Layer 1

«Умные города» и «умные регионы»: территории роста (межрегиональный онлайн-марафон)

22 марта 2022 Вторник
Smart-City
Для получения доступа к онлайн-трансляции
просьба зарегистрироваться.
Регистрация
превью
01:14:46

Уфа точно умный город

С 2018 года Башкирия взяла курс на развитие «Умных городов». Ожидания от этой программы глобальные: развитие городской инфраструктуры, создание безопасной, экологичной и комфортной для проживания среды, внедрение сервисов, ориентированных на человека, повышение эффективности управления городскими ресурсами и так далее. 22 марта на межрегиональном онлайн-марафоне, организованном «Коммерсантом», эксперты обсудили, каких результатов удалось достичь за четыре года в Уфе.

Строительная отрасль попала под санкции

Технологии цифрового моделирования все больше и больше проникают в нашу жизнь, делают ее удобней и комфортней во всех ее сферах. Например, в строительстве. С помощью виртуальной реальности можно избежать ошибок в проектировании жилых многоквартирных домов.

— Виртуально мы можем зайти и пройтись по каждой комнате в доме, посмотреть, где и что расположено. Это помогает минимизировать ошибки при проектировании, — говорит заместитель начальника по техническим вопросам ГКУ «Управление капитального строительства РБ» Рамис Хакимов. — У нас в строительной отрасли бывает такое, что вентиляция проходит не там, электрика и так далее. Программы проектирования помогают минимизировать эти коллизии. Если начинаешь проектировать водопровод, то на эту сеть ты уже не положишь ни теплотрассу, ни вентиляцию.

Но, по его оценкам, сегодня не все строительные компании региона готовы перейти к таким программам.

— Практика показывает, что трансформация — это длительное время. Перестройка дотаций, процессов, использования цифровых технологий невозможна без формирования и обеспечения компетенций кадров, а на это требуется время, — сказал господин Хакимов.

Он отметил, что первых серьезных результатов можно ждать уже к 2024 году. Но этот процесс может быть усложнен из-за санкций, которые ввели в феврале и марте этого года зарубежные страны в отношении России.

— Есть программы, которые попали под действие санкций. Сейчас идет активное обсуждение того, как можно решить эти вопросы, — уточнил Рамис Хакимов.
Уфа — безопасный город?

Заместитель главы администрации Уфы Владимир Жебровский рассказал, что сегодня в городе активно развивается программа «Безопасный город». Ее составной частью является система обзорного видеонаблюдения, которая помогает городским, республиканским, федеральным и правоохранительным органам оперативно реагировать на возникающие аварийные чрезвычайные ситуации, координировать совместную деятельность экстренных оперативных служб и служб жизнеобеспечения, предотвращать и раскрывать административные правонарушения и преступления.

На сегодняшний день в городе установлено 2284 камеры. Они расположены в местах проведения общественно-политических, культурных и спортивно-массовых мероприятий, в парках, на набережной города Уфы, на перекрестках оживленных улиц и дорог, в подземных пешеходных переходах и во дворах жилых домов. В 2022 году планируется установить еще 695 дополнительных камер.

— Подсистема видеонаблюдения позволяет выявлять и пресекать правонарушения в области благоустройства. В 2021 году с использованием камер видеонаблюдения выявлено свыше 16 тыс. административных правонарушений, связанных с размещением транспортных средств на озелененных территориях, газонах, а также размещением населением твердых коммунальных отходов в не предназначенных для этого местах. По результатам этой деятельности в бюджет города взыскано более 18,5 млн рублей, — отметил господин Жебровский.

Он отметил, что функционирование системы видеонаблюдения позволяет повысить общий уровень общественной безопасности, выявлять и раскрывать административные правонарушения за счет эффективного использования данного комплекса органами правопорядка.

— Перспективным направлением развития системы видеонаблюдения является интеграция систем видеонаблюдения организаций города в подсистему «Безопасный город». Расширение подсистемы за счет этих объектов позволит существенно повысить уровень общественной безопасности и антитеррористической защищенности, — сказал Владимир Жебровский.

На «умные» светофоры денег хватит?

Директор муниципального унитарного электросетевого предприятия «Уфагорсвет» Ильдар Чанышев подвел итоги работы системы «умный светофор», которую запустили в августе 2021 года на пересечении проспекта Октября и улицы 50 лет СССР. В ее основе — математическая модель, которая считывает потоки. На перекрестке установлены датчики и камеры, распознающие загруженность на перекрестках. Система видит загруженность и дает зеленый сигнал в необходимом направлении.

С ее помощью власти рассчитывают увеличить пропускную систему дорог. По оценкам господина Чанышева, загруженность на пилотном перекрестке снизилась на 15–30%. Для более масштабных результатов необходимо такие системы установить во всем городе.

— Эта программа еще нигде полномасштабно не применялась. Если брать Москву, то там, наверное, 150 перекрестков сделано на системе адаптивной АСУДД. Если в Уфе на каждый перекресток проспекта Октября установить такую систему, то улицу мы неплохо бы разгрузили, — отметил господин Чанышев.

По оценкам Ильдара Чанышева, на реализацию этого проекта во всем городе в 2021 году требовалось 600 млн руб., но с учетом санкций эта сумма может быть увеличена.
Владимир Жебровский назвал этот проект перспективным, но заострил внимание на вопросе финансирования.

— Пропускная система дорог, безусловно, повысится, горожане будут испытывать только удовольствие от того, что транспортная структура развивается, пробки отсутствуют, но такие перспективные проекты нужно просчитывать, прежде чем давать зеленый свет для их реализации, — сказал Владимир Жебровский.

Миллионник без платных парковок

По словам директора МБУ «По благоустройству и содержанию автопарковочных мест Уфы» Кирилла Никулина, Уфа на сегодняшний день осталась единственным городом-миллионником в России без платных парковок. Но это недоразумение власти рассчитывают исправить уже к 1 июня текущего года. На реализацию проекта в 2021 году было необходимо около 300 млн руб. Сейчас эта сумма корректируется.

— Наша задача — ограничение въезда транспортных средств в центр города. Брошенные, припаркованные вторым рядом или на тротуарах, или на остановках общественного транспорта, автомобили мешают остальным участникам движения и становятся причиной ДТП, — считает Кирилл Никулин. —Инфраструктура городов ограничена, поэтому расширять улицы и оптимизировать их под бесконечно растущее количество транспортных средств невозможно. Поэтому одним из возможно жестких, но гуманных способов решения проблемы является внедрение программы платного парковочного пространства.

По его словам, в Уфе пилотная зона ограничена улицами Айской, Революционной, Валиди и Аксакова. Здесь планируется организовать 3700 парковочных мест. Проводить оплату можно будет через специальное мобильное приложение, паркоматы или банкоматы города. Для жителей, которые проживают в данной местности, парковка будет бесплатной.

— Это не способ взимания платы и пополнения бюджета. Это социально-значимый проект. Средства будут направлены на ремонт улично-дорожной сети, на строительство и ремонт общественных пространств, — заключил господин Никулин.

Нет единой стратегии

По словам архитектора и городского планировщика «Института развития городов Башкортостана» Эльмиры Низамовой, в Башкирии сегодня отсутствует единая стратегия развития системы «Умный город».

— Как правило, ведомства берут какой-то понятный для себя элемент из системы «Умного города» и развивают только его. Следствием данной работы является то, что этот элемент не встроен в единую систему. Сложно выстроена работа. Примером может стать расстановка умных остановок в Уфе. Мы видим, что сейчас умные остановки еще догоняют объединенную систему. Отладка происходит в процессе эксплуатации. Если бы система была разработана раньше, чем структура, тогда мы бы с такой проблемой не сталкивались, — отметила Эльмира Низамова.

Она считает, что для решения этой проблемы необходим цифровой двойник города — это информационная модель города, в которой собираются и актуализируются все слои оцифрованных данных.

— На основе такой модели выявляются проблемные места в городе и выстраиваются планы по развитию, а также приоритеты при принятии тех или иных решений структурами, управляющими в городе. Например, цифровым дневником можно назвать «Яндекс.Транспорт», который является двойником транспортной системы города или «2Гис», которое является двойником транспортной и функциональной модели города, — отметила эксперт.

По ее мнению, этот процесс не быстрый.

— Нужно начинать с оцифровки существующих данных. Не нужно бросаться сразу в разработку системы, пока мы не оцифруем все то, что у нас находится в городе — все сети, дороги, парковки. Это должно быть объединено и доступно всем ведомствам одновременно. Пока мы все это в единой системе не видим, мы не можем принимать какие-то решения и прогнозировать принятие решений и расстановку приоритетов, — заключила она.

В центре экосистемы — человек

Коммерческий директор направления «умных услуг» группы компаний «Уфанет» Дина Григорьева считает, что в центре всей этой экосистемы обязательно должен быть человек. Все технические решения должны окутывать его и быть максимально удобными и приносить наибольшую пользу государству, бизнесу, — отметила она.

— Если говорить про развитие регионального бизнеса, то, на наш взгляд, сегодня компании должны работать над улучшением качества и предоставлять качественные услуги с управлением для жителя в одном мобильном приложении. Например, сегодня много различных услуг, и на каждое из них есть свое мобильное приложение: на пылесос, на чайник, видеокамеру во дворе и так далее. Все это занимает много места в телефоне. Наша идея в том, чтобы клиенты компании в одном мобильном приложении могли видеть сразу все услуги и ими пользоваться. Это удобно и функционально, — сказала Дина Григорьева.

  • Практика показывает, что трансформация — это длительное время. Перестройка дотаций, процессов, использования цифровых технологий невозможна без формирования и обеспечения компетенций кадров, а на это требуется время.
    Рамис Хакимов
    заместитель начальника по техническим вопросам ГКУ Управление капитального строительства республики Башкортостан Рамис Хакимов
  • Подсистема видеонаблюдения позволяет выявлять и пресекать правонарушения в области благоустройства. В 2021 году с использованием камер видеонаблюдения выявлено свыше 16 тыс. административных правонарушений, связанных с размещением транспортных средств на озелененных территориях, газонах, а также размещением населением твердых коммунальных отходов в не предназначенных для этого местах. По результатам этой деятельности в бюджет города взыскано более 18,5 млн рублей.
    Владимир Жебровский
    заместитель главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Владимир Жебровский
  • Эта программа еще нигде полномасштабно не применялась. Если брать Москву, то там, наверное, 150 перекрестков сделано на системе адаптивной АСУДД. Если в Уфе на каждый перекресток проспекта Октября установить такую систему, то улицу мы неплохо бы разгрузили.
    Ильдар Чанышев
    директор МУЭСП «Уфагорсвет» Ильдар Чанышев
  • Наша задача — ограничение въезда транспортных средств в центр города. Брошенные, припаркованные вторым рядом или на тротуарах, или на остановках общественного транспорта, автомобили мешают остальным участникам движения и становятся причиной ДТП. Инфраструктура городов ограничена, поэтому расширять улицы и оптимизировать их под бесконечно растущее количество транспортных средств невозможно. Поэтому одним из возможно жестких, но гуманных способов решения проблемы является внедрение программы платного парковочного пространства.
    Кирилл Никулин
    директор МБУ «По благоустройству и содержанию автопарковочных мест» Кирилл Никулин
  • Как правило, ведомства берут какой-то понятный для себя элемент из системы «Умного города» и развивают только его. Следствием данной работы является то, что этот элемент не встроен в единую систему. Сложно выстроена работа. Примером может стать расстановка умных остановок в Уфе. Мы видим, что сейчас умные остановки еще догоняют объединенную систему. Отладка происходит в процессе эксплуатации. Если бы система была разработана раньше, чем структура, тогда мы бы с такой проблемой не сталкивались.
    Эльмира Низамова
    архитектор и городской планировщик Института развития городов Башкортостана Эльмира Низамова
  • Если говорить про развитие регионального бизнеса, то, на наш взгляд, сегодня компании должны работать над улучшением качества и предоставлять качественные услуги с управлением для жителя в одном мобильном приложении. Например, сегодня много различных услуг, и на каждое из них есть свое мобильное приложение: на пылесос, на чайник, видеокамеру во дворе и так далее. Все это занимает много места в телефоне. Наша идея в том, чтобы клиенты компании в одном мобильном приложении могли видеть сразу все услуги и ими пользоваться. Это удобно и функционально.
    Дина  Григорьева
    коммерческий директор направления умных услуг группы компании «Уфанет» Дина Григорьева

Развитие городской инфраструктуры, создание безопасной, экологичной и комфортной для проживания среды, внедрение сервисов, ориентированных на человека, повышение эффективности управления городскими ресурсами — вот лишь некоторые из направлений развития «умных городов» и «умных регионов». Технологичные решения уже находят применение в управлении городским транспортом (умные светофоры, камеры, системы администрирования парковочного пространства), в сфере ЖКХ (умные датчики, системы мониторинга состояния зданий, электронное взаимодействие с собственниками помещений), при проектировании зданий и территорий (BIM-технологии). На сегодняшний день проекты «умных городов» реализуются в различных регионах страны, однако их масштабы сильно варьируются. Если в мегаполисах довольно активно применяются цифровые решения, автоматизируются процессы управления городским хозяйством, в регионах цифровизация идет более скромными темпами и неравномерно. У каждого города и региона есть свои проблемы и свои точки роста: важно их определить и включить в проект комплексного развития.

Появлению «умных городов» в России должен способствовать проект Минстроя «Умный город», который стартовал в 2018 г., а с 2019 г. включен в нацпроекты «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».

В рамках межрегионального онлайн-марафона познакомимся с лучшими практиками внедрения цифровых решений в построение и развитие городской инфраструктуры, обсудим с экспертами, как распространить этот опыт на другие города и регионы.

22 марта Вторник

Контакты

Регистрация