Layer 1

Цифровизация АПК: вызовы, проблемы и решения

23 Ноября 2021 Вторник
Цифровизация
Место проведения: онлайн
превью
00:00:00

Наряду с другими отраслями экономики цифровизация затронула и сферу АПК.

Сельское хозяйство в России сейчас — одно из наиболее быстро растущих направлений, и внедрение инноваций и активное использование новых технологий необходимо для оптимизации затрат и повышения прибыльности. Что тянет за собой решение целого ряда важнейших задач как по подготовке кадров, так и по созданию единой системы агроданных и развитию инфраструктуры для разработки и внедрения новейших технологических продуктов.

Наряду с другими отраслями экономики цифровизация затронула и сферу АПК. Сельское хозяйство в России сегодня — одно из наиболее быстрорастущих направлений, требующих своевременного внедрения инноваций и активного использования технологий. В результате на первый план выходит ряд важнейших задач, стоящих перед отраслью. Наиболее острые из них игроки рынка обсудили в ходе конференции от ИД «Коммерсантъ», прошедшей совместно с компанией «Ростелеком Бизнес». Эксперты поделились своим видением того, что сдерживает процесс цифровизации отрасли, почему до сих пор в России не сформирована полноценная инфраструктура агропромышленного комплекса, как создать единую систему агроданных и закрыть дефицит высококвалифицированных кадров.

«Цифровизация затрагивает все отрасли мировой экономии. “Ростелеком” в этом процессе стремится стать цифровым партнером населения, государства и бизнеса. За годы работы у нас сформировался богатый портфель интересных и необычных решений. Сфера АПК для нас особенно интересна с точки зрения партнерства. Мы готовы делиться своим опытом и наработками в том числе и из других отраслей. Надеюсь, сегодня в ходе интересной дискуссии у нас получится найти ответы на вопросы, которые помогут кому-то решить насущные задачи»,— задал тон конференции сомодератор, директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелекома» Алексей Подрябинников.

Агропромышленный комплекс в целом непростая отрасль. Во многом она зависит от природно-климатических условий нашей страны и характеризуется определенными циклами. Именно поэтому сравнивать темпы цифровизации АПК с другими сферами экономики в корне неправильно. Огромное количество земель, пригодных для севооборота, приводит к тому, что главным стремлением фермерских хозяйств является минимальные вложения и максимальная маржинальность. По большому счету большинство из них просто не заинтересовано в массовом внедрении технологических систем. Низкая идентификация растениеводства, например, сдерживает спрос на внедрение современных систем земледелия, жидких удобрений и т. п. В целом эксперты отмечают недостаточный спрос на цифровизацию российского АПК в сравнении с мировыми державами.

Стратегическая цифровизация АПК, как правило, проходит в трех направлениях. Первое — это, конечно же, процессы: автоматизация и роботизация, которые позволяют свести применение человеческих ресурсов на сложных производствах к минимуму. Второе — это перевод систем, отвечающих за принятие решений, исключительно в цифровое пространство: речь здесь идет об обработке и хранении больших данных, которые позволяют лучше принимать решения в спорных ситуациях. И третий момент — это магистральное направление: все действия, связанные со взаимодействием с поставщиками, дистрибуторами и прочей экосистемой. Особый спрос на новые технологические решения сегодня отмечается в системах контроля за посевами, управления сельхозтехники, управления роботизацией производства, подчеркнул директор центра компетенций в АПК, КПМГ в СНГ Илья Строкин. По словам эксперта, цифровизация АПК заметна, пусть и не в таком глобальном масштабе, как хотелось бы на данный момент, но внедрение технологий на производствах, фабриках и заводах становится все активнее.

Говорить о том, что цифровизация в России не используется, действительно нельзя, поддержала дискуссию заведующая отделом экономики инноваций в АПК института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова. Переход есть, другое дело, что он сильно отстает с точки зрения именно инновационных технологий. Согласно опросу НИУ ВШЭ, проведенному в 2020 году, 80% опрошенных, среди которых крупные агрохолдинги и производители с/х продукции, отметили, что они используют самые последние цифровые технологии. Более того, продолжают в них инвестировать. По оценкам экспертов ВШЭ, к 2025 году такие технологии будут использовать уже 91% крупных и средних производителей. Разработки в области агро и био вторичны. Основным стимулом внедрения технологий в целом в АПК является экономическая эффективность производства и факторы, связанные с квалификацией специалистов.

По большому счету цифровизация — это уникальные инструменты, призванные оптимизировать традиционные бизнес-процессы. Россия постепенно в этом отношении переходит к новым технологиям, которыми пользуется весь мир,— «Агротех 4.0», продолжает госпожа Орлова. Это межведомственная отрасль, где пересекаются и традиционные подходы, и современные IT-решения, и нано-, и био-, и сам подход к цифровизации. Это приводит к абсолютно другим стандартам производства, технологиям и даже потребителям. Большинство технологий, которые сегодня возникают на рынке, связаны с закрытым циклом сельскохозяйственного производства и с попытками максимально нивелировать влияние климата на урожай. Современное поколение молодых людей, в свою очередь, хочет знать, чем именно они питаются, как была выращена их пища. В этом отношении на первое место в АПК будущего выходит технология блокчейна, которая позволяет выстраивать прозрачную цепочку прослеживания поставки продукции. Первая попытка внедрить эту современную цифровую систему в России — служба ВЕТИС, оператором которой выступает Россельхознадзор и которая включает такую программу контроля производства, как «Меркурий». На данный момент все с/х производители обязаны пользоваться этой системой.

Еще один проект технологического перехода АПК — тактическая программа перевооружения сельскохозяйственной отрасли. Зерно становится новой нефтью, поэтому потребности агро выходят на первый план. Востребованность и рост цен на зерно, с одной стороны, и дефицит площадей, а также повышение стоимости удобрений, топлива, техники и дефицит профессиональных кадров, с другой, обнажили проблему повышения эффективности производства. Справиться с ней призван проект 10 тыс. агроботов. Это абсолютная революция в АПК, заявила президент группы Cognitive Technologies, генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова, реализующая данный проект. За сезон 2021 года 458 комбайнов в 114 хозяйствах 30 регионов страны получили инновационную начинку для своей с/х техники. Агроботы — комбайны и тракторы, оптимизированные «мозгом» на основе искусственного интеллекта, который позволяет технике ориентироваться в поле и самостоятельно принимать решения. Таким образом, фермер получает в помощники робота, решающего производственные вопросы и прямым образом влияющего на экономику производства.

Необходимость цифровизации отрасли обусловлена в первую очередь требованием времени. Области для ее применения на отдельно взятом производстве найдутся всегда, убежден замдиректора по IT-технологиям департамента цифровизации АО «Апатит» группы «ФосАгро» Сергей Виноградов. От добычи полезных ископаемых до прямых продаж — современные технологические решения внедрены на всей цепочке производства компании. Базовый уровень, на котором останавливаются многие, конечно же, автоматизация. Со временем и при грамотном руководстве появляется понимание, как повысить производительность и ее эффективность. Как итог в каждом отдельно взятом крупном агрохолдинге появляются собственные решения, непосредственно влияющие на качество и скорость продукции, и взаимодействие с конечным потребителем.

В России действительно больше развиты технологические продукты, направленные на контроль, планирование и прочие организационные процессы, поддерживает руководитель отдела цифрового земледелия и инноваций в странах СНГ АО «Байер» Денис Серегин. Решения для агрономических задач отходят на второй план. Во многом это связано со структурой малого с\х производства, самостоятельностью действий отдельно взятого фермера. В этом случае цифровизация остается преимущественно данью моде. Другое дело — крупные агропромышленные холдинги. Все, кто работает с высокой культурой земледелия, может позволить себе использовать современные технологические решения на каждом из этапов своего производства и фиксировать дополнительную прибыль, подчеркнул эксперт.

Флагманами цифровизации АПК в России остаются 50–55 агрохолдингов, которые многие решения пробуют у себя на местах, внедряют новые технологии и стремятся поддерживать переход производств «на цифру». В общем измерении на протяжении 2020 года они потратили на развитие IT-продуктов 471 млрд руб.

«Цифровизация отрасли идет нарастающими темпами, однако если сравнивать с другими отраслями экономики нашей страны, ее маржинальность сильно тормозит этот процесс,— комментирует ситуацию директор направления отраслевых сервисов ПАО “Ростелеком” Денис Жуковский.— Производители, как правило, не имеют высокий бюджет, чтобы заниматься цифровизацией. При этом технологических решений сегодня на рынке много, их производят десятки компаний-производителей, которые считаются экономически успешными в своей области. Но все они, к сожалению, разрознены. Одна из основных проблем, с которой мы сталкиваемся в России,— отсутствие единой точки управления, которая бы занималась выстраиванием дорожной карты цифровизации агропромышленной отрасли. У нас должны появиться не только предписания на масштабное применение технологий, но и какая-то платформа, где все разрозненные предложения наших IT-производителей собирались в один каталог. Место, куда мы могли бы предоставлять данные и получать необходимую для построения полноценной инфраструктуры информацию. Уверен, с\х производителям это также было бы интересно. Нам критически остро необходимы отраслевые качественные интеграторы».

Развитие цифровизации, провоцирующее страну переходить на новый технологический уклад, неизменно приводит к тому, что меняется и структура занятости в определенных областях. С одной стороны, снижается зависимость работодателя от низкоквалифицированной рабочей силы, многие профессии теряют свою актуальность, с другой — возникают новые требования, компетенции и специализации. АПК перестает быть самостоятельным сектором: сегодня все чаще говорят о продовольственных системах — движение продукта от фермера до прилавка. Каждый год возникают новые прорывные технологии и отрасли, в основе которых научная база. Сельское хозяйство данная экономика знаний затрагивает в полной мере. Мировые аграрные вузы переходят на развитие научных знаний, находящихся на стыке областей, внедряют новые дисциплины и подходы, переходят к программам предпринимательского типа. В России в новый технологический уклад вузы входят не так оперативно, однако эксперты отмечают огромный прорыв в повышении качественного аграрного образования.

На сегодняшний день в высших учебных заведениях действует устаревшая аграрная модель и отмечается недостаток талантливых молодых студентов и профессорского состава, нацеленных на работу в агропромышленном сегменте, подчеркнула заведующая отделом экономики инноваций в АПК института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова. Проблема отрасли не в том, что людей как таковых нет, а в том, какими должны быть специалисты. По оценке эксперта, российским вузам необходимо выстраивать такую систему образования, где теоретические знания и научная база находились в едином процессе, студентам предлагались глубокие масштабные профориентационные проекты, высокая специализация и гибкость образовательных программ.

У высших учебных заведений сегодня есть два пути, которые позволяют отвечать современным требованиям бизнеса к квалификации молодых специалистов. Первый — эволюционный, когда вуз подстраивается под технологические изменения в отрасли. Однако с учетом меняющейся скорости развития технологий этот способ чреват большими рисками, поскольку есть вероятность безвозвратно отстать от прогресса. Второй путь — инновационный: внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, обеспечение доступа студентов и преподавательского состава к актуальным техническим новинкам современного производства. При этом придерживаться данной стратегии можно только совместно с партнерами из реального сектора экономики — компаниями, которые предоставят свои площадки, оснащенные средствами производства, научными компаниями и ведущими образовательными организациями, отметил ректор НГАУ, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Евгений Рудой. Только совместно можно пересобрать образовательную программу, уверен эксперт. Первые подвижки в этом направлении уже есть. НГАУ начал реализовывать такую новую программу, как «IT-менеджмент в агроинженерии». Это уникальное направление, которое сочетает в себе изучение оборудования, связанного с точным земледелием, и его внедрение в конкретном с/х предприятии. Другими словами, междисциплинарная образовательная программа, предлагающая будущим молодым специалистам как профессиональные знания, так и цифровые навыки.

«Между тем стоит помнить о том, что мы по-прежнему сталкиваемся с проблемами не просто аграрного, но отраслевого образования,— продолжил дискуссию директор дирекции развития агро- и биотехнологий компании “Иннопрактика” Владимир Авдеенко.— В свое время отраслевые вузы были выделены из классических высших учебных заведений. Это было сделано для того, чтобы в короткие сроки подготовить огромное количество профильных специалистов. Конечно, глобально эта модель подготовки кадров давно устарела. Теперь же аграрные университеты, понимающие необходимость изменения подходов к обучению и активно развивающиеся в этом направлении, будут захватывать соседние области, медицину, например, фармацевтику и т. д. Более того, вузы продолжат стараться дополнить программы образования технологиями на местах: поскольку крупнейшие агропромышленные холдинги являются носителями передовых практик, именно у них сосредоточены глобальные технологии и только они могут поделиться актуальными практическими знаниями. При условии, что вузы продолжат придерживаться данной стратегии, рынок получит современных, полностью отвечающих требованиям бизнеса молодых специалистов уже через 5–7 лет.

Вопрос дефицита профессиональных кадров на агропромышленном рынке действительно стоит остро. По мнению некоторых экспертов, он достигает 90%. Именно поэтому многие крупные компании-производители вкладывают свои ресурсы в развитие процесса обучения и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов. Так, в 2020 году ПАО «Группа “Черкизово”» запустило проект стажировки преподавателей, в рамках которого были отобраны десять аграрных университетов в регионах его присутствия. Стажирующиеся посещали площадки производства, знакомились с действующим оборудованием, изучали технологии, которые применяются в компании, поделился опытом руководитель инновационного аналитического центра ПАО «Группа “Черкизово”» Рустам Хафизов. Вернувшись в вуз, преподаватели передавали полученные знания непосредственно студентам. По большому счету это полноценная образовательная программа, направленная на транслирование актуальной информации будущим специалистам. Бизнес в целом должен продвигать повестку актуального образования совместно с вузами, убежден эксперт.

«На сегодняшний день в агропромышленном производстве задействовано 4 млн человек, и за последующие десять лет выпустится огромное количество новых специалистов. Конечно же, всем им нужно предоставить дополнительные знания и умения, чтобы на выходе молодые кадры могли не только владеть теоретической базой, но и работать с современными технологиями,— подвел итог дискуссии по вопросам образования директор направления отраслевых сервисов ПАО “Ростелеком” Денис Жуковский.— Многие вузы уже сегодня развивают дополнительные программы. Будущее аграрного образования заключается в появлении более узких специализаций. Причем совсем необязательно, чтобы они базировались в высших учебных заведениях, это могут быть программы специального образования или повышения квалификации. Нам необходимо растить квалифицированных отраслевых консультантов, которые будут на одном языке разговаривать с разработчиками. Это должны быть люди, которые возьмут на себя ответственность за передачу смысла нашей профессии в разработку новых технологий для отрасли. Потребность в высококвалифицированных кадрах есть везде, и на местах в регионах в первую очередь».

Агропромышленный комплекс России во многом зависим от зарубежных технологий и компетенций, что требует от бизнеса реагировать на появление новых технологий. Между тем особенности структуры с\х, климатических условий и наличие компетентных специалистов напрямую влияют на темпы цифровизации отрасли. Однако переход «на цифру» у нас проходит своими темпами, позволяя говорить об эффективности данного процесса и прогнозировать перспективное будущее всего АПК.

Генеральный партнер

Программа

23 Ноября Вторник

Информационные партнеры

Контакты