Layer 1

Онлайн-конференция «Антивирус для бизнеса»

17 сентября 2020 Четверг
Социальные
Место проведения: Онлайн-трансляция
превью
1:19:41

Предприниматели обсудили варианты выхода из кризисной ситуации

Текущий год оказался, вероятно, одним из самых непростых за последнее время с точки зрения работы и выживания бизнеса. Если в предыдущие кризисы коммерческие организации сталкивались с такими проблемами как, например, отсутствие финансов или спроса и относительно успешно научились их решать, то в 2020 году возникла проблема организационного характера. То, как будет функционировать предприятие, теперь решает не рынок, а санитарные службы.

 

С началом пандемии коронавируса работа значительной части предприятий попала под ограничения и они просто остановили производство, другие продолжали работать, но спрос чем дальше, тем больше стремился к нулю. При этом власти требовали содержать штат сотрудников и платить им зарплату, кредиторы настаивали на выплате долгов, арендодателям нужна рента и так далее.

Все лето власти постепенно снимали ограничения, однако многие проблемы, появившиеся еще весной, по-прежнему актуальны: часть сотрудников работают удаленно, рынок восстанавливается гораздо медленнее, чем многим хотелось бы.

«КоммерсантЪ-Средняя Волга» провел онлайн круглый стол, на котором представители правительства Саратовской области, банковской сферы, IT-индустрии и реального сектора экономики обсудили текущую ситуацию в бизнесе и попытались понять, как менее, чем за год изменился мир и как нам в нем жить. Какие меры можно предпринять в условиях ограничений для офлайн деятельности?

Министр экономического развития Саратовской области Юлия Швакова в своем выступлении отметила, что областное правительство дополнило федеральные меры поддержки бизнеса и дополнительно разработали четыре пакета региональных мер поддержки, которые очень востребованы у бизнеса.

«Мы расширили перечень пострадавших отраслей бизнеса, дополнительно включив бизнес в сфере полиграфии, рекламы, арендодателей, сферу строительства и отдельные виды деятельности в области образования и культуры. Важно, что все принятые налоговые льготы будут действовать не только на период ограничительных мер, а с 1 января и до конца 2020 года. В том числе, даже в условиях ограничений мы продолжали поддерживать активную работу всей инфраструктуры поддержки. В регионе функционирует центр «Мой бизнес», который объединяет и успешно реализует абсолютно все сервисы господдержки МСП в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,— отметила министр.

 

Надежные каналы работы с бизнесом

Управляющий ВТБ в Саратовской области Вячеслав Панасенко, говоря о ситуации на рынке корпоративного кредитования региона, отметил, что сегодня одной из приоритетных задач банка является содействие развитию малого и среднего бизнеса. По его словам, экономическая обстановка, сложившаяся из-за пандемии коронавируса отразилась на работе всех региональных предприятий, но благодаря вовремя принятым мерам поддержки и мягкой денежно-кредитной политики Банка России, бизнесу удалось пережить этот непростой финансовый период. В частности, управляющий отметил, что за первые полгода кредитный портфель банка в сегменте СМБ в регионе вырос на 9%, до 9,8 млрд руб.

«Со стороны бизнес-структур региона сохраняется потребность в финансировании, как на ведение текущей деятельности, так и на реализацию инвестиционных проектов. При этом мы готовы предложить компаниям индивидуальные условия в зависимости от истории сотрудничества с ними, суммы, срока, размера кредита и других факторов»,— рассказал Вячеслав Панасенко.

С апреля этого года ВТБ одним из первых активно подключился к работе по оказанию мер поддержки компаниям и предприятиям Саратовской области, которые пострадали от COVID19. «Для решения вопросов, связанных с кредитной задолженностью и предоставлением нового финансирования, мы предлагаем клиентам программы государственной поддержки и собственные инструменты»,— подчеркнул управляющий.

Так, с начала пандемии банк предоставил местным организациям более 100 млн рублей кредитов по льготной госпрограмме на выплату зарплаты. В рамках программ реструктуризации ВТБ провел сделки более чем на 1,6 млрд руб. А с 1 июня по государственной программе на возобновление деятельности со ставкой 2% годовых заключил кредитных соглашения на сумму 492 млн руб. «Сегодня мы отмечаем, что многие региональные компании уже воспользовались инструментами поддержки, и благодаря им возобновили деятельность»,— добавил Вячеслав Панасенко.

Особое внимание банк уделяет расширению возможностей дистанционного обслуживания клиентов. «Период пандемии показал, насколько цифровые сервисы востребованы среди предпринимателей,— сказал топ-менеджер.— Поэтому ключевым приоритетом для ВТБ остается создание простых и удобных, а главное надежных каналов работы с бизнесом».

Ориентируясь на пользовательский опыт и потребности предпринимателей, чтобы управление бизнесом стало для них более удобным, ВТБ запустили новый мобильный банк ВТБ Бизнес Lite. В нем упрощено выполнение повседневных операций и реализованы самые востребованные сервисы и продукты.

Также ИП доступна возможность открытия счета в офисах банка в течение 20 минут при предъявлении только паспорта. Новая технология автоматизации этого процесса позволяет минимизировать заполнение необходимых форм, сократить время на оформление документов со стороны клиента и не требует участия бэк-офиса.

На специальной странице банка start.vtb.ru владелец бизнеса легко может онлайн-зарегистрировать ООО и ИП — сформировать необходимый комплект документов, получить квалифицированную электронную подпись в приложении на своем смартфоне, в один клик заверить их и отправить в ФНС России.

 

Слышать клиентов

О поддержке, которую оказывают финансовые институты, говорила и управляющий банком «Открытие» в Пензенской области Мария Кипурова. Она отметила, что после введения ограничений банку пришлось кардинально изменить принципы работы, чтобы адаптироваться к сложившимся условиям. «Как и в других регионах, в Пензенской области сильнее всего пострадал малый и средний бизнес. Мы заострили свое внимание на проблемах наших клиентов и старались слышать их. Наш банк одним из первых ввел кредитные каникулы до шести месяцев для предприятий МСП, причем без какого-либо залога или финансовой отчетности. Мы отменили все комиссии по расчетно-кассовому обслуживанию, комиссии за снятие средств на заработную плату, ведение счетов, снизили эквайринг до 1%»,— отметила госпожа Кипурова.

По ее словам, со стороны клиентов наблюдался высокий спрос на льготные кредитные программы, «Открытие» в Пензенской области выдал займы под 2% более, чем на 120 млн руб. и спрос на этот продукт не прекращается. Более того, для части клиентов банка пандемия оказалась периодом роста — это те, кто быстро модернизировал производство или занялся выпуском масок и защитных костюмов.

Что касается нефинансовых услуг, то, как отметила Мария Кипурова, выросла посещаемость платформы «Бизнес-портал», через которую клиенты банка могут подать декларацию или оплатить налоги. «Также у нас есть абсолютно бесплатная платформа для стартапов и действующих предпринимателей «OpenAcademy». Тут собраны все онлайн-инновации для ведения бизнеса, мнения экспертов, можно посетить различные тренинги и семинары»,— отметила региональный управляющий банком.

Госпожа Кипурова также отметила, что банк «Открытие» предоставлял кредитные каникулы не только юридическим, но и физическим лицам, потерявшим во время пандемии более 30% дохода. По ее словам, несмотря на глобальное падение доходов населения, заметно вырос спрос на ипотеку с господдержкой, которая выдавалась под 5,99%. «Сейчас как никогда вырос спрос на ипотеку. Если говорить в цифрах по стране, то по сравнению с прошлым годом рост составил более 3,5 раза. В Пензенской области объем ипотечных кредитов вырос в 2 раза. Это объясняется тем, что сейчас рекордно низкие ставки по ипотеке. Помимо госпрограмм, у нас и свои ставки очень интересные: 7,3% — в новостройке с первоначальным взносом от 10%»,— отметила Мария Кипурова.

 

Приток новых пользователей

Директор Саратовского отделения «МегаФон» Андрей Башкевич рассказал, что в условиях пандемии те­ле­ком-отрасль оказалась одновременно сразу перед четырьмя сложнейшими вызовами. 1. Сокращение международного и внутрисетевого роуминга. 2. Сокращение активности в ритейле на период самоизоляции, закрытие розничных салонов связи в большинстве регионов России. При этом, хотя в Саратовской области во время режима самоизоляции были закрыты только салоны в торговых центрах, потребительский трафик все же значительно снизился. 3. Валютные риски, связанные с курсом, рост закупочных цен в среднем на 25% на импорт оборудования. 4. Общее снижение доходов абонентов как на масс-маркете так и на корпоративном рынке заметное в сфере малого и среднего бизнеса вызвало оптимизацию затрат на связь, уход заметного числа потребителей в эконом-сегмент.

По словам Андрея Башкевича, уже сейчас становится очевидно, что бизнес ждет трансформация, какие-то компании пересмотрят объемы инвестиции, появятся новые бизнес-модели — в которых меньшее внимание будет уделяться офлайновым сетям и продажам в розничных сетях, возможно вырастет маржинальность продаж оборудования.

Директор Саратовского отделения «МегаФона» отметил, что в период самоизоляции заметно (на 57%) выросла аудитория повседневных цифровых сервисов. Сюда относятся онлайн-кинотеатры, музыка, банковские приложения, госуслуги, офисные веб-приложения, электронная почта, а также образовательные онлайн-услуги. Число пользователей этих приложений тоже не сократилось после снятия ограничительных мер, что может свидетельствовать о сформировавшейся привычке абонентов к потреблению цифрового контента. «Пандемия спровоцировала большой приток новых пользователей к сервису МегаФон-ТВ, более трети абонентов продолжают пользоваться сервисом на платной основе, и мы планируем увеличить эту долю с помощью персонализированных предложений»,— пояснил Андрей Башкевич.

За карантин вдвое вырос объем голосовых звонков, поступающих на номера горячих линий 8800, услуга по-прежнему высоко востребована. Спрос на многофункциональную облачную платформу «МегаФон Облако» вырос во втором квартале по сравнению с первым на 32%. Общий прирост в Саратовском регионе по году по объему передаче данных год к году на второй квартал — 70%. В сегменте 4G передача выросла на 42%.

В этом году план технического развития был выполнен досрочно, возведены и модернизированы более 140 БС. С начала года МегаФон ускорил интернет для жителей райцентров области. Калининск, Самойловка, Озинки, Дергачи, Пугачев, Аткарск, Петровск, Новоузенск, село Орловское Марксовского района — здесь интернет у абонентов МегаФона стал работать быстрее.

С начала периода самоизоляции 15 тыс. сотрудников МегаФона по всей России в течении нескольких дней перешло на удаленную работу. Это около 40% персонала компании. «Такой режим действует до 31 декабря, решение о дальнейшем формате работы будет приниматься исходя из эпидемиологической ситуации в каждом регионе. Мы много лет разрабатываем решения для удаленной организации бизнес-процессов, сотрудники компании и ранее активно использовали их в своей работе, нам удалось сохранить привычный перечень бизнес-задач, поэтому компания не передавала какие-либо функции на аутсорс»,— отметил Андрей Башкевич.

 

До половины останутся на удаленке

По словам управляющего банком «Открытие» в Саратовской области Игоря Фоломеева, тема с организацией удаленной работы возникла еще до пандемии и ограничительных мер. По его словам, работодатели искали в «удаленке» возможность сократить издержки и повысить уровень сервиса для клиентов.

Банк «Открытие», отметил господин Фоломеев, постарался сохранить эффективность в меняющихся условиях, но для этого потребовалось масштабное изменение рабочих процессов.

«Нам предстояло решить непростую задачу — сохранить непрерывно действующие процессы и одновременно обеспечить безопасность клиентов и сотрудников банка. На уровне головной организации был создан оперативный штаб и рабочие группы на местах на базе отделений. В региональном офисе (порядка 200 человек) работа была организована в «сменном» режиме с учетом всех выдвинутых Роспотребнадзором мер. Даже в период самоизоляции работа с клиентами не прекратилась, был создан дежурный офис. Удаленная работа затронула операционный блок (около 1600 сотрудников)»,— отметила Игорь Фоломеев.

При этом он обратил внимание, что ранее банк уже тестировал возможность работы части сотрудников из дома в рамках пилотного проекта «счастливый сотрудник». Эти наработки и были применены в ситуации самоизоляции. «С помощью «пилота» мы хотели понять специфику, возникающие неудобства и трудности. Ситуация с пандемией это понимание ускорила. Почти через неделю после объявления президентом периода самоизоляции банк «Открытие» перевел порядка 14 тыс. сотрудников на удаленную работу. К тому времени они уже все могли подключаться к корпоративной сети и работать по видеоконференцсвязи. Часть сотрудников обеспечили компьютерами за счет банка»,— отметил региональный управляющий.

По словам Игоря Фоломеева режим самоизоляции показал, как можно работать в удаленном режим, где этот опыт хорош, а где он работает с ограничениями, чтобы сделать его штатным режимом и предоставить сотрудникам возможность какое-то время работать вне офиса с сохранением KPI и сохранением эффективности.

«Есть изменения процесса, связанные с тем, что люди, ранее работавшие в команде, присутствуют где-то на экране. Конечно, мы следили, чтобы соблюдались определенные правила, в том числе за тем, насколько поставленный объем задач выполняется конкретным сотрудником. Нам было интересно, насколько удаленный доступ востребован и загружен. Из этого можно было сделать вывод, насколько в текущей ситуации банк соответствует объему задач»,— пояснил господин Фоломеев.

Некоторые направления работы, по словам Игоря Фоломеева, просели, например, снизился объем выдачи кредитов, но объем банковского обслуживания не уменьшился. Объем платежей в период самоизоляции находился примерно на докризисном уровне, поэтому банк усилил работу по удаленным каналам, в том числе клиентским.

«На фоне этого было интересно, насколько интенсивно сотрудники продолжают работать. В стандартной офисной ситуации есть трудовой распорядок, дисциплина, время прихода на работу и ухода с нее. В удаленном режиме это проследить сложно. Часть сотрудников, имея доступ к удаленному рабочему столу на самом деле работают только в электронной почте. Мы смотрим по системе мониторинга, уходит ли от человека почта»,— рассказал господин Фоломеев.

По его мнению, опыт показал, что работа в удаленном доступе может быть достаточно эффективной, но при соблюдении ряда условий: ясные цели, когда каждый сотрудник знает и понимает свои ежедневные задачи; измеримые результаты, когда человек понимает, как измеряется его работа; обратная связь с руководством и коллегами.

Однако глава саратовского отделения «Открытия» убежден, что банки не уйдут в онлайн режим, но если продолжать работать в том же направлении, финансовые учреждения станут более высокотехнологичными и откажутся от части расходов, связанных с содержанием помещений и персонала. Он отметил, что до половины сотрудников, которые ушли на удаленный доступ во время самоизоляции могут остаться на удаленном режиме.

 

Сохранили социальные проекты

Управляющий по корпоративным вопросам региона Юг аффили­рованных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева отметила, что для российского звена, также как и во всем мире, основной задачей во время ограничительных мер, связанных с карантином, стало обеспечение безопасности всех сотрудников.

«Наши производственные подразделения в России практически не прекращали свою работу. На фабриках были введены беспрецедентные санитарные меры. В настоящий момент мы продолжаем придерживаться такого же подхода — на территориях наших фабрик находятся только те люди, без которых невозможно продолжение производства. Остальные сотрудники обеспечены всеми необходимым, чтобы продолжать работать удаленно. Такой подход сейчас мы видим наиболее целесообразным, чтобы продолжать сохранять стабильную эпидемиологическую ситуацию на производстве»,— отметила Алиса Андреева.

Помимо производственных подразделений, в России «Филип Моррис Интернэшнл» представлена коммерческой организацией в более чем 100 городах. «Говоря о Юге России, мы представлены в 23 субъектах РФ, и до 8 июня все сотрудники также работали дистанционно. Для того, чтобы начать постепенно и осознанно выводить из дистанционного режима сотрудников, чья деятельность связана с работой торговых точек, мы проводим тщательный анализ законодательства каждого региона, ограничений и послаблений, которые принимаются органами законодательной и исполнительной власти в каждом из них, анализируем коэффициент распространенности заболеваний и смертности в этих субъектах, и на основании этих данных принимаем решение по выводу наших сотрудников, учитывая объем работы и область ответственности каждого человека»,— пояснила госпожа Андреева.

Важным фактором, влияющим на принятие решения по выводу сотрудников на работу, был опрос всех сотрудников для выявления тех, кто находится в потенциальной группе риска. Значение имели такие факторы, как наличие хронических заболеваний, проживание с членами семьи, у которых есть хронические заболевания либо возраст которых 65+ т.д.

Несмотря на ограничения, компания не остановила социальные проекты. «Наша помощь оказалась востребованной в Ленинградской, Московской, Воронежской, Свердловской и Челябинской областях, в Краснодарском и Пермском краях, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Минске. Основными получателями нашей помощи стали областные Министерства здравоохранения, учебные заведения, волонтерские штабы, а также наши партнеры, чей бизнес каждый день сталкивается с угрозой коронавирусной инфекции. Наша компания одной из первых поддержала всероссийскую акцию #МыВместе, что позволило уже в первые дни работы акции снабдить волонтеров всеми необходимыми средствами защиты, а также закупить продовольственные наборы пожилым людям», заметила Алиса Андреева.

 

Жить с этим

Подводя итоги дискуссии, участники признали, что с большой долей вероятности заметная часть изменений, появившихся в этом году, сохранятся надолго. «Это вирус, с которым нам жить»,— фраза стала рефреном онлайн-обсуждения. И выживет в этой ситуации лишь тот, кто лучше к ней приспособится.

В зависимости от скорости распространения пандемии и от мер, принимаемых на государственном уровне, сегодня специалисты на разных континентах пытаются просчитать ущерб глобальной экономике и понять, какие меры способны стабилизировать рынки. Сегодня уже трудно отделить панические настроения от реального положения дел. Большинство крупных компаний перевели сотрудников на удаленный формат работы. Ситуация развивается стремительно и требует безотлагательных мер. Но готовых решений в условиях пандемии нет ни у кого. Что предпринять в условиях ограничений для офлайн деятельности? Как эффективно перевести компанию на удаленную работу — необходимые для этого организационные изменения и IT-инфраструктура? С какими вызовами столкнулись компании, как адаптировались к ним, какие выводы сделали? И, наконец, как пережить долгосрочный спад в экономике, который вызвала пандемия COVID-19? Итоги первого полугодия пандемии. Обсудим на онлайн-конференции, организованной газетой «Коммерсантъ. Средняя Волга».

Формат

Панельная дискуссия, ответы на вопросы модератора и участников вебинара (чат), онлайн-опросы аудитории.

Вопросы для обсуждения

  • обзор ситуации на рынке, реакция регионального бизнеса, прогнозы и стратегии;
  • меры господдержки для бизнеса в эпоху пандемии;
  • управление удаленными сотрудниками, мотивация и контроль;
  • ресурсы и инструменты для качественной удаленной работы в продажах и интегрированный офис;
  • отраслевые тренды в эпоху пандемии;
  • изменение бизнес-модели.
Поделиться: