Открытый эфир: «Аутсорсинг логистики 2.0: Новые тренды на рынке профессиональных услуг»
4 октября состоялся видеоподкаст издательского дома «Коммерсантъ» под названием «Аутсорсинг логистики 2.0: Новые тренды на рынке профессиональных услуг». Его гостем стал генеральный директор компании Welldone Артем Киреев. Провела эфир обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ» Анастасия Мануйлова.
«Наша компания специализируется на услугах в логистике, поэтому именно эту отрасль я и хочу обсудить в нашей сегодняшней беседе. Самой спорной и неопределенной остается часть услуг, предоставляемых сервисными компаниями на территории заказчика, основным ресурсом в данной категории являются люди»,— рассказал Артем Киреев.
Аутсорсингом можно назвать любую услугу, которую мы покупаем. При планировании любого бизнеса мы делаем план: что и на каком этапе мы делаем сами, а что приобретаем через услугу сторонней организации. На этапе старта большей части проектов все операции выполняются руками его основателей. Через короткий период появляется команда штатных сотрудников, и когда появляется прогноз и уже после появления стабильных показателей спроса, возникает потребность в аутсорсинге.
В начале 2000-х экономика РФ начала расти, и крупные производственные и торговые компании получили возможность отказываться от части привычных, но непрофильных для них функций (в том числе и в логистике). Но оставался вопрос: что делать со штатными специалистами, уже имеющими необходимые навыки и опыт? Конечно, такие специалисты переходили в штат сервисных компаний, при этом оставаясь верными корпоративным принципам и лидерам своего прошлого работодателя. Отсюда и пошло неправильное понимание, что аутсорсинг — это больше формальная передача трудовых и материальных ресурсов провайдеру. С каждым годом специалистов, которые перешли из штата заказчика к поставщику, становилось все меньше, и это стимулировало сервисных провайдеров на разработку и внедрение собственных технологических и операционных решений.
«Проблема нехватки кадров наблюдается во всех отраслях, безработица рекордно низкая. За последние три года она снизилась вдвое и на текущий момент составляет 3,3%. Это говорит о том, что сейчас рынок соискателя, а не работодателя. Факторов масса — демографическая яма, в которой находится наша страна, курсовая разница, из-за которой работа в РФ стала не так привлекательна для трудовых мигрантов из РФ. Более того изменился сам подход людей к получению дохода. Ушла культура поиска места работы, с которого человек может с почестями уйти на пенсию. Все больше соискателей, которые ориентированы на получение гарантированного дохода в короткий промежуток времени, и предложений под такой запрос масса»,— отмечает Артем Киреев.
Компании конкурируют друг с другом за рабочую силу, предлагая более высокие заработные платы. Опасность такого подхода заключается в том, что это может привести к инфляционной спирали, когда рост зарплат работников влечет увеличение стоимости услуг и переноса затрат на клиентов. Клиент же, в свою очередь, где-то абсорбирует, а где-то по цепочке увеличивает стоимость услуг и товаров для конечного потребителя, за счет чего происходит снижение покупательной способности населения. Что запускает новый виток спирали, когда работники начинают искать более высокую зарплату.
По его словам, затраты на логистику в ВВП РФ составляют примерно 32,5 трлн руб. в год. «Если сегодня мы обсуждаем услуги, связанные с ручными операциями, то это около 7,0 трлн руб. Принимая среднюю долю услуг в операциях 50%, получаем емкость рынка 3,5 трлн руб. в год. Логистика как категория вряд ли будет кардинально изменять долю. Уровень автоматизации в ближайшие пять лет не сможет значительно снизить долю ручного труда в логистике. Но правильный подход к управлению уровнем сервиса позволит профильным провайдерам увеличить свою долю относительно операций, выполняемых штатным персоналом их заказчиков. По нашим данным, в ближайшие два года рынок профессиональных услуг в логистике может вырасти на 1,5 трлн»,— отметил он.
При этом основной проблемой, с которой сталкивается логистика, является неравномерность объемов. «С ростом e-commerce эта проблема становится еще острее. Если еще три года назад инструменты управления спросом (рекламные компании, акции в торговых точках) работали в интервале трех месяцев, и к ним можно было подготовиться, то сейчас увеличить спрос на любой товар в несколько раз можно за три часа»,— отмечает он.
Это, в свою очередь, повышает востребованность гибкой рабочей силы. «Под гибкой рабочей силой мы подразумеваем некий человеческий ресурс, обладающий базовыми навыками и компетенциями для обеспечения простых операций, таких как погрузка, выгрузка, комплектация и прочее. К этому ресурсу могут обращаться любые компании в период всплесков объемов»,— отмечает Артем Киреев.
Гибкая рабочая сила в комбинации со штатными сотрудниками помогает:
— оптимизировать затраты и сгладить эффект от роста зарплат работников за счет того, что мы платим только за эффективное время проведения работ;
— значительно повысить адаптивность нашего бизнеса, набирая работников с определенными необходимыми компетенциями;
— быстро подстраиваться под требования клиентов по географии;
— гибко управлять численностью работников для максимально эффективного оказания услуг для клиента;
— снизить административную нагрузку на компанию за счет отсутствия необходимости обучать или переобучать гибкую рабочую силу.
«Для нашей компании мы опытным путем и изучением лучших практик выработали определенный подход к обучению и подготовке гибкой рабочей силы и по результату получили до 50% сокращение текучки персонала на периоде адаптации, снизили наши риски за счет повышения безопасности и эффективности операций. Мы открыли обучающий центр, сделав его доступным для самозанятых и других компаний.
Например, сейчас мы отмечаем, что самыми востребованными являются программы обучения и подготовки для комплектовщиков, управление спецтехникой и административный блок, включающий охрану труда и требования безопасности, управление персоналом и базовые навыки повышения складских операций. Мы видим в этом ценность, которую мы несем, чтобы помочь всем участникам рынка иметь доступную эффективную и производительную гибкую рабочую силу»,— заключил Артем Киреев.
По данным сервиса «Рокет Ворк», в 2022 году число объявлений от компаний, нуждающихся в услугах, выросло на 174%. Одна из функций, которые стали чаще отдавать внешним исполнителям,— логистика. При этом в какой-то момент произошла подмена понятий, и до сих пор многими аутсорсинг воспринимается только как привлечение рабочей силы.
Партнер
-
-
Аутсорсинг логистики 2.0: Новые тренды на рынке профессиональных услуг
Вопросы для обсуждения:
- Ограниченность привычного понимания аутсорсинга (почему произошла подмена понятий между предоставлением функции и предоставлением персонала — аутстаффингом). Критерии профессиональных услуг нового поколения
- Масштаб рынка логистического аутсорсинга в России. Потенциал совершенствования логистической функции на российских предприятиях
- Оценка входного барьера для поставщиков услуг в логистике и цепочках поставок
- Пропорция между персоналом и инфраструктурой в логистическом аутсорсинге. Почему ставка на предоставление дешевой рабочей силы проигрышная
- Острота кадрового вопроса и пути его решения (Кто и в каком количестве нужен, где брать)
- Перспективы рынка гибкой рабочей силы (Кто уже сейчас нуждается в этом ресурсе, чем такой подход привлекателен для персонала)
- Сложности и возможности в работе с самозанятыми и мелкими подрядчиками (Как и чему их обучать, как помочь перестроиться с мышления работы по найму к работе на результат)
редактор приложения «Здравоохранение» газеты Коммерсантъ
генеральный директор компании Welldone