День ритейла: e-com, логистика, склады
День ритейла от ИД «Коммерсантъ», который проходит ежегодно и уже стал хорошей традицией на рынке коммерческой недвижимости, объединил специалистов ритейла и логистики и позволил обсудить актуальные проблемы e-com и торговых центров, складов и транспортных компаний, маркетинговые и рекламные тренды, программные продукты и последние новости трансграничной логистики и параллельного импорта.
Основа электронной коммерции, впрочем, как и ритейла, производства и логистики — это склады. Без качественного, достойного и подходящего по всем параметрам складского помещения работа традиционной розницы, е-com и даже доставки невозможна, подчеркнула проблематику модератор, коммерческий директор e-commerce-сервиса «Кактус» Екатерина Анциферова. «Ситуация на рынке складской недвижимости сложилась немыслимая: на сегодняшний день свободных складских площадей крайне мало, адекватных по цене предложений нет. Участники рынка электронной коммерции в ожидании, в поисках правильного решения: арендовать или покупать площадь по спекулятивно завышенной цене и повышать цены на свои товары и услуги, или ждать изменения конъюнктуры рынка, притормозив развитие своего бизнеса в моменте. Когда ситуация изменится и как на этом фоне работает традиционный ритейл и электронная коммерция — главный вопрос нашей встречи»,— обратилась эксперт к коллегам.
«Для рынка недвижимости 2023 год является рекордным по многим показателям. Общий объем качественного предложения в России на сегодняшний день составляет 46,7 млн кв. м,— поделился своей аналитикой член совета директоров, директор по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Игорь Кротенков.— Лидирует Москва, на которую приходится 57% объема (27 млн кв. м), доля Санкт-Петербурга — 10%. Остальное распределение приходится на города-миллионники. До конца 2025 года дополнительно ожидается ввод 6,1 млн кв. м нового предложения. По объему спроса на конец третьего квартала 2023 года складской рынок уже превысил показатели прошлого года, а спрос на площади в развивающихся хабах уже более чем в два раза превзошел показатели двух прошлых лет за аналогичные периоды. Этот рост обеспечен активным развитием региональных хабов: электронная коммерция развивается во всех городах нашей страны, следовательно, на местах возрастают и потребности в складских помещениях. По итогам 2023 года только в Москве мы ожидаем объем спроса 3 млн кв. м. Что касается вакансии, то она находится на экстремально низком уровне, а арендные ставки, наоборот, очень высокие. Так, если в начале этого года средневзвешенная ставка аренды составляла 5 850 руб. за кв. м в год, то сегодня мы говорим уже о 7 000 руб. за кв. м в год, а некоторые собственники поднимают ставки еще выше. Для компании, которая сегодня ищет складское помещение под свои нужды, вопрос аренды решается одним путем — приходится переплачивать».
«Говоря о том, что адекватного предложения на рынке сегодня нет, следует отметить, что сам термин адекватности на сегодняшний день пересматривается,— поддержал коллегу заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP Глеб Белавин.— Адекватна ли арендная ставка 7–8 тыс. руб. за кв. м, мы узнаем в следующем году. Однако выхода из ситуации, когда цены высоки, а хочется найти помещение дешевле, на данный момент не существует. Причины этого кроются в нескольких факторах: нестабильный курс рубля, нежелание девелоперов работать в убыток, отсутствие на рынке меценатов, которые были бы готовы построить качественный склад и сдавать его по ставке 3 тыс. руб. за кв. м. Честно говоря, вряд ли такие появятся в ближайшем будущем. Строительство склада постоянно дорожает, и все те условия, которые в результате получаются на выходе из него, становятся, как сейчас принято говорить, неадекватными. Потребительский спрос, каким бы высоким он сегодня ни был, не готов переварить такой рост цен — стоимость товаров только первой необходимости выросла на 50–70%. Коррекция ставок аренды, возможно, и произойдет, но случится это не скоро, и другой вопрос: понравится ли она арендаторам. Мы сегодня находимся на гребне волны — держимся, пока она есть, наша задача аккуратно снизиться по ней после и вновь быть на вершине. Но эти волны, к сожалению, создаем не мы».
«Те, кто не может найти свое идеальное адекватное предложение и при этом у них есть деньги, решают свои вопросы за счет покупки объекта или нового строительства под свои нужды. В последнее время в направлении купли-продажи крупных объектов недвижимого имущества возникают довольно серьезные юридические последствия,— обозначил риски адвокат МКА “Аронов и партнеры” Владимир Бояринов.— Например, высок риск приобретения государственного или окологосударственного имущества. Как это происходит: прокуратура обозначает некие правонарушения как коррупционные, совершенные когда-то кем-то из топ-менеджмента или руководства компании-продавца, далее эти обстоятельства перекладываются на конкретные совершенные сделки, и, соответственно, купленные объекты обращаются в доход РФ. Данная практика только набирает свои обороты, однако уже предъявляются десятки подобных исков по всей стране. На этом фоне настоятельно рекомендуется при выходе на сделку обращать пристальное внимание на судьбу объекта: как он появился, как он разграничен, принадлежал ли он когда-нибудь государству, каким образом он достался последнему продавцу и так далее. Более того, при приобретении недвижимости для целей электронной торговли, работы склада, осуществления логистики необходимо учитывать интересы миноритарных акционеров и оформления всех корпоративных документов».
Помимо поиска достойного и подходящего складского предложения у логистов и ритейлеров существуют и другие не менее значимые проблемы. Одна из них, о которой компании со всего рынка коммерческой недвижимости говорят из года в год,— это люди. Дефицит кадров, особенно тех, кто готов работать руками, по-прежнему высок. Даже когда удается найти и привлечь в компанию соответствующих кандидатов, встает вопрос: как их заинтересовать и удержать на своем рабочем месте. Казалось бы, особые сложности в подборе линейного персонала испытают склады, но о проблемах с кадрами заявляют и на более высоких позициях.
«Интерес к вакансиям сегодня сосредоточился на подборе управляющего персонала среднего звена в е-com. Электронная коммерция нуждается в управленцах на разных этапах своего функционирования,— описала портрет современного соискателя руководитель практики “Розница и гостеприимство”, ANCOR Екатерина Петрова.— Как правило, на эти должности претендуют молодые люди до 35 лет. Это кандидаты, карьерный старт которых начался очень рано, они лучше ориентированы на коммерческую функцию, у них большой опыт управления разными проектами. Встретить их и познакомиться с ними можно на конференциях, публичных выступлениях, в профильных сообществах, либо через кадровые агентства и работные сайты. Главный вопрос: чем же привлечь такого молодого управленца. Все просто, конечно же, достойная заработная плата, но помимо нее еще и ряд совокупных факторов, как, например, самостоятельность в принятии решений, возможности для развития, доступ к новым технологиям, интересные задачи, формат работы, корпоративная культура. Также по-прежнему актуальна практика поиска достойных кандидатов внутри своей компании — обратите внимание на людей, которые уже работают у вас, возможно, будет проще вырастить вашего идеального сотрудника, чем нанимать нового человека. Скажу больше, для электронной коммерции особенно перспективны сотрудники из офлайн-розницы — они уже знакомы со многими процессами, они стабильны и готовы внедрять новые технологии».
«Развитие гибкой рабочей силы — тренд нового времени. Привлечь кандидата сегодня действительно мало, главное — заинтересовать и удержать его в компании,— согласился с коллегой генеральный директор компании Welldone Артем Киреев.— Рынок труда находится в непонятном состоянии: уровень безработицы составляет 3,1%, однако количество вакансий в определенных отраслях превышает рынок соискателей, кандидаты же, в свою очередь, могут пройти весь путь собеседования, получить предложение о работе и отказаться от должности. На этом фоне перспективной и наиболее эффективной стратегией подбора сотрудников становится их подготовка и обучение. Здесь речь идет, конечно же, в первую очередь о собственном штате, штате партнеров и самозанятых специалистах. Производительность гибкой рабочей силы традиционно ниже, чем у штатных работников, и это то, чем можно управлять через программы обучения персонала, развивая тем самым рынок труда. Специально для этого открыт обучающий центр, который предоставляет доступ к профессиональным и гибким работникам, где предоставляются соответствующие услуги и выпускаются квалифицированные и эмоционально стабильные кандидаты».
«В конце прошлого года мы также сосредоточились на нескольких новых целях нашей корпоративной политики, одна из которых — забота о команде компании. Мы решили, что если мы начнем всячески поддерживать хорошее эмоциональное состояние коллег, то и они, в свою очередь, начнут хорошо заботиться о наших клиентах. Новая стратегия работы внедрена менее года назад, но мы уже заметили, что как минимум снизилась текучесть кадров,— поделился результатами компании за 2023 год директор по продажам CDEK Андрей Мякин.— Основной же наш продукт — это доставка, и в текущем году мы прошли весь непростой путь поисков и решений, с которыми сталкивались все наши коллеги на рынке — от поиска нового складского помещения большего объема до проблем с линейным персоналом. Доставка — это бизнес, и как и любой бизнес, который встречается с проблемами, мы их решали. Одним из таких решений, которое мы приняли в 2023 году,— это конкурирование на рынке доставки маркетплейсов. Мы интегрированы с ними и выступаем партнерами по осуществлению “последней мили”. Для продавцов маркетплейса мы лучший вариант с точки зрения сроков доставки, чем может предложить площадка. Каждая четвертая посылка, переданная в доставку, отправляется со СДЭК. Широкая возможность клиентского возврата для всех ИМ».
«Не секрет, что катализатором доставки стала пандемия 2021 года. Новой культурой потребления стали мобильные приложения и сервисы заказа с доставкой. В итоге рынок курьерской доставки “последней мили” в России продолжает расти, а по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций на май 2023 года, на сегодняшний день составляет 1,7 трлн руб.: в 2022 году он вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года,— поддержал дискуссию CEO ООО 1С-БСЛ Сергей Костин.— Большой бизнес адаптировался к новой культуре потребления, а вот для малых и средних компаний обращение к курьерским службам превратилось в проблему. Решением стали либо услуги маркетплейсов по доставке, либо наем внешней курьерской службы. Однако для развития собственного бренда в любой компании важна именно собственная доставка — это и контроль качества самого товара, и поддержка узнаваемости. В ответ на проблемы с “последней милей” для многих компаний на рынке появился новый продукт — сервис управления собственной доставкой “Курьерика”. Он прост во внедрении, легок в использовании и эффективен по результатам».
Новые потребности в логистике, с которыми столкнулись магазины,— поставка товара привычных брендов. На фоне того, что многие иностранные бренды ушли с российского рынка, чаще стали говорить про параллельный импорт, но, к сожалению, мало внимания уделяют трансграничной торговле, обратил внимание коллег на проблему директор по трансграничной логистике, проект Brandly, Inventive Retail Group Константин Морозов. Так, на рынке появился совершенно новый уникальный кроссбордерный продукт — проект Brandly. По оценке эксперта, это онлайн-платформа для международного шопинга. На сегодняшний день в нем представлено уже более 100 тыс. товарных позиций, доступных для заказа, и почти все они — оригиналы привычных нам иностранных брендов. Основатель «Колорс групп» Алексей Жебрак такой проект поддержал и отметил, что подобный в2с-канал способен выполнять большой оборот продаж. Если при этом проект научится правильно коммуницировать со своей аудиторией и понимать ее потребности, то шансы на успех, в том числе и маркетинговый, у него очень высоки.
Формат торговых центров активно пытаются похоронить последние несколько лет: то предрекают полное вымывание ТЦ с рынка, то предлагают переформатировать торговые площади под склады, жилье и другие форматы, то пророчат будущее под замком. На самом деле положение дел в торговой недвижимости несколько иное, и довольно позитивное.
К концу сентября 2023 года показатель вакансии в торговых центрах столицы снизился до 12,2%, а, по оценкам экспертов, к декабрю упадет еще больше и продемонстрирует свое историческое значение 8%. Более 500 млн кв. м освободившихся площадей в торговых объектах, которые образовались с уходом иностранных брендов с российского рынка в 2022 году, на сегодняшний день поглощается новыми игроками дольно быстро. ТЦ остаются интересными для ритейлеров, и происходит это в основном за счет восстановления трафика. Так, посещаемость в летние месяцы зависела от погодных условий в разных регионах, но с приходом осени и в предновогодний период можно ожидать роста показателей посещаемости, отметила модератор, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. В 2024 году, при условии что ничего не предвиденного не случится, можно прогнозировать восстановление трафика до уровня 2019 года. Соответственно, если заметна тенденция на прирост посещений в ТЦ, можно говорить о том, что у потребителей есть ради чего их посещать. Прежде всего покупатели приходят в ТЦ за эмоциями, и таких составляющих, которых нет у маркетплейсов, а именно: атмосферность места, социализация, встреча с друзьями, возможность интересно провести время с семьей. Торговая недвижимость становится точкой притяжения для шопинга, развлечений, занятия спортом и знакомства с разнообразными гастрономическими концепциями. В целом и в торговых центрах, и в торговых коридорах есть определенные перспективы развития, соответственно, говорить о кризисе ТЦ и стрит-ритейла сегодня не стоит, подчеркнула эксперт.
Вакансия крупнейших ТРЦ Москвы, таких как сеть «Вегас», например, на сегодняшний день составляет 95%, а к декабрю 2023 года поднимется до 97% в зависимости от скорости открытия новых магазинов, поделилась положением дел в компании директор департамента недвижимости Crocus Group Анастасия Довченко. Новыми партнерами торговых центров стали «Стокманн», новые форматы магазинов компании Melon Fashion Group, ритейлер турецкого бренда, Gloria Jeans и другие. В целом за восемь месяцев текущего года в ТРЦ сети «Вегас» открылось порядка 50 магазинов, и еще 35 брендов находятся в режиме ожидания. С одной стороны, такая ротация арендаторов изменила лицо брендов, представленных в крупнейших торговых центрах Москвы, с другой — свежие форматы старых брендов становятся привлекательными для клиентов. Единственная проблема заключается в том, что новым брендам необходимо время на адаптацию, однако далеко не все понимают необходимость вкладывать ресурсы в свою раскрутку. Чем раньше обновленный пул арендаторов начнет работать над узнаваемостью своего имени, тем быстрее в торговые центры вернется полноценный трафик, убеждена эксперт.
Одним из новых брендов, который появился на рынке торговой недвижимости в 2023 году, стало современное ритейл-пространство «РЕМАРК». Оно объединяет большое количество локальных и международных брендов одежды, аксессуаров, косметики, товаров для детей и товаров для дома. В одном пространстве потребитель может найти как демократичные, так и премиальные товары разных марок, что очень удобно, поделилась новостями основатель и генеральный директор универмага «РЕМАРК» Ирина Рябко. Находиться такое пространство может как в пределах Москвы, так и за МКАД, при этом оно способно освоить достаточно большую торговую площадь. Ярким примером стало открытие пилотного проекта в «Outlet Village Белая Дача». Основной фокус на развитие «РЕМАРК» держит в формате традиционной розницы, однако уже в декабре текущего года ожидается запуск собственной онлайн-площадки. В целом же, несмотря на успешный запуск, подобные форматы ритейла воспринимаются девелоперами и собственниками торговых центров довольно скептически. На сегодняшний день они выбирают более стабильные варианты, предлагаемые арендаторами, отметила эксперт. Тем не менее за такими торговыми пространствами будущее, потому что, по сути, они представляют собой некий офлайновый маркетплейс.
Еще один новый бренд, который заявил о себе в начале лета 2023 года,— магазин «Всегазин». Это совместная коллаборация с известными амбассадорами, звездной парой Павлом Волей и Ляйсан Утяшевой. По словам генерального директора ООО «Всегазин» Эдгара Леу, они принимали самое активное участие в разработке ассортиментной матрицы, подготовке юмористических слоганов для товаров, нейминге и позиционировании самого бренда. На сегодняшний день ассортимент ритейлера включает более тысячи артикулов — товары для спорта, для дома и для семьи. Первая локация открыта в ТРЦ «Афимолл». До конца 2023 года планируется открытие еще шести магазинов в Пензе, Уфе и Казани. По оценке эксперта, стратегия развития нового бренда в офлайн полностью оправдана, поскольку позволяет формировать традиционную розницу, охватывать рынок и продвигать собственный бренд.
Возвращаясь к тому, что основной триггер для посещения торгового центра сегодня,— это сегмент развлечений, стоит отдельно остановиться на таком якорном арендаторе ТРЦ, как активити-парки для детей. Количество и качество развлечений планомерно увеличивается, растет и требовательность клиентов к комфорту и сервису предоставляемых услуг, все сильнее становится заметна нехватка предложения для подростков и взрослых, которые вынуждены находиться в стенах торгового центра, пока их ребенок проводит время в парке, перечислил актуальные тенденции сферы развлечений, представленных в ТРЦ, основатель, генеральный директор сети активити-парков Zамания Павел Ковшаров. Интересно, что многие развлекательные проекты сегодня разрабатываются региональными торговыми центрами,— это показывает высокую потребность в данном сегменте. В дальнейшем на рынке появится новый тренд, убежден эксперт, усиление зоны развлечений магазинами с товарами для детей.
За счет торговой составляющей девелоперы по-прежнему формируют уникальную и современную городскую среду. Примером таких объектов являются проекты «ПроГород», которые реализуются по принципу «Пространство 360». На сегодняшний день на стадии реализации таких нестандартных форматов находятся два объекта — «Новинский Пассаж» и комплекс SLAVA. «Оба этих проекта — насыщенные городские центры, находящиеся в 5–15-минутной доступности и собравшие все необходимое для жизни, работы и отдыха,— поделилась концепцией проектов директор подразделения управления коммерческой недвижимостью ООО “ПроГород” (Группа ВЭБ.РФ) Евгения Аничкова.— Проект “Новинский Пассаж”, например, проектировался 20 лет назад, как гостиница, и за это время морально и технически устарел. Его концепция сегодня — совмещенный нестандартный формат, где представлен и ритейл, и возможности для работы и обучения, и для проведения деловых или спортивных мероприятий. Проект SLAVA — это комплекс, в котором именно люди определяют, что будет внутри зданий. В любом случае получится инфраструктура для жителей. В пиковое время одновременно в нем смогут находиться 25 тыс. человек. Оба этих проекта — нетрадиционные форматы, в которые сложно вписать традиционный ритейл или бизнес-центр, поэтому мы разработали такую концепцию, в которую вписываются исключительно не традиционные варианты размещения текущих потенциальных арендаторов».
«Любой проект, бренд, который выходит сегодня на рынок, необходимо продвигать. На этом фоне возникает очень много вопросов по рекламе — последний законопроект, который вступил в силу 1 сентября, предписывает маркировать любое рекламное размещение. Отныне реклама, публикуемая в сети Интернет, должна быть замаркирована, сведения о ней должны быть предоставлены соответствующему оператору рекламы сети Интернет,— поддержал дискуссию адвокат МКА “Аронов и партнеры” Иван Александров.— Основная проблема, которая возникает у штатных юристов компаний,— квалификация того или иного объекта, размещенного в социальных сетях или сети Интернет в качестве рекламы. Другими словами, поиск ответа на вопрос: это является рекламой или не является? Главная загвоздка в том, что вопрос квалификации рекламы решается строго индивидуально и зависит от большого количества вводных. Правоприменительной практики по этим вопросам пока нет, соответственно, позиция контролирующих, антимонопольных органов и арбитражных судов еще не сформировалась. Говорить о том, на чью сторону будет вставать закон, мы пока не можем, однако требование о маркировке рекламы необходимо соблюдать».
В 2023 году сформировались определенные тренды в области маркетинговых коммуникаций ритейла с клиентами. Согласно данным нескольких опросов, посвященных исследованию эффективности программ лояльности, их слишком много, при этом они похожи друг на друга и ничего кардинально нового не несут. Конечно, лучше иметь карту лояльности того или иного ритейлера, чем не иметь, отмечали потребители, однако ее наличие не является ключевым фактором для того, чтобы совершить повторную покупку.
Между тем конкуренция среди ритейлеров в части формирования программ лояльности становится все сильнее и активнее, и в результате компании вынужденно придут к новым экспериментам и более интересным вознаграждениям по данным картам, начнут использовать новые механики и технологии, отметила модератор, основатель исследовательской лаборатории Lanska group, преподаватель программ МВА в РАНХиГС, Финансовом университете и ВШЭ Луиза Улановская. Показатели качества обслуживания улучшаются во всех сферах деятельности, но при этом и ожидания потребителей сильно растут из года в год, поэтому маркетинг и персонализация, основанная на сборе и анализе больших данных, получают активное развитие. Ключевыми трендами текущего года становятся геймификация, бонусы, прогнозная аналитика, основанная на клиентском опыте, создание уникального клиентского опыта.
Когда мы говорим о лояльности, необходимо помнить о том, что она не равна удовлетворенности. Какую лояльность ритейлер ждет от клиента — к продукту, бренду, каналу продаж или это будет персональная симпатия? На что делать упор — на лояльность или на удовлетворенность клиента — острый вопрос для многих компаний торговой недвижимости и электронной коммерции сегодня. Согласно данным опроса 100 крупных международных компаний рынка ритейла, фокус держится на таких маркетинговых метриках, как повышение пожизненной ценности и снижение оттока клиента, увеличение частоты покупок. При этом привлечение новых клиентов будет дорожать, следовательно, ритейлеры начнут использовать реферальные, кросс-рекомендательные программы и партнерства. Покупательская способность продолжит снижаться, следовательно, акцент необходимо держать на поощрении потребителя к экономии и на вознаграждении за регулярные покупки. Наблюдается сокращение клиентской базы, значит, придется обращаться к ранее ушедшим клиентам, расширению каналов влияния и продуктовой корзины оставшихся платежеспособных покупателей.
Рассмотрим несколько примеров работы с программами лояльности известных на российском рынке ритейлеров. Пример номер один — опыт интернет-магазина «Траектория». Программа лояльности до недавнего времени представляла собой пластиковую карту, которая давала скидку при предъявлении ее в магазине. Она не была привязана к номеру телефона владельца, никаким другим образом не идентифицировалась и передавалась из рук в руки. Ритейлер ничего не знал о своем клиенте, но понимал, что необходимо решить две проблемы: понять потребности своей целевой аудитории и уйти от прямого предложения скидок. Цель по смене концепции программы лояльности состояла в том, чтобы оцифровать своих клиентов и предоставить им эффективный инструмент для формирования интереса к бренду, создание некоего профильного сообщества единомышленников, поделился опытом директор по маркетингу Traektoria Иван Анисимов. В результате проб и ошибок все поставленные задачи в 2023 году были реализованы, ритейлер увеличил базу клиентов и создал достойную программу лояльности. В процессе перехода был вынесен один очень ценный урок — необходимо как можно больше и чаще общаться со своим лояльным клиентом: рассказывать про изменения, интересоваться мнением и получать обратную связь.
Второй пример — перезапуск программы лояльности ювелирного бренда SUNLIGHT в июне 2023 года. Теперь при покупке изделия 5% от суммы чека возвращается бонусами. Ритейлер отошел от рейтингов покупателя, внедрил двойной кешбэк при оплате по СБП, позволил суммировать бонусы со всеми акциями, дополнительными скидками и купонами, внедрил календарь событий, чтобы напоминать клиенту о важных событиях. Кардинально новым решением стало внедрение раздела знакомств. В результате перехода на новую программу лояльности повторная покупка за последние два месяца выросла на 97%, отметил технический аналитик направления performance SUNLIGHT Илья Варзин. Люди стали покупать больше и чаще, выросло время, проведенное клиентом внутри приложения, больше стало целевых действий, но самое главное — улучшился показатель главной метрики программы лояльности — произошел рост повторных покупок.
Еще один пример — работа с клиентами группы компаний с собственной сетью винотек Simple Wine. Основные направления привлечения и удержания клиентской базы — это персонализация, вовлечение и развлечение, партнерские программы, новые сервисы и услуги. Портрет своего потребителя ритейлер знает очень хорошо — кто, что и когда пьет, куда ходит и про какое вино спрашивает, поэтому в рамках программы лояльности используются преимущественно релевантные акции. После первого предложения происходит постепенное вовлечение клиента в специфику — бренд рассказывает, чем красное вино отличается от белого, какое из них выбрать под планы на вечер, и так далее, рассказала руководитель направления по клиентскому маркетингу B2C Simple Wine Валентина Ларкина. Фокус постоянно держится на развитии и обучении клиента, происходит активное общение с ним в соцсетях. Из ключевых нововведений — организация дегустаций и подарочные сертификаты, которые отчасти снимают ограничения, с которыми сталкивается сфера крепких спиртных и безалкогольных напитков, и позволяют дотягиваться до нового клиента. Также, по оценке эксперта, потребитель приходит в винотеку за персональным обслуживанием и удовлетворением своих нетрадиционных запросов. Многое в программе лояльности ритейлера строится на людях — сотрудниках винотек, поскольку именно они в первую очередь становятся источником для сбора информации о покупателе, однако знания о клиенте — залог успеха в грамотно построенном маркетинге.
Ежегодная конференция, объединяющая специалистов ритейла и логистики, позволяющая обсудить актуальные проблемы e-com и торговых центров, складов и транспортных компаний, маркетинговые и рекламные тренды, программные продукты и платежные системы, последние новости трансграничной логистики, таможенного оформления грузов и параллельного импорта.
В конце мероприятия состоится
Retail Party с награждением победителей премии AdRec [адрес]
Программа и спикеры
-
-
Регистрация гостей
-Сессия 1. Электронная коммерция: стратегии развития, болезни роста, импортозамещение сервисов и ассортимента
Темы дискуссий:
● Цифровые продукты для развития e-com-площадок
● Логистическая и складская инфраструктура – как драйверы роста электронной коммерции
● Кадры решают все – пути преодоления кадрового голода отрасли
● Омниканальность – кейсы и практикизаместитель генерального директора службы доставки Dalli
член совета директоров, директор по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate (ex.JLL)
заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP
директор по продажам CDEK
директор по трансграничной логистике, проект Brandly, Inventive Retail Group
основатель «Колорс групп»
адвокат, МКА «Аронов и Партнеры»
руководитель практики «Розница и гостеприимство», ANCOR
генеральный директор компании Welldone
CEO «1С-БСЛ»
-Обед
-Сессия 2. Офлайн-ритейл: торговые центры, стрит-ритейл
Темы дискуссий:
● Аналитика: трафик, вакансия, ставки
● Актуальные форматы
● Премьеры на российском рынке ритейларегиональный директор департамента торговой недвижимости NF Group
директор департамента недвижимости Crocus Group
директор подразделения Управление коммерческой недвижимостью ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ)
основатель и генеральный директор Универмага РЕМАРК
основатель генеральный директор сети активити парков Zамания
директор по развитию сети фитнес клубов «World Class»
управляющий партнер, экспертная группа VETA
генеральный директор ООО «Всегазин»
адвокат, МКА «Аронов и Партнеры»
-Кофе-брейк
-Сессия 3. Маркетинг и коммуникации
основатель исследовательской лаборатории Lanska group, преподаватель программ МВА в РАНХиГС, Финансовом Университете и ВШЭ
руководитель направления по клиентскому маркетингу B2C Simple Wine
директор по маркетингу Traektoria
технический аналитик направления performance, SUNLIGHT
-Retail Party с награждением победителей премии AdRec [адрес]
Подробнее на странице