Круглый стол «Тренды и перспективы авторынка на Дону»
Прогнозы участников авторынка на Дону: взгляд на 2025 год
Донские участники авторынка обозначили его состояние и перспективы на 2025 год
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2024 году в России было продано 1 млн 571 тыс. 272 новых легковых машины, что на 48,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, в конце года рост этого рынка замедлился – в декабре он составил лишь 3,3%. Продажи новых крупнотоннажных грузовиков (HCV) и вовсе упали на 18,8% в целом по году – до 107 тыс. 007 штук. О том, чего ожидают участники отрасли в 2025 году, говорили на круглом столе «Тренды и перспективы авторынка на Дону», который был организован «Коммерсантъ-Ростов».
Предпосылок к увеличению покупательского спроса и оживлению продаж легковых автомобилей в настоящее время нет. Такое мнение выразил управляющий партнер ГК «Сокол Моторс» Юрий Соколов, говоря об ожиданиях относительно авторынка на 2025 год. По его словам, основной причиной заморозки уровня продаж является высокая ключевая ставка ЦБ, которая ограничивает возможности покупателей по приобретению машин в кредит. В 2024 году доля машин, проданных за банковские деньги, доходила до 70%, сейчас – это порядка 55%, отметил Юрий Соколов.
В связи с этим рынок может даже сократиться, в первую очередь, за счет продаж автомобилей, ввезенных в Россию по параллельному импорту, считает господин Соколов. Он пояснил, что российские дистрибьюторы и заводы с помощью своих программ частично компенсируют покупателям бремя кредитных затрат, например, за счет продажи в рассрочку. «В итоге, что не смогут заплатить покупатели, заплатит дистрибуция за них»,— сказал господин Соколов, отметив, что параллельные импортеры такие финансовые условия предложить не могут.
Продажи грузовых автомобилей в России обвально стали снижаться примерно с середины 2024 года, сообщил о ситуации на этом рынке руководитель отдела продаж ООО «ГК Вертикаль» Сергей Япондыч. К концу года произошло затоваривание складов у дилеров. «Машин стало настольно много, что дилер, купив машину и рассчитывая заработать на ней миллион рублей, видел, что машина не продается, а кредит съедает маржу и даже уводит в минус», — рассказал господин Япондыч. В итоге на этом рынке произошла череда банкротств дилерских компаний.
Вместе с тем, Сергей Япондыч сообщил об открытии перспективного рыночного сегмента, который сейчас позволяет не только выжить, но и заработать. Это специализированная техника, которая востребована средним и малым бизнесом — самосвалы, погрузчики и автомиксеры в мини-версии. По словам Сергея Япондыча, ее покупают «частные застройщики» за «свои деньги», что исключает негативное влияние высоких кредитных ставок. «Раньше это был такой небольшой участок рынка, на него внимания никто не обращал. А теперь это Клондайк, реальное Эльдорадо», — отметил господин Япондыч.
Относительно обычных самосвалов и тягачей он спрогнозировал стагнацию продаж новой техники как минимум до сентября-октября. Основная причина — наличие больших складских запасов у лизинговых компаний. «Для понимания: цена нового самосвала составляет в среднем 12 млн руб., клиент в 2024 году берет ее за эту цену, проходит три-шесть месяцев, лизинг машину у него забирает и сейчас выставляет на продажу за 8 млн руб.», — пояснил господин Япондыч. По его словам, пока лизинговые компании не распродадут свои запасы, существенного роста продаж новых грузовиков ожидать не стоит, даже если производители откорректируют цены в сторону уменьшения или произойдет снижение ставок кредитования.
Общая ситуация на рынке по легковому сегменту и коммерческому транспорту находится в периоде снижения продаж, соглашается региональный менеджер по работе с ключевыми партнерами лизинговой компании ООО «Каркаде» Евгений Ращупкин.
Он отметил, что продажи грузовиков «практически сошли на нет» не только из-за ограниченных кредитных возможностей покупателей. «Транспортные компании уменьшили свои доходы, снижая тарифы из-за сокращения платежеспособности своих клиентов», — сказал господин Ращупкин.
Вместе с тем он отметил коррекцию спроса в позитивную сторону за счет выхода на транспортный рынок «огромного количества» небольших компаний, которые имеют возможность оптимизировать свои расходы за счет экономии на содержании тягачей. «Они не имеют основательной производственной базы, зачастую просто арендуя место под стоянку», — пояснил Евгений Ращупкин.
По его словам, авторынок сейчас «очень насыщен» и движется он «в сторону большей потребительской платежеспособности». «Выиграет на нем тот, кто предложит покупателю более выгодные условия по цене», — резюмировал господин Ращупкин.
В 2024 году объем кредитования автомобильных продаж в России вырос на 60% в денежном выражении, рассказала руководитель ПАО «Абсолют Банк» в Ростове-на-Дону Елена Водяницкая. «В минувшем году нас очень поддержал ЦБ тем, что снял ограничения на предельную сумму кредита», — отметила она. По ее словам, в этом году «также многое будет зависеть от регулятора». Если ключевая ставка не уйдет еще выше, то рынок автокредитования сохранит стабильность, по крайней мере на протяжении первого-второго кварталов. В противном случае объемы выдачи кредитов на покупку машин могут упасть на 20-30%. «Чувствительность рынка такова, что плюс 1-2 % к ставке — это минус 10% потенциальных клиентов», — пояснила Елена Водяницкая.
По данным исследования аналитического агентства «Индекс», 5% потенциальных покупателей автомобилей готовы совершить покупку через маркетплейс, сообщил руководитель Ozon Auto Алексей Махмудов.
Исследование, проведенное по заказу Ozon, также показало, что 28% опрошенных в принципе считают для себя возможным купить машину через маркетплейс, а 77% осведомлены о такой возможности.
По словам Алексея Махмудова, мотивацией такого способа покупки опрошенные называли стремление избежать навязывания дополнительных услуг, желание не тратить время на поездку в дилерский центр и общаться с менеджерами, снижение рисков мошенничества и доставка машины на дом.
В свою очередь для дилеров выход на маркетплейс дает возможность предлагать автомобили к продаже в режиме 24/7 для аудитории потенциальных покупателей в несколько десятков миллионов человек. «Плюс экономия на операционных расходах», — говорит Алексей Махмудов.
По его словам, с начала старта проекта Ozon Auto в 2023 году покупку автомобиля совершили порядка 1,3 тыс. клиентов маркетплейса, причем 472 машины были заказаны в четвертом квартале минувшего года.
На российском рынке все больше проявляется доминирование китайских автобрендов. По итогам 2024 года автомобили марок из Поднебесной заняли практически 60% всего рынка новых легковых авто в России, при этом отечественная LADA остается лидирующим брендом на рынке легковых авто. Всего на российский рынок поставляется около 60 разных марок авто от китайских брендов, общее количество которых перешагнуло за 140. Из них около 30 реализуется официальными дилерами. Также, по данным «Автостата», восемь марок «китайцев» вошли в топ-10 самых продаваемых авто в России
в 2024 году.
По данным Минпромторга РФ, Ростовская область заняла восьмое место
в рейтинге регионов по продажам новых транспортных средств в январе-июне 2024 года. Интерес к машинам с пробегом из Поднебесной увеличился на 2,5% за тот же период.
Как обстоят дела с отечественными и китайскими автомобилями в Ростовской области по итогам 2024 года? Какие модели оказались самыми востребованными среди российских покупателей, и какую часть рынка занимают отечественные бренды на этом фоне? Эти и другие вопросы обсудим
с участниками рынка на круглом столе «Коммерсантъ-Ростов».
Вопросы для обсуждения:
- Итоги и перспективы развития авторынка. Какое количество китайских автобрендов произведено в РФ или завезено, а затем реализовано
и зарегистрировано в Ростовской области? - Статистика продаж китайских брендов автомобилей: какие марки стали драйверами роста спроса в 2024? Есть ли среди них автомобили для коммерческого использования?
- Какие прогнозы по изменению стоимости китайских машин в различных сегментах (массовом, премиальном)? Есть ли запрос на использование альтернативных видов топлива для корпоративных автопарков, а также
на гибридные и электромобили? - Как ключевая ставка ЦБ повлияет на доступность приобретения авто в 2025 году?
- Операционный лизинг: какие условия для приобретения автотранспорта могут предложить лизинговые компании для бизнеса?
- Для каких видов бизнеса сейчас чаще всего приобретаются китайские автомобили и какие?
- Пользуются спросом только новые автомобили или авто с пробегом тоже?
Приглашаются к участию: представители дилерских центров, банков, лизинговых, страховых и транспортно-логистических компаний