Онлайн-дискуссия «Пандемия изменений»
Пандемия изменений
Представители бизнеса обсудили итоги своей работы в этом году
Почти год российский и мировой бизнес прожил в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Это было крайне сложное для коммерческих организаций время и пока сложно делать прогнозы, когда оно завершится. Части организаций пришлось закрыться, но большая часть предприятий смогли выжить в новых условиях, а кто-то даже и сохранить объемы прибыли.
Разумеется, для этого бизнесу пришлось измениться: срочно понять и принять новые требования клиентов, а также условия, в которых теперь придется существовать и работать. Компаниям пришлось осознать, в какую сторону движется мировая экономика в целом.
Уже второй раз в этом году «Коммерсантъ — Средняя Волга» проводит онлайн-круглый стол, на котором встречаются представители правительства Саратовской области, банковской сферы, ITиндустрии и реального сектора экономики, чтобы обсудить текущую ситуацию в бизнесе.
Участвовавшая в мероприятии начальник управления развития предпринимательства министерства экономического развития Саратовской области Ирина Кириллова рассказала о предварительных итогах реализации мер господдержки для малого и среднего бизнеса и насколько эффективными они оказались.
Сейчас, по данным регионального минэкономики, в Саратовской области действуют 72,2 тыс. субъектов бизнеса, в малом и среднем бизнесе занято 295 тыс. человек.
По словам Ирины Кирилловой, в период максимальных ограничений субъектам бизнеса, действующим в пострадавших отраслях экономики, были оказаны антикризисные федеральные и региональные меры поддержки.
«На уровне региона были предусмотрены дополнительные меры поддержки для предприятий сферы полиграфии, рекламы, аренды, для ряда видов образования и культуры, а также перевозчиков пассажиров автобусами. Отсрочкой по уплате налогов и сборов воспользовались более 22 тыс. субъектов бизнеса. Субсидию на выплату заработной платы получили 100% субъектов, имеющих на нее право (23 тыс. предприятий МСП). Субсидию на проведение санитарных и профилактических мероприятий была предоставлена более 7,5 тыс. субъектов бизнеса (тоже 100% имевших на это право)»,— отметила Ирина Кириллова. Беспроцентными кредитами на зарплату, по данным минэкономразвития области, воспользовались более 370 заемщиков на сумму более 850 млн руб. Кредит под 2% получили 2,3 тыс. предприятий на 4,2 млрд руб.
Региональные пакеты мер, которые принимались областным правительством (всего четыре пакета), стоили бюджету области примерно 1,3 млрд руб., отметила представитель областного правительства.
Четыре региональных пакета мер поддержки бизнеса, которые принимались саратовским областным правительством, стоили бюджету области примерно 1,3 млрд руб.
Быть устойчивыми к потрясениям
Заместитель управляющего Саратовским отделением Сбербанка Алексей Рощин обратил внимание участников круглого стола на то, что, по данным аналитиков СберИндекса, хоть динамика экономики и продолжает снижаться по всем основным направлениям, но в отличие от апреля-мая этого года, текущее замедление не носит характера обвального и не является внезапной остановкой всей экономики. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Саратовское отделение Сбербанка за 11 месяцев 2020 года выдало малому и среднему бизнесу свыше 5 тысяч кредитов на 32 млрд рублей. Это на полмиллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой прирост, в том числе, конечно, связан с активным участием банка в программах господдержки бизнеса. Наибольшим спросом у предпринимателей региона пользовалось кредитование на поддержание деятельности по ставке 2%. Так, в Саратовском отделении Сбербанка бизнесу было выдано свыше 2 тысяч таких кредитов на общую сумму 2,9 млрд рублей. Также среди саратовских компаний популярностью пользовалась другая госпрограмма — кредит на выплату заработной платы под 0%, в рамках которой Сбербанк в регионе выдал 295 кредитов на сумму 435 млн рублей.
Говоря про 2020 год, Алексей Рощин отметил, что предприниматели не только «увели» свои продукты в онлайн, растет и количество сделок, которые проводятся в удаленном режиме.
«Сбербанк уделяет особое внимание развитию дистанционных сервисов, максимально простым и экономичным решениям для организации бизнес-процессов,— сказал Рощин.— К примеру, услуга „Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счёта“, которая реализуется Сбером и нашей дочерней компанией „Деловая среда“, клиенты банка (ИП или ООО с единственным учредителем) могут бесплатно зарегистрировать свой бизнес в офисах банка за один визит». Этот сервис был запущен в мае 2018 года, а в этом году появилось удобное онлайн-решение для застройщиков. Речь идет о сервисе «Личный кабинет застройщика» в СберБизнес. С его помощью можно дистанционно подать кредитную заявку на проектное финансирование жилья, отследить этапы её прохождения и направить все необходимые для получения кредита документы. Функции «Личного кабинета застройщика» позволяют создать бесшовный сервис не только для оформления заявки на проектное финансирование, но и для поиска партнера (соинвестора, fee-девелопера) в рамках реализации проекта, на финансирование которого планируется получить кредит. Подать заявку могут как клиенты банка, так и юридические лица, которые только планируют начать сотрудничество со Сбербанком.
«Сбербанк предлагает клиентам большой спектр услуг и помогает в ведении бизнеса с момента его регистрации и на всех этапах деятельности предприятия. Наш принцип — выстраивание долгосрочных партнерских отношений. А для того, чтобы бизнес наших клиентов развивался успешно и динамично, мы активно внедряем в работу удаленные сервисы. Это малая доля из многочисленных сервисов экосистемы Сбера, которые могут оказать поддержку предпринимателям в текущих непростых условиях»,— заметил заместитель управляющего Саратовским отделением Сбербанка.
Алексей Рощин отметил, что решения Сбера эффективны на всех этапах жизненного цикла предприятия: оценить бизнес-идею, зарегистрировать бизнес, проверить контрагентов, найти сотрудников, привлечь клиентов, запустить онлайн-продажи, получить доступ к бизнес-аналитике, осуществлять расчеты 24/7, привлечь финансирование и так далее — подобных задач десятки, и в каждой Сберу есть что предложить.
Саратовское отделение Сбербанка за 11 месяцев 2020 года выдало малому и среднему бизнесу свыше 5 тысяч кредитов на 32 млрд рублей.
Рост в общем падении
Директор саратовского филиала ООО «Балтийский лизинг» Андрей Васютин обратил внимание на то, что, несмотря на кризисные явления, компании удалось показать положительную динамику на фоне спада экономики. «Цифры в экономике говорят о гораздо большем, нежели эмоции и субъективные мнения. Так, по итогам девяти месяцев этого года объем нового бизнеса (стоимость имущества без НДС) компании вырос на 15,7% по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года, достигнув 45,6 млрд руб. „Балтийский лизинг“ заключил более 15 тыс. сделок, и это на 8,3% больше, чем за январь-сентябрь 2019 года. В числе драйверов рынка лизинга Саратова этого года оказалась дорожно-строительная отрасль, представители которой активно обновляли свой парк техники»,— отметил Андрей Васютин.
По его мнению, такой результат, в том числе, стал возможен благодаря программам субсидирования Минпромторга России, в соответствии с условиями которых клиенты, приобретающие грузовой транспорт российского производства, могли получить скидку в размере до 12,5% от стоимости автомобиля и до 15% на специальные машины при оплате первоначального взноса по заключенному договору лизинга.
«Пожалуй, эта услуга была самой востребованной в это непростое время. К сожалению, средства, выделенные в рамках госпрограммы на этот год, были выбраны достаточно быстро. Но программа субсидирования государства стала серьезным подспорьем как для производителей российской техники, так и для покупателей»,— отметил Андрей Васютин.
По оценкам директора регионального подразделения «Балтийского лизинга», одним из драйверов развития экономики Саратовской области в ближайшее время останется дорожно-строительный сегмент, который поддерживают государственные субсидии, а также сельскохозяйственная отрасль.
Сейчас «Балтийский лизинг» продолжает активное развитие своих цифровых сервисов, которые позволяют заключать лизинговые сделки без личного присутствия клиента.
«С начала этого года у нас кратно увеличился объем подписанных договоров в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично, что сейчас особенно актуально. И на сегодня уже 64% клиентов компании перешли на ЭДО»,— пояснил Андрей Васютин.
Обеспечить безопасность
Директор Саратовского регионального отделения ПАО «МегаФон» Андрей Башкевич отметил, что при высокой нагрузке на онлайн-сервисы оказалась крайне востребованной услуга цифровой безопасности. Для массового рынка оператор связи предложил сервис «Знаю, кто звонит», который позволяет оградить себя от звонков мошенников и сообщить о номерах, с которых поступает спам.
Для защиты данных бизнеса, который перевел сотрудников на удаленный режим, «МегаФон» в апреле запустил продажу решений для организации удаленных рабочих мест VDI и RDS. «Их облачная инфраструктура гарантирует безопасность и сохранность данных. Также „МегаФон“ предлагает различные облачные услуги в рамках платформы „МегаФон Облако“, например, хранение данных в соответствии с требованиями защищенности максимального уровня, размещение государственных информационных систем с требованиями первого класса защищенности»,— отметил Андрей Башкевич.
Появились и программы для защиты корпоративных данных, риск утечки которых возник в связи с уходом части сотрудников на «удаленку». В половине случаев утечки платежной коммерческой информации преступники — это инсайдеры работающие внутри компании.
«МегаФон создал программный продукт для предотвращения утечек конфиденциальной информации. „МегаФон DLP“ (Data Loss Prevention — предотвращение утечки данных) позволяет построить маршрут движения информации от первой коммуникации до передачи за пределы организации. Учитываются как пользователи, имеющие доступ к конфиденциальным документам, так и каналы передачи информации. По необходимости можно ограничить сотрудникам доступ к критически важной информации. Интеллектуальная система поиска выявляет факты взаимодействия с конкурентами, делает расследование инцидентов быстрым и эффективным. Решение не зависит от числа рабочих станций и не нагружает инфраструктуру, позволяет обрабатывать и хранить свыше 1 Пбайт трафика»,— рассказал Андрей Башкевич.
Развитие онлайн-банкинга
Управляющий ВТБ в Саратовской области Вячеслав Панасенко отметил, что в ноябре-декабре этого года граждане снова начали ограничивать свои социальные контакты, при этом растет их пользовательская активность в дистанционных каналах, которые активно развивает ВТБ. За время пандемии доля продаж через цифровые каналы значительно выросла, и сейчас в банке больше половины вкладов и накопительных счетов и каждый третий потребительский кредит открываются онлайн.
«Сегодня клиенты ВТБ практически все необходимые операции могут провести дистанционно: оформить заявку по кредиту, выпустить карту, заказать справку, оплатить услуги и многое другое. К 2022 году стратегической задачей ВТБ является перевод всех продуктов для физических лиц в онлайн-каналы. Говоря о новых опциях, в первую здесь стоит отметить, что в самом начале ситуации с пандемией мы одними из первых предоставили населению возможность подключать кредитные каникулы без посещения офиса. Ключевым моментом стал запуск чат-бота для приема заявок, сервис оказался очень востребованным и полностью автоматизированным. Банк запустил этот сервис всего за два дня. Мы планируем наращивать наше присутствие во внешних цифровых каналах — в WhatsApp и Viber и увеличивать количество вопросов, на которые они смогут ответить без обращения к оператору. В период пандемии без посещения офиса стало возможным даже стать клиентом банка. Процедура занимает всего пять минут и доступна для граждан, сдавших свои биометрические данные в любом банке. После регистрации клиент может пользоваться системой ВТБ Онлайн: выпустить цифровую карту, открыть вклад или накопительный счет, проводить платежи и переводы, отправить заявку на кредит»,— отметил он.
По словам Вячеслава Панасенко, активность розничных клиентов банка в онлайн-каналах продолжит расти. Общее число зарегистрированных пользователей приложения достигло 9,5 млн человек, которые могут совершать в мобильном приложении и интернет-банке практически все операции, доступные в офисах банка. Поволжье находится на втором месте после ЦФО по числу пользователей ВТБ Онлайн. По данным на конец третьего квартала 2020 года их число достигло 1,58 млн человек. С начала года этот показатель вырос на треть.
Топ-менеджер банка отметил, что мобильное приложение — ключевой сервис любого современного банка и основной канал его продаж и обслуживания. В середине ноября этого года ВТБ запустил для своих клиентов полностью обновленную версию мобильного банка. Он стал быстрее: скорость входа увеличилась в 2 раза, всего до 2–3 секунд, время отклика интерфейсов сократилось в 10 раз, а перейти из одного раздела в другой можно всего за одну секунду. Скорость работы приложения крайне важна для наших клиентов, потому что она значительно экономит время на проведение операций.
«Мы также минимизировали число возможных нештатных ситуаций — теперь приложение работает на микросервисной архитектуре. При этом балансы по картам и счетам всегда доступны клиентам — теперь их можно проверить даже во время технических работ. Пользователям больше не нужно ждать загрузки всех сервисов при входе — они сразу увидят главный экран с последними сохраненными данными»,— пояснил он.
В ВТБ Онлайн добавлено 50 новых функций. Клиенты смогут снимать деньги в банкоматах ВТБ без карты, используя QRкод (функционал появится в приложении до конца ноября). Штрафы ГИБДД стали доступны с фотографией и местом нарушения. Если на оплату поступит несколько счетов, достаточно выбрать нужные и оплатить их все вместе за один раз. Пользователи смогут посмотреть все свои траты по категориям, создавать цели для накоплений, переводить валюту другим клиентам ВТБ, оформить цифровую кредитную карту и многое другое. Более того новое ВТБ Онлайн позволяет работать с приложением незрячим или слабовидящим клиентам. В приложении они могут самостоятельно пройти регистрацию и вход, а также полноценно совершать большинство переводов и платежей.
Дизайн самого приложения стал минималистичным, и клиенты сами могут настроить главный экран исходя их своих потребностей. Важным дополнением стала возможность скрывать информацию о своих счетах от посторонних людей, если клиент находится в публичном пространстве, рассказал Вячеслав Панасенко.
Выступления
Ирина Кириллова, начальник управления развития предпринимательства Министерства экономического развития Саратовской области
«Предварительные итоги реализации мер господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства Саратовской области в 2020 году»
Алексей Рощин, заместитель управляющего Саратовским отделением ПАО «Сбербанк»
«Новые вызовы и новые возможности. Бизнес после пандемии»
Андрей Васютин, директор филиала в г. Саратов ООО «Балтийский лизинг»
«Лизинг как драйвер развития для МСП: Новые возможности, тенденции, итоги»
Вячеслав Панасенко, управляющий банка ВТБ в Саратовской области
«Влияние пандемии на развитие банковских дистанционных сервисов»
Андрей Башкевич, директор Саратовского регионального отделения ПАО «МегаФон»
«Цифровизация и развитие корпоративных систем безопасности в период пандемии»
Программа мероприятия
-
-
Дискуссионная панель
Главный редактор газеты «Коммерсантъ. Средняя Волга»
Начальник управления развития предпринимательства Министерства экономического развития Саратовской области
Заместитель управляющего Саратовским отделением ПАО «Сбербанк»
Директор филиала в г. Саратов ООО «Балтийский лизинг»
Управляющий ВТБ в Саратовской области
Директор Саратовского отделения «МегаФон»