Layer 1

Пассажирские перевозки в Башкирии

19 октября 2023 Четверг
Урбанистика
Место проведения: Отель Hilton Garden Inn Ufa, ул. Аксакова, 4
Время: с 11:00 до 13:00 (по уфимскому времени)

Начатая около пяти лет назад в Башкирии транспортная реформа до сих пор вызывает вопросы у жителей республики. Граждане жалуются на несоблюдение расписания движения, нехватку автобусов и существующих маршрутов. На экспертной дискуссии, которую организовал «Коммерсантъ – Башкортостан», представители власти, бизнеса и СМИ обсудили состояние транспортной реформы и ее дальнейшие перспективы.

Транспортная реформа глазами чиновников

У каждого может быть свое видение транспортной реформы, заявил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Руслан Гарипов, обратив внимание на нюансы. Для большинства, отметил он, реформа ограничивается работой автобусов, хотя реформирование коснулось всего общественного транспорта. «Второе. Общественный транспорт ездит не по воздуху, а по дорогам. Это и ремонт, и строительство, и содержание дорог и мостов»,— продолжил господин Гарипов.

Чиновник отметил, что на дорожное строительство в республике ежегодно выделяют около 40 млрд руб. В этом году на деньги Дорожного фонда должны быть построены около 54 км дорог.

Среди других плюсов транспортной реформы, по мнению Руслана Гарипова, — улучшение уличной инфраструктуры и автопарка перевозчиков. В этом году в республике были установлены новые остановки, обновляются автобусные парки. «Идет работа по сокращению автобусов малого и среднего класса на большой класс»,— сообщил заместитель министра.

Руслан Гарипов также отметил установку «умных» светофоров и обновление парка троллейбусов в Уфе. Начальник управления транспорта и связи мэрии Уфы Кирилл Никулин добавил, что на востребованный в городе маршрут №13 вышли новые троллейбусы «Горожанин». Их собирают на базе Уфимского трамвайно-троллейбусного завода.

Говоря о транспортной реформе, генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Надир Самиев призвал присутствующих вспомнить состояние отрасли до ее проведения: «Надо понимать – было и стало. Себя верните мысленно в 2018 год. У нас подвижной состав был изношен. На сегодняшний день предприятие работает на своих маршрутах. В общей сложности у нас 630 маршрутов по стране, это не мало. По Уфе из 92 маршрутов мы обслуживаем 30. На все маршруты у нас имеется расписание согласно изученному пассажиропотоку. Также мы ежедневно реагируем на все обращения. У нас круглые сутки работает своя горячая линия».

Другим плюсом реформы, по его словам, стало, в частности, улучшение условий работы сотрудников «Башавтотранса» в виде индексации зарплаты.

Авто в лизинг

Представителям малого и среднего бизнеса доступен выгодный инструмент финансирования для обновления и расширения автопарка, сообщил менеджер представительства лизинговой компании CARCADE в Уфе (ООО «Каркаде» входит в ГК «Газпромбанк Лизинг») Александр Дунюшкин. Если говорить о динамике продаж компании в Башкирии в количественном отношении в первом полугодии, добавил господин Дунюшкин, то наблюдается положительная тенденция: в регионе сегмент легкового и легкого коммерческого автотранспорта вырос на 149%, коммерческого транспорта, к которому относятся в том числе и автобусы, — на 318%, а специальной техники — на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«CARCADE — постоянный аккредитованный участник госпрограммы льготного лизинга от Минпромторга с момента ее старта в 2015 году,— отметил Александр Дунюшкин.— Более 7,3 тыс. наших клиентов уже оформили 15,3 тыс. единиц ТС в лизинг с субсидией и сэкономили 3,2 млрд руб. благодаря господдержке. Мы вникаем в специфику каждого бизнеса и подбираем решение для его роста и развития».

Что не так с ценами за проезд?

Среди одной из проблем, которую не удалось решить в рамках транспортной реформы — относительно небольшое число перевозчиков. «В настоящее время из 156 (межмуниципальных) маршрутов 64 имеют своего перевозчика»,— сказала заместитель главы ГКУ «Центр организации перевозок» Зухра Рахматуллина. По ее словам, с 2019 года в республике появились 55 новых маршрутов. Тем не менее, отметила она, из-за низкого качества дорог или пассажиропотока в ряде случае перевозчики не спешат участвовать в конкурсах на распределение маршрутов.

Другая проблема, на которую жалуются горожане — стоимость проезда в общественном транспорте. По словам предпринимателя Фаниса Батырова, себестоимость одной поездки в автобусах частных перевозчиков составляет 56 руб. «А мы возим за 35 руб., и при этом еще дорожает дизельное топливо,— сказал он, посетовав на рост курса доллара США и китайского юаня. — Сейчас автобус стоит условно 10 млн руб., а стоимость проезда — 35 руб., поэтому происходит увеличение интервальности движение, потому что мы не можем каждые пять минут предоставлять услуги как раньше. От малого переходим на средний и большой классы»,— отметил перевозчик. По его словам, автопредприятие закупило 290 машин.

Генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Надир Самиев отметил, что себестоимость проезда в автобусах госперевозчика на сегодняшний день составляет 37 руб., а «стоимость одного пассажира на городском маршруте – 30 руб. «Во-первых, мы не получаем субсидии, и транспортные средства мы покупаем за счет собственных средств, а не за счет республики»,— отреагировал господин Батыров.

Эта ситуация, добавил предприниматель, привела к тому, что частные перевозчики работают себе в убыток. По словам Зухры Рахматуллиной, с момента пандемии многие перевозчики отказались от маршрутов с низким спросом. «Но у нас есть взятые обязательства перед городом и министерством»,— резюмировал Фанис Батыров.

Несмотря на повышение проезда, Руслан Гарипов заявил, что в республике стоимость проезда одна из самых низких в стране. Она, по его словам, поднялась «немного» только в прошлом году.

Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» (БРСК) Олег Романов сообщил, что скоро «Башавтотранс» начнет продажу проездных билетов на 30, 60, 90 дней и без лимита по времени использования. По его словам, экономия для пассажиров составит от 100 до 700 руб. в зависимости от вида проездного.

Говоря о карте «Алга», он сообщил о ее преимуществах перед другими и подчеркнул, что ее внедрение повлияло на легализацию доходов участников транспортного рынка.

А что дальше?

Подытоживая встречу, начальник управления транспорта и связи мэрии Уфы Кирилл Никулин сообщил, что минтрансом была заказана научно-исследовательскую работа по оптимизации маршрутной сети в уфимской агломерации. Этот документ, по его словам, позволит оценить транспортные потоки.

«Маршрутная сеть, в основном, выстраивается на шести магистральных маршрутах и большей частью на подъездных. Соответственно, эти данные будут приняты во внимание в процессе формирования документа транспортного планирования на будущий пятилетний отрезок времени»,— заключил он.

  • Если говорить о динамике продаж компании в Башкирии в количественном отношении в первом полугодии, то наблюдается положительная тенденция: в регионе сегмент легкового и легкого коммерческого автотранспорта вырос на 149%, коммерческого транспорта, к которому относятся в том числе и автобусы, — на 318%, а специальной техники — на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    Александр Дунюшкин
    менеджер представительства лизинговой компании CARCADE в Уфе Александр Дунюшкин
  • С 2019 года в республике появились 55 новых маршрутов. Тем не менее, из-за низкого качества дорог или пассажиропотока в ряде случае перевозчики не спешат участвовать в конкурсах на распределение маршрутов.
    Зухра Рахматуллина
    заместитель руководителя ГКУ РБ «Центр организации перевозок» Зухра Рахматуллина
  • Сейчас автобус стоит условно 10 млн руб., а стоимость проезда — 35 руб., поэтому происходит увеличение интервальности движение, потому что мы не можем каждые пять минут предоставлять услуги как раньше. От малого переходим на средний и большой классы.
    Фанис Батыров
    Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров
  • Маршрутная сеть, в основном, выстраивается на шести магистральных маршрутах и большей частью на подъездных. Соответственно, эти данные будут приняты во внимание в процессе формирования документа транспортного планирования на будущий пятилетний отрезок времени.
    Кирилл Никулин
    начальник Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа Кирилл Никулин
  • Скоро «Башавтотранс» начнет продажу проездных билетов на 30, 60, 90 дней и без лимита по времени использования. Экономия для пассажиров составит от 100 до 700 руб. в зависимости от вида проездного.
    Олег Романов
    Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» Олег Романов
  • Надо понимать – было и стало. Себя верните мысленно в 2018 год. У нас подвижной состав был изношен. На сегодняшний день предприятие работает на своих маршрутах. В общей сложности у нас 630 маршрутов по стране, это не мало. По Уфе из 92 маршрутов мы обслуживаем 30. На все маршруты у нас имеется расписание согласно изученному пассажиропотоку. Также мы ежедневно реагируем на все обращения. У нас круглые сутки работает своя горячая линия.
    Самиев Надир
    генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Самиев Надир
  • Для большинства, реформа ограничивается работой автобусов, хотя реформирование коснулось всего общественного транспорта. Общественный транспорт ездит не по воздуху, а по дорогам. Это и ремонт, и строительство, и содержание дорог и мостов.
    Руслан Гарипов
    Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Руслан Гарипов

Начатая почти пять лет назад в Башкирии транспортная реформа до сих пор вызывает вопросы со стороны перевозчиков и жителей республики. Население жалуется на несоблюдение расписания движения, нехватку автобусов и существующих маршрутов. Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики обещает обновленную маршрутную сеть, исходя из пожеланий жителей и транспортной инфраструктуры.

Результаты транспортной реформы, проводимой в республике с 2018 года:

  • «Узкие места» реформы: что мешает ее реализации?
  • Планы властей по улучшению транспортной инфраструктуры.
  • Как будет меняться маршрутная сеть в Уфе и крупных городах республики?
  • Оплата картой «Алга»: прижилась система или есть отдельные моменты ее «отторжения» со стороны перевозчиков?
  • Рост цен на перевозки: себестоимость проезда и потолок цен.
  • Установка валидаторов. Почему проект не приобрел массовый характер?
  • Как решается вопрос о переходе на брутто-контракты?
  • Как меняется автопарк перевозчиков? Существуют ли проблемы с обслуживанием транспорта и пути их решения?
  • Что происходит на рынке производства автобусов и троллейбусов в регионе?
  • В чем плюс покупки российских автобусов по сравнению с их азиатскими аналогами?
  • Как изменились условия лизинга автотранспорта в 2023 году? Какие есть решения для бизнеса?
Поделиться:

Модератор

  • Булат Баширов
    Булат Баширов

    главный редактор газеты «Коммерсантъ-Башкортостан»

Спикеры

  • Руслан Гарипов
    Руслан Гарипов

    Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ

  • Кирилл Никулин
    Кирилл Никулин

    начальник Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа

  • Александр Дунюшкин
    Александр Дунюшкин

    менеджер представительства лизинговой компании CARCADE в Уфе

  • Фанис Батыров
    Фанис Батыров

    Индивидуальный предприниматель

  • Олег Романов
    Олег Романов

    Заместитель генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт»

  • Самиев Надир
    Самиев Надир

    генеральный директор ГУП «Башавтотранс»

  • Зухра Рахматуллина
    Зухра Рахматуллина

    заместитель руководителя ГКУ РБ «Центр организации перевозок»

Контакты