Layer 1

Аудит и консалтинг + оценка. Итоги полугодия

29 августа 2024 Четверг
Финансы
Место проведения: Москва, Театральный проезд, 2. Гостиница «Метрополь», зал «Красный»

Аудиторы, консультанты и оценщики подвели итоги полугодия

Российские рынки аудита, консалтинга и оценки продолжают трансформироваться: меняется законодательство, портрет и запросы клиентов, усиливается контроль со стороны государства, усиливается проблема с притоком в эти отрасли квалифицированных сотрудников и др. ИД «Коммерсантъ» пригласил ведущих экспертов этих отраслей, чтобы обсудить, как они справляются с этими вызовами.

Конференцию открыла модератор мероприятия Елена Межуева, исполнительный директор компании «Донаудит». Она отметила, что «отрасль аудита, может быть, не самая большая отрасль в экономике России, но крайне важная, потому что без доверия со стороны пользователей к профессиональному аудиторскому мнению невозможно развитие ни фондовых рынков, ни банковской системы, ни рынка инвестиций, ни партнерских проектов».

По ее мнению, сегодня в России состояние аудиторской отрасли близко к кризисному. Причин этому несколько: международные сети, которые были флагманами отрасли и задавали тренды всему аудиту, ушли из России, «а их место начинают активно занимать регуляторы, которых на сегодняшний день очень много,— это и казначейство, и Центральный банк, и Росфинмониторинг. Я, как действующий аудитор, могу сказать, что по многим вопросам позиция у этих ведомств не согласована», отметила она.

Вторая причина кризиса отрасли, по мнению Елены Межуевой,— кадровый голод: «Очень мало профессионалов приходит в отрасль в последние годы». И третья проблема рынка аудиторов, которая до сих пор актуальна,— это демпинг. «Достаточно посмотреть на электронных закупочных площадках, какие компании выигрывают тендеры,— те, что ставят просто смешные цены на свои услуги. Как можно говорить о качественном аудите, о доверии к аудиторам со стороны пользователей, если у нас на рынке до сих пор процветает демпинг и недобросовестно работают некоторые коллеги?» — задала вопрос пришедшим на конференцию экспертам Елена Межуева.

Первой на него ответила генеральный директор, член правления СРО «Ассоциация аудиторов “Содружество”» (ААС) Ольга Носова. «Наша отрасль год от года сокращается, и это не секрет. Достаточно резкое сокращение числа аудиторских компаний было после 1 июля 2022 года, когда было введено требование, что в каждой компании должны работать не менее трех аудиторов по основному месту работы. Как результат, сокращение числа аудиторских компаний почти в два раза, и я думаю, что эта тенденция продолжится»,— отметила в своем выступлении Ольга Носова.

Также, по ее словам, сократились и доходы аудиторов «по сравнению с 2017 годом на 3,5%». «Если сюда еще добавить инфляцию, то понятно, что финансовая составляющая аудиторской деятельности сокращается. При этом если говорить о распределении этой выручки, то доля крупнейших 50 аудиторских фирм выросла до 71%, на все остальные 2150 компаний приходится 29%»,— отметила госпожа Носова.

По словам эксперта, в отрасли также сокращается количество клиентов — за пять лет у российских аудиторов стало на 15 тыс. меньше клиентов. «Хочу обратить внимание, что до сих пор у нас нет ответственности для клиентов за непрохождение обязательного аудита. Много лет об этом аудиторы говорят, но так ничего до сих пор в этом направлении не сделано»,— напомнила Ольга Носова.

Также она согласилась с Еленой Межуевой в том, что в отрасли сейчас наблюдается кадровый голод и что престиж профессии падает. Ольга Носова отметила, что начальная зарплата аудитора в регионе сравнима с зарплатой мастера в салоне красоты, «но при этом получить статус мастера по маникюру можно за три недели, и не нужно учиться пять лет и сдавать ежегодные экзамены для подтверждения статуса, как это делают аудиторы». Впрочем, по ее словам, сейчас ситуация с кадрами немного выравнивается. «У нас более чем с 20 вузами страны есть договоренности о сотрудничестве, всячески стараемся заинтересовать молодежь приходить в профессию, и в 2024 году мы рассчитываем, что у нас порядка 100 аттестатов будет выдано»,— отметила Ольга Носова.

Она напомнила, что 2020 году председателем правительства РФ была утверждена концепция развития аудиторской профессии. План концепции реализовывали правительственные ведомства при активном участии СРО аудиторов. В рамках реализации концепции был принят ряд важных изменений в законодательство, разработаны различные методические рекомендации для участников отрасли, организованы различные мероприятия.

Итоги реализации концепции, по ее словам, дали очень позитивные изменения для отрасли. Но отрасли нужно двигаться дальше. Конечно, были определенные внешние факторы, которые тормозили развитие аудита: и пандемия, и международные санкции. На реализацию концепции также повлияло и то, что в период пандемии многие были вынуждены переходить на дистанционную работу, введение в связи с этим повышенной защиты информации и так далее.

«Начиная с марта 2024 года прошла серия обсуждений в Минфине, и в настоящее время в первом варианте подготовлен проект стратегического документа дальнейшего развития аудиторской деятельности и бухгалтерской отчетности до 2030 года. В середине сентября Министерство финансов нас пригласит к себе этот документ обсудить. Мы уже со стороны СРО больше 30 страниц своих предложений в министерство направили»,— заключила Ольга Носова.

В свою очередь, партнер по аудиту, генеральный директор «Технологии Доверия — Аудит» Евгений Клименко поделился опытом своей компании в решении вопроса с нехваткой квалифицированных кадров. «На нашем рынке не последнюю роль в решении этой задачи играют технологии. Очевидно, что преодолеть кадровый голод помогает замена ручного труда на различные инструменты автоматизации в некоторых областях нашей деятельности. В «ТеДо» технологии используются на всех этапах аудита, начиная от получения данных от клиента, обработки полученной информации и заканчивая тестированием и документированием. Это позволяет ощутимо экономить время. Кроме того, мы внедрили чат-бот, который помогает нашим аудиторам найти ответы на вопросы, возникающие в ходе работы»,— рассказал Евгений Клименко. «Еще у нас довольно давно работает общий центр обслуживания, куда передается наиболее рутинная часть работы. Сейчас доля таких задач доходит до 20%. И конечно, когда рутинная работа концентрируется в одном месте, то закономерно появляются идеи, как ее можно автоматизировать. Так что центр обслуживания у нас в компании выступает локомотивом внедрения передовых технологий»,— поделился эксперт. Также он рассказал о разработанной в компании ERP-системе аудита. «Два года назад на начальном этапе санкций мы вообще остались без какой-либо системы, и нам пришлось быстро придумывать свою разработку. В сжатые сроки мы создали временный вариант, но при этом понимали, что нам нужна хорошая система на перспективу, и начали инвестировать в создание долгосрочного решения. И вот через пару лет у нас появилась такая технология. Важное преимущество — это полностью отечественная разработка, в ней отсутствуют какие-либо иностранные лицензии, которые могут вдруг отозвать, прервав работу компании. В этом смысле наша система хорошо защищена. Она оптимизирует все стадии аудита и помогает существенно экономить время. Принципиально то, что наша система предусматривает дальнейшее развитие,— в нее уже внедрены элементы искусственного интеллекта, и со временем мы планируем превратить ее в цифрового помощника аудитора»,— рассказал Евгений Клименко. Помимо ERP-системы в «ТеДо» также есть платформа для обмена данными с клиентами. «Безусловно, технологии важны, но мы все понимаем, что без человека не обойтись. Мы не пытаемся заменить людей машинами, а хотим найти баланс их взаимодействия. Кроме того, появление в отрасли новых технологий поможет привлечь в профессию молодых специалистов, для которых IT — это привычно»,— заключил эксперт.

На одну из ключевых тем отрасли — цены на аудиторские услуги — высказался партнер, руководитель департамента аудиторских услуг Kept Андрей Рязанцев. «С 2021 года общий рынок аудиторских услуг неуклонно сокращается. Даже в номинальном рублевом выражении без учета инфляции. Также у нас в отрасли происходит сокращение аудиторов и аудиторских организаций. Нельзя не отметить такую тенденцию, как усиление регуляторной нагрузки, особенно для аудиторов общественно значимых организаций. Наша отрасль в этом смысле уникальна, и регуляторная нагрузка тут растет при сужающемся рынке. Также на рынке ощущается сейчас острый дефицит кадров, как, впрочем, и в целом в экономике, а соответственно, растет конкуренция за специалистов. Зарплатные ожидания выпускников вузов нашей профессии растут от года к году, и за последние два года они выросли на 20%. Все вышеперечисленные факторы по идее должны были привести к росту цен на аудит»,— отметил господин Рязанцев. Но есть, по его словам, и сдерживающие цены факторы. «Один из основных — демпинг. Мы должны стараться уйти от конкуренции исключительно по ценовым параметрам. Нельзя продавать автомобиль по цене велосипеда. Кроме того, мы должны работать над тем, чтобы доказывать свою полезность пользователям финансовой информации. Если интереса к предоставленной ему аудиторской отчетности со стороны пользователя нет, то никакие меры регулирования поддержки рынка не сработают»,— заключил Андрей Рязанцев.

Председатель комитета по профессиональной этике и независимости аудиторов СРО ААС, руководитель департамента методологии аудита ФБК Анастасия Герасимова рассказала про взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Она согласилась с тем, что аудиторам нужно не только «с одной стороны, выполнять требования регуляторов и стандартов, но и понимать полезность аудита для клиента». «То есть мы должны думать, какую еще полезную информацию мы можем дать лицам, ответственным за надзор, представителям собственников компаний»,— отметила госпожа Герасимова.

Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит» Наталья Наталюк, в свою очередь, рассказала о том, как аудит помогает бизнесу минимизировать налоговые риски. «Наш опрос показал, что бизнес хочет понимать, все ли у него в порядке с налогами, потому что ошибки в этой области стоят слишком дорого вплоть для уголовной и субсидиарной ответственности для руководящего состава компании»,— начала свое выступление госпожа Наталюк. По ее словам, ежегодно растет спрос на аудит с углубленной проверкой по налогам. «Мы помогаем бизнесу в этом вопросе — выявляем налоговые риски, подсвечиваем их, в ряде случаев даже спасаем бизнес»,— заявила она. По словам эксперта, согласно данным отчетов ФНС ф.№2-НК, ежегодно растут средние доначисления в ходе выездных проверок организаций. В 2023 году по Москве средний чек налоговых доначислений составил 101 млн руб., а в целом по РФ — 63 млн руб., в первом полугодии 2024 года по Москве он достиг 99 млн руб. (87 млн руб.— в аналогичном периоде 2023 года). «Причем резкий рост “среднего чека” по налоговым доначислениям начался в 2022 году. В то же время произошла отмена обязательного аудита для некрупного бизнеса. Это также подтверждает, что отсутствие контроля за налоговым порядком в бизнесе — большой шанс получить доначисления. Напрашивается вопрос, что лучше для бизнеса: привлечь аудитора, который проверит, все ли в порядке у компании в плане налогов и поможет исправить ошибки, или ждать, когда нагрянет ФНС? После выездных проверок бизнес получает значительные суммы доначислений, и не все компании могут расплатиться с бюджетом, и их банкротят. По данным Счетной палаты РФ за 2023 год, количество дел о банкротстве с участием ФНС увеличилось на 21,4%. Налоговые долги бизнеса из своего кармана платят руководители и главные бухгалтеры, например, в рамках субсидиарной ответственности. Согласно информации федресурса, средний чек по субсидиарной ответственности в 2023 году — 77 млн руб., в первом полугодии 2024 года — 93 млн руб. Также материалы по итогам проверок передаются в правоохранительные органы и возбуждаются уголовные дела в отношении руководителей бизнеса, главных бухгалтеров. По данным Счетной палаты РФ, в следственные органы в 2023 году было направлено 3 тыс. материалов, возбуждено 1400 уголовных дел. Поэтому риски тут большие, и все очень серьезно. Налоговые долги никто прощать не будет — их будут взыскивать всевозможными способами»,— рассказала Наталья Наталюк.

По ее словам, в 93% случаев при аудиторской проверке выявляются налоговые риски. «Связаны они зачастую с отсутствием документов, подтверждающих расходы компании. Иногда достаточно просто восстановить эти документы и снять с себя миллионные риски по налоговым доначислениям»,— отметила госпожа Наталюк.

Также она отметила изменение налоговой среды из-за налоговой реформы-2025. Растут налоговые ставки (налог на прибыль, НДФЛ), компании на УСН при доходе более 60 млн руб. будут платить НДС, снижаются пороги для налогового мониторинга и многое другое. «ФНС стремится контролировать бизнес в онлайн-режиме. Цена налоговых ошибок растет, налоговое законодательство меняется, и важно быть в курсе всех нововведений, чтобы не допускать роковых ошибок для бизнеса и себя. Регулярный налоговый аудит помогает компаниям избегать все вышеперечисленные проблемы, защищать их первых лиц»,— заключила Наталья Наталюк.

Ирина Костина, партнер по аудиту «Технологии Доверия — Аудит», подытожила: «Многие обсуждаемые вызовы говорят о том, что кризис в отрасли действительно существует. И это нормально, так как экономика развивается циклически. Любой новый кризис дает нам окна возможностей. Мы живем в новой реальности, она застала нас врасплох, но прошло два года, и мы собрались. Главное — не останавливаться и продолжать искать новые пути со спокойной головой и горящими глазами».

Вторая часть мероприятия была посвящена отрасли финансового консалтинга и оценочному рынку. Открыл сессию модератор, партнер IBC REAL ESTATE, генеральный директор Первой оценочной компании Кирилл Соколов. По его словам, первые полгода 2024 года были достаточно успешными для рынка оценки. «Средний чек вырос, число запросов от клиентов стало больше. В нашей компании выручка увеличилась по сравнению с предыдущим годом»,— отметил он.

Директор «Эверест Консалтинг» Роман Карпов также рассказал об основных тенденциях рынка оценочной деятельности. Он отметил разнонаправленную динамику портфеля среднестатистической оценочной компании: с одной стороны, сократилась выручка по продуктам в части оценки для целей кредитования, с другой стороны, выросла оценка для целей купли-продажи, выхода на IPO, реструктуризации портфеля бизнеса. Также наблюдается рост на оценку нематериальных активов и объектов интеллектуальной деятельности.

«Хотелось отметить, что в этом полугодии была правительственная комиссия, которая поддержала изменения законодательства в области оценочной деятельности. Суть в том, что планируется создание пула оценщиков для государственных нужд. Также экономическая нестабильность в стране оказала влияние на весь рынок оценки, в том числе на изменение спроса на услуги оценщиков. Кроме того, сейчас происходит адаптация российских оценщиков к условиям работы в ограниченном информационном поле без доступа к иностранным справочникам, методичкам и базам данных»,— сказал Роман Карпов. По его словам, на рынке оценщиков, как и на рынке аудиторов, сейчас активно ведется внедрение новых ИТ-технологий и новых методов оценки. «В целом автоматизация и упрощение ручного труда — это тренд в оценочной отрасли»,— отметил эксперт.

Что же касается проблем оценщиков, то, по словам Романа Карпова, отрасль столкнулась с такими же проблемами, как и аудиторская,— нехватка квалифицированных кадров, завышенное ожидание выпускников в плане заработной платы и демпинг. Спикер отметил, что необходимо усиление контроля за качеством услуг, оказываемых оценщиками.

Соучредитель ЦНЭС, президент СРО РАО, советник при ректорате НИУ МГСУ Кирилл Кулаков рассказал о грядущих изменениях в оценочном законодательстве, а именно о поправках к 135-ФЗ и другим федеральным законам. «Есть четыре пакета поправок к 135-ФЗ, которые внесло Министерство экономического развития РФ. Часть из них уже находится в Государственной думе, еще часть обсуждается пока в министерстве. Речь в них идет в том числе о создании апелляционного рабочего органа при Минэкономразвития. Этот орган уже функционирует в апробационном режиме, но пока он не работает из-за своего статуса — может рассматривать дела, но его решения прямого действия не имеют. Когда орган заработает в полную силу, то оценщики получат апелляцию на уровне государства. Хочу отметить, что в проекте закона есть норма, согласно которой за три замечания, которые получит СРО, она будет дисквалифицирована на 180 дней. Если эту норму начнут применять, то на рынке будет коллапс, так как сейчас не то что три, а десятки жалоб и отрицательных решений имеется у каждой СРО, поэтому весь рынок по данной норме можно будет быстро дисквалифицировать»,— отметил Кирилл Кулаков.

Следующий пункт поправок — введение электронного реестра отчетов, по словам Кирилла Кулакова, коснется «как оценщиков, так и потребителей их услуг, будет введено правило здесь и сейчас — сделали отчет, и тут же он должен быть загружен в реестр, где будет потом отображаться все последующие редактирования документа. Пока эта норма заблокирована оценочным сообществом».

«Первое чтение в Госдуме уже прошел закон о дополнительных требованиях к оценщикам и оценочным компаниям при оценке государственной собственности. Я думаю, что в этой области будут гайки закручивать. И еще одна поправка — это новые требования к имущественной ответственности оценщика. Казалось бы, она и сейчас есть, но этот институт не работает, а будет работать с конкретными цифрами и нормами»,— заключил Кирилл Кулаков.

Партнер, руководитель департамента оценки и финансово-технического аудита «АБН-Консалт» Алексей Поляков рассказал о новой услуге на оценочном рынке — получение разрешения на сделку от подкомиссии Минфина.

«Эта услуга появилась в 2022 году, в 2023 году был пик обращений за этой услугой, и до сих пор еще эту процедуру прошли не все желающие. Еще год-два или даже три эта услуга на нашем рынке будет существовать — за это время все иностранцы с нашего рынка либо уйдут, либо решат остаться»,— отметил Алексей Поляков. Он рассказал про состав пакета документов: какие именно бумаги нужно собрать для подачи в Минфин и какие данные обязательно нужно в них указать для получения положительного результата, а также обозначил условия, при невыполнении которых пакет документов может быть не принят ведомством. «Помимо непосредственно оценочных услуг, мы также оказываем клиентам юридическое сопровождение, подготавливаем пакет документов для подачи в комиссию, а также у нас есть услуга по контролю движения документов по ведомству до непосредственного получения разрешения»,— заключил господин Поляков.

Партнер, руководитель блока профессиональных услуг Nikoliers Дмитрий Романов, в свою очередь, выступил с докладом на тему «Проблемы определения рыночных индикаторов в условиях дефицита предложения. Пример офисного рынка». «Сейчас мы на рынке офисной недвижимости в Москве наблюдаем такую ситуацию: одновременно происходит уменьшение предложения — новых объектов не хватает, и идет рост спроса на них. То есть в столице возник дефицит офисов»,— заявил спикер. «Сейчас практически нет свободных офисов для аренды в центральных районах города. Все, что сегодня строится,— это либо не центр, либо на продажу, но не для аренды. А спрос на аренду помещений в основных деловых районах сейчас очень высокий — компании хотят находиться либо в “Москва-Сити”, или в Ленинградском деловом районе, или в Центральном районе Москвы. Поэтому там практически нет сейчас свободных площадей, особенно найти крупный блок целая проблема. А вот за МКАД, напротив, даже помещения класса А не востребованы и долго не могут сдаться в аренду. Мы прогнозируем, что в центре столицы стоимость аренды офисов будет расти. Рост будет существенный в самое ближайшее время. И многие арендаторы должны это понимать и может быть уже заранее с собственником помещения договариваться о продлении аренды на будущее по нынешней цене. А вот не в центральных районах такого не будет. Там офисы даже высокого класса А будут свободными и доступными»,— рассказал Дмитрий Романов. По его словам, потребность в новых офисных площадях никуда не делась, даже несмотря на то что после пандемии многие компании перешли на гибридный или удаленный режим работы.

Старший менеджер практики финансового консультирования «Мариллион» Антон Левдонский рассказал про ситуацию на рынке консалтинга. «Моя тема будет касаться управления рисками. Это важно для организаций любого уровня, но сегодня я акцентирую внимание на среднем российском бизнесе, который стал средним не так давно ввиду ухода иностранных конкурентов и других факторов. У таких компаний чаще всего происходили в последние два года очень большие организационные изменения, которые легли большой нагрузкой на внутреннюю структуру компании. Мы видим ситуации, где компании с десятками или сотнями миллионов рублей оборота увеличили их за два года в 2–4–10 раз, а то и больше и становились компаниями с миллиардными оборотами. И они стали после этого попадать под обязательный аудит, более жесткие регуляторные требования, более пристальное внимание со стороны контрагентов. И если такая компания не уделяет активного внимания внутренним процессам, в частности управлению рисками, то сталкивается с неуправляемыми системными рисками»,— отметил Антон Левдонский.

По его словам, когда бизнес становится относительно крупным, то он должен «задуматься о некоей бюрократизации контроля над рисками и выигрывать конкуренцию на стабильном рынке уже за счет внутренней эффективности, а не за счет резкого роста». «Поэтому в какой-то момент мы рекомендуем нашим быстрорастущим клиентам делать паузу и посмотреть, что у них происходит внутри компании, обратить внимание на внутреннюю организацию бизнеса. Основные направления, на которые нужно обратить внимание, занимаясь управлением рисками в компании: закупки — всегда горячая тема, нужно всегда проверять поставщиков; персонал; продажи; документирование; инвентаризация и производство, часто возникает необходимость расширенной инвентаризации»,— рассказал Антон Левдонский.

В заключение мероприятия выступил заместитель генерального директора рейтингового агентства RAEX Дмитрий Кабалинский. Он представил 20-й юбилейный выпуск рейтингов оценочных компаний — организаций и групп. Эксперт рассказал о методологии составления данного рейтинга и о его результатах по итогам последних 12 месяцев. «Мы наблюдаем через призму данного рейтинга, что число его участников растет, увеличивается объем их суммарной выручки, укрепляется тенденция к ускорению роста доходов оценщиков, и мы видим позитивные перспективы роста оценочного рынка»,— заключил господин Кабалинский.

Отрасль аудита претерпевает многие трансформации, усиливается государственный контроль, меняется портрет клиента. Среди главных услуг финансового консалтинга: разработка стратегии управления активами и просчет финансовых рисков, а услуги по оценке бизнеса и недвижимого имущества по-прежнему в перечне самых востребованных. Обо всем этом и более поговорим в деталях в рамках традиционного мероприятия ИД «Коммерсантъ» по итогам полугодия.

Поделиться:

Партнеры

Программа

29 августа Четверг

Контакты