Layer 1

Современные медицинские центры и медицинский туризм в России. Рецепты успеха

02 декабря 2020 Среда
превью
07:29:24

2 декабря «Коммерсантъ — Юг России» провел в Ростове онлайн-конференцию «Современные медицинские центры и медицинский туризм в России. Рецепты успеха». Мероприятие прошло в рамках одноименного федерального марафона издательского дома. Участники рынка частных медицинских услуг и аналитики обсудили тренды, появившиеся в год коронакризиса, и рассказали о перспективах частной медицины в России в целом и на юге страны в частности.

Драйвер развития

Распространение нового коронавируса и последовавшие за ним ограничения для государственных медучреждений привели к оттоку части пациентов в частные медицинские центры. Участники южнороссийского рынка заявили во время конференции “Ъ-Юг” о росте продаж услуг по итогам этого года и намерении дополнительно наращивать оборот в 2021 году.

Федеральное исследование Kontakt InterSearch Russia, посвященное работе коммерческих медцентров, также говорит о том, что в большинстве клиник спрос на услуги вырос. «В опросе приняли участие 54 топ-менеджера в сфере частной медицины. Мы проанализировали отличия второй волны от первой,— уточнила менеджер компании по работе с клиентами Алсу Тен.— Среди услуг, увеличение спроса на которые отметили 77% опрошенных, анализы на COVID, КТ, лабораторная диагностика и телемедицинские консультации».

Как показал собственный опрос руководителей частных клиник, проведенный “Ъ-Юг” в Ростове, частные медцентры с началом пандемии разделились на два лагеря. В первом оказались те, кто придерживался стратегии COVID-free, во втором — те, кто, напротив, занялся диагностикой нового коронавируса. Несмотря на существенные дополнительные траты на средства защиты и дезинфекции, пандемия дала толчок к развитию в каждом из направлений. По словам главного врача медцентра «Гиппократ» Алексея Кузнецова, основной точкой роста в этом году стала лабораторная диагностика COVID. Во вторую волну пандемии численность персонала для забора анализов и сотрудников бэк-офиса, работающего с лабораторией, увеличилась втрое. Также в «Гиппократе» увеличили штат врачей, оказывающих помощь на дому. «Помимо этого развивалась хирургия и травматология — направления, по которым стало трудно получить помощь в госучреждениях»,— рассказал господин Кузнецов. Рост выручки центра в 2020 году он прогнозирует на уровне 30% и планирует сохранить этот темп в 2021 году. Перспективы развития топ-менеджер «Гиппократа» связывает с направлением реабилитации пациентов, переболевших COVID-19, вакцинацией, а также оказанием психологической помощи и расширением перечня видов помощи по ОМС.

Директор по развитию сети поликлиник АВЕНЮ Евгения Арсентьева говорит, что компания изначально решила не оказывать связанные с COVID услуги и довольно быстро получила подтверждение правильности такого выбора, ведь постоянные пациенты чувствуют себя в безопасности. Сейчас сеть АВЕНЮ расширяется, компания готовит к открытию в ростовском регионе 10-ю поликлинику и готова выйти за пределы региона в качестве франшизных поликлиник. «В апреле-мае количество пациентов уменьшилось, но затем спрос восстановился,— пояснила госпожа Арсентьева.— Со временем объем работы вырос: наши постоянные клиенты стали приходить чаще из-за недоступности помощи в государственных клиниках. Поскольку не снижали расход на рекламу, новые пациенты приходили и приходят в достаточном количестве. Наибольшей популярностью сегодня пользуются диагностика и консультации узких специалистов». Евгения Арсентьева также добавила, что главный вектор для сети на растущем рынке — развитие профилактической медицины.

Как турагенты и экспортеры

Потенциал развития платной медицины в России, по мнению федеральных экспертов и участников рынка, связан с медицинским туризмом и экспортом медицинских услуг — оказанием помощи гражданам, приехавшим из других стран или живущих в России без смены гражданства.

«Во втором международном рейтинге стран, развивающих медицинский туризм, мы оказались лишь на 41-й строчке. В то же время Россия входит в число десяти стран, где действуют программы господдержки»,— сообщил Евгений Чернышев, президент Национального совета медицинского туризма.

Господин Чернышев также напомнил, что в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в России действует амбициозная инициатива по экспорту медицинских услуг; проект охватывает 71 регион страны. К 2024 году объем экспорта медуслуг должен достичь $1млрд. Для сравнения: предварительный итог 2020 года — $145 млн. Чтобы медучреждения могли оказывать платную помощь иностранцам и во время пандемии, российское правительство выпустило в июне распоряжение об особом режиме въезда медицинских пациентов, обеспечив им на период ограничений пусть и узкий, но все же коридор.

«Направлениями отечественной медицины, востребованными среди иностранцев, остаются онкология, кардиология, офтальмология, гинекология, нейрохирургия, а также ортопедические операции и другие нозологии. У нас они остаются трендовыми благодаря наследию советской медицины. Главный драйвер развития медицинского туризма в Россию из стран Средней Азии — онкология»,— резюмировал Евгений Чернышев.

О потребности в ПЭТ/КТ-исследованиях онкозаболеваний со стороны иностранцев из ближнего зарубежья сообщил Александр Хабаров, руководитель по развитию медицинских услуг ГК «Мединвестгрупп». Среди направлений его работы — развитие центров ядерной медицины, в которых выполняется позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией (далее — ПЭТ/КТ). Диагностика с помощью ПЭТ/КТ позволяет выявить онкологические заболевания на раннем этапе, на этапе изменения метаболизма клеток, когда в тканях еще нет структурных изменений и можно максимально точно оценить эффективность лечения больных. Всего в составе группы 19 центров ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи». В ЮФО компания управляет центрами в Ростове-на-Дону и Астрахани, в СКФО — в Ставрополе и Владикавказе. Все центры, за исключением ростовского, запущены в 2020 году.

«Тренд на исследования в России наметился еще до пандемии: многие из тех, кто лечится в Германии и Израиле, проходят диагностику у нас. Причина в стоимости: у нас она на данный момент составляет 46,9–50 тыс. руб., за рубежом — около $2 тыс.; качество при этом не отличается»,— рассказал Александр Хабаров.

По информации спикера, сейчас основной поток иностранных граждан в центры на юге России — из Украины и Казахстана, такие пациенты едут в Ростов и Астрахань соответственно. Ростовский центр также принимает пациентов из Краснодарского края, два центра в СКФО — из всех республик Северного Кавказа. «По оценке экспертов, потребность в таких исследованиях составляет на юге страны не менее 80 тыс. в год. В нашем центре пациенты в 96% случаев проходят диагностику по ОМС».

Онкология останется одним из главных двигателей развития медицинского туризма в ближайшие годы, заявили участники конференции. «Онкобольные не могут ждать, не имеют возможности переносить исследования на несколько месяцев»,— пояснил господин Хабаров.

Говоря о тенденциях, Евгений Чернышев сообщил о росте запросов на реабилитацию после COVID-19 и спрогнозировал в этой связи создание механизма бесшовного перехода от диагностики к реабилитации. «Полагаю, скоро мы увидим тенденцию к объединению медцентров и объектов санкура, тренд на кластеризацию. У нас в стране очень хорошая санаторно-курортная база, однако, чтобы ее задействовать в развитии медицинского туризма, необходима поддержка местных властей. Ее пока недостает».

С точки зрения ценообразования господин Чернышев считает удачной практику Республики Беларусь, власти которой еще несколько лет назад позволили медучреждениям самостоятельно определять стоимость услуг для иностранцев. В России цены одинаковы для всех пациентов независимо от гражданства.

Правила без исключений

С началом пандемии в России Роспотребнадзор выпустил рекомендации по профилактике коронавируса нового типа; 26 мая вступили в силу СанПиНы для борьбы с COVID-19.

«По новым требованиям в медучреждениях должна проводиться ежедневная профилактическая и текущая дезинфекция с использованием дезсредств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях, включая обработку высококонтактных поверхностей не реже чем раз в три часа,— уточнила Людмила Проскурина, PR-менеджер компании «Юнитор» (выпускает более 60 наименований дезинфицирующих средств).— Также в ЛПУ должны быть размещены дозаторы с кожным антисептиком: на входе, в помещениях для ожидания, на постах медсестер, в столовых и буфетах».

Новыми регламентами также предусмотрены очистка вентиляций с соблюдением вирусного режима. Медперсонал должен быть обеспечен рабочей одеждой и СИЗами. В самих медучреждениях организуются пункты контроля состояния здоровья персонала и пациентов — с термометрией и ведением опросов о состоянии здоровья.

Из-за распространения COVID-19 до конца 2020 года в России отменены плановые проверки медицинских организаций, аналогичный мораторий декларирован правительством РФ и на следующий год, напомнила Алена Барсова, руководитель направления «Медицинское право и юридическая защита медицинских организаций» ИДА РАМЗ и партнер компании P&I Legal из Санкт-Петербурга. В то же время активно идут внеплановые выездные проверки Роспотребнадзора в форме рейдов и внеплановые документарные проверки, подчеркнула юрист на стороне врачей. Параллельно на юге России, а также в Москве и в Ленинградской области проверять соблюдение санитарных норм и правил имеют право и представители администраций. По словам Алены Барсовой, чаще всего они проверяют разметку, наличие санитайзеров, соблюдение масочного режима и наличие рециркуляторов.

«Что касается Роспотребнадзора, казна пуста — перед проверяющими органами стоит задача выявить нарушения. Штрафы начинаются с 300 тыс. руб. В арбитражном суде их удается снизить, но не отменить. Нижний порог штрафа сегодня — 100 тыс. руб., такова практика в период пандемии. Судьи непреклонны»,— делится опытом госпожа Барсова. По ее словам, к числу наиболее частых ошибок относится использование несертифицированных средств защиты. «Даже одна пара несертифицированных перчаток может обернуться штрафом в 500 тыс. руб.,— привела пример эксперт.— Это же относится к маскам и одноразовым халатам. Их нельзя покупать в отделе гипермаркета товаров для дома, даже если внешне они вообще не отличаются от сертифицированной медицинской продукции».

Помимо этого, по словам юриста, в каждом медучреждении обязательно должен быть сформирован запас СИЗов и дезсредств на один месяц, хранящийся в специально отведенном месте. Вместе с закупленными товарами она порекомендовала сохранять сертификаты и накладные. Покупки госпожа Барсова посоветовала оформлять только на медорганизацию. При возникновении претензий в ходе проверки они могут стать аргументом в пользу учреждения, а в судебном споре — его доказательной базой.

«Обязательным также является ведение журналов уборки и измерения температуры — отдельно пациентам и медработникам»,— добавила она.

Юрист на стороне врачей подчеркнула, что проверки касаются соблюдения не только СанПиНа по COVID, но и аналогичного регламента в отношении гриппа, а также приказа Минздрава 198-Н.

Алена Барсова также назвала обязательным для руководителей ЛПУ обучение на портале НМО с последующим получением сертификата по новым методическим рекомендациям Роспотребнадзора и по приказу Минздрава 198-Н. Помимо этого, эксперт порекомендовала регулярно проверять адрес электронной почты, указанный на сайте медорганизации. Именно на него будет направлено распоряжение о проведении проверки от прокуратуры, Роспотребнадзора или Росздравнадзора.

Поделиться:

Программа

27 сентября Понедельник