Layer 1

Транспортная реформа в Башкирии: итоги года

11 ноября 2021 Четверг
Урбанистика
Место проведения: ВДНХ-Экспо
превью
02:01:50

Почему транспортная реформа в Башкирии проходит со скрипом, каких результатов удалось добиться региону за три года, будущее уфимского общественного транспорта и другие вопросы обсуждались 11 ноября на пресс-завтраке, организованном «Коммерсантъ-Башкортостан» в конференц-зале ВДНХ-Экспо. В дискуссии приняли участие руководители республиканского Центра организации перевозок, администрации Уфы, ГУП «Башавтотранс», АО «Башкирский регистр социальных карт», частные перевозчики, журналисты ведущих региональных СМИ.

Члены дискуссии по-разному оценили результаты транспортной реформы, которая уже третий год проходит в регионе. Так, власти отмечают, что в целом динамика неплохая. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства республики Руслана Гарипова, за последние два года Башкирия закупила 425 автобусов, 10 троллейбусов, ввела единую транспортную карту «Алга» с возможностью безналичной оплаты проезда, а также разработала систему «Счастливый час», которая позволяет пересаживаться на другой автобус бесплатно. В регионе установлено 144 «умных» автобусных остановок. Некоторые из них дают сбой в работе, но «постоянно принимается комплекс необходимых мер по улучшению этой ситуации». Также, по его словам, в ближайшее время в регион прибудет 50 трамвайных вагонов из Москвы. Кроме этого у региона «имеются договоренности» с компанией «КАМАЗ» на поставку в Уфу беспилотного транспортного средства.

– Ведутся переговоры с ФАУ «Росдорнии» по проведению научно-изыскательных работ по транспортному планированию и подсчету пассажиропотока по всей территории республики. Запланированы переговоры в Москве по разработке интеллектуальной транспортной системы Башкирии. Это позволит определить необходимое количество автобусов, посчитать пассажиропоток с целью увеличения или уменьшения количества маршрутов, – сказал Рустам Гарипов.

Начальник отдела организации перевозок Управления транспорта и связи администрации Уфы Альберт Сафаров заметил, что городская администрация не ждет «пока манна небесная упадет», а всеми силами старается улучшить ситуацию: проводятся различные комиссии, вносятся изменения в маршруты и т.д. Но свой негативный вклад внесла пандемия.

– Вы не можете не признать, что после того, как ушло порядка 1000 нелегалов перевозки не обвалились, перевозки были в городе, хоть и были жалобы. После того, как убрали нелегалов, люди могли добираться до места назначения. Я это знаю, не как чиновник, но как тот самый участник этого процесса, — отметил он.
Из-за того, что в прошлом году многие предприятия перешли на удаленный режим, «перевозки обвалились» процентов на 60-70%. Эти ограничения продлились полгода. За это время водители нашли для себя работу в других областях.

– По окончанию локдауна мы не досчитались около 60% водителей на маршрутах частных перевозчиков. Выправить эту ситуацию одномоментно? Чудес не бывает. Это будет планомерная работа, — отметил он.

Заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ГУП «Башавтотранс» Сергей Паскин заявил, что за последние полгода удалось увеличить количество маршрутов на многих направлениях. Так 3-й городской маршрут увеличен с трех до 12 единиц транспортных средств, планируется довести это число до 15, количество транспортных средств на маршрутах 30 и 30К увеличено с 18 до 30 единиц, 39 – с 15 до 20, 57 – с 25 до 36. Введены 13 и 14 маршруты в Кузнецовский затон. Действует постоянные маршруты в населенные пункты уфимского района: Суровка, Михайловка, Миловка, Алексеевка, Иглино, Алкино, аэропорт. Всего, по его словам за неполные три года, закупило 943 единицы автобусов малого и среднего класса.

Руководитель ГКУ РБ «Центр организации перевозок» Рафис Ахметдинов отметил, что жалобы на работу общественного транспорта все еще продолжают поступать. Поэтому в августе этого года правительство приняло решение создать на базе центра единую диспетчерскую службу, которая будет мониторить и контролировать движение всех транспортных средств. Перейти на единую систему диспетчеризации планируется до конца года. По его словам, это поможет лучше формировать маршруты, составлять расписание и т.д.

Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» Олег Романов отметил, транспортная карта «Алга» пользуется популярностью среди жителей. Ежедневно по ней совершается 209 тыс. поездок, еще 85 тыс. – по банковским картам, 80 тыс. – за наличный расчет и еще около 80 тыс. – по единому социальному проездному билету. Ежедневно жители республики покупают от 300 до 500 карт, в неделю – более 2000. Господин Романов уверен, что к началу 2022 года общая цифра продаж карты достигнет 600 тыс. Также около 5 тыс. жителей приобрели виртуальную карту.

Всего с 1 июля 2019 года в республике было перевезено 300 млн пассажиров. Общий объем зарегистрированных поездок составляет 6,7 млрд руб.
Позитивный настрой властей не разделил индивидуальный предприниматель Фанис Батыров. Он отметил, что действия некоторых чиновников вызывают множество вопросов со стороны частных перевозчиков. Так, в августе этого года администрация продлила документы на маршруты до 2026 года.

– Мы, окрыленные этим событием, пошли строить бизнес-планы, закупать новые машины. Но в конце октября нас попросили эти свидетельства сдать. Сейчас нарушаются соглашения, которые были достигнуты на транспортном часе. Например, мы договаривались до 31 декабря 2021 года убрать с маршрутов ПАЗы, в конце октября этого года неожиданно срок сократили – до 29 ноября. Закупить 150 машин без государственной поддержки сложно. Но если в город не выйдет столько автобусов, как тогда люди будут перемещаться – говорит господин Батыров.

Он отмечает, что в настоящее время частные перевозчики не получают никакой поддержки от властей.
– Возможно, и не должны напрямую, но изменение договоренности для предпринимателей – отсутствие уверенности. Без нее мы в банки за кредитами на новую технику не пойдем, – отмечает предприниматель.

По его словам, резкое изменение курса в такой важной отрасли как общественный транспорт без участия всех участников рынка явная дорога к дезоорганизации перевозок.
– Мы всегда за разумные решения, исходящие от главы республики Радия Хабирова. Мы изначально поддерживали транспортную реформу, понимая, что реформирование необходимо. Но мы хотим, чтобы нас тоже слышали, – отметил предприниматель.
Директор проектного офиса по общественному транспорту «Внешэкономбанка» Юрий Волков заявил, что пока то, что происходит в Башкирии «реформой бы не называл», так как «большой активности пока нет». По его словам, решить транспортную проблему в Уфе поможет восстановление трамвайного пути, который свяжет северную и южную часть города.

– По нашему мнению, в Советское время была построена идеальная трамвайная сеть в Уфе. Есть север, есть юг, есть соединительная часть, которая позволяла людям быстро добираться с севера на юг и обратно быстро. По каким-то причинам трамвай был уничтожен. Сетка получилась разорванная, – отметил эксперт. – Основное, что нужно делать сейчас в Уфе – восстанавливать электротранспорт. В этой связи разработана определенная программа. Она подразумевает с использованием дешевого и льготного финансирования, которое предоставляет федерация, обеспечить модернизацию трамвайной сети с достройкой соединительной линии между севером и югом по проспекту Октября. Как только это произойдет, мы получим оптимальную маршрутную сеть, которая увеличит скорость и комфорт пассажиров, сократит количество подвижного состава на улично-дорожной сети.

Конкурсный управляющий «Муниципального управления электротранспорта Уфы» Данил Рыбалко напомнил, что с предприятие 2016 года находится в состоянии банкротства. Он сомневается в том, что МУЭТ «дождется должных мероприятий, которые бы его вывели из этой процедуры».

– Я не вижу, чтобы мы строили планы с какими-либо финансовыми институтами, планировали документы мирового соглашения, погашения или еще что-то, -отметил он.
Совокупная задолженность предприятия составляет 1,2 млрд руб., конкурсная масса оценена в 6 млрд руб. В январе следующего года на собрании кредиторов будет решаться вопрос о порядке реализации имущества.

– Правильнее было бы реализовать все имущество единым комплексом. Но я думаю, что вряд ли его кто-то купит за 6, 5 или 4 млрд руб. Поэтому кредиторы будут заинтересованы том, чтобы делить на мелкие лоты: трамвай — отдельно (в металлолом), земля – отдельно. Возможно, застройщики уже ждут эти лоты.

  • За последние два года Башкирия закупила 425 автобусов, 10 троллейбусов, ввела единую транспортную карту «Алга» с возможностью безналичной оплаты проезда, а также разработала систему «Счастливый час», которая позволяет пересаживаться на другой автобус бесплатно. В регионе установлено 144 «умных» автобусных остановок. В ближайшее время в регион прибудет 50 трамвайных вагонов из Москвы.
    Руслан Гарипов
    Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Руслан Гарипов
  • После того, как ушло порядка 1000 нелегалов, перевозки не обвалились, хоть и были жалобы. Я это знаю, не как чиновник, но как тот самый участник этого процесса.
    Альберт Сафаров
    Начальник отдела организации перевозок Управления транспорта и связи администрации Уфы Альберт Сафаров
  • Жалобы на работу общественного транспорта все еще продолжают поступать. Поэтому в августе этого года правительство приняло решение создать на базе центра единую диспетчерскую службу, которая будет мониторить и контролировать движение всех транспортных средств. Перейти на единую систему диспетчеризации планируется до конца года.
    Рафис Ахметдинов
    Руководитель ГКУ РБ «Центр организации перевозок» Рафис Ахметдинов
  • Транспортная карта «Алга» пользуется популярностью среди жителей. Ежедневно по ней совершается 209 тыс. поездок, еще 85 тыс. — по банковским картам, 80 тыс. — за наличный расчет и еще около 80 тыс. — по единому социальному проездному билету. Ежедневно жители республики покупают от 300 до 500 карт, в неделю — более 2000. Всего с 1 июля 2019 года в республике было перевезено 300 млн пассажиров. Общий объем зарегистрированных поездок составляет 6,7 млрд руб.
    Олег Романов
    Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» Олег Романов
  • Как частному перевозчику, в августе этого года администрация продлила нам документы на маршруты до 2026 года. Мы, окрыленные этим событием, пошли строить бизнес-планы, закупать новые машины. Но в конце октября нас попросили эти свидетельства сдать. Сейчас нарушаются соглашения, которые были достигнуты на транспортном часе. Например, мы договаривались до 31 декабря 2021 года убрать с маршрутов ПАЗы, в конце октября этого года неожиданно срок сократили — до 29 ноября. Закупить 150 машин без государственной поддержки сложно. Но если в город не выйдет столько автобусов, как тогда люди будут перемещаться.
    Фанис Батыров
    Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров
  • За последние полгода удалось увеличить количество маршрутов на многих направлениях. Так 3-й городской маршрут увеличен с трех до 12 единиц транспортных средств, планируется довести это число до 15, количество транспортных средств на маршрутах 30 и 30К увеличено с 18 до 30 единиц, 39 — с 15 до 20, 57 — с 25 до 36. Введены 13 и 14 маршруты в Кузнецовский затон. Действуют постоянные маршруты в населенные пункты уфимского района: Суровка, Михайловка, Миловка, Алексеевка, Иглино, Алкино, аэропорт. За неполные три года, предприятие закупило 943 единицы автобусов малого и среднего класса.
    Сергей Паскин
    Заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ГУП «Башавтотранс» Сергей Паскин
  • Пока то, что происходит в Башкирии реформой бы не называл, так как большой активности пока нет. Решить транспортную проблему в Уфе поможет восстановление трамвайного пути, который свяжет северную и южную часть города. В Советское время была построена идеальная трамвайная сеть в Уфе. Есть север, есть юг, есть соединительная часть, которая позволяла людям быстро добираться с севера на юг и обратно быстро. По каким-то причинам трамвай был уничтожен. Сетка получилась разорванная. Основное, что нужно делать сейчас в Уфе — восстанавливать электротранспорт.
    Юрий Волков
    Директор проектного офиса по общественному транспорту «Внешэкономбанка» Юрий Волков

В Башкирии продолжается транспортная реформа. Многие уфимцы недовольны ее текущими результатами – горожане жалуются, что на городских улицах стало меньше автобусов, а интервал их движения увеличился. Власти, в свою очередь, рапортуют о покупках для госперевозчика «Башавтотранс» новых автобусов среднего и большого форматов. При всем этом частные перевозчики начали повышать стоимость проезда, объясняя это тем, что больше не могут себе позволить работать на грани себестоимости. В ходе пресс-завтрака эти и другие вопросы мы планируем обсудить со всеми заинтересованными сторонами – представителями власти и перевозчиков. От лица пассажиров свою точку зрения смогут высказать журналисты городских и республиканских СМИ.

Вопросы для обсуждения:
— Когда состоится конкурс по отбору перевозчиков в Уфе?
— Что мешает обновить парк автобусов?
— Будет ли расти стоимость перевозок?
— Как изменится структура общественного транспорта?
— Электротранспорт — реальность и перспективы.
— Какие перспективы видят частные перевозчики?

  • За последние два года Башкирия закупила 425 автобусов, 10 троллейбусов, ввела единую транспортную карту «Алга» с возможностью безналичной оплаты проезда, а также разработала систему «Счастливый час», которая позволяет пересаживаться на другой автобус бесплатно. В регионе установлено 144 «умных» автобусных остановок. В ближайшее время в регион прибудет 50 трамвайных вагонов из Москвы.
    Руслан Гарипов
    Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Руслан Гарипов
  • После того, как ушло порядка 1000 нелегалов, перевозки не обвалились, хоть и были жалобы. Я это знаю, не как чиновник, но как тот самый участник этого процесса.
    Альберт Сафаров
    Начальник отдела организации перевозок Управления транспорта и связи администрации Уфы Альберт Сафаров
  • Жалобы на работу общественного транспорта все еще продолжают поступать. Поэтому в августе этого года правительство приняло решение создать на базе центра единую диспетчерскую службу, которая будет мониторить и контролировать движение всех транспортных средств. Перейти на единую систему диспетчеризации планируется до конца года. По его словам, это поможет лучше формировать маршруты, составлять расписание и т.д.
    Рафис Ахметдинов
    Руководитель ГКУ РБ «Центр организации перевозок» Рафис Ахметдинов
  • Транспортная карта «Алга» пользуется популярностью среди жителей. Ежедневно по ней совершается 209 тыс. поездок, еще 85 тыс. — по банковским картам, 80 тыс. — за наличный расчет и еще около 80 тыс. — по единому социальному проездному билету. Ежедневно жители республики покупают от 300 до 500 карт, в неделю — более 2000. Всего с 1 июля 2019 года в республике было перевезено 300 млн пассажиров. Общий объем зарегистрированных поездок составляет 6,7 млрд руб.
    Олег Романов
    Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» Олег Романов
  • Как частному перевозчику, в августе этого года администрация продлила нам документы на маршруты до 2026 года. Мы, окрыленные этим событием, пошли строить бизнес-планы, закупать новые машины. Но в конце октября нас попросили эти свидетельства сдать. Сейчас нарушаются соглашения, которые были достигнуты на транспортном часе. Например, мы договаривались до 31 декабря 2021 года убрать с маршрутов ПАЗы, в конце октября этого года неожиданно срок сократили — до 29 ноября. Закупить 150 машин без государственной поддержки сложно. Но если в город не выйдет столько автобусов, как тогда люди будут перемещаться.
    Фанис Батыров
    Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров
  • За последние полгода удалось увеличить количество маршрутов на многих направлениях. Так 3-й городской маршрут увеличен с трех до 12 единиц транспортных средств, планируется довести это число до 15, количество транспортных средств на маршрутах 30 и 30К увеличено с 18 до 30 единиц, 39 — с 15 до 20, 57 — с 25 до 36. Введены 13 и 14 маршруты в Кузнецовский затон. Действуют постоянные маршруты в населенные пункты уфимского района: Суровка, Михайловка, Миловка, Алексеевка, Иглино, Алкино, аэропорт. За неполные три года, предприятие закупило 943 единицы автобусов малого и среднего класса.
    Сергей Паскин
    Заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ГУП «Башавтотранс» Сергей Паскин
  • Пока то, что происходит в Башкирии реформой бы не называл, так как большой активности пока нет. Решить транспортную проблему в Уфе поможет восстановление трамвайного пути, который свяжет северную и южную часть города. В Советское время была построена идеальная трамвайная сеть в Уфе. Есть север, есть юг, есть соединительная часть, которая позволяла людям быстро добираться с севера на юг и обратно быстро. По каким-то причинам трамвай был уничтожен. Сетка получилась разорванная. Основное, что нужно делать сейчас в Уфе — восстанавливать электротранспорт.
    Юрий Волков
    Директор проектного офиса по общественному транспорту «Внешэкономбанка» Юрий Волков
Поделиться:
11 ноября Четверг

Контакты