Layer 1

Электрокары ломают стереотипы: как меняется спрос и инфраструктура в Удмуртии

09 ноября 2023 Четверг
Бизнес
Место проведения: Ижевск, ул. Авангардная 4б
Время: 13:00
превью
2:10:29

«Электрокар поедет при минус 50 градусах»

Автомобилистам Удмуртии рекомендуют модели на заряде зимой

Нередко жители Удмуртии не воспринимают электромобили как автомобиль постоянного использования. Они не верят в удобную эксплуатацию зимой, сравнивают доступность и удобство сети зарядок с бензиновыми АЗС. Однако в Удмуртии с каждым годом растет как количество станций для зарядки электромобилей, так и количество такого транспорта, причем владельцы подобных машин говорят, что успешно эксплуатируют их и в зимние морозы. Остаются проблемные вопросы, и для их решения «вирус электромобильности» должны распространять сами водители. Об этом говорили на круглом столе «Электрокары ломают стереотипы: как меняется спрос и инфраструктура в Удмуртии», организованном изданием «Коммерсантъ-Удмуртия».

Авто на заряде стали более доступны

За 10 месяцев 2023 года в России было продано больше десяти тысяч электромобилей. Это в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Авито Авто, в Удмуртии в третьем квартале было приобретено почти на 50% больше таких автомобилей, чем во втором квартале, и более чем на 200% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Руководитель компании ElectroCarSale Михаил Денисов отметил, что в этом году в Удмуртии поставлено на учет 120 автомобилей, заряжающихся на токе, и 50 последовательных гибридов. Итого у нас в регионе примерно 347 электромобилей. За год их стало больше на 50%. Отечественных пока в общей массе мало. Автомобилей “Москвич” и Evolute за этот год продано пять.

«Большинство покупателей выбирают авто китайского автопрома, так как они более технологичные и интеллектуальные. Основные игроки в премиум-сегменте — BMW, Audi, Mercedes, VOYAH и китайские ZEEKR, Lixiang. Мы надеемся, что в ближайшем будущем на федеральном уровне не будут повышать стоимость утилизационного сбора, который повлияет на цену автомобилей, и количество электрокаров будет продолжать расти»,— сообщил господин Денисов.

Такие модели стали более доступны из-за санкций, благодаря которым с рынка ушли некоторые зарубежные производители бензиновых автомобилей, отмечает руководитель сообщества электромобилистов Удмуртии Андрей Боровиков. «Также рост количества электрокаров связан с высокой активностью китайского автопрома, который завоевывает рынок технологичными моделями. Например, в Поднебесной выпускают альтернативы люксовым Tesla по более доступным ценам. Некоторые аналитики считают, что к 2026 году более 50% электромобилей в мире будут поставляться китайскими производителями»,— добавил господин Боровиков.

Эксплуатационная статистика по автомобилям из Поднебесной пока собирается. «Но в Китае в такcопарках используют, например, BYD. При миллионных пробегах он остается хорош в эксплуатации. С точки зрения батареи и электроники не должно возникать никаких проблем. А как поведет себя кузов в российских температурных реалиях — это будем наблюдать»,— сообщил господин Денисов.

Андрей Боровиков добавил, что если сравнить бензиновый авто и электрический по одинаковой стартовой цене, то в итоге в процессе эксплуатации водители убеждаются, что модели на энергии дешевле.

Кроме того, электрокары более просты в эксплуатации и надежны. «Не все понимают, что двигатель внутреннего сгорания проработал 200 тыс. км и ему нужен капремонт, а деградация батареи наступает через 15 лет. Поэтому в китайских автомобилях самый дорогой элемент — батарея, а на электрических BMW, Mercedes стоят аккумуляторы, произведенные в Поднебесной»,— рассказал представитель сообщества «Электродвижение Удмуртии» Андрей Орлов.

«Например, если Nissan leaf может не завестись, как и бензиновый автомобиль, если он находился в течение ночи или суток при температуре воздуха -35. А BYD или другая современная модель, если будут подключены к электропитанию, включатся и поедут даже при 50 градусах мороза. Поэтому путешествовать на них можно и зимой»,— сообщил Андрей Орлов.

Привилегии для водителей

Начальник аналитического управления министерства промышленности и торговли Удмуртии Ирина Бойкова подчеркнула, что власти страны и региона крайне заинтересованы в развитии электромобильной сферы. «Поэтому для водителей разработаны федеральные меры поддержки, в том числе направленные на компенсацию расходов на приобретение транспорта отечественного производства. Это происходит через субсидирование затрат кредитных и лизинговых организаций. Они, в свою очередь, предоставляют скидку на оплату первых взносов и авансового платежа соответственно. Также в рамках федеральной поддержки водителям электрокаров предоставляется бесплатный проезд по платным участкам федеральных дорог»,— отметила госпожа Бойкова.

В республике отменен транспортный налог для владельцев автомобилей на электрической тяге. Также они могут в Ижевске бесплатно пользоваться платными парковками. «Кроме того, ижевский автомобильный завод проводит технологическую подготовку серийного производства электромобиля «Ларгус», что позволит гражданам приобретать транспортные средства отечественного производства. Первая опытная партия должна выйти с конвейера в конце 2023 года»,— добавила госпожа Бойкова.

Какую зарядку выбрать?

В настоящее время зарядная инфраструктура в Удмуртии состоит из 32 объектов, из них одна ультрабыстрая, рассказал Андрей Боровиков. В Ижевске сейчас 21 зарядка, в Глазове их шесть штук, в Игре две, по одной в Дебесах, Алнашах и перед заездом в Воткинск.

Существуют три типа электрических зарядных станций (ЭЗС): медленные, быстрые и ультрабыстрые. Они отличаются по мощности. «Медленные домашние устройства, включаемые в бытовые розетки, заряжают, например, Nissan Leaf примерно за 6 часов. Аналогичные, но специализированные станции имеют мощность от 7 до 22 кВт переменного тока. Они заправляют авто около 5 часов. Быстрые модели работают на постоянном токе от 50 кВт до 100 кВт, и сессия на них составляет 15-40 минут. Ультрабыстрые также применяются на постоянном токе и имеют мощность от 100 кВт. Время заряда на них, как на бензиновых АЗС, порядка 15 минут»,— провел обзор господин Боровиков.

Филиал «Удмуртэнерго» ПАО «Россети Центр и Приволжье» в экспериментальном порядке установил в республике три зарядные станции, рассказал начальник управления технологического развития и цифровизации Денис Наумов. «Все они имеют мощность 22 кВт и относятся к «медленным». Две установлены в Ижевске: на парковках зоопарка и дома правительства, а одна недавно открылась на территории «Нечкино». Наши специалисты изучают спрос, загруженность и интенсивность использования их автомобилистами. На основании анализа данных будут выстроены дальнейшие планы. В перспективе филиал рассматривает установку дополнительных зарядных станций на парковочных местах жилых домов и торговых центров по мере готовности собственников объектов недвижимости к совместному сотрудничеству в рамках оказания дополнительных услуг»,— сообщил господин Наумов.

«Сейчас компания «РусГидро» реализует в стране масштабный проект «Шелковый путь», в рамках которого будет построена зарядная сеть от Москвы до Владивостока. Она пройдет через 23 региона, среди которых и Удмуртия. Расстояние между ЭЗС будет не более 150 км. В рамках этой программы в республике уже установлено 5 общественных зарядок и еще одна должна быть запущена до конца года», — рассказал Андрей Боровиков.

Оператор сети зарядных станций — компания ZeroEmission — ранее активно устанавливала в Удмуртии медленные ЭЗС, а сейчас запускает строительство сети быстрых зарядок. До конца 2023 года мы планируем ввести пять ЭЗС, рассказал основатель компании Максим Шефер.

Со слов Ирины Бойковой из Минпромторга УР, в рамках мер поддержки в 2024 году возможно субсидирование части затрат инвесторов на создание 40 «быстрых» зарядок. На это предусмотрено бюджетное финансирование в размере 110,4 млн руб, в том числе из федерального бюджета 89,4 млн руб.

Предпочтение отечественным производителям

Коммерческий директор ООО «Энергоинновации» Марат Нургалиев рассказал, что в России несколько производителей быстрых и медленных зарядных станций. «Наше производство находится на территории Татарстана в индустриальном парке “Зеленодольск”. Важно, что наша компания имеет штат IT-специалистов, и программное обеспечение для зарядок мы разработали сами. Это дает преимущества — мы не зависим от сторонних разработчиков. Наше предприятие полного цикла работы, начиная с производства ЭЗС, заканчивая сервисом и консультированием водителей в режиме 24/7. На сегодняшний день 80% компонентов в зарядках нашего предприятия – российские. И мы стремимся к показателю 100%, чтобы также быть независимыми от зарубежья в плане комплектующих»,— подчеркнул господин Нургалиев. Также он добавил, что большинство установленных зарядных станций в стране произведены компанией «Энергоинновации».

«Мы выпускаем медленные ЭЗС как для коммерческого, так и для индивидуального использования. Типовые быстрые зарядки в нашем арсенале — мощностью от 50 до 200 кВт. В том числе среди них станция 150 кВт, которая полностью соответствует федеральной программе субсидирования. Наша компания активно участвует в ней с прошлого года. И если в 2022 году нами смонтировано более 100 зарядок в 10 регионах, то в этом году их уже будет 250 в 20 субъектах. Кроме того, мы развиваем производство ультрабыстрых станций для электробусов мощностью 300 кВт. Они уже успешно заряжают в некоторых регионах автобусы “КАМАЗа” и “ЛИАЗа”», — рассказал Марат Нургалиев.

Сооснователь компании it.CHARGE — разработчика интерактивной платформы по управлению зарядной инфраструктурой — Дмитрий Матвиевский подчеркнул, что стоит отдавать предпочтение отечественным производителям оборудования для ЭЗС, причем тем, которые территориально ближе к региону установки. «В Удмуртии происходит усиление количественных и качественных показателей электрозарядной инфраструктуры. Наша компания технически обслуживает практически все ЭЗС региона. И мы отмечаем активный рост базы пользователей, появляются новые зарядки, и они работают без простоя. Также зафиксирован проезжающий трафик. Удмуртия — туристическая точка притяжения электромобилистов»,— подчеркнул Дмитрий Матвиевский.

Он также добавил, что зарядные станции и автомобили на энерготяге — это программные продукты, взаимодействие которых необходимо налаживать. «Некоторые авто технически уникальны, поэтому процесс их зарядки настраивается индивидуально. В Удмуртии практически все сессии на ЭЗС проходят успешно. Это благодаря активной помощи водителей нам, операторам и производителям, в процессе программной адаптации. При установке новых станций всегда важна обратная связь от пользователей. Так как наша компания работает во многих других регионах, мы знаем, что такая успешная картина наблюдается не везде. Именно из-за отсутствия там сформированного электромобильного сообщества»,— отметил Дмитрий Матвиевский.

Он также подчеркнул, что многие владельцы автомобилей предпочитают пользоваться комфортными ЭЗС на переменном токе в целях максимальной сохранности батареи.

Как сделать зарядку дома

Дмитрий Демин, представитель сообщества «Электродвижение Удмуртии», установил медленную станцию для своего авто на парковке своего многоквартирного дома и рассказал о своем опыте. «Монтаж зарядки необходимо согласовать с управляющей компанией. Она примет заявление на установку только на паркинге, который отвечает требованиям безопасности. Розетку для электрокара точно невозможно поставить в старых домах, в которых не предусмотрены дополнительные мощности. А в современных многоэтажках могут разрешить и подключение до 50 кВт. Обязательно нужно убедиться в заземлении. Без него большинство электромобилей не смогут заряжаться. Согласие собрания жильцов, председателя ТСЖ необходимы, если вы планируете монтировать станцию в месте общественного пользования: на паркинге или во дворе. Документально проще всего ее установить, например, в собственном гараже, где есть необходимая мощность», — сообщил господин Демин.

На электрокаре от Минска до Владивостока

Благодаря развитию зарядной инфраструктуры сейчас можно осваивать разные маршруты по России. Основатель сообщества электромобилистов Пермского края EV Perm Александр Шаврин путешествует на автомобиле с аккумуляторной батареей по стране и зарубежью уже много лет и отмечает, что сейчас это можно делать максимально комфортно. «Например, на трассе Пермь—Екатеринбург работает порядка шести зарядных станций примерно через 100 км. И теперь они монтируются через каждые 50-60 км. По маршруту Санкт-Петербург—Москва—Сочи тоже без проблем можно передвигаться на электрокаре. Можно также поехать в сторону Ханты-Мансийска, там тоже уже есть зарядные станции. А после строительства “Шелкового пути” можно будет уже в январе 2024 года отправиться в путешествие из Минска во Владивосток. Я планирую провести автопробег по этому маршруту», — отметил Александр Шаврин.

Гибриды стоит признать электромобилями

Участники круглого стола высказали предложения, которые помогут развитию электротранспорта в Удмуртии.

Например, можно облегчить процесс оформления льгот на пользование городскими платными парковками. «Сдавать необходимые данные предлагаем не на бумажных носителях, а на электронных. Можно также организовать более простую схему предоставления этой льготы в рамках межведомственного взаимодействия. Все электромобили зарегистрированы, и реестр ГИБДД можно предоставить центру цифровых компетенций. Так, все водители моделей на заряде автоматически смогут получить эту форму поддержки региональных властей», — сообщил господин Демин.

Последовательные гибриды чаще всего используются в качестве авто на электротяге, так как это более экономичная эксплуатация. В связи с этим со стороны сообщества электромобилистов будет сформировано предложение в адрес региональных властей о признании моделей с гибридными силовыми установками электрокарами, подчеркнул Андрей Боровиков.

Водители недооценивают свою роль в развитии инфраструктуры. Участие каждого электромобилиста важно. Андрей Орлов подчеркнул, что автовладельцам стоит проявлять активность — организовывать медленные зарядки на придомовых территориях.

Инвесторам эксперты предлагают рассмотреть вариант установки ЭЗС мощностью до 5 кВт на трансформаторных подстанциях вблизи жилых домов. Властям Удмуртии стоит рассмотреть пополнение парка электробусами, которые однозначно экологичнее и экономичнее, добавил господин Демин.

Показатели работы зарядной инфраструктуры, рост количества электромобилей подтверждают, что мнение потребителя об авто на энергии меняется в положительную сторону. Господин Матвиевский заключил: «От электромобилизации мы никуда не денемся, так как есть опубликованные планы по развитию инфраструктуры, а также идет большая поддержка отрасли на федеральном уровне».

Гульнара Вазихова

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

 

 

 

 

 

Нередко автовладельцы не воспринимают электрокары как автомобиль постоянного использования. Некоторые сравнивают развитие сети зарядок с доступностью АЗС для бензиновых авто и не верят в удобную эксплуатацию зимой. При этом рынок электромобилей в России, в частности, в Удмуртии стремительно развивается и в этом году, порой, ставит рекорды по продажам. Например, в Удмуртии в третьем квартале 2023 года было приобретено подержанных электрокаров на 211% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Активно растет и количество зарядных станций в Удмуртии.

Уже несколько лет можно воспользоваться государственными программами льготного автокредитования и лизинга. При этом правительство России рассматривает увеличение размера скидки при покупке электромобиля по госпрограмме до 35% с 1 января 2024 года. В этом году произошли изменения в правилах предоставления субсидий для строительства электрозарядной инфраструктуры. Теперь их могут получить сетевые организации или производители зарядных станций и комплектующих к ним. Эти и другие меры способствуют развитию сферы частного электротранспорта.

О том, как ломаются стереотипы об электрокарах при их использовании, как развивается электромобильный рынок и инфраструктура для него в Удмуртии, какие модели доступны в Ижевске, поговорим с экспертами за круглым столом, организованным «Коммерсантъ-Удмуртия» и сообществом электромобилистов «Электродвижение Удмуртии».

Вопросы к обсуждению:

  • Какие есть госпрограммы поддержки электромобильной отрасли при покупке автомобиля, при развитии бизнеса в данной отрасли?
  • Как развивается зарядная инфраструктура в Удмуртии? Какие планы по ее развитию на 2024 год? Какие изменения произошли в правилах предоставления субсидий для строительства электрозарядной инфраструктуры?
  • Какие есть привилегии для водителей электротранспорта в России и Удмуртии? Планируется ли принятие новых?
  • Изменилось ли мнение населения о преимуществах электромобилей? Что делается в Удмуртии для популяризации электротранспорта? 
  • В России продажи электрокаров бьют рекорды. Какая ситуация в Удмуртии?  Как меняются цены на электрокары? Какие бренды электрокаров есть в продаже в Удмуртии?  Какие модели пользуются спросом? Какой опыт эксплуатации разных марок, в частности, как они ведут себя в зимний сезон?  Также на дорогах все больше электромобилей китайского производства. Они красивы, технологичны. Надежны ли они? Каковы они в эксплуатации? 
  • Какая в настоящий момент загрузка зарядных станций? Как она изменилась за последний год? Какое количество и каких  зарядных станций необходимо на сегодняшний день? Где их стоит устанавливать? Есть ли дорожная карта по установке зарядных станций (какие, сколько, где будут установлены)?
  • В какие города без проблем можно добраться на электромобиле из Ижевска: на каких трассах уже есть зарядные станции, какие маршруты можно выстроить по России и за ее пределами?
  • Какие есть правовые аспекты по установке медленных зарядок на парковках и придомовых территориях? Существует ли правовой алгоритм  —  как поставить зарядку в многоквартирном доме? В каких жилых домах уже есть зарядные станции?
  • В Удмуртии появляются новые зарядные станции. Какой есть опыт установки и эксплуатации?

 

Спикеры:

  • Ирина Бойкова, начальник аналитического управления министерства промышленности и торговли Удмуртии
  • Андрей Боровиков, руководитель сообщества электромобилистов «Электродвижение Удмуртии»
  • Михаил Денисов, руководитель компании ElectroCarSale
  • Александр Шаврин, основатель сообщества электромобилистов Пермского края EV Perm
  • Дмитрий Матвиевский, сооснователь компании it.CHARGE, г. Москва
  • Максим Украинский, представитель сети зарядных станций «Гринэль»
  • Максим Шефер, основатель ZeroEmission 
  • Марат Нургалиев, коммерческий директор ООО «Энергоинновации», Казань 
  • Андрей Орлов, представитель сообщества «Электродвижение Удмуртии»
  • Дмитрий Демин, представитель сообщества «Электродвижение Удмуртии»

Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.

Поделиться:

По поводу участия обращайтесь: