Layer 1

Аудит и консалтинг + оценка: тренды, прогнозы, итоги полугодия

31 августа 2023 Четверг
Финансы
Место проведения: Москва, Театральный проезд, 2. Гостиница «Метрополь», зал «Красный»

Аудиторы и консультанты подвели итоги полугодия

В прошлом году российский рынок аудита, консалтинга и оценки претерпел много изменений — из отрасли ушли международные игроки, в рамках реформы были приняты поправки к закону об аудиторской деятельности, стали формироваться реестры аудиторских компаний для работы с общественно значимыми организациями и т. п. ИД «Коммерсантъ» собрал ведущих игроков этих отраслей, а также бизнес-экспертов в красном зале отеля «Метрополь», чтобы обсудить, как на участниках рынка и их клиентах отразились все эти изменения.

Конференцию открыла модератор мероприятия Елена Межуева, директор по развитию «Донаудит», управляющий партнер компании «ГРУППА БАЛАНС». Она сразу задала тон мероприятия и отметила, что, так как за последние два года на рынке аудита произошли фундаментальные изменения, именно сейчас очень важно обсудить текущее положение дел и понять, в какой точке аудит и консалтинг находится и куда он движется.

Елена Межуева также напомнила , что на сегодняшний день численность аудиторских компаний в России 2277 предприятий и что за два с половиной года этот список уменьшился на 35%. Также, по словам эксперта, сокращается не только количество аудиторских компаний, но и число самих аудиторов. «Только в нынешнем, 2023, году аттестата аудитора было лишено 668 человек. При этом во всей России аттестат получили всего 25 новых аудиторов»,— сказала госпожа Межуева. По ее словам, эти данные подтверждают тенденцию, что идет очень быстрое сокращение аудиторского рынка в стране. Вторая тенденция, которую отметила Елена Межуева,— концентрация капитала рынка аудита в нескольких крупных компаниях. «Например, в рейтинге аудиторов за 2022 год, который в мае этого года был опубликован “Коммерсантом”, в руках первых шести компаний сосредоточена совокупная выручка 34 млрд руб., это 81% рынка»,— отметила госпожа Межуева. «И еще хотелось бы обратить внимание на такое явление в отрасли, как деление всех аудиторских компаний на три группы. Первая — это компании, которые войдут в реестр Центробанка, и на сегодняшний день заявлено 15 таких компаний, вторая группа — те, кто войдет в реестр казначейства и будет работать с социально значимыми организациями, на сегодняшний день это 101 компания. И третья группа — все остальные аудиторы»,— сообщила Елена Межуева.

Генеральный директор, член правления СРО «Ассоциация аудиторов “Содружество”» (ААС) Ольга Носова, в свою очередь, напомнила, что в этом году завершается работа в рамках концепции развития аудиторской деятельности, которая была утверждена председателем правительства в 2020 году и была рассчитана на три года. Ольга Носова согласилась с тем, что профессия аудитор стареет и число аудиторов неуклонно сокращается. «В былые годы у нас было 40 тыс. аудиторов в стране, а сейчас примерно 16,5 тыс. Это очень малое количество, если, например, даже сравнивать с количеством бухгалтеров, которых в России сейчас 3 млн. Ежегодно аудиторов становится все меньше и меньше. 46% аудиторских компаний расположено сегодня в Москве и Центральном федеральном округе — остальные рассредоточены по всем оставшимся регионам России»,— рассказала госпожа Носова.

Что касается динамики доходов рынка, то, по словам Ольги Носовой, в числовом выражении они с 51 млрд руб. в 2012 году выросли до 58 млрд в 2022 году. «Но если учитывать инфляцию, то на самом деле доходы аудиторов сократились»,— резюмировала эксперт. Она также подтвердила слова Елены Межуевой, что сейчас аудиторские компании имеют возможность войти в три реестра, которые ведут СРО, Федеральное казначейство и Банк России, и дополнила, что на сегодняшний день около 30 аудиторских компаний подали запрос на их включение в реестр Центробанка и сейчас они проходят проверку ведомства и 15 компаний уже включены в реестр ЦБ.

Кроме того, Ольга Носова отметила сокращение клиентов у аудиторов в 2022–2023 годах. «Аудит — это отражение состояния экономики, и с этим ничего не поделаешь»,— сказала она.

По словам Ольги Носовой, сейчас основная задача СРО — очистить рынок от «колотушечников», недобросовестных аудиторов, которые утром получают деньги, а уже вечером дают аудиторское заключение. «Есть компании, которые в день дают по 20 аудиторских заключений по всей стране от Калининграда до Владивостока, имея в штате при этом всего трех аудиторов. При проведении контроля деятельности таких аудиторских компаний со стороны СРО результатом проверки, как правило, является исключение из членов, и когда такие компании подают в суды, СРО чаще всего их выигрывает. Радует, что сейчас процент компаний, которые так себя ведут, существенно сокращается»,— отметила Ольга Носова.

Что касается престижа профессии аудитора, то, по словам Ольги Носовой, в этом году всего 13 человек пришло в профессию, а ежегодно выходит из нее примерно 500 человек. «Молодежь не хочет идти в аудиторы, так как они просчитывают, сколько времени, сил и денег им будет стоить аудиторский аттестат, и, понимая, что это не выгодно, уходят в другие смежные отрасли, и это действительно для рынка большая проблема. В сентябре-августе этого года мы завершим подготовку предложений по дальнейшему развитию аудиторской деятельности, с которыми после коллегиального одобрения будем выходить в Минфин. Там среди прочих есть инициатива, что не участие три года в аудиторской деятельности не должно являться поводом для аннулирования аттестата аудитора. Мы по вопросам аттестации также будем вносить свои предложения и надеемся, что это привнесет позитив на наш рынок»,— заключила Ольга Носова.

Следующей слово взяла Полина Виксне, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний «Мариллион», которая входит в топ-10 и работает на российском рынке уже более 30 лет.

Полина Виксне выделила несколько явлений, происходящих на рынке аудиторов в последний год. «Это очень динамичная среда — происходят частые и существенные изменения, влияющие на бизнес клиентов и, соответственно, на нашу работу как аудиторов и консультантов. Продолжаются изменения в составе акционеров и участников компаний — иногда очень быстрые и очень неожиданные. Никогда не знаешь, к чему нужно быть готовым завтра. Мы также отмечаем большое количество изменений в области законодательства — здесь стоит обратить особое внимание на область налогового регулирования и на правоприменительную практику, например, по таможенному регулированию, а также на целый комплекс мер по контролю за движением капитала. Кратно возросло количество нормативно-правовых актов, выходящих в свет, которые нашим клиентам необходимо сегодня знать и анализировать и нам — вместе с ними, а следом предлагать решения, как реагировать. Колоссальная динамика по сравнению с прошлым годом. Регулирование бухгалтерского учета в России тоже не стоит на месте — принимаются в том числе новые стандарты учета. Таким образом, среда крайне динамичная, ценовое давление на аудиторскую профессию колоссальное, притом что аудит был, есть и остается регулируемой отраслью. Поэтому в дополнение к упомянутым вызовам рынка и внешней среды мы должны быть готовы обеспечивать соответствие требованиям регуляторов и проходить плановые проверки контрольно-надзорных органов»,— сказала Полина Виксне. По ее словам, аудиторам сейчас приходится не только проходить проверочные мероприятия по вступлению в реестры Федерального казначейства и ЦБ РФ, но также и регулярные проверки в рамках плана контрольно-надзорных органов. «В 2023 году было проверено 90% компаний из первой десятки российских аудиторов, а в 2022 году — 60% из того же списка. А если брать среди топ-30 аудиторов, то в 2023 году в план проверок включено 80% компаний из этого списка. Мы, конечно, понимаем, что аудит должен оставаться регулируемой профессией, так как является общественно значимой деятельностью, но с другой стороны, аудит не финансируется из госбюджета, и мы строим свой бизнес по всем правилам и законам коммерческой организации. Для того чтобы аудиторы могли и дальше существовать как бизнес и при этом еще и соблюдать все требования, которые сегодня к ним предъявляют госорганы, нужен диалог с регуляторами, иначе итог может быть непредсказуемый»,— заключила Полина Виксне.

Андрей Рязанцев, партнер, руководитель департамента аудиторских услуг компании Kept, которая ранее входила в международную сеть КПМГ, но с июня прошлого года является полностью независимой российской организацией на рынке аудиторских и консультационных услуг, рассказал, что в 2022 году наибольшее влияние на его компанию оказал уход из России иностранных предприятий, которые пользовались аудиторскими услугами Kept. «Это тот сегмент наших клиентов, который мы потеряли. Но тем не менее наше сотрудничество и взаимодействие с основными крупными российскими компаниями, которые были нашими клиентами раньше, продолжается»,— сказал Андрей Рязанцев. Он согласился с Полиной Виксне в том, что «регуляторный ландшафт аудиторского рынка действительно ужесточается и требований к аудиторам становится все больше». «Параллельно, как уже говорили, сокращается ресурсная база отрасли — количество аудиторов в стране уменьшается, и молодежь идти в эту профессию не хочет»,— подтвердил он слова других участников. «Для нас в перспективе является важным сохранение спроса на качественный внешний аудит у клиентов. Цифровизация как внутренних процессов в нашей компании, так и внешних процессов взаимодействия с клиентами и с регуляторами тоже очень важная часть нашей стратегии развития, хотя это и довольно большой и затратный блок. И безусловно, вопрос, связанный с образованием аудиторов, повышением их квалификации и привлечением новых людей в профессию, тоже нас волнует»,— сказал Андрей Рязанцев. Высказался эксперт и о том, что поменялось в сфере консалтинга в последние несколько месяцев,— по его словам, «тут тоже ландшафт поменялся — большая тройка компаний, занимавшаяся стратегическим консультированием, Россию покинула, и некая ниша освободилась». «Несмотря на некоторое сокращение консалтингового рынка, сейчас происходит распределение клиентов между российскими игроками, и мы видим, что отдельные направления консультирования сохраняют свою актуальность. Смена собственников в компаниях и какие-то процессы реорганизационные в российском бизнесе, безусловно, несут спрос на услуги, связанные с оценкой бизнеса, due diligence, услугами форензик и т. п. Также тренды последних нескольких лет — IT-консалтинг и цифровизация внутренних процессов — по сей день остаются актуальными. Также есть высокий спрос на налоговый консалтинг»,— заключил Андрей Рязанцев.

Более подробно о трендах аудита рассказали представители аудиторской группы компаний «Правовест Аудит» Наталья Наталюк и Виктория Варламова. Они, в частности, поделились опытом, как комплексный аудит сегодня помогает компаниям своевременно выявлять и исправлять налоговые ошибки и экономить миллионы рублей, не попадая под растущие тренды налогового контроля. По словам Натальи Наталюк, согласно официальной статистике ФНС, количество выездных налоговых проверок организаций в 2022 году увеличилось на 30%. Средний «чек» доначислений (включая штрафы и пени) по итогам результативных выездных проверок компаний в 2022 году равен 74 млн руб. по России и 96 млн руб. по Москве (отчет ф.2-НК, август 2023 года). И в первом полугодии 2023 года по Москве он составляет 95 млн руб. «И, конечно, эта тенденция влияет на увеличение спроса на аудит с углубленной проверкой налогов. Руководители и собственники бизнеса хотят быть уверенными в налоговом порядке в своих компаниях. Поскольку это не только снижает риск назначения выездных проверок, а следовательно, многомиллионных финансовых потерь, но и нивелирует персональные риски руководящего состава компаний в виде уголовной и субсидиарной ответственности из-за налоговых упущений»,— рассказала Наталья Наталюк. В свою очередь, Виктория Варламова, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», в своем выступлении отметила, что опрос собственников бизнеса, зачем им нужен аудит, показал, что они хотят убедиться, что в бухгалтерии компаний все в порядке. «Под этим они, конечно, понимали и порядок с налогами, не много ли они налогов платят, то есть нет ли переплат, не забыли ли что-то возместить из бюджета, доплатить, и, конечно, они хотят обезопасить себя и свой бизнес от возможных налоговых рисков»,— говорит Виктория Варламова. По ее словам, спрос на аудит именно с углубленной проверкой налогового учета растет из года в год, эта тенденция сохраняется и в 2023 году. «Сейчас большинство наших клиентов дополняют обязательный аудит углубленной проверкой налогового учета, чтобы получить от аудита максимум пользы для своей компании и для себя лично. Часто мы привлекаем к такой проверке и налоговых юристов, которые анализируют сделки и соответствующую судебную практику, определяя возможные риски. Поскольку мы видим тренд на усиление налогового контроля в стране, налоговые органы постоянно мониторят налогоплательщиков, и у них для этого есть огромные возможности — растет и спрос от клиентов на контроль налогового учета внутри компании. Собственники бизнеса не хотят привлекать внимание налоговых органов своими ошибками и поэтому заранее пытаются их не допустить с нашей помощью»,— сказала Виктория Варламова. Также она озвучила топ-5 налоговых рисков в этом году. В их числе: нарушение порядка оформления выплат премий сотрудникам, отсутствие документального и экономического обоснования расходов, отсутствие путевых листов, своевременно не производится зачет авансов, выраженных в иностранных валютах. В заключение эксперты АКГ «Правовест Аудит» отметили, что комплексный аудит с углубленной проверкой налогов позволяет действовать на опережение налоговых проблем, являясь эффективной профилактикой большинства упущений и ошибок. А наличие по итогам такого аудита страховки от налоговых претензий гарантирует юридическую защиту и возмещение финансовых потерь.

После этого Ольга Комиссарова, генеральный директор компании «Пачоли», рассказала про тонкости проведения аудита у государственных компаний. «У нас много таких клиентов, и работа с госкомпаниями имеет свои особенности. Дело в том, что там аудитор может столкнуться с очень чувствительной информацией, связанной в том числе с государственной тайной и другими грифами. С этой информацией приходится работать очень аккуратно, и это крайне важно в современном мире, когда разглашению гостайны уделяется повышенное внимание и за это сурово наказывают. Поэтому я считаю, что работать с госкомпаниями должны аудиторы, знакомые с государственной службой и понимающие эти нюансы»,— рассказала Ольга Комиссарова. По ее словам, в госкомпаниях к отчетности, особенно к бухгалтерской, относятся очень серьезно. На ее основании формируются все последующие отчеты, которые отправляются на очень высокий уровень. «Я думаю, что сегодня назрела необходимость разработать отдельные стандарты бухучета для госкомпаний, потому что у них во главе угла стоит не получение прибыли, а решение государственных задач»,— отметила госпожа Комиссарова. Также она считает, что аудит госкомпаний должно проводить ограниченное число аудиторов, имеющих лицензию на работу гостайной, и что необходимо внести поправку в законодательство в части проведения закупок по аудиту (44-ФЗ) и прописать там, что аудит госкомпаний может проводить аудитор, понимающий специфику аудируемого предприятия, а не по принципу наименьшей цены. «Не цена, а качество оказываемой услуги, опыт и размер аудиторской компании имеет значение»,— заключила Ольга Комиссарова.

Тему цифровизации аудиторской и консалтинговой отрасли раскрыл Александр Спиридонов, основатель и директор по консалтингу компании Timetta. Он рассказал, что его компания с 2016 года создает систему для автоматизации бизнеса в сфере профессиональных услуг, к которым аудит и консалтинг, безусловно, относятся. «В конце предыдущего и в начале этого года мы столкнулись с ростом интереса российских аудиторов и консультантов к отечественному ПО, к которому наша разработка тоже относится. Многие столкнулись с тем что западные IT-компании стали покидать российский рынок, и стали искать адекватную замену тому софту, который они использовали ранее и которого они лишились»,— рассказал Александр Спиридонов. Тем, кто искал отечественное ПО для своей деятельности на замену импортному, Timetta очень помогла. «Мы входим в реестр отечественного ПО, мы размещаем нашу систему на территории РФ, аккредитованы в Минцифры, все данные храним в ЦОДах в нашей стране в инфраструктуре “Яндекс”. Для нас уход иностранных конкурентов из России сыграл на руку, и сейчас мы единственное тиражное PSA-решение в стране. Решений для автоматизации сферы профессиональных услуг было и так не много, а когда из России ушли иностранные системы, остались только мы»,— заявил Александр Спиридонов. Система Timetta помогает компаниям составлять календарный, ресурсный и финансовый планы проектов, получать итоговые отчеты по итогам их реализации, выстраивает структуру проектов, помогает сформировать команду и организовать ее работу и многое другое. Подробнее о внедрении и работе этой системы рассказал в ходе конференции Дмитрий Скляров, генеральный директор ADE Professional Solutions, которая занимается консалтингом и аудитом, реализовывает международные проекты и имеет офисы в Москве, Ереване и Дубае. «Несколько лет назад мы искали ПО, чтобы повысить эффективность и прозрачность нашего бизнеса, и нашли программный продукт Timetta. Основное его преимущество — контроль плана-факта по часам в разрезе проектов. На регулярной основе наши руководители получают план-факт их программы и вовремя реагируют, если проект выбирается из графика или что-то в нем идет не так. Все красные точки вылавливаются своевременно — мы начинаем рано понимать, что проект становится убыточным, и быстро возвращаем его в русло рентабельности»,— рассказал Дмитрий Скляров. Еще одно преимущество Timetta — планирование цены для клиентов. «Большая часть наших контрактов основана на фиксированном бюджете и очень важно понимать, хорошая ли это цена для нас, и приносит ли она нам прибыль. Программа анализирует, сколько на реализацию проекта мы потратили времени и ресурсов, сколько получили денег, и говорит нам, было ли нам это выгодно, или нужно повысить цену. Опять же программа выдает все расчеты и данные, и к клиенту с повышением цены или со скидкой мы уже идем с конкретными аргументами из нашего ПО»,— отметил Дмитрий Скляров. Также программа позволяет управлять кадрами и повышать дисциплину внутри компании. Timetta учит сотрудников умению рационально использовать свое время. «Раз в год мы смотрим данные программы и используем их для повышения мотивации сотрудников или при принятии решения о повышении или увеличении заработной платы. Также хочу отметить быстроту внедрения Timetta в компании, буквально за три недели мы внедрили это ПО в нашей компании, и, что немаловажно, новая система не вызвала отторжения у сотрудников компании»,— заключил Дмитрий Скляров.

Вторая часть конференции была посвящена в основном консалтинговой отрасли и оценочной деятельности.

Открыла сессию Татьяна Лобанова, президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению России (НИСКУ), к.п.н., Academic Fellow, доцент РАНХиГС. Она напомнила, что даже в прошлом году, несмотря на турбулентность в экономике, рынок консалтинга не стоял на месте. «Уход крупных консалтинговых компаний с российского рынка, которые частично забирали у отечественных консалтинговых компаний хлеб, открыл для последних новые перспективы. Например, наш институт, который является источником консалтинга для среднего и малого бизнеса, в прошлом году пополнился новыми проектами — я бы сказала, что события прошлого года поспособствовали нашему развития не только в финансовом плане, но и в профессиональном»,— сказала Татьяна Лобанова.

По ее словам, несмотря на санкции, Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению России до сих пор подключен к международному институту сертифицированных консультантов — ICMCI. «Нас оттуда не исключили и недавно продлили там членство высокого доверия»,— отметила эксперт. На примере своего института она выделила несколько тенденций в консалтинговой отрасли: увеличение количества новых проектов, изменение их глубины и сложности в сторону увеличения, рост стоимости консультационных услуг. «Говоря о наших консультантах, то сегодня они, особенно если работают в регионах, вынуждены играть много ролей, и в этой связи они должны быть универсалами с широким кругозором, набором различных навыков и при этом с глубокой экспертизой. Такие специалисты очень востребованы сегодня у представителей среднего и малого бизнеса»,— заключила Татьяна Лобанова.

Про антикризисный консалтинг рассказал Олег Андреев, генеральный директор АО «Реестр-Консалтинг». «Первое полугодие 2023 года — это сезон годовых собраний акционеров. Собрания сейчас все чаще проходят в заочной форме (более 80%) — это пока еще разрешено российским законодательством. На многих таких собраниях проходит электронное голосование, таким образом акционерные общества существенно экономят на организации процедуры. В выигрыше те компании, которые в свои уставы включили соответствующее положение о возможности применения электронного голосования. На этом фоне вырос спрос на услуги по внесению изменений в уставы, разработку внутренних документов, соответствующих новым реалиям. Также консультантов чаще просят сопровождать процедуру общего собрания “под ключ”. Помимо этого специалисты помогают акционерным обществам в организации выплат дивидендов, помогают компаниям структурировать их органы управления. Мы также наблюдаем активный спрос на сопровождение сделок по переводу активов российских эмитентов из иностранных юрисдикций в Россию либо в дружественные юрисдикции»,— рассказал Олег Андреев. По его словам, в последние годы появилась новая услуга, когда регистратор выступает как эскроу-агент при совершении сделок с акциями. «Также есть большой спрос на создание акционерных обществ в минимальные сроки, когда мы выступаем регистрирующей организацией»,— заключил господин Андреев.

Дмитрий Романов, партнер, региональный директор департамента оценки Nikoliers, рассказал об оценке и консалтинге в сфере недвижимости. «Наша компания является ведущим консультантом в России на рынке недвижимости как жилой, так и коммерческой, а также рынке продажи земли. Мы предлагаем широкий спектр услуг — и оценку, и консалтинг, и брокерские, и агентские услуги, управление недвижимостью и даже строительство. В следующем году мы отметим 30-летие нашей деятельности»,— представил свою компанию Дмитрий Романов. Сегодняшнюю ситуацию на рынке недвижимости в России эксперт охарактеризовал как «сдержанный оптимизм» — никаких катастрофических событий, по его словам, в последнее время не произошло, и рынок недвижимости показал хорошую стрессоустойчивость и возможность хорошо адаптироваться к новым вызовам: «Хочу сказать, что последние десять лет — это были годы, когда мы постоянно реагировали на какие-то внешние вызовы. Не помню времени, когда можно было почивать на лаврах. Мы приняли решение диверсифицировать бизнес и нарастить новые компетенции в оценке уже очень давно. Если в 2013 году наш департамент оценки в основном оказывал услуги по оценке коммерческой недвижимости, то уже к 2019 году мы активно работали по расширению нашей компетенции — уходили в жилищное строительство. Плюс мы стали развивать направление оценки бизнеса, а в 2022 году оценка бизнеса и оборудования стали нашими ключевыми направлениями».

После этого генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков, в свою очередь, представил свежий рейтинг оценочных организаций и групп, собранный RAEX и опубликованный в приложении к газете «Коммерсантъ» «Рейтинг оценщиков».

«Мы начали создавать рейтинги аудиторов, консультантов и оценщиков в 1996 году и вышли на пик в 1998 году. За день до выхода очередного номера с рейтингом в 1998 году случился экономический кризис в России. На тот момент подобные рейтинги делали еще другие издания — у нас были конкуренты. Но на сегодняшний день рейтинги делаем только мы. Уже более 25 лет RAEX делает отдельно рейтинг оценочных организаций и крупнейших оценочных групп. Все данные, которые нам присылают компании, тщательно проверяются в других источниках, если мы выясняем, что данные нам прислали неверные, мы имеем право дисквалифицировать компанию из нашего рейтинга. Но в последние годы никто этим не грешил»,— рассказал господин Гришанков. Он также отметил, что на основе полученных от компаний данных можно сделать следующие выводы о состоянии оценочного рынка в России: он находится в стагнации, и его рост не превышает показатели инфляции в стране по итогам 2022 года. «Но в 2023 году ситуация выправляется — по итогам первого полугодия рынок уже показал рост на 19%. Сегодня у меня сложилось впечатление, что рынок аудита и консалтинга в целом, а также рынок оценки в частности — очень стабильные рынки, и все те вопросы, которые были актуальны там в 1998 году, актуальны и по сей день — демпинг, недобросовестная конкуренция — повестка дня тоже стабильна»,— заключил господин Гришанков.

Кирилл Кулаков, учредитель ЦНЭС, президент СРО РАО, в свою очередь, рассказал о новых требованиях к оценщикам и ответственности оценщиков. «Недавно был создан законопроект — поправки к 135-ФЗ об оценочной деятельности. Его инициатор — наш регулятор, Министерство экономического развития РФ. Эти поправки внесут достаточно существенные изменения в оценочную деятельность и ужесточат требования к игрокам рынка, в первую очередь к так называемым государственным оценщикам. «Также в случае принятия законопроекта (а все идет к этому) будет обязательно наличие в оценочной компании двух оценщиков в штате по основному месту работы. Это я считаю правильная мера — рынок будет более прозрачным. Большой блок поправок коснулся сферы оценки государственного имущества: государство наводит в этой отрасли порядок и начало это делать с борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией. Для тех оценщиков, которые захотят участвовать в гостендерах, будут определены более жесткие критерии входа в эти тендеры, которые, на мой взгляд, вполне адекватные. На прочие виды оценки негосударственных активов эти требования не будут распространяться. Мы со своей стороны просили регулятора также внести изменения, согласно которым в ходе торгов в первую очередь учитывались бы качественные критерии работы оценщика, а не ценовые. Сейчас в области оценочных услуг на 60% смотрят на цену, а на 40% — на качественные критерии. В то же время у наших коллег, юристов и аудиторов, на качественные критерии смотрят больше. Пока этого не случится на рынке оценки, демпинг здесь будет превалировать»,— рассказал Кирилл Кулаков. Также он предложил конкретизировать ответственность оценщиков в денежном выражении и ввести лимиты, «потому что сегодня потолка ответственности оценщиков и какой-то конкретики в этом вопросе в России нет».

В свою очередь, Василий Савин, партнер, руководитель группы оценки бизнеса и активов компании Kept, заявил, что «большая четверка, которая занималась оценочной деятельностью, де-факто никуда не ушла — все сотрудники остались, работают и востребованы в России». «Клиентам, несмотря на кризис, по-прежнему требуется качественная работа в области оценки и необходима помощь в реализации комплексных проектов. У нас кризис происходит постоянно — мы живем в последние годы в кризисах, это помогает не забронзоветь и быть поджарыми. И вообще у оценщиков высока адаптивность к кризисам. В отличие от аудиторов, все оценщики смотрят в будущее. Аудиторы смотрят назад, анализируют и протоколируют то, что уже произошло, и отражают это в отчетах. Оценщики же должны спрогнозировать, как будет развиваться та или иная отрасль. И сейчас клиенты ждут, что оценщики будут думать вместе с ними идти в будущее и при этом делиться своей экспертизой»,— заключил Василий Савин.

Завершил конференцию директор компании «Эверест Консалтинг» Роман Карпов с обзором отрасли оценки для целей учета и отчетности. «В рамках подготовки отчетности, как правило, участвуют две стороны: и сам клиент, и аудитор. В российской практике в последнее время активно к этому процессу привлекают оценщиков и финансовых консультантов. Специфики в этом направлении очень много, и зачастую не всегда оценщики понимают эту специфику. Залогом успеха в этом деле является опыт, компетенции и знание стандартов и оценочных практик как российских, так и международных»,— заключил Роман Карпов.

В прошлом году отрасль российского аудита, консалтинга и оценки претерпела много изменений, которые «перекроили» ее как на законодательном уровне, так и на международной арене. ИД «Коммерсантъ» приглашает ведущих игроков отрасли, а также бизнес-экспертов сделать срез по итогу первого полугодия, дать краткосрочные и долгосрочные прогнозы дальнейшего развития накануне начала делового сезона, проговорить тренды.

Поделиться:

Партнеры

Программа и спикеры

31 августа Четверг

При поддержке

Информационные партнеры

Контакты