VIII Сибирский форум «Ритейл будущего: новые форматы, технологии и поведение потребителя»
Ритейл будущего: новые форматы, технологии и поведение потребителя
Состоялся VIII Сибирский форум «Ритейл будущего», организованный ИД «Коммерсантъ» совместно с OR Group при поддержке министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Форум стал постоянным местом встречи ведущих игроков отрасли федерального и регионального уровня с независимыми международными и российскими экспертами. «Ритейл будущего» — это самая актуальная аналитика, реальные кейсы и обмен опытом.
Последние два года стали для рынка ритейла турбулентными, кардинально поменялось поведение потребителя, и представителям отрасли важно понимать, что необходимо учитывать в новой реальности для успешной деятельности.
На главный вопрос — «Есть ли будущее у ритейла?» — отвечали ведущие эксперты отрасли.
Тренды отрасли: online-дискаунтеры, offline-впечатления и здоровый образ жизни
Пандемия ускорила некоторые процессы, которые наметились до нее, и многие тренды уже укрепились в сознании потребителя. Сегодня потребитель, стремясь сэкономить, легко может перейти в другой ценовой сегмент, обратить внимание на собственную торговую марку сети, если цена на нее более привлекательна. Также эксперты отмечают, что в магазины покупатели ходят за впечатлениями и отдают свое предпочтение бутиковому формату, где «бутиковый» — это небольшой магазин, капсульная коллекция и индивидуальный подход к покупателю.
«Лидером роста остается онлайн-торговля, хотя ее темпы несколько снизились по сравнению с 2020 годом. Россия в этой сфере относится к наиболее динамичным рынкам. И здесь важную роль играют быстрая доставка, большой ассортимент и удобство. В офлайне же покупателю важны красивая выборка и освещение, тактильность, эмоции от живого общения»,— рассказала руководитель направления по работе с ритейлерами Сибири и Дальнего востока NielsenIQ Мария Гаранина. По ее словам, лидерами офлайн-торговли в Сибири и на Дальнем Востоке остаются дискаунтеры и малые форматы торговли. Потребление в дискаунтерах в России достигает 32%, для сравнения: в Европе — 25%. Цена остается одним из главных критериев привлекательности для покупателя, отмечает эксперт. Это подтверждают и данные, представленные компанией GfK: самыми важными факторами являются скидки и цена, поэтому люди идут в дискаунтеры.
Согласно исследованию GfK, 29% опроса участников рассказали, что имеют проблемы с работой, 48% намерены перейти от известных брендов к менее дорогим. Поиском промотоваров заняты 66% покупателей. Исследователи зафиксировали рост хард-дискаунтеров (+49% год к году) и онлайн-торговли (+38%) «Покупателями сегодня движет рациональность. Растет доля запланированных покупок, при этом частота их снижается, сокращаются объемы потребления, но чек в рублях растет»,— рассказала руководитель кластера по работе с ритейл-клиентами GfK Виктория Давитаиа. Эти данные подтверждает и заместитель директора PWC в Новосибирске Максим Хайруллин. «Скидки — это вопрос стратегический, вопрос доверия. Агрегатор всегда позволит сравнить цены и увидеть, где скидки реальны. Несколько раз наткнувшись на нечестную скидку, покупатель перестанет доверять этой сети»,— предостерег он ритейлеров.
«Уровень цен — важный фактор для российского потребителя. Чистый доход падает, внутренний спрос падает, уровень безработицы растет, объем потребления снижается. Но несмотря на это, прогноз позитивный: Россия восстанавливается от последствий пандемии даже более быстрыми темпами, чем Европа и США. Если говорить о балансе между ценой и качеством товаров, цена все равно доминирует, поэтому мы видим стремительное развитие жестких дискаунтеров. При этом у людей повышаются требования к качеству продуктов»,— рассказал господин Хайруллин
Около 40% опрошенных уделяют внимание сегменту ESG (экологическое и социально осознанное направление), но не готовы за это существенно переплачивать, вероятно поэтому, в отличие от других стран, в российском ритейле практически нет роста ESG сегмента, то же самое касается и ЗОЖ — тренд есть, но он не ускорился. «ЗОЖ-товары будут расти и дальше, но пока уровень доходов населения падает, быстрее будут расти дискаунтеры»,— пояснил он.
По результатам исследования PWC за 2020 и 2021 годы, несмотря на то что онлайн-торговля в 2020 году приросла на 59% по сравнению с 2019 годом, она все еще занимает сравнительно небольшую долю рынка, при этом офлайн-торговля не планирует сдаваться и постепенно восстанавливает объемы. Это в том числе связано с высоким спросом на любые активности вне дома. Онлайн-продажи выросли во всех сегментах ритейла, в том числе в цветочном бизнесе.
Подтверждает интерес покупателей к онлайну и выход AliExpress на российский рынок. «AliExpress Россия» был основан в 2019 году, а в 2021 году открылся первый в России склад AliExpress в городе Чехове. За два года на платформе зарегистрировалось более 75 тыс. продавцов, а ассортимент товаров составил более 11 млн позиций. Среди них более двух тысяч продавцов и порядка 180 тыс. товаров из Новосибирской области. «Сейчас 30% от оборота на платформе приходится на аудиторию российских продавцов»,— рассказала руководитель регионального проекта «AliExpress Россия» Серафима Быканова. Сегодня AliExpress предлагает локальному бизнесу возможность развития на своей онлайн-платформе за счет не только присоединения, но и использования внутренних сервисов AliExpress для продвижения товаров, участия в акциях и распродажах. Серафима Быканова отдельным трендом в продвижении товаров называет налаженную работу с блогерами, где продавец платит процент блогеру по факту продажи товара.
Продолжает набирать обороты смежный формат: так, в обувном магазине можно купить верхнюю одежду, посуду и выпить чашечку кофе. Яркий тому пример — компания OR Group, рассказала заместитель генерального директора Наталья Паули: «Теперь мы OR Group, а не “Обувь России” — смена названия продиктована тем, что наши магазины — это уже не только обувь. Мы предлагаем нашим покупателям, помимо обуви, домашнюю одежду, повседневную и верхнюю одежду, а также посуду. Сегодня мы работаем как маркетплейс, причем и онлайн, и офлайн. Взаимодействие с поставщиками автоматизировано и идет через торговую платформу “Продаем”, которая интегрирована с 1C и позволяет управлять продажами в онлайн-режиме. Также мы стали развивать логистические сервисы — сотрудничаем с 19 партнерами, и наши торговые точки работают еще и как пункты выдачи заказов. Кроме того, компания предоставляет финансовые сервисы покупателям: рассрочку платежа, денежные займы, причем не только на покупку обуви. Мы работаем для своей аудитории, и такой формат действительно показал свою успешность. Выручка магазинов в 2020 году составила более 10 млрд руб.». Таким образом, магазины превращаются в многофункциональные сети, которые не только продают товары, но и оказывают различные услуги.
Реализация трендов на практике: опыт международных брендов и регионального семейного бизнеса
Одни из самых успешных игроков рынка ритейла представили реализацию трендов в своей работе. Будь то международный бренд или семейный бизнес, факт остается неизменным — успех деятельности зависит от серьезного анализа потребительских предпочтений и оперативной реакции на изменение поведения потребителя.
Тезис руководителя кластера по работе с ритейл-клиентами компании GfK Виктории Давитаиа о том, что покупатель — главный, и выживет тот, кто сможет приспособиться к потребителю нового типа, продолжил в своем докладе заместитель директора «ИКЕА Новосибирск» Михаил Чуркин. По результатам исследования компании IKEA выяснилось, что 40% россиян не понимают, как можно стильно и функционально обустроить дом, а 60% жителей страны живут в типовых сериях домов. Реагируя на запрос потребителя, IKEA запустила сервис дизайн-проектов типовых квартир, который позволяет жителям России получать идеи обустройства их домов и сразу покупать задействованные в проекте товары. А учитывая общий тренд поведения потребителя, IKEA создает варианты экоквартир.
В Новосибирск зашел еще один крупный представитель отрасли — Decathlon, французская компания, специализирующаяся на разработке, производстве и розничной торговле спортивными товарами более чем для 70 видов спорта. За день до официального открытия магазина форум посетил директор по логистике Decathlon Александр Шульц. Реагируя на серьезные изменения, как рыночные, так и демографические: рост e-commerce, провал демографии 90-х годов, забота о собственном персонале (сокращение физической нагрузки и линейный рост персонала), компания внедрила проект, где всю работу на складе выполняют роботы. Все товары, продаваемые через интернет сконцентрированы на маленькой площади и разложены на стеллажах по ротации. «До запуска проекта сотрудник в день проходил 30 тыс. шагов. Сейчас товар приходит к человеку сам. Также сотруднику нужно делать меньше операций: весь товар промаркирован, система показывает, куда его нужно положить. Все это сводит уровень ошибок к нулю. Благодаря внедрению этого проекта мы идем к восьмикратному росту производительности (сейчас она выросла в четыре раза)»,— рассказал Александр Шульц.
Исключительный подход в работе продемонстрировал опыт семейной компании «Букет опт» (цветочные базы). Решение автоматизировать некоторые процессы было продиктовано желанием исключить внутренние конфликты, которые возникали из-за сроков обработки заказов или их срывов. «Это выглядело так, будто кассир на кассе в продуктовом магазине вдруг говорит: “Мне нужно отнести заказ”, встает и уходит. Мы разложили весь процесс на простые алгоритмы: завели в CRM личные кабинеты каждой торговой точки, голосовые звонки отдали роботу, доставку осуществляет такси. Окончательно настроить новую схему работы помогла обратная связь от членов команды. Итог — число онлайн-заказов выросло в три раза, стоимость доставки снизилась, за два года мы выросли в три раза, теперь мы придерживаемся правила “доставка за 60 минут”. Но самое главное — освободилось время у наших продавцов, люди начали работать с клиентами, не тратя силы на обработку онлайн-заказов»,— описал процесс перестройки Даниил Бадыгов, директор по развитию компании «Букет опт».
Тему динамичного развития ритейла, который естественным образом связан с приобретением активов, продолжил в своем выступлении партнер юридической компании LexProf, руководитель практики защиты активов и банкротства Семен Смирнов. В момент заключения сделки важно обращать внимание на основания для ее отмены. Они могут быть общегражданскими (защита прав сторон), специальными корпоративными (защита прав акционеров, собственников), специальными банкротными (защита кредиторов). Неприятными последствиями отмены становятся возврат полученного и компенсация стоимости, возмещение неосновательно полученных благодаря сделке доходов и сам факт того, что сделка не состоялась. Кроме того, последствиями отмены могут стать понижение очередности удовлетворения требований и увеличение периода выплаты процентов за пользование общими денежными средствами по отношению к общим последствиям. Семен Смирнов советует рителейрам, чтобы обезопасить себя, исследовать глубину корпоративной структуры владения, оценить сделки с заинтересованностью (в интересах родственников), обратить внимание на крупные сделки, требующие обязательного корпоративного одобрения. «На практике случается так, что лицо, которое защищается, должно доказывать все»,— пояснил он. Юридические компании предлагают ритейлерам провести комплексный правовой аудит, чтобы оценить риски будущего банкротства предприятия и свести к минимуму негативные последствия.
Сейчас рынок ритейла переживает период стремительных изменений, эксперты уверены, что это еще не конец: трансформация продолжается, конкуренция становится все сильнее. Лидирующие позиции смогут занять те, кто сможет перестроить свои бизнес-процессы быстро и эффективно.
При поддержке Министерства Промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области
Издательский дом «Коммерсантъ» совместно с OR GROUP проводит VIII Сибирский форум «Ритейл будущего: новые форматы, технологии и поведение потребителя». Новосибирск уже в восьмой раз станет местом встречи ведущих игроков розничного рынка Сибири с мировыми и российскими экспертами в области ритейла.
Цель форума: создать в Новосибирске постоянно действующую площадку для профессионального общения участников регионального розничного рынка, обмена опытом и получения актуальной и достоверной информации о состоянии отрасли.
Вопросы к обсуждению:
- Ритейл после пандемии: тренды и стратегии.
- Технологии и инновации в ритейле: автоматизация, роботизация, цифровые системы, голосовые помощники и пр.
- Малые розничные форматы — тренд на рынке.
- Формирование покупательского опыта — торговый центр на экране смартфона.
- Логистика как фактор конкурентоспособности.
- Маркетплейсы и розничные сети — конкуренты или партнеры?
- Развитие цифровых, логистических, финансовых сервисов — новые точки роста для ритейла.
Среди спикеров:
- NielsenIQ
- IKEA
- Decathlon
- AliExpress Россия
- OR GROUP
- Цветочные базы «Букет Опт»
- PWC
Подать заявку на участие можно на сайте
Возрастное ограничение 16+