Layer 1

Промышленная экология

22 сентября 2022 Четверг
Экология

От ажиотажного спроса российские потребители переходят к максимально бережливому кризисному потреблению, озабоченные возрастающими вызовами с точки зрения материального благополучия и безопасности. Казалось бы, такой сдвиг в их поведении призван отодвинуть на второй план экологическую проблематику и заботу о спасении планеты для будущих поколений. Но потребность в чистом воздухе, воде и безопасной утилизации отходов остаются базовыми и не уйдут из общественной повестки. Кроме того, бережливое и даже совместное потребление становится вынужденным трендом, и компании, которые смогут возглавить его, получат дополнительную лояльность со стороны всех заинтересованных сторон.

В 2019 году был принят закон, устанавливающий механизм квотирования загрязняющих атмосферу выбросов. Задача федеральной программы «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» — к 2024 году снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 12 промышленных городах на 20%, а к 2030 году они должны быть сокращены вдвое от уровня 2020 года еще в 29 городах. В 2021 году регионы получили 9 млрд руб. по программе «Чистый воздух», а в 2022 году 12,9 млрд руб. планируется потратить только на увеличение использования экологичных видов топлива в сибирских городах. Снижение выбросов в наименее экологически благополучных регионах становится для промышленных предприятий и регуляторов не только вызовом, но и окном возможностей, позволяющим вырастить и вывести на рынок новые продукты и решения, созданные в том числе благодаря замещению импорта и цифровизации.

Каковы предварительные итоги программы «Чистый воздух»? Какие финансовые, человеческие и технологические ресурсы необходимы для увеличения ее эффективности и масштабирования? Каким образом на реализации программы скажется сокращение инвестиционных программ промышленных компаний и ресурсов региональных бюджетов? Как это скажется на текущем уровне экологической нагрузки в промышленных городах и ее динамике, в том числе с точки зрения достижения целей нацпроекта? Как изменятся подходы и доступ к экономически обоснованным технологическим, управленческим и регуляторным решениям, позволяющим снизить выбросы, и какие передовые практики уже существуют в регионах? Каким образом добиться того, чтобы реализация проекта не оказалась формальностью, а стала набором возможностей для региона и компаний.

Как обстоят дела с текущим качеством контроля за эффективностью мероприятий программы на уровне регуляторов и компаний? Каковы перспективы инструментального автоматического мониторинга выбросов? Каковы роль и потенциал цифровых решений и искусственного интеллекта для контроля, предупреждения и прогнозирования экологической нагрузки в промышленных городах? Можно ли использовать лучший опыт соответствующего риск-контроля других отраслей, в частности атомной промышленности? Какие существуют отечественные решения в этой области и каковы перспективы их использования в текущих условиях? Как должна измениться роль бизнеса, федерального центра, регионов и общества в программе «Чистый воздух»? Каким образом можно достичь баланса интересов всех сторон?

Эти и другие вопросы обсудят участники конференции ИД «Коммерсантъ — Урал».

Участники: представители власти (Министерство природных ресурсов и экологии СО, Министерство промышленности и науки СО),  профильные организаций, общественные организации, менеджеры высшего звена крупных  промышленных компаний, производителей оборудования для переработки/утилизации промышленных отходов и очистных сооружений, инвестиционных и коммерческих банков, проектных и инжиниринговых организаций, научных учреждений; инвесторы, эксперты и аналитики, а также представители деловых и отраслевых СМИ.