Телекоммуникации в Удмуртии: новые услуги и развитие сетей
Тренды связи набирают высокие скорости
Операторы Удмуртии стремятся сделать сервис комфортным
Порядка 11 тыс. жителей небольших сел Удмуртии получат доступ к качественной голосовой связи и мобильному интернету в этом году. Запросы потребителей растут, поэтому телекоммуникационным компаниям приходится активнее заниматься развитием инфраструктуры, что порой оказывается непросто. Операторы говорят об ежегодном увеличении интернет-трафика на 20%. Пользователи потребляют все больше тяжелого контента, поэтому сети модернизируют. Новые сервисы появляются и для бизнеса в части использования Big Data при анализе активности потребителей. Какие запросы есть к операторам от предпринимателей, будет ли полный переход от 3G к 4G, как оптоволокно поможет увеличить охват в небольших отдаленных селениях и как можно решить проблемы со связью в местах, где развивается экотуризм, поговорили на круглом столе «Телекоммуникации в Удмуртии: новые услуги и развитие сетей», организованном изданием «Коммерсантъ-Удмуртия».
Проекты «уровня Феррари»
Только 0,2% жителей Удмуртии не охвачены голосовым стандартом 2G, а 4G предоставляется почти 97% населения, рассказал министр цифрового развития республики Михаил Фоминов. Связь достигает удаленных населенных пунктов. «Два проекта «уровня Феррари» — федеральный «Устранение цифрового неравенства» и региональный «Сельсовет» — дотируют операторам строительство базовых станций в поселениях от 100 до 500 человек. Государство строит базовые станции там, где их экономически невыгодно устанавливать телекоммуникационным компаниям. В 2023 году по проекту “Сельсовет” запущено 17 базовых станций связи, за счет федеральных средств планируется подключить еще 40, большая часть из которых на сегодняшний день уже в эфире. Порядка 11 тыс. жителей получат доступ к качественной голосовой связи и мобильному интернету. В 2024 году за счет федеральных средств планируется построить еще порядка 25 станций», — сообщил господин Фоминов.
Компания «Ростелеком» активно участвует в расширении республиканской телеком-инфраструктуры.
«Мы строим базовые станции для покрытия территорий мобильной связью, а также прокладываем оптику в райцентрах, частных секторах и коттеджных поселках. В 2023 году компания обеспечила доступом к интернету и цифровым сервисам более 5 тыс. домохозяйств, в следующем году планируем в два раза больше»,— рассказал директор по работе с массовым сегментом филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике Евгений Софронов.
Директор ижевского филиала Tele2 Андрей Кутьев отметил, что в 2023 году компания продолжила инвестировать в развитие 4G-инфраструктуры. «Число пользователей мобильной связи и объемы потребляемой информации постоянно увеличиваются, контент «тяжелеет» — эта динамика остается главным трендом телеком-рынка. Tele2 понимает это и, следуя за трафиком, планомерно модернизирует сеть. Наша задача — сохранить комфортные условия для клиентов, поэтому в первую очередь мы ведем работы в местах повышенной нагрузки на сеть. В программу по модернизации вошло 38% наших объектов на территории республики. Также работы по проекту рефарминга, то есть переводу частот в диапазон 4G, позволили улучшить покрытие сети, проникновение сигнала внутри зданий и «ускорить» мобильный интернет. В Ижевске, Воткинске, Сарапуле — приоритетных городах реализации этого проекта — средняя скорость LTE выросла почти вполовину. Также сейчас сохраняется тенденция миграции клиентов из городов в дачные массивы, и со стороны регионального правительства нередко поступают запросы об обеспечении этих населенных пунктов устойчивым мобильным интернетом. Если возможности позволяют, Tele2 активно инвестирует в подобные проекты»,— прокомментировал Андрей Кутьев.
Импортозамещение на связи
Перед телекоммуникационной отраслью, как и перед остальными сферами в России, стоит задача достижения технологического суверенитета. Все изменения в сфере связи Удмуртии происходят на фоне того, как участники рынка перестраиваются под условия использования российского оборудования. «От санкционного давления достаточно серьезно пострадали мобильные операторы, так как большая часть комплектующих для оборудования была зарубежного производства. Но мы обязаны следовать за потребностями клиентов. У нас есть некая технологическая «подушка безопасности» — определенный резерв оборудования, которым мы сейчас пользуемся. При этом мы очень ждем перехода на российское «железо». Насколько я знаю, промышленные прототипы базовых станций в настоящий момент уже проходят испытания в России. Надеюсь, что скоро мы сможем протестировать их на объектах инфраструктуры Tele2 в Удмуртии»,— рассказал Андрей Кутьев.
Евгений Софронов добавил, что «Ростелеком» и Tele2 выполняют задачу импортозамещения — частично используют оборудование, произведенное на территории России. «Мы устанавливаем абонентам отечественные Wi-Fi-роутеры и другие необходимые для связи устройства. Как показала практика, пользователи не видят существенных отличий между применением российского и зарубежного оборудования. Импортозамещение в телеком-отрасли развивается успешно»,— сообщил господин Софронов.
Как закрыть «белые пятна» на карте
Специалист по развитию бизнеса Александр Некрасов, представитель выпускников Бизнес-акселератора Удмуртии и Ассоциации фермеров региона, обратил внимание, что есть «белые пятна» в зонах покрытия операторов. Например, некоторые фермерские хозяйства или производственные площадки, расположенные в отдалении от городов, не всегда имеют доступ к качественной связи. При этом они не обладают необходимыми финансовыми ресурсами для самостоятельной организации телекоммуникационных линий и не знают, как решить данный вопрос.
«Тот, кто вчера был частным лицом, сегодня — фермер, имеет онлайн-кассу, платит налоги. Но на территории его хозяйства невозможно оплатить картой, так как нет интернета. Кроме того, в Удмуртии активно развивается рекреационный, спортивный и агротуризм. Порой туробъекты находятся не рядом с городами, где хорошая связь. Причем им не нужны гигабитные скорости, а необходимы небольшие телекоммуникационные каналы. Надежные телекоммуникации нужны для перевода бизнеса в легальную сферу»,— отметил Александр Некрасов.
Андрей Кутьев из Tele2 подчеркнул, что большинство малых населенных пунктов республики, в том числе те, где отсутствуют коммерческие объекты, обеспечены стабильной связью. «Это стало возможным благодаря проекту устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0). Это проект Минцифры и «Ростелекома», Tele2 выступает центром компетенции, планирует и реализует технические решения. В этом году в более 60 отдаленных деревнях и селах появились «голос» и 4G от Tele2. В 2024 году программа УЦН продолжится»,— рассказал господин Кутьев.
Еще в 2021 году в Удмуртии создали цифровую карту республики с геоинформационной базой данных. Она состоит из слоев о дорогах, нахождении газораспределительных станций, почтовых отделений, МФЦ, зонах покрытия мобильной связью и другой информации, рассказал Михаил Фоминов. «Прежде чем открывать бизнес в отдаленных уголках, особенно с высокими перепадами рельефа местности, необходимо предварительно выяснить, имеется ли в данном месте связь, и учитывать экономические возможности ее проведения. Это можно узнать, направив запрос в Минцифры Удмуртии или на сайте geo.udmr.ru. На цифровой карте есть слой о территориальном покрытии 2G, 4G. В Удмуртии множество населенных пунктов, которые обеспечены, как минимум, оптоволокном. Также бизнесу стоит избавляться от потребительского отношения к услугам операторов. Тем более, что тарифы в нашем регионе одни из самых низких»,— подчеркнул министр.
Андрей Кутьев рассказал, что средний чек за услуги сотовой связи в России в последнее время держится на одном уровне с учетом изменения курса валют: $4 в месяц. При этом потребление интернета на одного абонента у Tele2 одно из самых высоких. «Тарифы на фиксированную связь в Удмуртии ниже, чем в других регионах. Приемлемая цена позволяет нашим клиентам экономить семейный бюджет»,— добавил Евгений Софронов.
Несмотря на это, телекоммуникационные услуги в регионе развиваются и становятся еще более доступными. Господин Фоминов рассказал, что планируется запуск нового проекта — по типу «Сельсовета», но оснащение связью населенных пунктов будет осуществляться с помощью построения оптоволоконных сетей. «Проект экономически интересен. По нашим расчетам расходов на строительство телекоммуникаций для одного населенного пункта будет в 5-6 раз меньше, чем оснащение его базовой станцией. Опыта реализации такого проекта в республике еще в этом не было, поэтому при получении финансирования постараемся сделать тестовый запуск на несколько поселений. Если он будет успешен, будем масштабировать»,— сообщил министр.
Трафик без границ
«Трафик потребляемого контента в Удмуртии ежегодно растет. Это связано с расширением географии связи. Везде, куда приходит оптика, мы можем обеспечить тарифные планы со скоростью не меньше 100 Мбит/с, а если в частном доме проложен индивидуальный кабель, пользователь может подключить интернет со скоростью 500 Мбит/с. Оптика позволяет скачивать объемные медиафайлы, пользоваться любыми ресурсами сети, запускать стримы, смотреть фильмы и сериалы в высоком разрешении. Кстати, в онлайн-кинотеатре Wink (Винк) регулярно появляются рейтинговые российские сериалы в линейке Wink Originals (Винк Ориджиналс). Они пользуются огромным спросом зрителей по всей России. В числе последних проектов — популярные сериалы «Слово пацана» (18+), «Библиотекарь» (18+), «Балет» (16+), «Плакса» (16+). Можно сказать, в части кинопроизводства компания тоже вносит свой вклад в импортозамещение», — рассказал Евгений Софронов.
Компания Tele2 работает на опережение и уже достаточно давно в рамках партнерских отношений с «Ростелекомом» предлагает интерактивное телевидение и онлайн-кинотеатр Wink — как внутри тарифных пакетов, так и внутри подписок.
«Ранее базовой потребностью абонентов были гигабайты, минуты и СМС. Сейчас же клиентам стало важно помимо «тяжелого» пакета интернета иметь доступ к цифровым видеосервисам и онлайн-кинотеатрам. И здесь в качестве примера отмечу хит этого года – мультиподписку MIXX. Это уникальный проект, сложный в настройке, но профессиональный по исполнению продукт с десятком партнеров на одной платформе, среди которых Wink и Premier (Премьер). Ценно, что подписку могут подключить абоненты любого оператора. А что касается роста трафика, то эта динамика оправдана и предсказуема. Потребление «даты» ежегодно увеличивается примерно на 20%»,— поделился господин Кутьев.
Отключат ли 3G
Правительством России принята дорожная карта «Развитие современных сетей», чтобы ускорить переход на российские базовые станции LTE и 5G. Стратегия разработана до 2035 года. В Удмуртии значительная часть населения в настоящее время использует телефоны, подключенные к 3G. «Хотя этот стандарт в настоящее время является промежуточным звеном, им пользуются сотни тысяч владельцев телефонов. И пока доля этих устройств сохраняется, мы будем поддерживать соответствующую инфраструктуру. В перспективе отказаться от 3G можно, но при значительном сокращении количества потребителей. Высвобожденные частоты будут использованы для 4G. Помимо телефонов население, особенно в сельской местности, до сих пор использует старые модемы. Их замена происходит медленнее, так как покупать современные точки доступа к глобальной сети, когда их устраивает действующее оборудование, хотят не все», — сообщил Андрей Кутьев.
Александр Некрасов отметил, что со временем все больше жителей будут пользоваться современные моделями телефонов и это поможет Удмуртии быстрее перейти на более современный формат связи. «4G LTE и 3G ждет та же судьба, что и у эфирного телевидения. Используя онлайн-кинотеатры, абоненты не теряют, а только приобретают от использования видеосервисов с высоким качеством изображения и сигнала»,— отметил господин Некрасов.
Big Data и нейросети
Телекоммуникационные компании активно развивают и сервисы для бизнеса с использованием информации больших данных. Александр Некрасов рассказал, что бизнес может обратиться к операторам за неперсонализированной информацией, которая, например, помогает открытию магазина в нужном месте. «Можно выяснить, где территориально население пользуется более дорогими тарифами, и в том месте открыть премиум-магазин. Также компании активно пользуются функцией геотаргетирования. Нейросети чаще всего используются в качестве помощников речевых роботов, к примеру, в облачных АТС»,— добавил господин Некрасов.
Андрей Кутьев отметил, что нейроалгоритмы в компании Tele2 используются также для автоматизации внутренних процессов, в том числе в клиентском сервисе. «Мы развиваемся в сфере big data, обмениваясь массивом обезличенных данных с другими компаниями, например, с банками или крупными торговыми сетями. В итоге мы получаем сегментированную аналитику, которую можно использовать для поиска сотрудников, новых клиентов, рекламных рассылок, оповещения жителей определенных территорий. Заказчиками могут быть как небольшие компании, так и госсектор. Большие данные можно использовать при формировании туристической привлекательности региона, что сейчас весьма актуально. Мы можем проанализировать интересы и поведение туристов, приезжающих в Удмуртию, в какие музеи и кафе они чаще ходят, каким транспортом пользуются, сколько денег готовы потратить на развлечения. Это поможет власти и бизнесу грамотно развивать необходимую инфраструктуру»,— добавил он.
«Ростелеком» внедряет интеллектуальные сервисы в жилых комплексах Удмуртии. Цифровая экосистема сегодня появляется в большинстве новостроек Ижевска. «Мы предлагаем клиентам платформу «Ростелеком. Ключ», в которую интегрированы все умные системы и устройства жилого дома. Сервис работает по принципу одного окна: управлять любым элементом можно из специального приложения. Это облачное видеонаблюдение, автоматизированные шлагбаумы и ворота, смарт-домофоны, умные счетчики бытовых услуг, которые самостоятельно передают данные о потребленных ресурсах в коммунальные организации. Век интеллектуального жилья только начался, хотя все десять лет назад о таких технологиях мало кто задумывался. Развитие этого сегмента рынка настолько стремительно, что скоро умный дом станет неотъемлемой частью комфортной жизни»,— отметил Евгений Софронов.
Соблюдение кибергигиены
Ввиду роста активности хакерских атак в последние годы на круглом столе эксперты обсудили вопрос защиты безопасности данных. Андрей Кутьев заверил, абонентам не стоит беспокоиться о сохранности личных данных, компания уделяет серьезное внимание вопросам кибербезопасности. «Базовый антиспам-сервис включен во все тарифы оператора по умолчанию. Система на базе big data распознает спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости, реакции пользователей. Также в приложении «Мой Tele2» можно подключить «маркировку» о характере звонка с незнакомого номера. Однако не стоит недооценивать мошенников. Человечество всю свою историю борется с преступностью и до сих пор ее не победило. Tele2 со своей стороны постоянно анализирует и совершенствует методы защиты, но и абонентам важно соблюдать элементарные правила цифровой гигиены, чтобы случайно не стать жертвой мошенников»,— подчеркнул господин Кутьев.
Евгений Софронов призвал жителей соблюдать кибергигиену: использовать более сложные пароли, не оставлять свою информацию в открытом доступе. Михаил Фоминов также подчеркнул, что проблема утечки информации часто связана с неумением пользоваться компьютером и в 99% парольной информацией.
Какие сервисы будут развиваться
Подводя итоги дискуссии и обсуждая планы на будущее, Михаил Фоминов подчеркнул, что в госсекторе будут развиваться сервисы, облегчающие взаимодействие гражданина и государства. «Главная цель — комфорт, отсутствие очередей, бумажных носителей и переход на электронные услуги»,— подчеркнул министр.
Руководитель регионального филиала Tele2 Андрей Кутьев отметил, что у рынка М2М огромный потенциал для роста, в том числе в массовом сегменте. Уже сейчас SIM-карты используют в различных устройствах, например, для управления системами «умного дома». М2М востребован и в бизнесе — в обслуживании вендингов, терминалов и банкоматов. Этот рынок растет гигантскими темпами.
«Мы планируем расширять телеком-инфраструктуру в республике, охватывать оптикой все новые территории, предоставлять жителям сел и деревень возможность пользоваться цифровыми сервисами наравне с жителями крупных городов»,— добавил в заключение Евгений Софронов.
Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ
Потребление больших данных со стороны жителей Удмуртии значительно увеличилось за последний год, растет спрос на надежность и устойчивость работы телекомоператоров. Современная связь и высокоскоростной интернет становятся доступными для большего количества небольших населенных пунктов, однако пока эта проблема полностью не решена. С другой стороны телекоммуникационным компаниям приходится подстраиваться под новые условия с точки зрения поставки оборудования и развития инфраструктуры.
Озвучены планы по сворачиванию сетей 3G в пользу 4G и пока непонятно, как это скажется в целом на доступности связи и появится ли еще больше вышек. В каком направлении и формате будут развиваться сервисы?
Как меняются потребности жителей городов и сел в интернете и голосовой связи, других услугах, как растет трафик онлайн-кинотеатров и стриминговых платформ, какие возможности предоставляют телекоммуникационные компании для частных лиц в рамках “умного дома”, с какими вызовами с точки зрения безопасности сталкиваются операторы и как будут развиваться сети в Удмуртии. При этом как региональные и федеральные программы помогают бизнесу модернизировать инфраструктуру и расширять присутствие сервисов на территории республики. Эти и другие темы обсудим с экспертами на круглом столе «Телекоммуникации в Удмуртии: новые услуги и развитие сетей».
На круглом столе обсудим вопросы:
- Какие изменения произошли в сравнении с прошлым годом в сфере телекоммуникаций в Удмуртии?
- Какова динамика спроса на услуги, как меняется потребление интернета и голосовых услуг, как растет трафик, в том числе онлайн-кинотеатров? Как меняются тарифы операторов, какие новые услуги выводят операторы на рынок? Какие из них наиболее востребованы бизнесом?
- Каково на данный момент покрытие территории Удмуртии связью 2G, 3G, 4G? Какие здесь происходят перемены? Будет ли отказ от 3G и насколько этот стандарт готовы заменить на 4G?
- Что реализовано за прошедший год в рамках национального проекта «Цифровая экономика», региональных проектов «Сельсовет», «Устранение цифрового неравенства»? В каких населенных пунктах произошло качественное улучшение сотовой связи и интернета? Как решается вопрос наличия связи на трассах?
- Какие есть механизмы поддержки телекомкомпаний со стороны государства?
- Удалось ли операторам решить сложности с поставками телекоммуникационного оборудования? Как это повлияло на инвестиции компаний в развитие инфраструктуры в Удмуртии? Какие в целом есть сложности при строительстве инфраструктуры?
- Какие сервисы с использованием искусственного интеллекта могут предложить сотовые операторы для предприятий: речевая и геоаналитика, интеллектуальное видеонаблюдение и др.? В каких отраслях эти сервисы находят применение, есть ли примеры в Удмуртии.
- Какие возможности предоставляют телекоммуникационные компании для частных лиц в рамках “умного дома”? Насколько они востребованы?
- С какими вызовами с точки зрения безопасности сталкиваются компании с учетом роста активности хакеров? Как предприятия могут обеспечить конфиденциальность своей информации и защиту персональных данных при использовании телекоммуникационных сервисов?
- Каким образом применяются современные тренды в сфере телекоммуникаций: нейросети и др.? Какие преимущества они дают бизнесу перед конкурентами, как они могут пригодиться конечному потребителю и корпоративным клиентам?
- Каковы перспективы дальнейшего развития этой отрасли в Удмуртии?
В круглом столе принимают участие:
- Михаил Александрович Фоминов, министр цифрового развития Удмуртии
- Евгений Софронов, директор по работе с массовым сегментом филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике
- Андрей Кутьев, директор ижевского филиала Tele2
- Александр Некрасов, представитель Бизнес-акселератора Удмуртии и Ассоциации фермеров Удмуртии
Для участия в круглом столе необходима предварительная регистрация.