Layer 1

От «бизнес-собеса» к бизнес-проектам

16 Июня 2021 Среда
17 Июня 2021 Четверг
превью
07:42:26

Сегодня социальное предпринимательство (СП) борется с дефицитом средств и слабым интересом к проектам со стороны крупного бизнеса. С другой стороны, коммерсанты готовы открывать НКО и вкладываться в «третий сектор», но для этого необходимо скорректировать существующее законодательство. К такому выводу пришли участники ростовской сессии онлайн-марафона ИД «Коммерсантъ», посвященной развитию социального предпринимательства в регионе.

Мероприятие состоялось в Ростове-на-Дону в рамках межрегионального онлайн-марафона ИД «Коммерсантъ» «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности». Сессия проходила в гибридном формате, объединившем участников в онлайн-режиме и в студии, и привлекла к обсуждению темы представителей власти, некоммерческих организаций (НКО), экспертов в сфере социального предпринимательства и крупного бизнеса.

Один барьер и четыре тренда

Сегодня существует главный барьер, мешающий социальному предпринимательству (СП) более успешно развиваться в России, заявил в самом начале сессии Иван Климов, член совета директоров Social Business Group, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, представляя результаты исследования «Социальное предпринимательство в России: перспективы развития». Первый барьер — дефицит инвестиций. «Это запрос не просто на какие-то субсидии или льготы, — пояснил эксперт. — Это запрос на импакт-инвестиции, что предполагает совершенно иные модели взаимодействия СП с основными стейкхолдерами, в частности с инвесторами и с крупным бизнесом, и выстраивание совершенно иных бизнес-моделей, которые, с одной стороны, должны приводить к возврату инвестиций, а с другой — к определенному социальному результату, поддающемуся оценке».

Этот барьер, согласно данным исследования, дополняют четыре фактора, которые будут влиять на дальнейшее развитие. Первый — внедрение IT-технологий (что также потребует дополнительных вложений от социальных предпринимателей). Второй фактор — низкая активность россиян по отношению к новым социальным инициативам. Третий фактор — усиление роли бизнес-корпораций как инициаторов консультационных и образовательных программ для СП (в том числе и акселерационных). И четвертый фактор — необходимость корректировки законодательства о социальном предпринимательстве на федеральном и региональном уровнях.

По словам господина Климова, нынешняя редакция закона о социальном предпринимательстве способствует тому, чтобы развивать СП как «бизнес-собесы», которые помогают людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Подход, который реализован в законодательстве, не позволяет СП развиваться по иному, более инновационному пути и лишь увеличивает разнообразие субъектов, выступающих под «лейблом» социального предпринимательства, уверен эксперт. Из-за этого, подытожил Иван Климов, тормозится развитие этой сферы в том, что касается производства социальных изменений и привлечения инвестиций для реализации масштабных социальных инициатив.

Уровни поддержки социального бизнеса

Министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко уверен, что для исполнительной власти на любом уровне, национальном и региональном, СП является одним из приоритетов. «Губернатор Василий Юрьевич Голубев утвердил региональный проект, способствующий развитию социального предпринимательства, — напомнил министр. — В областном законе о бюджете предусмотрены ресурсы для поддержки социальных инициатив. В частности, в 2021 году предусмотрены специальные гранты Минэкономразвития. На первом этапе такой поддержки сумма превысит 17 млн руб.: из расчета от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. на одного социального предпринимателя».

Это, по словам Максима Папушенко, только одна и далеко не единственная форма поддержки СП. Им доступен весь набор поддерживающих финансовых и нефинансовых инструментов: льготные займы, гарантии, предоставление оборудования и помещений, консультации, образовательные программы и др. Это предусмотрено национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и действующими на его основе региональными программами.

«В нашей области действует целый комплекс поддерживающих мер, доступных в том числе и социальным предпринимателям. Это формы финансовой, образовательной и имущественной поддержки, — отметила директор АНО МФК “Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства” Яна Куринова. — Так, для социальных предпринимателей очень важна образовательная поддержка. В 2021 году мы совместно с Минэкономразвития РО впервые запустили «Акселератор социального предпринимательства». Его прохождение будет важнейшей предпосылкой для получения грантов на сумму от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.».

Путь к грантам и проектам через акселерацию

По словам Яны Куриновой, акселератор стартует 28 июня, несколько месяцев будет проходить в онлайн-формате и завершится очным итоговым мероприятием с вручением сертификатов участникам и презентацией лучших проектов. Всего в акселерационной программе смогут участвовать 100 социальных предпринимателей, зарегистрированных в Ростовской области, в том числе действующие СП, внесенные в реестр социального предпринимательства в 2021 году. Участие в акселераторе бесплатное благодаря нацпроекту поддержки предпринимательства.

Представитель фонда «Наше будущее» в Ростове-на-Дону Ирина Гусева заметила, что социальное предпринимательство — это бизнес, для которого необходимо адаптировать традиционные управленческие инструменты. «Именно поэтому для обучения социальных предпринимателей требуются разработка и внедрение новых, измененных подходов в обучении, — подчеркнула госпожа Гусева. — Мы надеемся, что “Акселератор социального предпринимательства” поможет слушателям проанализировать свою деятельность, что-то скорректировать, внести изменения, чтобы стать эффективнее и успешнее».

По мнению Ирины Гусевой, упомянутый выше акселератор — логичное продолжение мероприятий, которые проводятся в регионе в поддержку СП. Программа включает пять тематических модулей: введение в социальное предпринимательство, бизнес-планирование, финансовое планирование, маркетинг и правовые основы ведения предпринимательской деятельности. В роли преподавателей выступят топовые эксперты в сфере социального предпринимательства, бизнес-планирования, финансов, маркетинга и права.

«Для нас важно сформировать у участников навыки запуска и управления социальным предприятием, дать представление об основах такого бизнеса и инструментах социального проектирования, познакомить с лучшими российскими и зарубежными практиками, показать особенность бизнес-планирования. В традиционном предпринимательстве цель бизнеса — получение дохода, а в социальном — социальная миссия плюс получение дохода», — разъяснила Ирина Гусева.

Директор АНО «Атлас НКО» Анна Белан согласилась с тем, что акселераторы — это актуальная и эффективная форма нефинансовой поддержки социальных предпринимателей. Это подтверждает и собственный опыт «Атласа НКО», который первым на юге России запустил «СоцАксель» — интенсивную образовательную программу для руководителей НКО, лидеров соцпроектов и людей, которые готовы перейти в некоммерческий сектор из коммерческих структур. «В 2021 году наш акселератор социальных проектов собрал около 250 участников. Лекции “СоцАкселя” в записи на нашем YouTube-канале посмотрели более 20 тысяч человек. Это говорит о реально высоком интересе к такому направлению, как социальное предпринимательство», — отмечает руководитель «Атлас НКО».

Образование — хорошо, но еще лучше — инвестиции

Однако еще более актуальны для СП меры финансовой поддержки. «К нам часто обращаются люди, у которых есть классная идея или проект, но не хватает средств, — сообщила в рамках онлайн-марафона Анна Белан. — В большей степени рассчитывать на финансовые меры господдержки могут социальные предприниматели, которые ведут деятельность как коммерческое предприятие, но при этом открыли собственные некоммерческие организации. Такая гибридная форма позволяет получать СП дополнительное грантовое финансирование на развитие своих социальных проектов».

Государству выгодно развивать некоммерческий сектор, считает Татьяна Штайдо, учредитель и основатель сети детских садов «Разумейка». «Мы это видим на примере развития сети частных детских садов, где львиную долю финансирования деятельности предприятия составляют средства родителей, — объяснила предприниматель. — Открывая частные детсады, мы тем самым снимаем с государства нагрузку на строительство и обеспечение таких дошкольных учреждений. В принципе, мы могли бы открывать больше детских садов, но есть определенные блоки на этом пути».

К таким блокам Татьяна Штайдо, в частности, относит дефицит средств. Круг инвесторов, по мнению предпринимателя, сильно ограничен: крупный бизнес не собирается инвестировать в такую сферу, как частные детсады, считая ее нерентабельной и нестабильной с точки зрения возврата инвестиций. «Поскольку приходится вкладывать собственные средства, то серьезно масштабировать свой бизнес пока не получается. В итоге наша доля — это всего 3-4% от общего количества мест дошкольного образования», — резюмировала госпожа Штайдо.

По мнению главного врача «Социального предприятия “Центр здоровья”» Людмилы Чериковой, сегодня у социальных предпринимателей, независимо от специализации, схожий круг проблем. «Все мы работаем разрозненно — предприниматели, власть, различные службы, крупный бизнес, — заметила госпожа Черикова. — У нас есть проект строительства крупного центра для лечения и реабилитации детей с различными особенностями здоровья. В проекте, который разработан три года назад, предусмотрены лечебный корпус, детсад, места для проживания родителей из других регионов. Но дело с мертвой точки не сдвинулось: мы провели переговоры с рядом потенциальных инвесторов — никому это не интересно».

Поддержка малых, партнерство с крупными

Вероятно, к таким проектам должно подключаться государство, но для этого не просто придется пересмотреть существующие меры поддержки социальных предпринимателей, а существенно усилить эти меры. Это касается и тех случаев, когда коммерсанты открывают НКО и инициируют социальные проекты. С одной стороны, выступающие на сессии спикеры отметили такой тренд, как перспективный. С другой — несколько приглашенных на мероприятие бизнесменов в кулуарах подтвердили ИД «Коммерсантъ» готовность к такой социальной «переплавке».

Еще один важный момент — объединение усилий крупного бизнеса и общественных организаций. В этом плане показателен, например, опыт компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России. Здесь уверены, что социальное предпринимательство, совмещая по своей сути бизнес и благотворительность, решает важные социальные задачи, которые стоят перед современным обществом. Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам Южного филиала аффилированных компаний «ФМИ» в России, отметила, что в решение социальных задач большой вклад вносит и корпоративное волонтерство: «В 2017 году мы инициировали создание Южного регионального совета по корпоративному волонтерству (ЮРСКВ), объединив более 20 компаний и организаций для проведения совместных волонтерских инициатив на юге России социальной и экологической направленности. За три года сделано немало добрых дел в социальной сфере и в области защиты окружающей среды — в наших акциях в Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону приняли участие более 1000 волонтеров. Эта платформа позволяет нам обмениваться лучшими практиками, реализовывать совместные проекты, популяризировать волонтерское движение в регионе в тесном экспертном партнерстве с профильными НКО и органами власти».

Кирилл Дворников

Партнёры

Программа

27 Сентября Понедельник