Layer 1

Юридическая конференция «Последние изменения: маркировка рекламы, персональные данные, маркетплейсы»

16 мая 2024 Четверг
Юриспруденция
Место проведения: DoubleTree by Hilton, Новосибирск, ул. Каменская, 7/1
Время: 10:00 — 13:00
Юридическая конференция «Последние изменения: маркировка рекламы, персональные данные, маркетплейсы»

Во всех сферах нашей жизни стремительно происходит цифровая трансформация. Законодатель не отстает от таких тенденций и постепенно обновляет правовое регулирование в цифровой среде. Бизнес же сегодня едва успевает отслеживать изменения в этом регулировании. Самые актуальные события в правовом поле обсудили на юридической конференции, организованной юридической компанией «ЛексПроф» и сибирским представительством издательского дома «Коммерсантъ».

Татьяна Гончарова«География наших клиентов — от Калининграда до Сахалина — позволяет систематизировать вопросы, которые являются актуальными, острыми в последнее время. И именно по этим вопросам мы стараемся проводить такие встречи с бизнесом, для того чтобы поделиться своим опытом»,— начала конференцию адвокат, управляющий партнер ЮК «ЛексПроф», заслуженный юрист Новосибирской области Татьяна Гончарова.

Регулирование деятельности маркетплейсов: начало положено

Одно из обсуждаемых грядущих изменений на рынке сегодня — закон, который будет регулировать деятельность маркетплейсов.

Илья МаниловСтарший юрист ЮК «ЛексПроф», дипломированный специалист в сфере цифрового права Илья Манилов такое внимание к регулированию деятельности агрегаторов объясняет тем, что в последнее время все большее количество продавцов и покупателей уходит в онлайн­-пространство. Статистика показывает, что за 2022 год объем рынка розничной интернет­-торговли в России составил 5,7 трлн руб. и 2,8 млрд заказов. А в 2023 году объем российского рынка электронной коммерции приблизился к отметке 8 трлн руб.

«Такая востребованность онлайн­-торговли предопределила ее значительное влияние на гражданский оборот, на экономическое и правовое положение представителей бизнеса, использующих платформы маркетплейсов для реализации товаров, а также на интересы простых граждан-­потребителей. Между тем в правом поле долгое время отсутствовало унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов, что создавало множество правовых коллизий и пробелов в спорных ситуациях. Поэтому очевидно, что государство решило навести порядок в этой области и сформировать единые правовые положения. Законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов, будет рассматриваться в Госдуме в первом чтении уже в мае»,— рассказал Илья Манилов.

Проект нового закона четко определил стороны правоотношений, их права и обязанности, договорные конструкции между сторонами. Теперь в таких отношениях можно выделить владельца агрегатора информации о товарах, продавца товаров, владельца пункта выдачи заказов (ПВЗ) и покупателя.

К тому же закон предусматривает разные виды договоров: договор между владельцем агрегатора и продавцом об оказании услуг по организации электронной торговли на площадке, а также договор между владельцем агрегатора и владельцем ПВЗ об оказании услуг по доставке и выдаче, получению, хранению, возврату товаров.

Примечательно, что при заключении договоров маркетплейсы должны проводить процедуру подтверждения подлинности профиля продавца и владельцев ПВЗ. Для этого нужны будут документы, которые удостоверяют личность либо подтверждают регистрацию юрлица.

Все договоры площадка будет обязана публиковать на своем сайте, причем не только последнюю редакцию, но и все предшествующие.

Если в отношении продавцов, покупателей, владельцев ПВЗ новый закон предусматривает достаточно объемный перечень прав, то в отношении маркетплейсов преобладает немалое количество обязанностей и ограничений.

Одно из ощутимых ограничений — это запрет для агрегатора требовать платежи в связи с возвратом товаров покупателем. В случае отказа покупателя от товара надлежащего качества агрегатор не сможет компенсировать расходы по доставке.

Особенно много ограничений касается маркетплейсов, на площадках которых доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями, превышает 20% от общего объема сделок, совершенных на других маркетплейсах за предшествующий год. Таким площадкам запрещено создавать дискриминационные условия, препятствия для доступа на рынок, создавать преимущества по позиционированию своих товаров на своей площадке. Также устанавливаются максимальные пределы взыскиваемых крупным агрегатором сумм вознаграждений и неустоек — не более 10% от стоимости товара и не более 15% от стоимости услуг соответственно.

«Принятие закона в текущей редакции влечет за собой разные риски для маркетплейсов, продавцов и покупателей. Но очевидно, что в конечном счете все это приведет к увеличению стоимости товаров для конечного потребителя»,— заключает Илья Манилов.

Большой ­большой секрет: как правильно обрабатывать персональные данные

Много вопросов у бизнеса вызывает и закон о персональных данных (ПД), а также его применение.

Ирина КалашниковаСпециалист­-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу Ирина Калашникова подчеркивает, что этот закон на сегодняшний день касается практически всех: «Закон не распространяется только на обработку персональных данных физическими лицами, если она осуществляется в личных целях, в личных семейных интересах. А вот если физическое лицо обрабатывает чужие персональные данные в других целях, например, ведет в интернете блог, переписывается с клиентами, то в таком случае на него в полной мере распространяются все положения законодательства о персональных данных, которые касаются обязанностей и прав операторов, осуществляющих обработку».

В применении закона операторами есть много нюансов. «На первый взгляд кажется, что всегда необходимо согласие на обработку персональных данных. На самом деле закон предусматривает, что согласие необходимо только в тех случаях, когда нет иных правовых оснований. Гражданин это согласие может не давать, это его добровольное право»,— поясняет Ирина Калашникова.

Многие операторы персональных данных не вникают и в содержание формы согласия. Такая форма обычно у многих «типовая», а гражданину нужно поставить в ней лишь подпись и дату.

Ирина Калашникова отмечает, что это противоречит действующему законодательству. «Субъект персональных данных принимает решение о даче согласия добровольно, в своих интересах, по своей воле. Это означает, что он даже в типовом согласии должен иметь возможность выбора: в отношении каких данных давать или не давать согласие, на какой срок. Если вы используете типовое согласие, то создайте в нем возможность поставить галочки, уточнить пункты и так далее»,— рекомендует эксперт.

В дополнение темы Илья Манилов рассказал про обязательный перечень документов, который должен быть у оператора персональных данных, и про их внутреннее содержание с учетом последних изменений, вступивших в силу в 2023 году.

Так, в политике конфиденциальности для каждой цели обработки нужно определить четыре группы сведений: категории и перечень данных, категории субъектов ПД, способы и сроки обработки и хранения данных, порядок уничтожения.

Появилось отдельное требование к созданию положения о защите ПД. В этом документе нужно прописать процедуры, которые помогут предотвратить и выявить нарушения Федерального закона от 27 июля 2006 года №152­ФЗ «О персональных данных».

Операторы также должны иметь положение об уничтожении ПД. В нем нужно прописать новые правила о том, как оператор подтверждает факт уничтожения данных субъекта ПД.

«Оператор, который уничтожил ПД, должен оформить акт об уничтожении, а также выгрузку из журнала регистрации событий в информационной системе, если обрабатывает данные с помощью средств автоматизации»,— поясняет Илья Манилов.

Еще одно нововведение, которое действует с 2023 года, — обязательное требование к наличию у операторов акта оценки возможного вреда субъектам персональных данных. Очевидно, появление этих поправок было связано с громкими скандалами по поводу утечки большого количества персональных данных у крупных организаций.

«Поскольку оценка степени вреда затрагивает вопросы безопасности данных в информационных системах, то, полагаю, в ответственную комиссию необходимо включить специальный отдел информационной безопасности»,— уверен Илья Манилов.

Стоит обратить внимание, что именно юристы смогут провести независимый аудит наличия всех необходимых документов у операторов персональных данных и проверить содержание этих документов на соответствие Федеральному закону №152­ФЗ. Такой аудит в последующем поможет свести к минимуму риски, связанные с привлечением к административной ответственности.

Маркировать или не маркировать?

Павел РыбакМного вопросов у предпринимателей вызывает и закон о маркировке рекламы. Юрист ЮК «ЛексПроф» Павел Рыбак отмечает, что здесь важно понимать, что является рекламой, а что — информацией.

Для начала Павел цитирует определение из Федерального закона от 13 марта 2006 года №38­ФЗ «О рекламе»: «Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация же определяется как сведения независимо от формы их представления».

«То есть, исходя из соотношения данных понятий, мы уже видим, что информация — понятие более широкое. Соответственно, каждая реклама является информацией, но не каждая информация является рекламой. Рассмотрение споров как Федеральной антимонопольной службой (ФАС), так и в дальнейшем в судебном порядке сводится к выяснению того, что является рекламой, а что не является»,— поясняет Павел Рыбак.

По его словам, информация о собственных товарах и услугах без всяких призывов и без какого­либо специального оформления не является рекламой, и маркировать ее не нужно.

К информации можно отнести и аналитические материалы — различные статьи, в том числе научные, обзоры внутреннего или внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, данные спонсоров и партнеров с логотипами. «Здесь стоит сделать оговорку, что сами по себе данные спонсоров и партнеров не являются информацией, подлежащей маркировке»,— говорит эксперт.

Но если, допустим, у компании происходит какая­то интеграция, и там упомянут спонсор, характеристики того или иного товара в определенном контексте, то тогда это уже будет спонсорская реклама, и в таком случае маркировать такую информацию необходимо.

В рамках закона о маркировке интернет­рекламы уже есть интересная практика. По одному из дел застройщик пожаловался в ФАС на другого застройщика в связи с тем, что рекламные сведения второго застройщика не были промаркированы.

Тем не менее первоначально ФАС подтвердила, что такая информация носит справочный характер. Но в дальнейшем, при обжаловании решения ФАС, суд пришел к следующим выводам: если информация есть на другом ресурсе (сообщество в «Вконтакте», например), значит, это является рекламой. Таким образом закон защищает рынок от недобросовестной конкуренции, уверен Павел Рыбак.

Екатерина АнуфриеваВ этом вопросе есть и много «технических» моментов. Специалист цифровой практики ЮК «ЛексПроф» Екатерина Ануфриева рассказала про то, как необходимо размещать токены, информацию о рекламодателе при маркировке того или иного рекламного макета: «Если мы говорим об общих правилах, то рекламное объявление должно содержать в первую очередь пометку “реклама”, название организации либо фамилию индивидуального предпринимателя, токен. Также рекомендуется указать ИНН, ОГРН, ОГРНИП».

«Если размещается один и тот же макет на разных площадках, то можно получить на него один токен. Но если мы хоть как­то его поменяем — это уже будут разные макеты, и нужно будет оформлять разные токены»,— поясняет эксперт.

В законе также есть важные рекомендации относительно публикаций. Информация о рекламодателе, токене должна контрастировать с общим фоном макета в том случае, когда маркировке подлежит видеоматериал, изображение.

«Если мы говорим про черный фон, информация о рекламе и токене должна быть более контрастной, к примеру, белого цвета. Это делается для того, чтобы потребитель сразу видел, что этот пост является рекламой»,— говорит Екатерина Ануфриева.

По ее словам, сегодня многие клиенты интересуются тем, как можно в Telegram промаркировать видео в кружке с технической точки зрения.

Екатерина поясняет, что после видео нужно продублировать информацию текстом и уже ее промаркировать. Эксперты предупреждают, что важно не только маркировать рекламу и получать на нее токены, но и отчитываться об этом впоследствии.

Что касается последствий нарушений при маркировке рекламы, то существует риск привлечения к административной ответственности, причем в настоящее время штрафы достигают 500 тыс. руб. Важно и то, что к ответственности могут быть привлечены как рекламодатели, так и рекламораспространители.

Партнер ЮК «ЛексПроф» Алена Афанасьева подчеркивает, что задача юристов состоит и в том, чтобы применять превентивные меры. Эксперт говорит, что с клиентами они учатся фиксировать все изменения, создавать специальные чек­листы по принятым решениям. Алена Афанасьева рекомендует обезопасить свой бизнес — сохранять скриншоты публикаций, собирать нужную информацию, чтобы в случае возникновения спорных ситуаций были все необходимые доказательства.

В заключение конференции эксперты подчеркнули, что все вышеуказанные правовые сферы достаточно молодые и постоянно меняющиеся в части регулирования, поэтому каждый кейс уникален, и лишь при помощи квалифицированных специалистов можно максимально себя обезопасить от штрафов и других рисков.

Сибирское представительство издательского дома «Коммерсантъ» приглашает вас на юридическую конференцию «Последние изменения: маркировка рекламы, персональные данные, маркетплейсы».
На ней эксперты из компании «ЛексПроф» совместно с руководителями подразделений УФАС по НСО и Роскомнадзора проведут для вас практическое занятие по маркировке рекламы в интернете, а также разберут новые требования по обработке персональных данных и расскажут о принятии закона о маркетплейсах и о грядущих изменениях в правилах для агрегаторов и пользователей.

Встречаемся 16 мая и разбираемся вместе.

_____________________________________________________________________________

Возрастное ограничение: 16+

Поделиться:

Программа

16 мая Четверг

Эксперты:

  • Татьяна Гончарова
    Татьяна Гончарова

    адвокат, управляющий партнер ЮК «ЛексПроф», заслуженный юрист Новосибирской области

  • Илья Манилов
    Илья Манилов

    старший юрист ЮК «ЛексПроф», дипломированный специалист в сфере цифрового права

  • Екатерина Ануфриева
    Екатерина Ануфриева

    специалист цифрового права ЮК «ЛексПроф»

  • Павел Рыбак
    Павел Рыбак

    юрист ЮК «ЛексПроф»

  • Ирина Калашникова
    Ирина Калашникова

    специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ:

По вопросам участия: