Круглый стол «Бизнес в наследство»
Сохранить и передать
Предприниматели и эксперты обсудили вопросы наследования бизнеса
Вопросы передачи своего дела детям, создания семейного бренда, обычно не являются для предпринимателей первоочередными, о них не задумываются каждый день. Тем не менее эти вопросы являются значимой составляющей стратегического планирования, и интерес к ним возрастает. На площадке «Коммерсантъ-Прикамье» предприниматели и юристы обсудили актуальные вопросы и проблемы наследования, а также поделились собственным опытом передачи бизнеса детям.
Модератор круглого стола, исполнительный директор НП «Клуб финансистов Пермского края» Наталья Давыдова отметила, что, по результатам опроса радио «Серебряный дождь Пермь», всего 6% респондентов заявили, что их дети участвуют в управлении бизнесом и готовы его возглавить. Половина же опрошенных заявили, что готовы передать бизнес, но столкнулись с проблемами при реализации этого процесса либо не видят подходящего преемника.
Гендиректор клиники немецкой стоматологии «Гутен Таг» Дмитрий Карпинский, управляющий бизнесом совместно с женой и дочерью, рассказал, что сам пошел в медицину, ориентируясь на пример мамы. «Я вырос в семье служащего и медика. Рассказы мамы создавали позитивный образ врача, и мне медицина была интересна с детства. Тем более мама могла помочь, передать часть компетенций. Такой же посыл я старался транслировать своей дочери Ксении. Когда она задумалась, чем будет заниматься, я предложил попробовать себя в здравоохранении, тем более что я могу передать определенный опыт, чтобы стартовать в этой сфере было проще», – поделился предприниматель.
По его словам, Ксения начала знакомиться с работой клиники с десяти лет: работала уборщицей, администратором, медсестрой. «В итоге она знала процесс от начала до конца еще до того, как окончить медицинский университет», – отметил Дмитрий Карпинский. После года работы врачом его дочь заинтересовалась менеджментом здравоохранения. Сейчас Ксения является исполнительным директором «Гутен Таг», занимается оперативным управлением клиникой и владеет 30% бизнеса. «Думаю, хорошо, что компанией управляет свой, понятный человек. Если бы у дочери не было интереса к бизнесу, пришлось бы искать стороннего управляющего, но мне повезло. Не каждый управляющий со стороны может смело сказать о том, что надо что-то поменять переделать, сделать лучше, а с Ксенией мы можем обсуждать все открыто», – подчеркнул Дмитрий Карпинский.
У предпринимателя, директора ООО «Пермские автобусные линии» и ООО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» Олега Сасунова ситуация сложилась иначе. Интерес к бизнесу проявил только один из сыновей. «Младший – абсолютный гуманитарий, окончил университет, потом с красным дипломом Высшую школу экономики. Его сразу заметили и пригласили в Москву, в продюсерский отдел компании «Базелевс», где он планирует снимать сериалы. Так что он для нашего бизнеса потерян полностью», – поделился господин Сасунов.
Его старший сын, напротив, проявлял интерес к предпринимательству, и вместе с отцом занимался запуском сервиса каршеринга в Перми. «Но семейные взаимоотношения внутри бизнеса выстраивать довольно сложно, и как мы ни пытались – ничего не вышло», – посетовал Олег Сасунов. Сейчас старший сын предпринимателя занимается развитием форелевой фермы. «Ему это нравится, он пошел учиться, глаза горят. А пассажирские перевозки он тянуть вряд ли будет. Я отношусь к этому нормально, пусть занимается тем, что нравится. Я же могу помочь ему стать предпринимателем, научить, передать опыт», – отметил Олег Сасунов.
«Семейный бизнес – один из самых сложных видов предпринимательства», – соглашается учредитель Центрального парка развлечений им. М. Горького Рашид Габдуллин. «Возникает не только множество финансовых, технических, но и психологических моментов. И на мой взгляд, вопрос о передаче – он прежде всего психологический. Бизнес требует зрелого, взвешенного, взрослого подхода, не каждый готов этим заниматься. Поэтому наша задача – сделать так, чтобы дети были счастливы, а являются они при этом предпринимателями или нет, уже не столь важно», – поделился Рашид Габдуллин. Вместе с тем он добавил, что учит своих детей основам финансовой грамотности и планирования, чтобы с достижением совершеннолетия они могли обеспечивать себя самостоятельно.
Исполнительный директор ООО ПК «Северная корона» Антон Сизов поделился опытом получения бизнеса детьми. Идея мастерской по производству неоновой рекламы пришла отцу Антона Виктору Сизову еще в юности, во время просмотра фотографий Лас-Вегаса в одном из американских глянцевых журналов. В 2010-х Виктор Сизов вышел на пенсию и передал бизнес дочери. «Сестра смогла вывести рекламно-производственную компанию на более высокий уровень – арт-предприятия, которое занимается разработкой и оформлением нестандартных пространств. Но моя сестра – человек творческий, ей быстро стало тесно внутри компании, и она решила заниматься не оперативными делами, а поиском новых ниш, интересных людей и направлений, творческими проектами. После этого встал вопрос, кто будет управлять компанией. Я же работал в компании со студенчества, на разных должностях (начиная с печатника), и понимал все процессы. В итоге, после непростых консультаций с сестрой, мы договорились о передаче оперативного управления компанией», – рассказал Антон Сизов.
«Моя сестра – скорее творец, я же больше администратор, и чтобы договориться, понять, чего мы хотим, и выстроить взаимодействие, разложить все по полочкам, нам пришлось даже привлечь психолога», – добавил предприниматель. Он пояснил, что уже сегодня задумывается о механизмах передачи компании преемнику: «Мой отец компанию создавал, чтобы улучшать пространство вокруг. У меня такой же подход. Не обязательно управлять компанией должны родственники, главное – чтобы во главе оставался профессионал, стремящийся к улучшению компании и мира вокруг».
Управляющий партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ» Надежда Пронина рассказала о юридических аспектах процесса передачи активов. «Вопросами наследства занимаются нотариусы. Но когда мы говорим о планировании передачи активов, возникают узкие вопросы из разных областей права: семейного, корпоративного, налогового, банкротного, наследственного. Поэтому работа над стратегией должна быть комплексной, с привлечением юристов», – отметила Надежда Пронина.
«Если не заниматься наследственным планированием, то можно столкнуться с необходимостью поиска активов (что очень сложно, особенно если они хранятся за рубежом), сюрпризами при определении круга наследников, рисками заморозки имущества, участия кредиторов, обесценивания активов. Все это нужно учитывать и задумываться о передаче бизнеса заранее», – подчеркнула эксперт. По ее словам, для планирования передачи активов близким людям существуют разные инструменты: брачный договор, соглашение о разделе имущества, наследственный договор, завещание, личные и наследственные фонды, а также страховые инструменты. Последние позволяют обезопасить наследников на период заморозки активов, то есть до момента вступления в наследство.
Резюмируя обсуждение, Наталья Давыдова подчеркнула: круглый стол продемонстрировал, что успешная передача бизнеса возможна, «главное – все делать своевременно, с умом, креативно, но грамотно».
24 октября газета «Коммерсантъ-Прикамье» проведет круглый стол по теме «Бизнес в наследство».
Наследование бизнеса – одна из актуальных тем на сегодняшний день. Современный бизнес строится на философии, имидже и умении адаптироваться к изменениям. На этих аспектах будут строить свой бизнес и будущие управленцы. Но как заложить у них интерес, чтобы дело развивалось дальше? Все чаще наследники не хотят продолжать дело своих родителей, а значит, управление компанией можно доверить наемному сотруднику. В конечном итоге правильная стратегия передачи бизнеса может сыграть ключевую роль в его дальнейшем развитии и устойчивости. Как сохранить идентичность бренда, заинтересовать наследника и оформить передачу бизнеса, обсудим на круглом столе газеты «Коммерсантъ-Прикамье».
Вопросы для обсуждения:
- Философия и ценности бизнеса: как передать корпоративную философию и ценности, заложенные основателем, следующему поколению управленцев? Какие методы могут помочь сохранить эти принципы в изменяющемся мире?
- Идентичность бренда: как сохранить уникальность и имидж бренда при смене руководства? Какие существуют стратегии для поддержания и развития этой идентичности?
- Адаптация к изменениям: какие подходы могут помочь наследникам адаптировать бизнес к новым условиям рынка, не теряя при этом связи с историей и традициями компании?
- Развитие управленческих навыков: как подготовить будущих управленцев к принятию эффективных решений, сохраняя баланс между инновациями и традициями?
- Интерес и мотивация: какие методы можно использовать для формирования у будущего поколения интереса к управлению бизнесом? Как можно вдохновить его на идею продолжения и развития дела, основанного на наследии?
- Стратегия передачи бизнеса: какие модели передачи бизнеса можно рассмотреть? Как обеспечить плавный переход управления и минимизировать риски, связанные с передачей? Как обезопасить свой бизнес в случае делегирования полномочий управляющему?
Спикерами на мероприятие приглашены:
- Надежда Пронина, управляющий партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ»;
- Дмитрий Карпинский, генеральный директор клиники немецкой стоматологии «Гутен Таг», председатель Гильдии медицинских организаций частной системы здравоохранения Пермской ТПП;
- Рашид Габдуллин, учредитель Центрального парка развлечений им М.Горького;
- Алексей Богдановский, эксперт по комплексному маркетингу интернет-агентства Амадо;
- Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт, автор книг о финансах для детей, основатель проекта «Лесная биржа»;
- Антон Сизов, исполнительный директор ООО «ПК «Северная корона»;
- Олег Сасунов, учредитель и директор ООО «Пермские автобусные линии», ООО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»;
Модератор: Наталья Давыдова, исполнительный директор НП «Клуб финансистов Пермского края».
В качестве участников приглашаются представители крупного, малого и среднего бизнеса, юристы, психологи, адвокаты и представители СМИ.
Круглый стол состоится 24 октября с 13:00 до 15:00 по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 59, конференц-зал газеты «Коммерсантъ-Прикамье».
По вопросам участия обращаться по тел. +7 922 34 177 52 (Мария) или по электронной почте: pr@kommersant-perm.ru.