Как культурно-просветительские проекты формируют имидж города
Большой праздник и большая работа впереди
Как культурно-просветительские проекты формируют имидж города, обсудили на дискуссии, организованной «Коммерсантъ-Башкортостан» и посольством музея ZAMAN.
В 2024 году Уфа будет праздновать свое 450-летие. Юбилейные торжества получили федеральный статус: в конце ноября президент России Владимир Путин подписал распоряжение о праздновании дня основания Уфы. Что нужно сделать для того, чтобы событие было интересным и значимым как на общемировом и федеральном уровне, так и для каждого жителя, с какими проблемами сталкиваются городские активисты и другие вопросы на дискуссии обсудили PR-консультант Мария Никанорова, руководитель посольства музея ZAMAN, председатель комиссии по культуре, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РБ Алия Ахмадуллина, заместитель главного редактора издания «Коммерсантъ-Башкортостан» Елена Чиркова, блогер Раис Габитов, председатель фонда поддержки и развития гражданских инициатив «Живая Уфа» Артур Рахметов, журналисты и другие активные жители города.
А праздник зачем?
Модератором дискуссии стала Мария Никанорова, основатель бюро Communication Tube.
— 450-летний юбилей Уфы — это большая цифра. С одной стороны — это большая ответственность для города. С другой — это возможность создать новые связи, привлечь туристов, улучшить экономику, развивать город. Об этих изменениях нужно думать и с точки зрения коммуникации, — сказала госпожа Никанорова. — Можно делать проекты, развивать среду. Но если об этом не говорить за рамками вашего района, города или даже целой республики, об этом никто не узнает. Не будет достаточного внимания, не будет достаточной вовлеченности всех. Коммуникация очень важна.
В качестве примера спикер привела Нижний Новгород, где в августе этого года отмечался 800-летний юбилей. По ее словам, к этому событию было запущено множество программ под слоганом «создание будущего для города», например, благоустройство общественных пространств, которое будет продолжаться и за рамками праздника.
— Юбилей города совершил перезапуск лица города, стал триггером к преобразованию городского пространства. В обновленные общественные пространства вписываются культурные институции, новые кластеры, появляется возможность для местного бизнеса. Это дает возможность кофейням, местным дизайнерам и художникам открывать свои пространства, повышать экономику города, что очень органично взаимосвязано, — подчеркнула эксперт.
Председатель фонда поддержки и развития гражданских инициатив «Живая Уфа» Артур Рахметов отметил, что 450-летие — это возможность инициировать проекты, которые потом останутся в городе.
— Например, в Нижнем Новгороде был запущен фестиваль уличной культуры «Место». Сейчас он стал традиционным. Благодаря этому запуску Нижний Новгород стал следующей столицей уличной культуры после Екатеринбурга. Это как раз-таки классный пример инициативы снизу, — рассказал господин Рахметов.
Каждый уфимец — соучастник
Депутат Курултая Башкирии Елена Арямнова рассказала, что для организации празднования юбилея в городе создана проектная группа, куда входят «активисты, депутаты, чиновники, организаторы крупных мероприятий».
— Мы пришли к выводу, что мало провести какой-то большой концерт на главной площади с каким-то одним салютом. Хотелось бы, чтобы мероприятие было интересным для каждого уфимца. Хотелось бы, чтобы все уфимцы стали соучастниками этого юбилея. Отлично, если праздник пройдет в каждом дворе. А каждый двор пусть сам определяет, что ему больше нужно: просмотр кинофильма, посадка аллеи или что-то другое, — отметила Елена Арямнова.
Эта новость стала открытием для многих участников дискуссии. В частности, Артур Рахметов попросил госпожу Арямнову рассказать о том, как стать членом этой инициативной группы.
Но с тем, что юбилей должен быть значимым для каждого уфимца, согласились все присутствующие. Блогер Раис Габитов напомнил, что саммиты ШОС и БРИКС, прошедшие в Уфе в 2015 году, были организованы «для каких-то правителей», а не для горожан.
— Я не хочу, чтобы праздник был как ШОС и БРИКС. Он был для каких-то правителей, а я на это время уехал из Уфы. Хотелось бы, чтобы праздник напоминал чемпионат мира по футболу, чтобы было чувство причастности, что мы были в центре всего этого, — сказал Раис Габитов.
Открытость и диалог
Многие активисты отметили, что не видят прозрачных механизмов обсуждения идей, а принципы, по которым власти принимают решения об установке тех или иных арт-объектов, до сих пор остаются непонятными.
— Главная проблема Уфы в том, что нет диалога между горожанами, активистами и органами власти, которые принимают финальное решение. Не надо напоминать собравшимся здесь про те скандалы, которые регулярно происходят в городе. Когда кто-то из властных структур хочет что-то реализовать и спрашивает у горожан, хотят ли они этого. Все говорят о том, что это не нужно. Но почему-то именно этот объект потом появляется, — сказала заместитель главного редактора издания «Коммерсантъ-Башкортостан» Елена Чиркова.
Руководитель посольства музея ZAMAN Алия Ахмадуллина отметила, что в городе есть активные жители, которым важно и интересно принимать участие в организации праздника, но важно, чтобы все алгоритмы встраивания были четкими и понятными.
— Сейчас мы видим, что есть активные жители, которые хотят участвовать в организации праздника. Они говорят об этом громко. Также есть события, которые для этого делаются. Есть мероприятия, которые планирует оргкомитет, «Центр местной активности города Уфы». Для меня очень важно, чтобы была открытость, прозрачность, четкие и понятные алгоритмы того, как мне как горожанину можно пойти и куда-то встроиться. Хочу ли я праздник двора делать, либо организовать какую-то дискуссию. Посольство ZAMAN будет не только площадкой для коммуникации, но еще и институцией, которая будет делать реальные дела с точки зрения культурно-просветительской деятельности, искусства, поддержки арт-сообщества, — сказала Алия Ахмадуллина.
Дискуссия
В преддверии 450-летия Уфы посольство ZAMAN и «Коммерсантъ-Башкортостан» приглашают на дискуссию, в рамках которой будут рассмотрены подходы по PR сопровождению городских преобразований и культурно-инновационных пространств в контексте федеральной повестки, а также — медийные способы работы по формированию городских сообществ.
Спикер-модератор: Мария Никанорова
PR консультант с 17-летним опытом работы в сферах урбанистики, культуры, медиа и дизайна. В 2020 году основала и руководит собственным коммуникационным бюро. Преподаватель курса «Коммуникации в городской среде» магистерской программы ВШЭ «Коммуникации в государственных структурах и НКО». Приглашенный спикер программы института Стрелка «Городские практики» для специалистов в сфере развития городской среды.
В разные годы работала в таких организациях, как Стрелка, British Council (культурный отдел Посольства Великобритании), Qatar-Russia Cultural creative agency, Парк искусств Музеон, РИА Новости и др.
С 2016 по 2019 год Мария возглавляла PR департамент КБ Стрелка и отвечала за разработку и реализацию масштабных коммуникационных стратегий для федеральных и региональных городских проектов (в т.ч. «Моя улица», «40 городов будущего», «Индекс качества городской среды», федеральные архитектурные конкурсы и др.) Три года подряд ключевые PR кейсы КБ Стрелка удостаивались федеральной премии «Инфоповод года».
Время
-
по уфимскому времени