд руб. по переработке полимеров в рамках экотехнопарка «Восток». Проект поддержан ППК РЭО через выкуп «зеленых» облигаций в размере 2 млрд руб. По мнению Елены Вишняковой, участникам отрасли пора уже перестать обвинять друг друга: «Циклическая экономика — это то, что мы можем сделать все вместе: бизнес, население, власти, устремляя свои усилия в одну точку».
«Чем ближе сортировка мусора к потребителю, тем легче всей системе переработать объем мусора»,— заметил эксперт дискуссии Леонид Синицын, руководитель проекта «Собиратор».
На конференции также выступили представители крупнейших переработчиков, включая «РусВторРесурсы» (РВР) и «Буматика». По мнению Андрея Гребенюка, председателя совета директоров РВР, в стране отсутствует государственная политика по использованию вторичных ресурсов. По экспертным оценкам, перерабатывается не более 4,5 млн тонн макулатуры, потери объемов переработки могут достигать 7 млн, но столько картона в России не нужно, а на экспорт макулатуры накладывается запрет. «Легализация денежных потоков — еще одна ключевая проблема для отрасли переработки вторсырья вне зависимости от его вида»,— отметил Евгений Галихайдаров, генеральный директор «РЕЦИКЛЕН ГРУПП». Сергей Чудинов привел в качестве примера лучший опыт заготовления и переработки различного вида вторсырья на 22 площадках экотехнопарка «Буматика», Пермский край.
В завершение конференции Екатерина Егорова, основатель Moscow Circular, и Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «Раздельный сбор» предложили собравшимся взглянуть чуть шире на само понятие «циклическая экономика» и не сводить его только лишь к переработке мусора. Сюда относится и создание продуктов, жизненный цикл которых будет дольше и повторное использование. «Мы говорим о коренном переустройстве экономики и бизнес-моделей, когда принципы циркулярности закладываются на этапе проектирования и дизайна продукта»,— подчеркивает Екатерина Егорова.
Спикеры и эксперты дискуссии согласились, что важным шагом для объединения усилий было бы создание клуба циклической экономики для регулярного обсуждения актуальных тем.
Глобальные экологические, социальные и управленческие вызовы, с которыми столкнулся мир, диктуют необходимость ESG-трансформации всех отраслей и компаний вне зависимости от географического положения, размера, формы собственности, культурной идентичности и стиля лидерства. В частности, переход к «зеленой» низкоуглеродной экономике неоднороден и уникален в каждом случае. Его скорость зависит не только от приоритетов топ-менеджмента и регуляторного контекста, но и влияния других заинтересованных сторон: потребителей, инвесторов, работников, местных сообществ, а также социально-экономических и природных тенденций.
ESG-эволюция в России, в том числе в силу необходимости оставаться частью быстро меняющегося глобального сообщества, неизбежна. Она требует осмысления, а следом изменения концептуального, стратегического видения и технологического уклада.
Основным вопросом ускоряющейся трансформации, на который все еще нет четкого и однозначного ответа, является поддержание конкурентоспособности бизнеса, возможного сохранения существующих и/или завоевания новых рыночных ниш. Достаточно важным является сделать такой переход максимально органичным для самого бизнеса и его стейк-холдеров. При этом принципиальна перенастройка финансовых механизмов для перехода к экологичной низкоуглеродной экономике, способных сделать такой переход максимально безболезненным для общества.
Острее всего влияние новой «зеленой» экономики испытывают на себе наиболее ресурсо- и углеродоемкие отрасли, предприятия, привыкшие жить в линейной отходоемкой экономике, а также компании, ориентированные на конечный спрос. Активистами «зеленого» контекста все больше становятся представители нового поколения, которые голосуют за ответственное потребление своим кошельком.
Как избежать того, чтобы «зеленая» экономика превратилась в мыльный пузырь, а компании поплатились своей репутацией в попытках подменить качественные внутренние преобразования «перекраской» фасада?
Что необходимо для того, чтобы ценностная трансформация текущего поколения быстрее транслировалась в преобразования бизнеса?
Каким образом ускорить трансфер технологий и/или обмен ими?
Эти и другие вопросы будут затронуты в рамках дискуссии с представителями власти, бизнеса и некоммерческого сектора.
Программа
-
-
Регистрация и приветственный кофе
-Сессия 1. Экологическая осознанность бизнеса и потребителей: новые ценности и возможности
Увеличение внимания бизнеса к потребностям потребителей и взаимодействия с ними позволяют получать компаниям важные сигналы об изменении предпочтений клиентов и, в конечном итоге создают дополнительную ценность товара или услуги. Последнее на качественном уровне трансформируется в устойчивое конкурентное преимущество организации. Во многих развитых и развивающихся странах ответственный выбор потребителя, озабоченного сохранением здоровья сообществ и планеты, стал причиной трансформации большинства секторов экономики, в том числе, FMCG, ритейла, логистики, транспорта, производства упаковки и обращения с отходами.
В России ответственное потребление также становится значимым фактором воздействия на бизнес: по данным многочисленных исследований, для большей половины россиян забота об экологии становится все более актуальной, что влияет на их потребительский выбор. Ответственность бизнеса становится неотъемлемой частью повседневных запросов россиян.
главный инвестиционный директор АФК «Система»
заместитель Председателя Правления, Россельхозбанк
руководитель отдела по устойчивому развитию, ИКЕА
руководитель проектов по устойчивому развитию, X5 Group
директор по маркетингу и коммуникациям, IPSOS
руководитель направления устойчивого развития, Leroy Merlin
руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»)
председатель Российского экологического общества
директор по работе с органами государственной власти, ВЦИОМ
директор по маркетингу, КБ Стрелка
-Кофе-брейк
-Сессия 2. Циклическая экономика
Нормы «зеленой» экономики становятся определяющими для развития рынка управления отходами. Вторичное использование ресурсов входит в приоритеты любой промышленной компании, а производители розничных товаров обязаны нести ответственность за отходы своих товаров и упаковки. Чего не хватает для того, чтобы безотходные технологии и рынок вторичных ресурсов стали привлекательными для бизнеса? Каковы качественные требования к инвестициям в инфраструктуру сектора и какие культурные нормы должны их определять? В чем отличие привычной в России «утилизации» отходов от циклической экономики и что призвано обеспечить переход страны к последней? Каковы последствия такого перехода для структуры экономики и рынка труда в РФ?
председатель совета директоров «РусВторРесурсы»
исполнительный директор, Ассоциация «Промышленность за экологию» (НА «РусПЭК»)
заместитель генерального директора ГК ЭкоЛайн
руководитель Лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС, основатель экспертной группы Wasteconsulting
генеральный директор, экотехнопарк «Буматика»
генеральный директор «Московский Инновационный Кластер»
основательница Moscow Circular, пионер циклической экономики Ellen MacArthur Foundation
генеральный директор РЕЦИКЛЕН ГРУПП
руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти, Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор»
экоактивист, руководитель компании «Собиратор» и московского отделения движения «РазДельный Сбор»
-Фуршет
Регистрация