Layer 1

Развитие транспортной системы Ижевска

25 октября 2021 Понедельник
Урбанистика
Место проведения: Ижевск, ул. Авангардная, 4 Б, пресс-центр Медиагруппы "Центр"
превью
1:10:28

Транспортная система будущего

В Ижевске обсудили перспективы и тенденции развития общественного транспорта

С ростом строительства в Ижевске растет потребность в удобных транспортных развязках и маршрутах. Инфраструктура, включающая доступность общественного транспорта, становится одним из ключевых факторов выбора жилья. Эксперты отмечают, что уже сейчас транспортная система Ижевска выгодно выделяется на фоне тех, которые действуют в других российских городах. В будущем, как считают эксперты, Ижевску предстоит развивать пересадочные узлы, внедрять цифровые системы для управления транспортными потоками и бескондукторную систему оплаты. Эти темы специалисты транспортной системы обсудили на круглом столе, организованном «Ъ-Удмуртия».

Обновление транспорта

В этом году городской транспорт обновили. Как рассказал генеральный директор МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов, хорошо зарекомендовали себя новоприбывшие трамваи. «В городе новые трамваи прибыли в декабре прошлого года. С их появлением ижевчане стали обращать более пристальное внимание на трамвайное движение. Оказалось, что еще с начала 60-х годов в городе сохранились участки, где трамваи, проезжая, пропускают друг друга. Но такие участки есть не только в Ижевске. Это встречается в любом городе, поскольку трамвайная сеть вписывалась в уже существующие города. Поэтому ширина проспектов, перекрестков не везде позволяла делать трассу без заужения путей,— объяснил Андрей Батов. — Но трамваи показали себя хорошо — низкопольные, вместительные, объемные».

Прибыли в Ижевск из Москвы в этом году 50 троллейбусов. Их городу отдали безвозмездно, уточнил гендиректор «ИжГорЭлектроТранс». «В июне эти троллейбусы были доставлены. В работе у нас находится только семь из них. Остальные проходят необходимые регламентные работы, поскольку техника не новая и некоторое время стояла. И мы все-таки их “одеваем” в облик Ижевска, поэтому они выходят на линию уже в том виде, который мы бы хотели, чтобы видели наши горожане. До этого низкопольных троллейбусов было всего два. Сейчас у нас таких 50. А с учетом того, что в Ижевске сейчас пристально занялись остановочными площадками, я думаю, что уровень сервиса и комфорта пассажиров очень серьезно подрастет»,— отметил господин Батов.

При этом, как заметил руководитель департамента тендеров и государственных закупок компании «УралБизнесЛизинг» Павел Николенко, практически все перевозчики Удмуртии сталкивались с необходимостью обновления транспорта с помощью лизинга.

«У нас на текущий момент действует более 60 договоров лизинга на автобусы в Удмуртии. Это и частные перевозчики, и государственные транспортные компании. Большинство договоров заключалось до 2020 года, когда действовали программы субсидирования, дававшие скидку на оплату авансового платежа. На текущий момент есть индивидуальные программы. Например, ПАЗ до конца года предоставляет 7% скидки на приобретение автобусов собственного производства. Это хорошее подспорье для малых перевозчиков, которые перевозят небольшое количество пассажиров»,— сказал господин Николенко.

В будущем, пояснил Павел Николенко, компания ожидает появление льгот для приобретения автобусов. «Мы очень надеемся, что Минпромторг выделит деньги по программе льготного автолизинга, куда будут попадать автобусы, производящиеся на территории России. Это позволит нам предоставлять дополнительные субсидии частным и государственным перевозчикам. Получить скидку 10-12% будет полезно всем компаниям»,— считает представитель компании «УралБизнесЛизинг».

Способы оплаты

В последние годы город переходил на безналичную оплату проезда в общественном транспорте. По словам генерального директора «ТИС» Александра Прозорова, сейчас у ижевчан приоритеты с точки зрения оплаты изменились. «Мы развиваем безналичную оплату в транспорте Ижевска порядка 10 лет. Сейчас мы четко видим, что пассажиры обосновано поменяли свои приоритеты в оплате. Первостепенным стало качество поездки, что подразумевает под собой и четкое расписание, и допсервисы, и удобств оплаты,— отметил господин Прозоров. — Сейчас пассажиры могут оплатить любыми безналичными средствами: банковские карты всех платежных систем, брелоки, браслеты, телефоны. Для удобства были внедрены пересадочные тарифы, чтобы человек мог совершить пересадку в течении определенного времени. Есть также умные школьные проездные — когда тарификация происходит по итогам поездок за месяц по наиболее выгодному для ребенка тарифу».

Планируется, по утверждениям гендиректора «ТИС», запустить в этом году новое приложение оплаты. Оно будет аккумулировать в себе пополнение транспортной карты, дополнительные сервисы и личный кабинет, где пассажир сможет увидеть свои поездки.

«Если транспортное предприятие с переходом на бескондукторная систему, откажется от бумажных билетов, это позволит получать билет и чек в личном кабинете. В дальнейшем это приложение позволило бы человеку иметь сервис, где он может построить маршрут, получить расписание и понять, когда придет автобус или троллейбус. Через это же приложение можно будет и оплатить саму поездку и, возможно, даже поставить оценку своей поездке»,— рассказал Александр Прозоров.

Как считает директор филиала в Удмуртской Республике ПАО «Ростелеком» Сергей Тульчинский, платежные системы в транспорте Ижевска уже сейчас развиты гораздо лучше, чем во многих российских городах. «В Ижевске уже сейчас работает достаточно много интересных систем и по меркам России город является достаточно продвинутым. Люди в городе могут передвигаться разными способами, при этом все хотят получить три вещи: скорость, удобство, безопасность. Все автоматизированные системы, так или иначе, преследует цели этих трех направлений или как минимум одно из них»,— отметил Сергей Тульчинский.

Ижевск все больше движется к бескондукторной системе оплаты труда, пояснил генеральный директор ИПОПАТ Руслан Гиниятов. «Мы начали переход на бескондукторную систему оплаты проезда по причине острой нехватки кондукторов. Мы понимаем, что во многих городах уже сейчас в этом направлением движутся и за этим будущее. Сейчас мы оцениваем техническое оснащение транспорта для такой системы, чтобы в дальнейшем пассажиры могли безналично оплачивать проезд, не подходя при этом к водителю. В ближайшее время должно поступить транспортное средство, оснащенное необходимым оборудованием. Посмотрим, как это покажет себя, и будем понимать, насколько быстро мы будем в этом направлении двигаться»,— объяснил Руслан Гиниятов.

Пересадочные узлы

Важными для городского транспорта являются пересадочные узлы, поскольку сделать прямые маршруты из всех городских точек невозможно. Хорошим примером для Ижевска, полагает генеральный директор «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов, может стать Москва. «Когда жители просят, чтобы был маршрут от одной конкретной точки до другой — это движение тупиковое: невозможно каждую точку города соединить с другой точкой прямыми маршрутами. Поэтому в советское время были пересадочные узлы. Обязательно были пересадка между трамваями, троллейбусами и автобусами. На сегодняшний момент Москва выстраивает как раз такую систему: метро, кольцевые дороги, радиальные маршруты, которые встраиваются в систему общего транспорта. Общая цель этого, чтобы человек мог доехать до нужной точки хоть на самокате, и мы в рамках Ижевска тоже об этом говорим»,— уточнил господин Батов.

Идею о необходимости пересадочных узлов поддержал генеральный директор «ТИС» Александр Прозоров. «Если посмотреть на развитие городов, тенденция идет к тому, что маршруты сокращаются и становятся сегментированными. Чтобы избежать неудобств, связанных с пересадками, внедряют необходимые пересадочные тарифы, чтобы нивелировать проблему пересадок и двойной оплаты. В Нижнем Новгороде, например, действует такая система пересадок, что позволяет развивать маршрутную сеть не загромождая транспортом город, не увеличивая количество транспортных единиц. Маршруты становятся короткими, не дублируют друг друга, транспортных средств становится меньше»,— заверил господин Прозоров.

Тем не менее, изменения маршрутов по просьбе граждан в 2021 году все-таки были, о чем рассказал начальник управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации Ижевска Сергей Губарев. «В этом году был продлен 21-й маршрут автобуса до Юровских садов, 19-й маршрут до нового детского сада на переулке Выставочном, скорректирован маршрут 31-го автобуса для удобства жителей микрорайона «Столичный». Также был заключен контракт с фирмой «Радар», которая проанализировала маршрутную сеть города. Основной вывод, что критических корректировок не требуется»,— заявил господин Губарев.

Изменения произошли и в интервалах движения автобусов, что, по словам генерального директора «ИПОПАТ» Руслана Гиниятова, является вынужденной мерой. «Есть проблемы с тем, что увеличиваются интервалы между маршрутами. Основная проблема — это нехватка персонала. Очень значительный отток произошел в период пандемии. У нас персонал возрастной, и люди уходят на пенсию, а молодежи приходит мало. Сказывается и заболеваемость сотрудников. Бывают случаи, когда автобусы не выходят на линию по причине того, что сотрудник заболел, а прикрыть его просто некем. Сейчас совместно с управлением благоустройства и охраны окружающей среды мы отрабатываем поступающие от жителей города обращения и принимаем совместно решения о том, в какие отдаленные от города участки продлить маршруты»,— сказал господин Гиниятов.

Будущие изменения

В скором времени в Ижевске планируется повышение оплаты проезда на 2 руб. Как объяснил министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев, такое решение принимается исходя из расчетов транспортных предприятий.

«Берутся доходы и расходы предприятия; субсидии, которые им выплачиваются. Из этого высчитывается стоимость проезда. В том году мы подняли тариф на 5 руб., а до этого пять лет тариф не меняли. Некоторые транспортные компании упрекнули нас, что мы выжидаем долгие периоды. Лучше повышать понемногу через короткие промежутки времени. Стоимость проезда повышают не для того, чтобы увеличить прибыль транспортников, а только для того, чтобы предприятие могло существовать и обеспечивать пассажиров качественными услугами»,— уверен Алексей Горбачев.

Направлено внимание города и на строительство новых дорог. Ближайшими изменениями могут стать продление ул. 10 лет Октября и проспекта Калашникова, заметил Алексей Горбачев. Не менее важной является реконструкция дороги до аэропорта. «На этом участке нужна либо реконструкция старого моста, либо строительство нового, чтобы было четыре полосы движения. Таким способом мы сможем ликвидировать ту пробку, которая у нас постоянно появляется в сторону аэропорта. Силами местных властей мы, так или иначе, этот проект начнем. А в дальнейшем уже попытаемся подключить к этому федеральные силы и средства»,— пояснил господин Горбачев.

Другое важное направление — цифровизация сферы дорожного хозяйства. Как считает директор филиала в Удмуртской Республике ПАО «Ростелеком» Сергей Тульчинский, транспортная инфраструктура Ижевска полностью готова к внедрению автоматизированных систем.

«Граждане хотят перемещаться по городу быстро, комфортно и безопасно. Современные облачные сервисы, которые «Ростелеком» подключает для муниципальных служб в разных городах России, помогут повысить безопасность проезда в городском транспорте Удмуртии. Например, сервис интеллектуального видеонаблюдения зафиксирует все случаи нарушения общественного порядка, распознает наличие или отсутствие медицинских масок на лицах пассажиров, выявит наличие подозрительных предметов в салоне»,— отметил Сергей Тульчинский.

Директор филиала «Ростелеком» подчеркнул также, что в случае расширения дорожной сети необходимо внедрять систему управления транспортными потоками. Искусственный интеллект самостоятельно проанализирует ситуацию на дорогах и распределит движение машин по оптимальным маршрутам. «Очевидно, что в дневные часы городу требуется один алгоритм работы дорожной сети, а вечером, когда все едут домой, совершенно другой. Система управления транспортными потоками ведет круглосуточный онлайн-мониторинг дорог и управляет светофорами, выстраивая таким образом для водителей самые быстрые способы проезда из точки А в точку Б. Если в городе скопились пробки на перекрестках, можно увеличить время движения автомобилей на зеленый свет или направить транспорт в объезд, по более свободным улицам. Главное, что система рассчитает все это самостоятельно, без дополнительной нагрузки на сотрудников транспортных служб. Возможности сервиса можно расширить при помощи электронных дорожных знаков, которые в режиме реального времени покажут предписания ГИБДД для дорожного движения в зависимости от пробок, праздничных мероприятий, ДТП или погодных условий»,— рассказал Сергей Тульчинский.

Главными приоритетами Ижевска должны остаться пешеходы и общественный транспорт, о чем сказал на круглом столе сказал генеральный директор «ИжГорЭлектроТранс». «По всем крупным городским улицам житель должен быстрее доезжать на общественном транспорте, чем на личном авто. Если мы говорим про трамваи, то они должны быть комфортные и модернизированные. Мне кажется, город может быть или только для жителей, или только для автомобилистов,— считает Андрей Батов. — Но не один город не смогли построить автомобили, поэтому здесь должен быть баланс. Мы понимаем, что если куда-то ехать далеко, автомобиль нужен. Но если мы перемещаемся в пределах города, то общественный транспорт наиболее комфортное, удобное средство передвижения и он должен быть в приоритете».

Дарья Нестерова. Фото: Амир Закиров

  • «В Ижевске уже сейчас работает достаточно много интересных систем и по меркам России город является достаточно продвинутым. Люди в городе могут передвигаться разными способами, при этом все хотят получить три вещи: скорость, удобство, безопасность. Все автоматизированные системы, так или иначе, преследует цели этих трех направлений или как минимум одно из них»
    Сергей Тульчинский
    Директор филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике Сергей Тульчинский
  • «Мы развиваем безналичную оплату в транспорте Ижевска порядка 10 лет. Сейчас мы четко видим, что пассажиры обосновано поменяли свои приоритеты в оплате. Первостепенным стало качество поездки, что подразумевает под собой и четкое расписание, и допсервисы, и удобств оплаты.  Сейчас пассажиры могут оплатить любыми безналичными средствами: банковские карты всех платежных систем, брелоки, браслеты, телефоны. Для удобства были внедрены пересадочные тарифы, чтобы человек мог совершить пересадку в течении определенного времени. Есть также умные школьные проездные — когда тарификация происходит по итогам поездок за месяц по наиболее выгодному для ребенка тарифу»
    Александр Прозоров
    Генеральный директор ООО "ТИС" Александр Прозоров
  • «Когда жители просят, чтобы был маршрут от одной конкретной точки до другой — это движение тупиковое: невозможно каждую точку города соединить с другой точкой прямыми маршрутами. Поэтому в советское время были пересадочные узлы. Обязательно были пересадка между трамваями, троллейбусами и автобусами. На сегодняшний момент Москва выстраивает как раз такую систему: метро, кольцевые дороги, радиальные маршруты, которые встраиваются в систему общего транспорта. Общая цель этого, чтобы человек мог доехать до нужной точки хоть на самокате, и мы в рамках Ижевска тоже об этом говорим»
    Андрей Батов
    генеральный директор МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов

В 2021 году ИПОПАТ стал победителем в конкурсе по организации пассажирских перевозок в Ижевске, одновременно с этим ИжГЭТ планирует масштабное обновление электротранспорта и установку первого остановочного комплекса на сложном участке улицы Ленина. При этом остается много вопросов от жителей города по интервалам движения автобусов, сокращению маршрутов, увеличению стоимости проездов и т.д. Сколько новых троллейбусов, автобусов, трамваев выйдут на маршруты в 2022 году? Будут ли запущены новые маршруты? Что будет с установкой новых остановочных павильонов в Ижевске? И появятся ли новые «умные» остановки?

Вопросы для обсуждения:

  • Какие изменения запланированы в работе общественного транспорта в 2022 году?
  • Есть ли потребность в изменении маршрутной сети?
  • Как планируется повышать качество дорог, по которым ходит общественный транспорт?
  • Какие планы и возможности есть у транспортных предприятий по обновлению парка, ремонту контактной сети, рельс и т.д.? Какие есть возможности по получению господдержки?
  • Какие есть реалистичные планы на ближайшие годы по развитию транспортной сети города, расширению улиц, строительству новых дорог, развязок в Ижевске?
  • Какие есть предложения у ГИБДД по повышению безопасности дорожного движения в Ижевске, в первую очередь по маршрутам следования общественного транспорта?
  • С какими сложностями сталкиваются частные перевозчики, работающие на маршрутах в Ижевске?
  • Планируется ли развивать электронную систему оплаты? Будет ли расширяться количество маршрутов без кондукторов?
  • Какие дополнительные услуги будут запущены для пассажиров в 2022 году?

Участники

25 октября Понедельник

По вопросам участия