ПМЭФ-2024. Разговоры о бизнесе. Виталий Свидовский, совладелец компании «Теремок - Русские блины»
«Мы хотим остаться консервативным рестораном домашней кухни, несущим такую ценность, как забота о человеке, но при этом быть высокотехнологичной компанией»
Генеральный директор и совладелец сети «Теремок — Русские блины» Виталий Свидовский рассказал в беседе с руководителем направления спецпроектов АО «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге Марией Кузнецовой о важности человеческого капитала, устойчивом развитии и цифровизации сети ресторанов домашней кухни. Интервью состоялось на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024).
— Ключевая тема ПМЭФ в текущем году — формирование новых центров роста бизнеса. При этом за каждым успешным бизнесом стоят прежде всего люди. Мы используем термин «человеческий капитал». Оцените его значение для вашей компании.
— Да, действительно приятно, что на экономическом форуме заговорили о людях, а не только про развитие бизнеса и инвестиции. За 25 лет существования сети «Теремок» у нас образовалась команда людей, которые не просто ходят на работу за зарплату, а делают это с удовольствием. Для нас важно создание креативной свободной атмосферы в коллективе, чтобы человек мог творить. Но со свободой появляется и ответственность. Вот этот баланс между свободой и ответственностью мы сейчас нащупываем. Например, у нас организован офис в формате open space, где люди могут свободно общаться, но все равно есть определенные ограничения в виде поставленных дедлайнов и рабочих обязанностей.
Работаем и над сплоченностью команды. У нас есть проект «Блин добрых дел», масштаб которого с каждым годом набирает обороты. В этом году мы решили проводить субботники не только в нашем парке, но и еще в двух скверах. В рамках проекта в течение четырех лет мы сажали деревья и кустарники, чистили территорию от листвы. В этом году привлекли и жителей домов, расположенных недалеко от парка, собрали рекордные 150 мешков листвы. Кроме того, в рамках проекта планируем сделать подарок городу. В одном из парков, где сейчас проходит реконструкция, мы установим фирменную беседку, скамейки и вазоны с цветами. Цифры важны, бизнес важен, но и про людей нельзя забывать!
— Вы затронули интересную тему, касающуюся желания людей работать в офисах. Согласно исследованиям, две трети работающих из дома сотрудников говорят, что офис для них важен как пространство, в котором живет корпоративная культура и есть возможность общения с коллегами тет-а-тет. Каким должен быть офис, в который хочется возвращаться?
— Когда случилась пандемия, нам пришлось работать дистанционно. Было жаль, так как мы привыкли друг к другу, да и именно в творческой коллективной среде рождаются идеи, приходит вдохновение. Видеоконференции этого не заменят. Раньше люди объединялись ради противостояния дикой природе и пропитания, а сейчас мы объединяемся для того, чтобы решать более глобальные задачи. Один в поле не воин.
Но стратегия «Издал приказ — и все вернулись в офис» не работает, нужно учитывать нюансы. Мы анализировали, почему люди не хотят работать в офисе. Во-первых, далеко. Во-вторых, офису не хватает креативной атмосферы. Для решения первого запроса нами был сформирован документ по регламентированию удаленного режима работы. Тем сотрудникам, которым далеко ехать из дома в офис, будет позволено три дня работать дистанционно или в коворкинге рядом с домом. Наш главный посыл, чтобы человек мог раскрыть свой талант.
Для решения второго запроса мы начали вкладываться в создание офисного пространства творческих людей с продуманным дизайном и инфраструктурой для отдыха. В пространстве можно посидеть на диванчике, попить чай, отвлечься на игру. То есть мы пошли не директивным путем, а именно путем внутренней здоровой конкуренции между домом и работой. Внедряем неочевидные, но важные элементы. Например, намеренное отсутствие лифта, расположение столовой в 300–400 метрах от офиса, чтобы человек мог пройтись, отвлечься. Организуем спортивную площадку рядом с производством и многое другое.
— Корпоративная культура очень влияет на офисное пространство. Офисы, рабочие места тоже преображаются: из классических они становятся инновационными, технологичными. Что важнее: сохранить традиции или соответствовать духу времени? Или это совместимо?
— На самом деле я человек консервативный и очень аккуратно отбираю предлагаемые новаторские идеи и технологии. Действительно, время идет вперед. Мы хотим остаться консервативным рестораном домашней кухни, несущим такую ценность, как забота о человеке и его положительных эмоциях, но при этом быть высокотехнологичной компанией.
Безусловно, в этой стратегии нельзя обойти тему автоматизации рутинного труда сотрудников. Мы выпекаем десятки тысяч блинов ежедневно, и эта монотонная операция будет упрощена. В рамках собственного проекта «умный ресторан» внедрим технологию «Рука блинопека». Блин будет выпекать робот, а начинку формировать повар. Также будем встраивать высокотехнологичное оборудование. Например, индукционную блинную плиту, благодаря которой приготовление блина станет на 10 секунд быстрее.
Кроме того, мы планируем использовать технологии искусственного интеллекта, который будет отслеживать процесс приготовления блина через камеры в реальном времени, а в случае какой-либо ошибки давать сигнал. В целом проект «умный ресторан» подразумевает создание автоматизированной, технологичной среды. Будут поставлены датчики, регулирующие в помещении микроклимат, освещение, а также работающие на сбережение энерго- и водопотребления.
— Каковы инвестиции компании в цифровизацию и автоматизацию сети?
— Компания демонстрирует абсолютный рекорд по товарообороту в этом году. Мы перешагнем планку в 10 млрд рублей, а по выплате налоговых отчислений — в 2 млрд рублей. Доля инвестиций компании в цифровизацию и автоматизацию с каждым годом растет. Ежемесячно мы тратим около 10 млн рублей на модернизацию и технологическое развитие компании с точки зрения сервиса.
Средства направляем на разработки. Например, на обновление мобильного приложения, технологические решения на базе искусственного интеллекта. Так, с помощью ИИ будем прогнозировать будущие заказы, для того, чтобы снять нагрузку с человека. Планируем рассчитывать количество динамических продаж.
— На ваш взгляд, в ближайшей перспективе на чем будет стоять бизнес в части устойчивого развития?
— Есть ощущение, что экономика растет. Но при этом принято решение об изменении налоговой нагрузки на бизнес. Мы с тревогой относимся к происходящему, и есть негативные прогнозы. Сегодня главное, чтобы государство проводило мудрую политику, и в этом смысле, честно могу сказать, я доверяю государству, потому что со времен пандемии не было сделано ни одной фатальной ошибки. Если политика сбалансированности будет продолжаться, то есть налоги увеличат, но создадут преференции для компаний, которые вкладывают деньги в модернизацию своих производств, то я считаю, что мы точно сохраним темпы прироста. Сейчас действительно растут продажи, спрос, заработные платы, но важно этот баланс удержать.
В целом мы с оптимизмом смотрим в будущее. И в части дополнительного подспорья — развитие внутреннего туризма. Петербург всегда был туристической Меккой. Сегодня бьются рекорды допандемийного 2019 года по туристическому потоку. Потенциал есть, прогноз как минимум на три года у нас точно положительный.