Круглый стол «Беспилотные авиационные технологии и подготовка кадров»
Беспилотный проект
Специалисты обсудили перспективы развития БАС в Прикамье
С начала этого года в стране стартовал национальный проект «Беспилотные авиационные системы», на реализацию которого до 2030 года будет выделено почти 700 млрд руб. В Пермском крае планируется создать научно-производственный центр, который будет заниматься научными исследованиями, изготовлением и испытанием таких систем. Участники круглого стола, организованного «Ъ-Прикамье», отметили, что у промышленников и ученых есть техническая возможность относительно быстро создать «пермский» беспилотный аппарат. Но на него должно быть конкретное техзадание и подтвержденный заказ. Кроме того, дальнейшее развитие отрасли требует подготовки кадров, развития инфраструктуры и использования всего научно-производственного потенциала региона.
Сегодня беспилотные авиационные системы (беспилотные летательные аппараты) используются для решения множества задач: от поиска пропавших людей и мониторинга протяженных объектов до строительства и археологических изысканий. По словам директора департамента лесообеспечения ПЦБК Ивана Полынского, специфика применения БПЛА зависит от особенностей каждого региона. Так, значительная часть Пермского края покрыта лесами, поэтому они активно используются лесопромышленниками, министерством лесного хозяйства и другими заинтересованными лицами. До введения запрета на полеты дронов ПЦБК активно применяла технологии воздушно-лазерного сканирования лесных участков (компания арендует свыше 401 тыс. га лесных участков на территории региона).
БПЛА, оснащенный мультиспектральной камерой и специальным сканером, за день может облететь и собрать информацию с площади 500 га. После расшифровки данных сотрудники получают информацию о составе и объеме леса, индексе здоровья растений. «Возможности техники и программного обеспечения позволяют создать цифровой двойник леса и получить информацию о состоянии каждого дерева, – отметил господин Полынский. – Чтобы обойти ту площадь, которую за день облетает беспилотник, человеку потребуется минимум четыре дня».
Начальник отделения беспилотных авиасистем ГУ МЧС по Пермскому краю Илья Домрачев отметил, что в региональном управлении БАС различного типа эксплуатируются уже пять лет. «Подразделение использует их для мониторинга местности, например при наводнении или угрозе лесных пожаров. Мы работаем и на городских пожарах, занимаемся поиском потерявшихся людей, за прошедшие годы их найдены десятки», – поделился сотрудник МЧС. По его словам, подразделение использует как иностранные, так и российские БАС. Причем последние не всегда соответствуют характеристикам, которые заявляет производитель.
Вопрос производства конкурентоспособных дронов и подготовки кадров для их изготовления и эксплуатации участники круглого стола обсудили отдельно. Замдиректора научно-образовательного центра авиационных композитных технологий пермского политеха Глеб Шипунов рассказал, что в Пермском крае планируется создание научно-производственного центра, в котором будут аккумулированы все компетенции по разработке в сфере БАС, их испытаниям и производству. По словам господина Шипунова, у Прикамья по ряду позиций есть конкурентные преимущества перед другими регионами. «В политехническом университете разработана технология производства изделий из композитных материалов, а у ПГНИУ есть компетенции по созданию оптических компонентов для различных систем БПЛА». Глеб Шипунов убежден, что все возможности ученых, промышленников и образовательных структур могут быть объединены на базе научно-производственного центра.
Директор Пермского авиационного колледжа им. Швецова Александр Дическул рассказал, что с сентября прошлого года учреждение открыло образовательную программу по подготовке специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем. Каждый год для обучения по ней планируется набирать по 25 человек. Ее выпускники смогут управлять и обслуживать беспилотники различных типов, а также программировать их. «Мы заинтересованы сотрудничать с эксплуатантами беспилотных систем, отправлять ребят на практику, заключать договоры с предприятиями на подготовку специалистов, но пока мы не можем получить обратную связь от бизнеса, сколько таких специалистов требуется», – посетовал господин Дическул.
Первый заместитель управляющего директора – главный конструктор АО «ОДК-СТАР» Сергей Остапенко говорит, что промышленные предприятия края и местные ученые имеют технологические и интеллектуальные возможности, чтобы разрабатывать и производить беспилотники в Перми. «В регионе есть все необходимое: композиты, навигация, программное обеспечение, – отметил он. – Но для того, чтобы заниматься этой работой, нужно техзадание с конкретными характеристиками и понятный объем заказа. Последних я пока не вижу». По мнению главного конструктора, Пермскому краю гораздо выгоднее изготавливать финишные изделия, а не продавать компоненты для БАС производителям из других регионов. «Еще одно преимущество наших предприятий – это наличие у многих из них сертификатов разработчиков и производителей авиационной техники», – подчеркнул он.
Сергей Остапенко добавил, что «ОДК-СТАР» вместе с аэрокосмическим факультетом политеха поддерживает деятельность авиационных инженерных классов в средних общеобразовательных школах №76 и 96. В рамках образовательных программ ученики знакомятся в том числе и с принципами работы беспилотных систем».
Кроме того, команда «ОДК-СТАР» в начале марта вышла в полуфинал федерального конкурса «Кибердром»: участники удаленно управляли дронами и наземными роботизированными системами, выполняя задания по перемещению грузов.
По словам декана аэрокосмического факультета ПНИПУ Владимира Модорского, сегодня вуз наладил сотрудничество с восемью пермскими школами, где созданы авиационные классы. «Их основной задачей является создание условий для последующего поступления ребят в инженерные вузы, а затем трудоустройства в профильные организации, – пояснил он, – то есть речь идет о создании цепочки «школа – вуз – предприятие».
Первый замминистра территориальной безопасности края Альберт Марданов рассказал, что министерством запущена собственная ознакомительная программа операторов БАС. При этом он отметил, что пока использование беспилотников в регионе ограничено указом губернатора. «Исключения составляют полеты в интересах госструктур, организаций водоснабжения и топливно-энергетического комплекса, – уточнил он. – Коммерческие эксплуатанты БАС могут выполнять полеты в их интересах даже в условиях ограничений».