Энергетика и ЖКХ. Реновация систем ресурсоснабжающих коммуникаций городов
Реновация коммуникаций: в Новосибирске эксперты обсудили главные проблемы ЖКХ и энергетики
Почему не хватает инструментов привлечения инвестиций в секторы тепло-, водо- и энергоснабжения и какие меры могут повысить объемы частных вложений — обсудили представители власти, бизнеса и экономики на конференции «Энергетика и ЖКХ. Реновация систем ресурсоснабжающих коммуникаций городов», организованной сибирской редакцией издательского дома «Коммерсантъ» в Новосибирске.
Модератором выступил главный редактор информационно-аналитического центра «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов. «Каждый раз, участвуя в подобных конференциях я убеждаюсь, что интерес растет, отклик живее и решения для вопросов, которые мы обсуждаем, становятся более понятными, прозрачными и более комфортными к принятию», — начал он.
Власть
Первыми в рамках конференции высказались представители федеральной власти.
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, до 2030 года на модернизацию инфраструктуры ЖКХ страны предусмотренно финансирование в размере 4,5 трлн руб. из бюджетных и внебюджетных средств. Директор департамента развития ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ РФ Александр Федяков в своем выступлении отметил, что также должно быть улучшено качество предоставления коммунальных услуг для 20 млн человек, построено и модернизировано две тысячи объектов питьевого водоснабжения, благоустроено 30 тыс. общественных пространств и так далее. Работы будут проводиться в рамках реализации федеральной программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры».
«До 1 апреля этого года необходимо было заключить соглашения с субъектами РФ, по которым из бюджета будет предоставляться субсидия для проведения ремонтов и реконструкции линейных объектов, — сказал господин Федяков. — Перед субъектом стоит задача привлечь внебюджетные источники финансирования не менее 20%, утвердить инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций».
По его словам, простимулировать частные компании выступить в роли операторов должны меры по запрету на участие в концессиях государственных и муниципальных унитарных предприятий.
«С сентября вступает в силу закон, согласно которому ГУПы и МУПы не смогут выступать в роли концессионеров. Также этот законопроект направлен на изменение процедуры внесения изменений в концессионное соглашение»,— подчеркнул Александр Федяков.
Замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Георгий Попов отметил, что в России используется 350 тыс. км тепловых сетей в однотрубном исчислении (25% от мирового объема, что сопоставимо с длиной экватора, увеличенной более чем в 8 раз), 502 теплоэлектростанций, 75 тыс. котельных мощностью свыше 2 Гкал/ч.
«Средняя выручка 2,2 трлн руб. в год, однако отрасль планово убыточна: убыток составляет 8-9% и он стабилен с 2016 года. Дебиторская задолженность, отставание тарифов в ЖКХ от инфляции прирастает, в 2022 году оно составило 7%. На эту ситуацию накладывается кратный рост цен на металлы. В итоге выходим на основные цифры Росстата: 60% износа основных фондов в сфере теплоснабжения. Темп замены теплосетей не превышает по России 1,9% при установленном правительством РФ 5% — для того чтобы исправить ситуацию в сфере теплоснабжения»,— рассказал Георгий Попов.
По его словам, для привлечения средств, помимо программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры», есть инфраструктурно-бюджетные кредиты, облигации, средства Фондов национального благосостояния и развития территорий, списание двух третей задолженностей субъектам от денег, направленных на модернизацию инфраструктуры ЖКХ, и так далее. «Безусловно, это и механизм ценовых зон, — рассказал чиновник. — Инструментов много, но, на мой взгляд, нам нужно перейти от разрозненных инструментов поддержки до формирования единых “правил игры”, которые не менялись бы ни на протяжении года, ни на протяжении 10-15 лет, чтобы концессионер понимал свою инвестиционную политику».
Новосибирская область использует все меры федеральной поддержки и реализует собственные механизмы для обеспечения стабильной работы и модернизации отрасли ЖКХ. В регионе в рамках государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» реализуются федеральные проекты и региональные подпрограммы в сфере тепло-водо-газоснабжения.
«С 2019 по 2024 год в регионе с участием федеральных средств реализованы мероприятия по обеспечению качественным водоснабжением в таких населенных пунктах, как город Обь, рабочие поселки Сузун, Тогучин, Карасук, Краснозерское, Усть-Тарка, Маслянино, Кыштовка и других. Прирост численности населения, обеспеченных качественной питьевой водой, в рамках осуществления данных мероприятий составил более 100 тыс. человек»,— сказал и. о. министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Назаров.
На 2025 год в регионе запланировано строительство объектов водоснабжения стоимостью более 2 млрд руб. в 17 муниципальных районах Новосибирской области, а также планируется построить 157 км новых сетей, 10 станций водоподготовки и 14 скважин на сумму порядка 3,5 млрд руб.
Теплоснабжение
Директор по развитию теплового бизнеса «Сибирской генерирующей компании» Лада Линкер рассказала о динамике вложений и модернизации инфраструктуры во всех 14 городах присутствия компании на территории Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской и Новосибирской областей, а также республик Тыва и Хакасия. Ряд городов, где работает компания, отнесены к ценовым зонам, в которых по соглашению с городом и регионом формируется долгосрочная цена. Возможность планировать — один из важнейших инструментов привлечения инвестиций в отрасль.
Общий объем инвестиций компании составляет 97,1 млрд руб. С 2017 по 2024 годы инвестировано уже 45,5 млрд руб. — 47% от плана.
«Ценовая модель позволила выйти на качественно иной объем вложений в развитие систем теплоснабжения: по сравнению с традиционным методом тарифного регулирования “затраты плюс”, объем возможных вложений вырос более чем в 4 раза, — сказала госпожа Линкер. — Компании группы активно инвестируют не только в собственное, но и в муниципальное имущество, причем как в ценовых зонах, так и в населенных пунктах с традиционным тарифным регулированием. Заключено 27 концессионных соглашений, обязательства по которым превышают 30 млрд рублей».
При этом структура вложений в различных ценовых зонах, где работает СГК, разная. Так, например, в Новосибирской области 65% средств инвестируется в снижение износа теплосетей и более 30% — в развитие города. В Красноярском крае же на эти направления уходит 16% и 40% соответственно, а оставшиеся 44% идут на замещение котельных — таким образом, перевод нагрузки на ТЭЦ позволил снизить вредные выбросы в атмосферу на 7 тыс. тонн в год. Структура обусловливается исходя из целей, определенных муниципалитетами во время подписания соглашения с компанией.
Генеральный директор АО «СГК – Новосибирск» Дмитрий Перязев отметил, что основной задачей для компании в Новосибирске было повышение надежности работы теплосетей: «За три года — период вхождения Новосибирска в ценовую зону “СГК” — мы переложили порядка 180 км тепловых сетей, в том числе 60 км – комплексно; таким образом, на сегодняшний день компания исполнила более 62% запланированной инвестпрограммы по Новосибирску».
По его словам, с начала реализации программы удалось снизить износ теплосетей в контуре СГК до 67% (в 2021 году показатель превышал 71%).
«Если говорить про общий процент перекладки труб по Новосибирску, то в зоне действия компании на сегодняшний день он составляет 2,8%. Безусловно, хотелось бы больше, и мы видим, что такая потребность есть»,— добавил представитель компании.
Опытом компании «Т Плюс» в сфере теплоснабжения поделился заместитель гендиректора Роман Яценко. Всего с 2020-го по 2024 год компания вложила в модернизацию коммунальной инфраструктуры 111 млрд руб. на всех территориях присутствия компании, треть от которых — заемные средства.
«На сегодняшний день удалось переложить 1,1 тыс. км тепловых сетей — это 24% от общего плана, модернизировать 126 котельных — 52% от общего плана, реконструировать 252 ЦТП — 33%. Все это позволило обеспечить снижение повреждаемости на 56%, потерь тепловой энергии — на 29%, потерь теплоносителя — на 33%»,— рассказал Роман Яценко.
Эксперт отметил, что схема теплоснабжения должна стать ориентиром для власти и инвестора в части поиска источников финансирования. Сегодня же это осложнено тем, что схемы теплоснабжения и тарифы утверждаются разными органами власти.
Роман Яценко с Ладой Линкер также призвали федеральное правительство включить в программу модернизации коммунальной инфраструктуры сети, находящиеся в частной собственности. «Пока мы не можем использовать выделяемые средства на проекты, реализуемые на собственном имуществе, но надеемся, что возможности использования этого инструмента будут расширены»,— отметила госпожа Линкер.
«Как эксперт, я выражу скепсис к тому, что мы действительно сможем привлечь [4,5 трлн руб.], потому что сейчас мы вчистую не видим реального обеспечения под эти деньги»,— сказал в своем выступлении директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член Общественного совета при ФАС России Илья Долматов.
«С одной стороны, наметилась повышающая индексация платы граждан за коммунальные услуги (9,8% на 2026 год), но в то же время мы видим, что макроэкономические условия весьма жесткие: ставка по кредитам составляет 21%. Тем более вряд ли есть проекты в сфере теплоснабжения с такой высокой доходностью»,— выразил свою позицию эксперт.
В свою очередь, президент партнерства «Российское теплоснабжение» и главред журнала «Новости теплоснабжения» Виктор Семенов отметил, что рынок теплоснабжения не расширяется, из-за чего механизмы привлечения инвестиций перестают работать.
«Когда деньги становятся дорогими и продукция промышленности растет в цене, ранее заключенные соглашения для мелких организаций могут “приказать долго жить”. В крупных, может быть, и полегче, потому что они могут выполнить свои обязательства»,— сказал он, добавив, что в таких условиях частные инвестиции перестают работать.
Ситуация, по мнению эксперта, осложняется тем, что население становится беднее. Он также утверждает, что законодательство в течение последних лет не сформировало позицию относительно роли МУПов в отрасли энергетики и ЖКХ.
Председатель совета ассоциации «Сибирское методологическое агентство развития территорий – Концепт» Леонтий Коновалов поднял вопрос эффективности отношений между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. По его мнению, урегулирования в этом отношении требует, в частности, такой вопрос, как задержка запуска тепла в дом до следующего дня после ликвидации дефекта. Как правило, это связано с концом рабочего дня сотрудников управляющей компании.
Перспективы и текущее положение дел в части модернизации системы теплоснабжения с точки зрения Новосибирска оценил начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Дмитрий Зайков. Он отметил эффективность работы ценовых зон и на внутриквартальных, и на магистральных сетях, а также — снижение аварийности.
При этом чиновник напомнил о проблемах малой энергетики. «От разных экспертов мы слышим одну и ту же информацию: цены на газ поднимаются, кредиты дорогие, деньги дорогие. Хотелось бы рассмотреть этот вопрос на законодательном уровне, потому что переключить все на большую энергетику невозможно — локальные источники необходимы где-то далеко от централизованных сетей теплоснабжения»,— сказал господин Зайков.
Водоснабжение
От лица бизнеса, занимающегося водоснабжением, на конференции «Ъ-Сибирь» выступил директор по взаимодействию с федеральными и региональными органами государственной власти УК «Росводоканал» Сергей Кржановский.
«Сегодня более 70% объектов ЖКХ управляются муниципальными или государственными унитарными предприятиями, — сказал эксперт. — Они напрямую зависят от бюджетного финансирования, и у них нет возможности внедрять технологии на сотни миллионов рублей, связанные, например, с экологией, как это делаем мы. На наш взгляд, концессия является самым оптимальным и эффективным механизмом решения государственных задач по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвесторов».
Электроснабжение
Руководитель «Регионального диспетчерского управления энергетической системы Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай» (филиала АО «Системный оператор Единой энергосистемы») Дмитрий Махиборода ранее сообщал, что курируемые им регионы находятся на уровне исторического максимума потребления электроэнергии. Как следствие, развитие инфраструктуры может не успевать за ростом нагрузки. Отчасти это обусловлено ростом грузопотоков на восток по железной дороге, приходом новых инвесторов, в том числе в туристической сфере на Алтае, в тепличном агропроме в Новосибирске, в добывающем секторе и других отраслях.
Директор по инвестициям «Россети Новосибирск» Алексей Гвоздев в своем докладе уделил внимание комплексному подходу в освоении территорий. По его словам, чтобы говорить об эффективности использования инвестиций, нужно работать над планом развития конкретной территории. В случае «Россетей» это связано с тем, что инфраструктура выстраивается под конкретного заявителя.
«Наша утвержденная инвестиционная программа на четыре года — 19 млрд руб., — рассказал эксперт. — Порядка 26% уходит на технологическое присоединение конкретных заявителей, а также на усиление сети для их присоединения. 24% связаны с 522-ФЗ по оснащению приборами потребителей. И 50% остается на поддержание основных фондов — реконструкцию и новое строительство».
Заместитель гендиректора АО «Новосибирскэнергосбыт» Александр Михайлишин отметил растущую роль возобновляемых источников электроэнергии как мировую тенденцию и рассказал о вкладе бизнеса в устойчивое развитие региона.
Первую солнечную электростанцию «Новосибирскэнергосбыт» установил в 2020 году на своем офисном здании в центре Новосибирска. Вторая появилась в 2023 году, а третья в настоящее время находится на стадии строительства. Таким образом, все собственные нужды компании покрываются за счет солнечной энергии (при нехватке ее докупают со станций в горах Алтая).
«Есть стереотип о том, что возобновляемая энергия, особенно солнечная, это очень дорого. Но сейчас это не так — дело не столько в экологической повестке, сколько в экономике. Есть такое понятие — “средняя стоимость электроэнергии за весь жизненный цикл”, и у солнечных электростанций этот показатель меньше, чем у тепловых»,— сказал господин Михайлишин.
О развитии электрооборудования и совершенствовании городской инфраструктуры, связанной с ним (например, распределительных трансформаторных подстанций), рассказал руководитель группы сегмент «Инфраструктура» компании “Таврида Электрик”» Новосибирск Юрий Гладков. Компания занимается производством электрооборудования, которое экспортирует в 80 стран.
«Если смотреть наши учебники о построении городской электроинфраструктуры, в них были представлены решения, где была представлена попытка применения кольцевой сети, которая представляет совершенно другой уровень надежности, — привел пример господин Гладков. — Сейчас же у нас есть возможность в связи с использованием новых решений».
Итоги конференции: в каком направлении двигаться
Подводя итоги конференции, эксперт рынка энергетики экс-заместитель директора по финансам и экономике энергокомпании ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) Сергей Бухаров отметил, что главная проблема в том, что все инвестиционные программы, что по концессиям, что по ценовым зонам — это программы в долгую. «Мы видим, что проекты, которые планировались, ориентированы на некоторую стабильность макроэкономических условий. И оказалось, что механизмов, которые есть сегодня, недостаточно»,— сказал господин Бухаров.
Он отметил, что в таких документах, как «Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ» и «Энергостратегия», сфере жилищно-коммунального хозяйства отведено крайне мало места. А значит, что система нуждается в оптимизации.
«Сделать одну стратегию для огромной территории нашей страны очень сложно — очень много нюансов, — отметила директор по развитию теплового бизнеса “СГК” Лада Линкер. — Однако у нас также есть история создания мастерпланов или генпланов территорий — каждая может создать свою стратегию развития электроснабжения, водоснабжения, ЖКХ, объединить их и встроить в схему инфраструктуры города».
Эксперт рассказала также о необходимости адресной поддержки от государства. «Она нужна малым населенным пунктам, так как для создания в них инфраструктуры требуется больше затрат, влекущих за собой более высокие тарифы. Для эффективного использования этим процессам необходима цифровизация»,— считает Лада Линкер.
27 мая 2025 года Издательский дом «Коммерсантъ» в Новосибирске проведет первую межрегиональную отраслевую конференцию на тему энергетики и ЖКХ.
Приглашенные эксперты:
- Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин;
- Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Георгий Попов;
- Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном Округе Анатолий Серышев;
- И.о. министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Назаров;
- Начальник департамента энергетики, ЖКХ города Новосибирска Дмитрий Зайков;
- Директор по взаимодействию с органами государственной власти «Росводоканал» Сергей Кржановский;
- Генеральный директор «Т Плюс» Павел Сниккарс;
- Директор по развитию теплового бизнеса «СГК» Лада Линкер;
- Эксперт рынка энергетики, экс-заместитель директора по финансам и экономике энергокомпании ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) Сергей Бухаров;
- Директор института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов;
- Председатель Совета Ассоциаций «Сибирское методологическое агентство развития территорий — Концепт» Леонтий Коновалов;
- Генеральный директор филиала ОАО «СО ЕЭС» «ОДУ Сибири» Алексей Хлебов;
- Директор по инвестициям АО «Россети Новосибирск» Алексей Гвоздев;
- Заместитель генерального директора АО «Новосибирскэнергосбыт» Александр Михайлишин;
- Президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение», главный редактор отраслевого журнала «новости теплоснабжения» Виктор Семенов;
- Руководитель группы сегмента «Инфраструктура» «Таврида Электрик Новосибирск» Юрий Гладков.
Программа:
-
Первая сессия. Инвестиции в ресурсоснабжающую инфраструктуру. Государственная политика. Теплоэнергетика.
Вопрос 1. Государственная политика в области модернизации энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
- Комплексный подход при формировании программ модернизации ресурсоснабжающей инфраструктуры.
- Меры ответственности РСО, регионов и муниципалитетов за исполнение программ модернизации коммуникаций.
- Промежуточные результаты и дальнейшее стимулирование привлечения инвесторов в сферу ресурсоснабжения. Адресная государственная поддержка программ в регионах.
Вопрос 2. Теплоэнергетика. Эффективность применения существующих механизмов привлечения инвестиций для развития теплоэнергетической инфраструктуры за последние несколько лет.
- Предварительные итоги работы крупных компаний в ценовых зонах теплоснабжения. Практики городов: где износ остается высоким, а где удалось снизить число дефектов?
- Рейтинг цен на тепло в крупных городах в ценовых зонах теплоснабжения.
- Повышение эффективности вложений в теплосети: развитие диагностики, цифровой онлайн-контроль.
- Дальнейшие перспективы инвестиционных программ. Как обеспечить их эффективную реализацию в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры?
-
Перерыв
Вторая сессия. Инвестиции в ресурсоснабжающую инфраструктуру. Водоснабжение, электроэнергетика. Подведение итогов конференции.
Вопрос 3. Готовность городов к нарастающему электропотреблению.
- Спрос на электроэнергию в целом по РФ и отдельно – в городах Сибири. Дальнейшие перспективы спроса и предложения.
- Возможности развития электроснабжающей инфраструктуры, перспективы увеличения инвестиций. Крупнейшие проекты за Уралом.
Вопрос 4. Предварительные итоги и планы модернизации водоснабжения в городах – в целом по регионам. Практика Новосибирска в поддержании и развитии водоснабжающих коммуникаций.
Подведение итогов конференции