Цифровая трансформация: основа развития в эпоху неопределенности
Международная обстановка и масштабные санкции, которые могут обернуться технологической блокадой, поставили российский IT-бизнес в непростое положение: компаниям приходится срочно пересматривать свои стратегические планы, оптимизировать бюджеты как на разработки новых решений, так и на поддержку уже существующей IT-инфраструктуры.
Компаниям сейчас приходится оперативно переходить с зарубежных на российские IT-решения: офисные пакеты, ERP, системы управления базами данных, что несет новые вызовы для работы IT-инфраструктуры в период миграции. При этом в текущих условиях найти средства для такой масштабной модернизации непросто из-за высоких процентных ставок по кредитам и новой политики банков, которые с большим опасением подходят к кредитованию клиентов.
Еще одной задачей для отрасли стало расширение и поддержка работы собственной инфраструктуры для хранения и обработки данных: ввоз в Россию серверов и СХД класса enterprise сейчас практически невозможен из-за внешних барьеров и заморозки работы зарубежных поставщиков решений.
Возникает вопрос: как дальше работать и как поддерживать уже существующую ИТ-инфраструктуру?
Международная обстановка и масштабные санкции, которые могут обернуться технологической блокадой, поставили российский IT-бизнес в непростое положение: компаниям приходится срочно пересматривать свои стратегические планы, оптимизировать бюджеты как на разработки новых решений, так и на поддержку уже существующей IT-инфраструктуры. Многие оперативно переходят с зарубежных решений на российские, что приводит к новым вызовам для работы IT-инфраструктуры в период миграции. Еще одной задачей для отрасли стало расширение и поддержка работы собственной инфраструктуры для хранения и обработки данных. Возникает вопрос: как дальше работать и как поддерживать уже существующую ИТ-инфраструктуру? Ответить на него специалисты отрасли попытались в ходе конференции ИД «Коммерсантъ», проведенной совместно с компанией «Ростелеком».
Для большинства компаний цифровизация началась несколько лет назад и остановить ее уже невозможно. Если в начале трансформация воспринималась как способ сохранить конкурентоспособность на рынке и успешно развиваться, то сегодня это уже неотъемлемая часть стратегии любой компании. Рынок IT переживает очередной период неопределенности — компаниям приходится максимально быстро перестраивать стратегические направления деятельности, оптимизировать бюджеты как на разработку новых решений, так и на поддержку уже существующей цифровой инфраструктуры, менять зарубежные разработки на отечественные. Все это приводит к определенным рискам и сложностям, подчеркнул проблематику модератор, ведущий эфира радиостанции «Коммерсантъ FM» Максим Митченков. Перед игроками рынка, будь то разработчики или представители различных секторов экономики, сегодня встает вопрос: как работать дальше и продолжать поддерживать существующую инфраструктуру, рассчитывать ли только на свои силы, или привлекать команды на аутсорсе, и как в целом реагировать на вездесущие изменения?
Цифровая трансформация, как и любая другая перестройка бизнес-процессов, уже переживала подобные трудности. Главное, что отличает рынок сегодня,— реакция на новые вызовы. От нее напрямую зависит, станет ли сложившаяся ситуация непреодолимой, или же, наоборот, старые стереотипы сломаются и дадут качественный скачок новым актуальным переменам.
«В эпоху неопределенности для бизнеса жизненно важно продолжать цифровую трансформацию, чтобы обеспечить опережающий рост и успеть за меняющимся миром,— подчеркнул сомодератор, вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелекома» Алексей Подрябников.— Надежный цифровой партнер может предложить фундамент — инфраструктуру по сервисной модели, чтобы заказчик получил возможность сфокусироваться на решении задач бизнеса, выиграл и во времени, и в ресурсах. Сейчас мы видим повышенный спрос на сервисную модель практически во всех отраслях».
Цифровая трансформация для многих крупных компаний — это прежде всего возможность качественно влиять на скорость принятия решений и течения бизнес-процессов, оставаться гибкими и подвижными в меняющихся реалиях. Именно за счет этого представители финансового, промышленного и производственных секторов, энергетики, телекоммуникаций и многих других отраслей укрепляют свои позиции на рынке. Ну и, конечно, значительная часть коммерческой выручки компаний также зависит от того, насколько эффективно выстроены цифровые процессы внутри и вокруг ее бизнеса.
Определив для себя ценность цифровых изменений и постоянного развития, компании активно усиливают направление разработки собственных программных продуктов. Крупные игроки рынка не только создают свои наработки, но и тиражируют решения как для дочерних предприятий, сети производственных мощностей, так и для других организаций, готовых использовать данный продукт у себя.
Во многом трансформация цифры и разработка программных продуктов зависит от специфики отрасли, в которой работает компания. Для сектора энергетики, например, объекты критической информационной инфраструктуры крайне важны: крупные предприятия, как правило, широко представлены филиалами по всей России, количество объектов, находящихся в эксплуатации,— больше тысячи. IT-поддержка в таком случае обслуживает большое количество локальных приложений. Со временем такие местные решения переходят в разряд стандартов и начинают тиражироваться — так работает цифровая трансформация. При этом развитие собственной разработки остается достаточно дорогим процессом и долгосрочной инвестицией для любой компании, подчеркнул директор по цифровизации и информационным технологиям «Т Плюс» Борис Макевнин. Все, что вкладывается в цифровые продукты, начнет окупаться не раньше чем через три-пять лет, поэтому изначально все направление IT, программирования и изменений цифровых продуктов должно быть одним из направлений стратегии развития самой компании.
Разработка программных продуктов сегодня действительно сложный процесс. Рассчитывать только на программистов в этом процессе нельзя — для создания по-настоящему рабочего и эффективного решения требуется еще и мощная цифровая инфраструктура. Создать ее, поддерживать и постоянно обновлять сегодня достаточно дорого. Именно поэтому на рынке особенно ценятся компании, которые занимаются собственной разработкой. К сожалению, их не так много, отметил директор департамента цифровой трансформации Промсвязьбанка Александр Сахаров. В целом сам подход к созданию нового цифрового продукта требует первоначального анализа его целесообразности. За последние десять лет на рынке появилось довольно много рабочих решений, которые качественно обновили функционал и стали мощнее. Грамотное использование таких успешно зарекомендовавших себя продуктов позволяет сформировать некий гибридный подход, который будет сочетать в себе как скорость, так и гибкость, необходимую для настройки под нужды определенной компании. И при этом существенно экономить, поскольку цифровая трансформация, как показывает практика, возможна и на базе уже работающих решений.
Банковский сектор цифровым развитием активно занимается последние 20 лет. Этот процесс включает как собственные решения, так и те продукты, которые самостоятельно производить не нужно, подчеркнул эксперт. Например, защиту критической инфраструктуры информационной безопасности выгоднее настраивать с привлечением сторонних специалистов, которые обладают специальными компетенциями и навыками. А вот многие сервисы для конечного потребителя, будь то b2b или b2c сегмент, правильнее разрабатывать самостоятельно. Рынок сегодня принадлежит клиенту, поэтому только компания, напрямую работающая с ним, понимает его боли и желания и, соответственно, может ответить на них удобным цифровым предложением. Поэтому главное — найти максимально выгодный для себя баланс: что придумывать самим, а в чем рассчитывать на знания и опыт привлеченных специалистов.
Между тем цифровая трансформация невозможна без базовой автоматизации. Как успех любого проекта зависит в том числе от качества проведенной подготовительной работы, так и развитие цифровых решений тесно связано с тем, как настроена работа по автоматизации бизнес-процессов внутри компании. Взять хотя бы данные — их количество постоянно растет, необходимо научиться оцифровывать эти массивы информации и грамотно ими пользоваться. Многие компании уже взяли себе за правило постоянно работать над качеством данных: автоматизация позволяет выявить все положительные сценарии и ошибки, и уже на основе этого анализа топ-менеджмент предприятия, а в отдельных случаях и работники на местах принимают решения об изменении технологического цикла или, как вариант, режиме работы производственных установок.
Золотодобывающая компания «Полюс», например, использует именно базовую автоматизацию для своей цифровой трансформации. Получив сначала доступ к данным, оцифровав их и поработав с качеством, предприятие запустило разработку цифровых сервисов, мобильных решений и работу по автоматической диспетчеризации, поделился опытом директор департамента развития и поддержки бизнес-приложений золотодобывающей компании «Полюс» Евгений Рындин. При этом компания также далеко не всегда использует собственные наработки и выбирает уже опробованные технологии. При наличии хорошего результата цифровое решение масштабируется на все производство. Такой эффект не обязательно выражается в финансовых показателях, иногда ставка делается на качество или удобство работы пользователя такого решения. В целом предприятие старается придерживаться золотой середины: по словам эксперта, одни технологии покупаются и адаптируются под нужды производства, интегрируются и развиваются уже собственными силами, а другие — специально разрабатываются, если на рынке не оказалось нужного продукта.
Сегодня для многих компаний, представленных в различных секторах экономики, цифровая трансформация стала логичным продолжением политики управления данными, оптимизации внутренних процессов и повышения роли этих самых данных как для сотрудников, так и для топ-менеджмента. Внутренняя автоматизация приводит к реализации множества внутренних сервисов. А для успешного развития таких проектов как раз подходят готовые решения, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, поддержал дискуссию начальник управления автоматизированных информационных систем Дирекции цифровой трансформации ГТЛК Антон Жиряк. Единственное условие, которое применяется к подобным продуктам,— отечественное производство и открытый код, добавил эксперт. На сегодняшний день в ГТЛК процентное соотношение внутренних и привлеченных разработок составляет 30% на 70%, где меньшая часть — это внутреннее развитие уже готовых модулей, а большая часть — чистый аутсорс, выполняющий глобальные задачи, ценность которых проявится только через несколько месяцев. Привлечение узкоспециализированных компетенций полностью оправдывает себя в те периоды, когда компания нуждается в разработке в достаточно сжатые сроки.
В целом же цифровая трансформация — бесконечный процесс. Технологии развиваются гораздо быстрее, чем рынок находит им применение. При этом интеграция цифровых решений происходит не только в бизнесе, но в каждой области нашей жизни — телефоны научились принимать за нас решения, в школах внедрили электронные дневники, провайдеры услуг стали более зрелыми, в каждом банке и интернет-магазине появились электронные помощники и многое другое. Все эти разработки призваны улучшить, упростить и ускорить определенные процессы, поэтому цифровая трансформация — не исключительно локальная история бизнес-среды, а перестройка всего того, что происходит в стране. Это изменение образа мышления, который выбирает современный человек. Самое главное, что на рынке сегодня есть ресурсы, команды и отдельные специалисты, которые готовы работать и создавать новые цифровые решения как для жизни, так и для бизнеса.
Генеральный партнер
Программа
-
-
Деловая дискуссия
- Насколько перспективно в текущих условиях для непрофильных компаний держать собственные штаты разработки, следует ли выводить их в отдельные юрлица для получения налоговых льгот, или же разработку сейчас перспективнее отдавать на аутсорс?
- Какие препятствия сейчас существуют при закупке оборудования для поддержки своей инфраструктуры и как решать эти проблемы? Стоит ли сделать ставку на облачные решения в текущих условиях и какие риски есть в таком подходе?
- Кадровый голод или кадровый профицит: в последние несколько лет затраты компаний на наем разработчиков только росли, а условия труда зачастую диктовались не работодателем, а сотрудником. Как изменилась структура спроса на IT-специалистов сейчас?
- Как ускорить и сделать эффективней миграцию компании с иностранных на российские решения и какие риски несет идея вообще отказаться от миграции?
ведущий эфира радиостанции «Коммерсантъ FM»
вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками, Ростелеком
директор по цифровизации и информационным технологиям, Т Плюс
директор департамента цифровой трансформации, Промсвязьбанк
директор департамента развития и поддержки бизнес-приложений золотодобывающей компании «Полюс»
начальник управления автоматизированных информационных систем Дирекции цифровой трансформации, ГТЛК