«Умные города» и «умные регионы»: территории роста (межрегиональный онлайн-марафон)

Развитие «умных» городов требует индивидуального подхода, считают участники online-конференции “Ъ-Урал” «“Умные города” и “умные регионы”: территории роста». Она прошла 23 марта 2022 года в рамках межрегионального марафона ИД «Коммерсантъ». На мероприятии представители власти и бизнеса Свердловской области обсудили вопросы, связанные с развитием городской инфраструктуры и со сложностями и проблемами при реализации «умных» проектов.
Основные тренды «умных городов»
Самыми популярными направлениями внедрения технологий «умного города» сейчас можно назвать транспортную отрасль. Активно в повестке присутствуют технологии, связанные с безопасностью, ЖКХ и сервисы, связанные с предоставлением услуг.
По словам директора группы консультирования по перспективным технологиям КПМГ Сергея Вихарева, в России прекрасно развита геоинформационная система, которая позволяет во многих субъектах федерации практически в реальном времени отслеживать передвижение транспорта, пробки и заторы. Это позволяет проводить балансировку и предоставлять этот сервис жителям. В таком контексте появляется общий запрос на кейс по переводу внедренных «умных» технологий на рельсы предоставления услуг по требованию. И это касается всех сфер жизни.
«Мобильность как услуга, инфраструктура как услуга — это основной мировой тренд, который подхвачен в российских городах»,— комментирует Сергей Вихарев.
Он уверен, что главное предназначение технологии «умных городов» — конкуренция за жителей. Однако чиновникам сложно воспринимать конкурирование за жителей как целевую задачу, так как эта величина эфемерна, а диапазон динамики охватывает 5–7-летний период. Им проще внедрить отдельные решения, результаты которых можно увидеть сейчас.
Сергей Вихарев предлагает сконцентрироваться на тех вещах, которые позволяют обеспечить вовлеченность людей, развивая «умные» технологии, направленные на обеспечение услуг по требованию. Он уверен, что внедрение конкретных сервисов и систем должно происходить в зависимости от возможностей и достижимости на конкретных территориях. «Нужно идти от соотношения эффекта и затраченных средств»,— подчеркивает он.
Планирование на уровне концепции
Директор центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ) Татьяна Журавлева рассказала о сложностях планирования внедрения «умных» технологий в современных реалиях. «Концепции “Умных городов” очень разношерстные. Однако “умный город” с точки зрения всех сервисов должен строиться вокруг человека независимо от его местоположения»,— уверена она.
По ее словам, муниципалитетам для внедрения «умных» технологий всегда нужно начинать с плана. Хаотичное внедрение отдельных сервисов приводит к хаосу. Осложняется все тем, что Россия большая, людей мало. «Мы сейчас пытаемся переосмыслить текущую инфраструктуру и наполнить ее новыми сервисами. Это тот самый подход, который мы реализуем в городах Дальнего Востока и Центральной России. Комплексность подхода в данном случае неотъемлемая часть системы, которая способна привести к повышению качества жизни людей»,— отмечает Татьяна Журавлева.
По ее мнению, нельзя применять ко всем территориям одни и те же решения. Везде свои особенности, которые исходят из численности населения и экономических показателей. Поэтому решения всегда будут индивидуальны относительно территории рассмотрения. И тут компетенции главы города и курирующих лиц. Это важный фактор успешности внедрения «умных» решений в городе.
«“Умный город” — это город, в котором житель понимает, куда ему идти и что ему делать. И если мы пойдем от комплексности для человека, тогда мы уйдем от хаотичности и придем к нормальному постепенному планированию наших городов»,— уверена Татьяна Журавлева.
Ориентация на комплексность
По словам министра цифрового развития и связи Свердловской области Михаила Пономарькова, одним из приоритетных направлений развития страны сейчас является цифровизация ключевых сфер экономики и социальной сферы. «Мы ориентируемся на комплексный подход. В марте прошлого года правительством региона был сделан важный шаг. Губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о преобразовании департамента информатизации связи в Министерство цифрового развития и связи Свердловской области. Это было сделано для обеспечения комплексного подхода к цифровизации приоритетных отраслевых направлений. В основу преобразования была заложена модель объединения всех информационных ресурсов в одних руках»,— комментирует Михаил Пономарьков.
В рамках данной задачи в регионе стартовал ряд проектов, направленных на цифровую трансформацию. «Мы поставили задачу обеспечить интеграцию всех ведомственных систем между собой и максимально автоматизировать работу сотрудников органов власти и муниципальных образований»,— рассказывает он.
Сейчас проекты цифровой трансформации финансируются в основном за счет государственных средств. В перспективе доля частных инвестиций будет увеличиваться «Часть таких проектов находится на стадии обсуждения»,— отмечает чиновник.
Проблемы агломераций «умных городов»
На территории РФ развивается много агломераций. Состав «умных городов» носит выборочный характер и зависит как от собственной наработанной инфраструктуры, так и от потенциала развития в этой сфере. Дальше эти города становятся центрами агломераций или центрами развития в региональном масштабе, перетягивая на себя большую часть внедряемых разработок «умных» технологий.
«Проблемой в данном случае становиться то, что “умные” технологии внедряются непосредственно в центре агломераций, в то время как перифериям они остаются недоступными»,— говорит директор департамента стратегического и территориального развития Министерства экономики и территориального развития Свердловской области Александр Немтинов. Он уверен, что работа по развитию инфраструктуры «умного города» должна проходить равномерно во всех городах, которые включены в конкретную агломерацию, формируя «умную агломерацию» из «умных городов».
Также он называет несколько проблем, которые распространены на таких территориях: «Для создания качественной инфраструктура связи необходимо сформировать единые требования к системе связи, которая должна подходить для всех городов агломераций. Она должна стать единым целым, а не разрозненными элементами».
Вторая важная проблема, по мнению Александра Немтинова, это отсутствие средств в муниципалитетах для решения поставленных перед ними задач по цифровой трансформации — даже для тех муниципалитетов, которые включаются в региональные программы «Умный город», финансирование не предусмотрено. «Екатеринбург в части внедрения “умных” решений пошел по другому пути. Город последнее десятилетие ставил приоритетом развитие частного бизнеса. Любые проекты по внедрению технологий “умного города” позиционировались как преимущественно коммерческие проекты, где средства муниципального и регионального уровня выступают только катализатором процесса. Основная задача, которая ставилась изначально, — на каждый бюджетный рубль, должно было быть привлечено минимум 5 рублей коммерческих»,— рассказывает он.
Сейчас в екатеринбургской агломерации, включающей 14 городов, разрабатывается проект по созданию цельной «умной агломерации». Данный проект будет направлен на сглаживание или ликвидацию цифрового неравенства, которое существует в городах екатеринбургской агломерации.
Опыт внедрения «умных» технологий от «Ростелекома»
«Ростелеком» обладает уникальными компетенциями и инфраструктурой в области цифровизации региона, участвует в разработке стратегий на региональном и федеральном уровнях, а также реализует проекты в текущих национальных проектах. «Ростелеком» давно поставляет цифровые решения и интегрирует их в регионах.
На примере внедрения и интеграции интеллектуальной транспортной системы (ИТС) директор проектов «Цифровые регионы» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Марков описал текущую ситуацию готовности регионов к внедрению комплексных «умных» решений. «По степени готовности уровень ИТС по регионам неравномерен. Большинство регионов уже имеет комплексную программу развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), имеют схему организации дорожного движения и обладают оргструктурой, на которую возложены функции оперативного управления общественным и специальным транспортом. В 50% регионов существуют центры мониторинга и управления общественным и специальным транспортом, существуют подсистемы управления светофорами»,— комментирует он. По его словам, регионам не хватает сейчас соединений светофорных объектов, подключенных в адаптивном и координационном управлении (20% от их общего количества), подсистем метеомониторинга и мониторинга параметров транспортного потока.
В соответствии с этими данными, уверен Дмитрий Марков, в ближайшей и среднесрочной перспективе одновременная реализация и развитие всех функций, предусмотренных архитектурой построения ИТС (без учета их приоритетности), невозможны. Ограничивающими факторами также являются несовершенство или отсутствие нормативно-правовой информации, ограниченность ресурсов (особенно финансовых), кадровый голод, отсутствие четко сформулированных подходов к единой национальной политике к развитию ИТС.
«Для регионов важно на первоначальном этапе построения ИТС определить первоочередные приоритетные сервисы для городской агломерации, которые дадут реальный эффект от внедрения. При полноценном внедрении ИТС город получит, например, повышение безопасности дорожного движения, рост грузооборота, снижение нерациональных затрат на содержание транспортной инфраструктуры города, снижение среднего времени в пути»,— отмечает Дмитрий Марков.
По его словам, перспективным направлением развития ИТС может стать технология V2Х. Повсеместное коммерческое внедрение беспилотного транспорта (технологии V2X) в городской среде. На первых этапах его развития предполагается сформировать базовую инфраструктуру, позволяющую автомобилям обмениваться данными с транспортной системой, например, со светофорами, дорожными знаками, получая информацию от них и обозначая себя, соблюдать правила дорожного движения. Таким образом, развернутая инфраструктура ИТС городской агломерации способна взять на себя часть задач по обеспечению взаимодействия беспилотных и высокоавтоматизированных транспортных средств с дорожно-транспортной инфраструктурой.
«В Свердловской области в целом и Екатеринбурге в частности, внедрен широкий спектр систем автоматизации. Уделено много внимания подсистемам управления светофорными объектами. В данном ключе региону нужно двигаться по пути перехода с директивного управления дорожного движения на адаптивное, когда искусственный интеллект будет управлять системами транспортных потоков»,— добавляет Дмитрий Марков.
Кейсы «умных» проектов
Опыт ЖКХ
Положительным опытом использования «умных» технологий поделилась коммерческий директор «Росводоканал Тюмень» Екатерина Шаркова. По ее словам, с 2017 года они работают по концессионному соглашению, которое было заключено между тюменским водоканалом и администрацией Тюмени. «Это одно из самых крупных концессионных соглашений в нашей стране с общим объемом инвестиций до 2031 года 22 млрд руб.
«Гордость тюменского водоканала — это ситуационный центр, который координируют работу всего предприятия. В Тюмени автоматизирована работа водонасосных станций (60 из 86 автоматизированы) и канализационные станции (85 из 109). С 2017-го по 2021 год в результате автоматизации и замены оборудования на энергоэффективное только за счет снижения потребления электроэнергии нам удалось сэкономить 15 млн руб.»,— рассказывает Екатерина Шаркова.
Одним из последних нововведений стало внедрение в 2019 году современной автоматизированной сливной станции. Сейчас сливная станция производительностью 3 тыс. метров кубических в сутки принимает ежедневно около 400 машин. Территория выбрана на действующих очистных сооружениях канализации, сбор быстрый, удобный, стоки сразу уходят на очистку. Схема работы следующая: автоматизированная система считывания госномеров на подъезде к шлагбауму определяет, есть ли у этой машины договор и деньги на счету. И если все нормально, шлагбаум открывается, машина может сливать в одно из 10 приемных отделений. В этот момент происходит списание денежных средств и формирование бухгалтерских документов. «Внедрив эту систему, мы не только оптимизировали процесс и сократили затраты, выстроили понятные простые отношения с бизнесом, но и получили побочный эффект — общественный контроль. Официальные перевозчики пресекают несанкционированные попытки слива»,— делится опытом представитель «Росводоканала Тюмень».
1 марта 2022 года запущена вторая станция в противоположной части города. Новая очистная станция позволила сократить плечо вывоза от 2 до 4 раз, снизив стоимость для жителей в юго-западной части Тюмени. В планах предприятия построить подобные точки слива в разных направлениях тюменского района. «Этот опыт применим к другим городам. Проект можно повторить с наименьшими затратами, так как суть тут не столько в строительстве самой станции, где большие финансовые затраты, сколько в автоматизации процессов»,— уверена Екатерина Шаркова.
Реализация «умных» технологий в агросекторе
Успешным проектом по внедрению «умных» решений стало воплощение «умной» фермы. «Мы разрабатываем “умные” фермы, которые позволяют непосредственно в городе получать полезные и экологичные продукты питания. Наша компания развивается с 2012 года. В 2019 году мы запустили первую промышленную ферму по выращиванию клубники»,— говорит коммерческий директор «Агротехфарма» Александр Басов. На ферме используется оборудование, которое полностью разработано под профессиональное выращивание клубники, огурцов и томатов. Компания осуществляет оцифровку роста растений в реальных природных условиях с целью имитации их на оборудовании фермы.
«У нас используются технологии имитации солнечного света, полив методом аэропоники, автоконтроль питательных элементов. Мы внедрили искусственный интеллект в процесс выращивания, у нас работает автоматическая линия по высадке растений, действует робот сборщик. Мы стремимся к тому, чтобы наша ферма могла пройти весь процесс выращивания культур без людей»,— рассказывает Александр Басов.
Сейчас компанией запущено три агрофермы: в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Они дают суммарно 45 т в год ягод. Запущен процесс строительства четвертой фермы в Екатеринбурге производительностью 100 т в год. В планах компании в 2022 году построить три новых фермы, к 2027 году — 50 новых ферм по всей России, которые будут выращивать различные ягодные культуры.
Как рассказал Александр Басов, у них есть серьезная проблема, связанная с правовым статусом агроферм: «Мы как сельхозпроизводители должны размещать свои производства на специальных сельхозземлях. Но “умная” ферма должна располагаться в городе, так как для нее нужны большие электрические мощности. На участках сельхозназначения таких мощностей нет».
В рамках online-конференции “Ъ-Урал” «“Умные города” и “умные регионы”: территории роста» представители правительства Свердловской области пообещали взять на контроль данный вопрос и попытаться разработать решение на региональном уровне.
Развитие городской инфраструктуры, создание безопасной, экологичной и комфортной для проживания среды, внедрение сервисов, ориентированных на человека, повышение эффективности управления городскими ресурсами — вот лишь некоторые из направлений развития «умных городов» и «умных регионов». Технологичные решения уже находят применение в управлении городским транспортом (умные светофоры, камеры, системы администрирования парковочного пространства), в сфере ЖКХ (умные датчики, системы мониторинга состояния зданий, электронное взаимодействие с собственниками помещений), при проектировании зданий и территорий (BIM-технологии). На сегодняшний день проекты «умных городов» реализуются в различных регионах страны, однако их масштабы сильно варьируются. Если в мегаполисах довольно активно применяются цифровые решения, автоматизируются процессы управления городским хозяйством, в регионах цифровизация идет более скромными темпами и неравномерно. У каждого города и региона есть свои проблемы и свои точки роста: важно их определить и включить в проект комплексного развития.
Появлению «умных городов» в России должен способствовать проект Минстроя «Умный город», который стартовал в 2018 г., а с 2019 г. включен в нацпроекты «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».
В рамках межрегионального онлайн-марафона познакомимся с лучшими практиками внедрения цифровых решений в построение и развитие городской инфраструктуры, обсудим с экспертами, как распространить этот опыт на другие города и регионы.
«Умные города» и «умные регионы»: территории роста
-
-
Вопросы к обсуждению:
- Понятие «умного города». Мировые тренды. Место России в мировом рейтинге.
- Региональные стратегии цифровой трансформации. Нужна ли единая экосистема и стандарты внедрения цифровых решений в проектах «умных городов»?
- Платформенные модели цифровизации городов и регионов. Есть ли будущее?
- Где взять средства на реализацию крупных цифровых инфраструктурных проектов? Участие институтов развития.
- Интеллектуальная транспортная система как часть «умного города».
- Решения бизнеса для «умного города». Работающие модели коммерциализации цифровых решений.
- Что может способствовать приходу новых инвестиций в регионы? Возможности механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) по направлению «умный город». Готов ли бизнес к реализации проектов по модели ГЧП?
Коммерсантъ FM
Министр цифрового развития и связи Свердловской области
Директор департамента стратегического и территориального развития Министерства экономики и территориального развития Свердловской области
Коммерческий директор ООО «Тюмень Водоканал»
Директор Центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Директор Группы консультирования по перспективным технологиям КПМГ
Коммерческий директор ООО "Агротехфарм"
Директор проектов "Цифровой регион", ПАО "Ростелеком"