Логистика для предприятий Удмуртии

Изменение геополитической ситуации, фактическое ограничение торговли с западными странами и санкции, вводимые против России, — основные факторы, влияющие на логистику. Авиационное сообщение не выполняется в прежних объемах, что повышает нагрузку на перевозки по железной дороге и автомобильные грузоперевозки. Безусловно это меняет как внутренние, так и зарубежные логистические пути. Увеличение объемов продаж через маркетплейсы, также заставляет задумываться об оптимизации логистических решений, и находить новые ресурсы для своевременной доставки товаров. Увеличивается сообщение через азиатское направление, пересматриваются тарифы на услуги доставки товаров.
На круглом столе обсудим, как меняются логистические решения компаний в Удмуртии и что сейчас происходит на рынке грузоперевозок. Какие решения предлагают логисты для бизнеса Удмуртии. Какие факторы наибольшим образом влияют на стабилизацию ситуации, и какие задачи еще предстоит решить. Какие меры поддержки предлагают власти удмуртии для логистических компании, экспортеров, и удмуртских компаний, реализующих продукцию на внутреннем рынке России.
- С какими сложностями столкнулись предприятия Удмуртии при доставке грузов? Как решают?
- Какие факторы влияют на тарифы грузоперевозок сегодня?
- Много ли западных заказчиков ушло с рынка? Кто занял освободившиеся ниши?
- Страдают ли логистические цепочки, выстроенные со странами, которые не поддерживают санкции в отношении России, в том числе — с Китаем и Индией? Как в принципе поменялись логистические цепочки?
- Что могут предложить логистические компании бизнесу для оптимизации затрат на грузоперевозки?
- В связи с удлинением логистических путей изменилась ли стоимость страхования грузов? Увеличился ли спрос на услуги страхования в связи с увеличением рисков при доставке товаров?
- Как помогает рынку внедрение цифровых технологий?
- Какие точки роста видят логистические компании в сегодняшней ситуации?
- Насколько часто ведется обновление автотранспорта логистических компаний? Какие продукты могут предложить лизинговые компании для обновления транспортного парка?
- Какие меры поддержки для бизнеса Удмуртии уже есть, и какие еще будут вводиться?
- Какие действия предпринимают маркетплейсы для успешной работы с предпринимателями Удмуртии?
Если вам есть, что сказать по этой теме или вы хотите задать вопрос участникам, регистрируйтесь по ссылке https://forms.gle/hhxRnp1SDnyY1vzg7
Товары не сходят с пути
Как меняют логистику компании Удмуртии
Есть проблемы
Одними из самых больших проблем для предпринимателей после начала специальной военной операции на Украине стали проблемы логистики. Актуальны они и для предпринимателей Удмуртии. Под атакой санкций и ограничений находится почти весь бизнес. Задержки или даже отмена поставок некоторых видов сырья, оборудования наблюдаются у многих, как и проблемы с экспортом товаров и услуг. Логистические цепочки рвутся, и это требует времени для их выстраивания через другие каналы поставок.
В данный момент с российскими перевозчиками прекратила работу часть контейнерных линий, а часть курьерских иностранных сервисов и авиакомпаний ушли с рынка. Под санкционными ограничениями находятся морские торговые порты Санкт-Петербурга и Новороссийска.
«Кроме того, европейские страховые компании сегодня отказываются страховать грузы, которые едут в Россию или из России,— рассказывает Валерия Антоненко, заместитель директора АНО «Корпорация развития Удмуртии», руководитель Центра поддержки экспорта.— Есть проблемы с платежами. Все это в совокупности влияет на число предложений от логистических операторов для наших экспортеров и импортеров, которое колоссально сократилось. В некоторых случаях доставить грузы бывает крайне сложно или невозможно».
По оценкам экспортеров, если раньше доля затрат на логистику составляла от пяти до 30% в структуре экспортной сделки, то сейчас эта доля может достигать 50—60%. Также имеет место пресыщение автотранспорта: техника, которая осуществляла грузоперевозки в Европу и занималась экспортом, вернулась в Россию.
«Крупные предприятия перестают выпускать продукцию, сокращают объемы поставок и много транспорта скопилось на рынке грузоперевозок в стране,— говорит Денис Бердников, коммерческий директор транспортной компании «Автолайф».— Мы плотно работали с АвтоВАЗом и всю логистику, которая была заточена под этот завод, пришлось перестраивать. А это порядка 30—70% нашего парка. Сейчас мы рассматриваем новые направления, куда перераспределить эту технику».
Увеличился грузопоток в Китай, Казахстан, Турцию, а за ним — простои на границе. Любой простой — это повышение стоимости перевозки для бизнеса. «Мы пробовали сотрудничать с Турцией, но в связи с тем, что прошлогодние контракты были подписаны по одной цене, а сейчас стоимость перевозки увеличилась почти в два раза, мы не смогли выполнить обязательства по той стоимости, по которой подписаны контракты»,— сетует Наталья Шукшина, руководитель отдела логистики ООО «Альфа трейд».
До февраля 2022 года активную работу с ныне признанными недружественными странами вела компания «ИжАэроСервис». По словам директора Галины Суворовой, полная фура в Европу стоила порядка трех тысяч евро. Сейчас стоимость составляет около 7—8 тыс. евро. Из-за почти трехкратного увеличения стоимости некоторые компании все еще не могут вернуть контейнеры, так и застрявшие в Европе.
Увеличилась стоимость и на перевозки наземным транспортом. «Съездить в Турцию на грузовом автомобиле займет около месяца, потому что мы стоим на границе до двух недель,— рассказывает Денис Бердников.— Конечно, за эту перевозку будет соответствующий ценник. Нужны свежие терминалы и большая пропускаемость. Если решить эти проблемы, то и стоимость перевозок уменьшится». По его словам, компания «Автолайф» помогает своим клиентам сокращать издержки на логистику на 30% за счет того, что мы ищем для вас поиска оптимальных маршрутов и условий перевозки.
Есть решения
Сегодня властями как России, так и Удмуртии принимаются меры для стабилизации ситуации, связанные с расширением каналов сбыта. Так, к примеру открываются новые паромные линии по направлению Новороссийск — порты Турции.
По словам эксперта, в данный момент у предпринимателей Удмуртии есть три возможности для снижения затрат на логистику.
Во-первых, на федеральном уровне — это субсидии Минпромторга для промышленных предприятий или Минсельхоза для предприятий АПК. В этом году сократился перечень документов для получения субсидии промышленникам. Например, сейчас не требуется заключение Минпромторга, подтверждающее российское происхождение продукции, которое некоторые компании могли ждать до года. Заявку можно подавать, пока есть свободный лимит средств, на одно предприятие он составляет 500 млн руб.
Во-вторых, на региональном уровне в этом году была запущена программа экспортного кэшбэка. Это возмещение затрат на налоги, уплаченные компаниями в предыдущем налоговом периоде. Вернуть можно до 30% уплаченных налогов и до 500 тыс. руб. на одно предприятие малого и среднего бизнеса. Интересно, что сюда можно отнести не только затраты на логистику, но и, например, на склад и другие связанные с логистикой затраты. Уже 13 компаний республики весной получили эти выплаты.
В-третьих, в Центре поддержки экспорта Удмуртии в этом году запустили новую услугу «Софинансирование затрат на логистику». «В отличие от остальных субсидий, в отношении которых действует принцип возмещения уже понесенных затрат, здесь мы сразу по трехстороннему договору софинансируем 80% доставки по России без ограничений по видам транспорта,— отмечает госпожа Антоненко.— Это наиболее удобная форма для субъекта МСП. Для ее получения пока действует простой заявительный порядок, в дальнейшем, если услуга будет востребована, возможно, появится отбор».
В новой реальности
Расширяет географию для экспортеров и «Почта России». «Долгое время были закрыты авиамаршруты в Мексику, Аргентину, Чили, Перу. А у российских товаров на этих рынках есть большой потенциал. Мы регулярно следим за актуальностью зарубежных направлений и обеспечиваем бесперебойную работу для российских производителей. У нас есть необходимые инструменты поддержки , и мы готовы оказать нашим партнёрам всестороннюю экспертную помощь для выхода на международные рынки», — рассказала Ирина Першуткина, заместитель директора макрорегиона Урал АО «Почта России». В части авиасообщения ее поддерживает Галина Суворова. По словам эксперта, несмотря на то, что из авиаперевозок ушли европейские компании, на рынок зашли новые, более интересные: «Например, Эфиопские авиалинии охватывают всю Африку, Южную Америку, Центральную Америку. Есть авиакомпании из Бахрейна, Ирана. Товары по коридору Север — Юг идут по Центральной России вплоть до Индии».
Ключевые компании также делают сегодня ставку на контейнерные поезда. Так, в мае «Почта России» запустила почтовый контейнерный поезд Владивосток-Москва-Владивосток. Главной особенностью поезда являются специально разработанные расписание и технология, предусматривающие возможность отцепки и прицепки фитинговых платформ с контейнерами на станциях крупных городов вдоль Транссибирской магистрали. Плюсы использования таких поездов отмечает и Константин Кудрявцев:«Мы два года назад открыли альтернативный контейнерный терминал и вычеркнули всех посредников, чтобы предложить клиенту «ценник и ценность». Из Ижевска до Владивостока РЖД может ехать 20—25 дней, а контейнерные поезда идут четко по расписанию и без остановок. Есть у нас сухопутные решения и по китайскому направлению, стоимость которых не только не повысилась, но и снизилась. Основной объем идет из Китая до Владивостока через фрахт. Если в том году мы имели ценник $11—12 тыс. за фрахт, то сейчас это 6—8 тыс. Благодаря морским перевозчикам произошло снижение».
Все внимание бумагам
В современных условиях эксперты призывают более серьезно относиться к оформлению и условиям заключаемых контрактов на перевозки. По их словам, именно из-за дополнительные объездов и стыковок возросло количество серых схем. А стоимость грузоперевозок можно также уменьшить, отказавшись от посредников.
По ее словам, если правильно на этапе заключения не предусмотреть необходимый перечень документов, то это приведет к дополнительным расходам и дополнительным проблемам.
Однако Денис Бердников отмечает, что на практике не все так просто: «Экспедиторы не несут ответственности, а экспедиторские расписки никто не составляет. Даже если вы попросите, никто вам ее не даст. Экспедитор понимает, что в этом случае возьмет все риски на себя. Я рекомендую работать напрямую с перевозчиками. Как правило, у крупных организаций всегда застрахована ответственность. Мы пользуемся услугами «АльфаСтрахования». У нас были и ДТП, и аварии, и порча продукции. И в течение месяца клиент получает обратно свои деньги. Экспедитору же при ущербе, например, 10 млн руб. проще закрыть контору и открыть новую в соседнем здании». Эксперт отмечает, что компания берет на себя всю ответственность по хранению, загрузке и бережной транспортировке груза на новых грузовиках DAF в любые, даже самые отдаленные точки России и СНГ. Грузоподъемность автомобилей от 1,5 до 120 тонн. а все машины в парке не старше 2017 года выпуска
Со слов страховщиков, тарифы на страхование ответственности перевозчиков перед грузовладельцем, не повысились. «Как и ранее, страхователь, как в конструкторе, сам включает в страховое покрытие необходимое количество рисков, а программа может покрывать весь процесс перевозки, что называется от «двери до двери», включая перегрузку, перевалку и хранение груза»,— рассказала Зыкова Татьяна, руководитель блока корпоративных продаж ижевского филиала АО «АльфаСтрахование». Предприниматели Удмуртии, которые работают на экспорт, увеличили доставку продукции в Южную Корею, США, Китай.
«Страхование выступает гарантом финансовой устойчивости компании-перевозчика, — отмечает Татьяна Коробейникова, директор ижевского филиала АО «АльфаСтрахование».— Например, ушла фура с шампанским в кювет. Шампанское собрали, посчитали. Но не забываем, что нужно фуру из кювета вытащить, эвакуировать, поврежденный груз привезти обратно на завод изготовителя, завод должен пригласить сотрудников, возможно в неурочное время, чтобы они все пересчитали и оценили ущерб. А все эти расходы несет перевозчик, потому что он отвечает за сохранность груза. На практике мы столкнулись с тем, что за повреждение груза мы можем заплатить 100 тыс. руб., а за расходы — 0,5 млн руб».
Для логистов
В начале года транспортная отрасль России столкнулась с серьезными трудностями. На логистику стали активно влиять события на международной арене, колебания курса валют, рост цен на комплектующие и техническое обслуживание транспортных средств. Как отметил заместитель директора филиала ООО «Балтийский лизинг» в Ижевске Вячеслав Глазырин, сегодня рынок предлагает предпринимателям широкий спектр эффективных инструментов, в числе которых лизинг. Пользуясь этим механизмом финансирования, компании могут поддержать свою конкурентоспособность и обеспечить рентабельность. Также сейчас для предпринимателей запускают различные госпрограммы субсидирования, которые пользуются популярностью у бизнеса. Так, 14 июля Минпромторг РФ возобновил программу по субсидированию приобретения колесной техники российского производства в лизинг. Субсидия компенсирует часть затрат клиентов на авансовые платежи.
«»Балтийский лизинг» принимает заявки на финансирование на условиях возобновленной программы субсидирования. Клиент получает скидку 10% от стоимости автомобиля по сделке. Субсидирование распространяется на все легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили российского производства марок УАЗ, Lada, ГАЗ, КамАЗ, «Урал»», — рассказал господин Глазырин.
Он также добавил, что предприятия Удмуртии чаще всего обращаются за финансированием легковых машин, самосвалов, тягачей, рефрижераторов, контейнеров. Эти и другие предметы лизинга предприниматели могут приобрести, пользуясь такими перспективными и актуальными программами, как лизинг имущества, бывшего в эксплуатации, также компании могут получить дополнительные средства на развитие бизнеса по технологии возвратного лизинга.
Для представителей транспортных организаций, планирующих обновить или пополнить парки, наиболее актуальна будет операционная аренда, в рамках которой клиент получает не только авто, но и дополнительные услуги, избавляющие его от забот, связанных с техническим обеспечением эксплуатации машины, их на себя берет лизингодатель.
Таким образом, дороже всего логистике обходится простой, а также расходы, связанные с урегулированием рисков. Сейчас компании продолжают искать новые рынки поставщиков с более выгодными условиями. Участники круглого стола сходятся во мнении, что именно кризисные ситуации — лучшее время для того, чтобы заключить много новых выгодных контрактов для себя и для компании.
Спикеры
-
-
Участники
Модератор
заместитель директора АНО «Корпорация развития Удмуртии», руководитель Центра поддержки экспорта республики
руководитель удмуртского регионального отделения организации «Женщины бизнеса», эксперт по внешнеэкономической деятельности
член правления машиностроительного кластера Республики Татарстан, член правления ассоциации «Деловая Удмуртия»
директор ижевского филиала АО «АльфаСтрахование»
заместитель директора, руководитель блока корпоративных продаж ижевского филиала АО "АльфаСтрахование"
директор, управляющий партнер компании "Квиктранс"
заместитель директора филиала компании «Балтийский лизинг» в Ижевске
руководитель отдела развития ООО «Квиктранс»
директор ООО "ИжАэроСервис"
коммерческий директор транспортной компании “Автолайф”
заместитель директора макрорегиона Урал АО «Почта России»