Layer 1

IX форум "Ритейл будущего"

17 ноября 2022 Четверг
Retail
Место проведения: Отель «Азимут», г. Новосибирск, ул. Ленина, 21
превью
06:24

Ритейл будущего

Дети как «клиенты», беспилотные роботы-доставщики, изучение мозга покупателей, автоматизация и борьба с контрафактом. Как меняется рынок ритейла сегодня и что его ждет в будущем обсудили участники  IX Сибирского форума «Ритейл будущего», который провел в Новосибирске издательский дом «Коммерсантъ».

Несмотря на турбулентное время, Новосибирск уже в девятый раз стал местом встречи ведущих экспертов из сферы ритейла в рамках IX Сибирского форума «Ритейл будущего».

Модератор конференции руководитель проекта Retail.ru Наталья Марова, открывая мероприятие, отметила, что в Новосибирске есть много представителей отрасли, которые выделяются на рынке своим подходом и сервисом. Наталье Маровой есть с чем сравнить, в этом году в рамках проекта «Экспедиция 2022 Retail.ru» она с коллегами объездила 30 городов от Урала до Дальнего Востока.

Как развивается сейчас ритейл и что важно в логистике?

Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО Максим Останин рассказал, что на сегодня в регионе порядка 32 тысяч объектов потребительского рынка. Самые популярный формат — стационарные магазины: их сегодня около 12 тысяч. В городе 1100 оптовых компаний. Благодаря этому Новосибирск также можно назвать крупным логистическим узлом в стране. Важную долю рынка занимают предприятия общественного питания — их сегодня зарегистрировано 2600.

«Мы четко понимаем, что для нас сфера торговли и потребительского рынка — это не только налоговая составляющая, это важная отрасль, которая обеспечивает занятость населения. Итоги года подводить еще рано, они будут озвучены в феврале-марте 2023-го. Но за девять месяцев этого года мы увидели динамику снижения оборотов в рознице на 4%, общепит вырос на 17%. Думаю, что рост связан в основном с постпандемийным периодом»,— сообщил замминистра.

При этом он отметил, что конкуренция на рынке усиливается и скоро в регион зайдет еще один крупный игрок. Его название господин Останин не раскрыл, но сказал, что видел их распределительный центр.

Также, по словам замминистра, сегодня важно обращать внимание на кадровый вопрос. «Наше министерство находится в постоянном диалоге и с бизнес-сообществом, и с ректорами вузов и колледжей»,— говорит господин Останин.

По его словам, сейчас во многом заметно, что большие предприятия не всегда оперативно и гибко действуют в текущих событиях. В какой-то степени у местных игроков появляются преимущества. «Для кого-то нынешняя ситуация — это кризис, а для кого-то — возможность роста»,— резюмировал Максим Останин.

Его точку зрения поддержала Наталья Марова: «Нам очень важно видеть перспективы своего бизнеса и работать на результат. Энергично заряжать своих коллег и не опускать руки в любой ситуации!»

Генеральный директор бренда Alexander Bogdanov Денис Аникин поделился своими секретами работы на рынке fashion-ритейла (англ. Fashion — «мода»). По его словам, в компании очень серьезно занялись изучением работ по нейробиологии, чтобы понять, как реагирует мозг покупателей при выборе одежды. «С одной стороны, мозг всегда хочет увидеть что-то привычное, с другой стороны, хочет себя удивить»,— объяснил Денис Аникин. Наблюдения за покупателями также позволили выделить три основных представительницы целевой аудитории бренда: «девушка-эстет», «искательница уникальности» и «охотница за выгодой». Исходя из этих портретов, в компании выстраивают рекламные компании и креативы.

Основатель сибирского бренда одежды Vea la Vie Вера Кузнецова, продолжая дискуссию, рассказала, что всех своих клиентов (оптовых.— “Ъ”) знает в лицо: «Они все в моей голове, знаю, у кого какие проблемы и боли. Это — 250 городов и 500 клиентов — наши представители в регионах. Мы никогда не работали с сетями, магазины клиентов стояли всегда отдельно». Около 20 лет компания занимается производством, долгое время это был пошив головных уборов из меха. Но времена меняются и с 2014 года, по словам Веры Кузнецовой, они начали активно меняться и пробовать новое.
«Моя команда в этом живет. Я рада, что есть такие компании, которые сохраняют кадры. Сейчас обучение сотрудников — это первостепенная задача»,— рассказала госпожа Кузнецова.

Важным шагом для компании стал выход на маркетплейсы. «Мы долго этого боялись, клиенты сопротивлялись. Это большая ответственность. Но мы решились на этот шаг. Стремимся, чтобы доля продаж на маркетплейсах составляла порядка 50% от всех продаж»,— отметила Вера Кузнецова.

Без качественной логистики ритейл функционировать не может — в этом уверен и директор по продажам региона Сибирь и Дальний Восток DPD в России Илья Мартынов. По последним исследованиям, трафик в торговых центрах снизился на 40% за последние три года — большая часть покупателей перешла к онлайн-покупкам. Вместе с тем онлайн-продажи сейчас растут на 60% к 2021 году, причем основными драйверами роста являются маркетплейсы и e-grocery (продажа товаров повседневного спроса через интернет).

Дополнительными факторами, которые стимулируют рост продаж, являются большое количество удобных платежных систем, возможность удобного и простого возврата товара и средств. Также стоит отметить постоянный рост покупок со смартфонов — по статистике это уже порядка 80%. «Для молодого поколения это самый привычный способ, так как большая часть информации получается посредством мобильных устройств — за этим сегментом покупателей будущее, поэтому важно, чтобы у продавцов был соответствующий уровень коммуникации и в цифровых каналах в том числе»,— отметил Илья Мартынов.

Важными задачами, которые совместно решают логистика и ритейл являются формирование лучшего клиентского опыта в ситуации дефицита ресурсов. Основные тренды, которые помогут удовлетворить требования покупателей к сервису доставки — дальнейшее развитие сети пунктов выдачи, использование онлайн-инструментов с помощью которых получатель может управлять доставкой, понятная нотификация, считает господин Мартынов.

Руководитель направления по развитию подразделений продаж АО «Почта России» Николай Масловский рассказал о том, как меняется компания, вслед за рынком, на котором происходят постоянные перемены. В частности, расширяются возможности доставки. «Важное отличие Почты России — мы доставляем везде, где есть люди. Забрать посылки можно в отделениях, автоматизированных пунктах выдачи или получить дома, воспользовавшись курьерским сервисом. Кроме того, сравнительно молодое направление — доставка роверами. Это беспилотные роботы, такие “коробочки” на колесиках, которые приезжают туда, где сейчас находится клиент. Пока этот проект действует только в Москве и Санкт-Петербурге»,— сообщил Масловский. Сейчас клиенты Почты России могут забрать посылки из 7,5 тыс. почтоматов, 870 из которых расположены в Сибири

Проблема нелегального оборота товаров

Руководитель практики по защите интеллектуальных прав, АБ «Гребнева и Партнеры» Андрей Колесников начал вторую часть конференции и рассказал о том, что сейчас можно считать контрафактом и как бизнес может защитить свои интересы. «С точки зрения закона — контрафакт – это любой товар, где использована чужая интеллектуальная собственность, например, товарный знак или запатентованная технология. Даже ввоз в Россию оригинального товара без согласия правообладателя считается контрафактом. Но сейчас ситуация меняется. Есть спрос на то, чтобы завозить товар на территорию РФ без согласия правообладателей, и правительством приняты меры – в определенной части товаров легализован «параллельный импорт». При этом сам закон остался прежним, но правительство определило исключения из правила — перечень товаров, которые можно ввозить.

По словам Андрея Колесникова важно, в частности, чтобы предприниматели включались и подавали в таможенный реестр информацию о своих товарных знаках. Тогда таможне проще будет отслеживать этот процесс.
«Если вдруг вы сами оказались потерпевшим в такой ситуации, то даже размещение информации о нелегальной продаже товара уже повод обратиться в суд и подать требование – нематериальное (пресечь нелегальную продажу) или материальное – получить компенсацию за понесенные вами убытки. Мы регулярно с такими делами работаем» ,— резюмировал господин Колесников.

Управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков подчеркнул, что борьба с нелегальным рынком любой продукции — это общая задача государства и бизнеса. По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), доля нелегальных сигарет в России в III квартале 2022 года достигла 12,1% (в аналогичный период прошлого года — 11,5%). «При таком уровне теневой экономики на табачном рынке государство недополучает налоговых доходов в федеральный бюджет до 100 млрд руб. ежегодно»,— отметил господин Шарков. По данным ННЦК, нелегальные сигареты продаются в каждом регионе Сибирского федерального округа. Антилидерами в этом списке являются Кемеровская область (доля нелегальных сигарет — 20,5%), Алтайский край (18,2%) и Омская область (14%). В Новосибирской области этот показатель тоже немаленький и составляет 8%.

Дмитрий Шарков также отметил, что интерес со стороны теневого бизнеса растет и к никотинсодержащей продукции: «Наблюдаются перетоки на территорию России табачных стиков для системы нагревания табака, предназначенных для продажи в Казахстане; нелегальный импорт подавляющего большинства одноразовых электронных сигарет, которые затем повсеместно продаются в рознице с открытой выкладкой; кустарное производство жидкостей для электронных систем доставки никотина открытого типа. Эта продукция поступает на российский рынок без уплаты акцизов и НДС, что приводит к миллиардным потерям федерального бюджета. Отсутствие единых обязательных требований к никотинсодержащей продукции приводит к появлению на рынке никотинсодержащих жидкостей с концентрацией никотина, превышающей предельно допустимый уровень».

По словам господина Шаркова, решить эти проблемы возможно только совместными усилиями государства и бизнеса. «Важно, чтобы ранее принятые законодательные меры действительно работали на практике в полном объеме. Необходимо усиливать контрольно-надзорные и правоохранительные меры по пресечению нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции в рамках действующего и будущего законодательства. Важно как можно скорее распространить цифровую маркировку на все виды никотинсодержащей продукции, принять технический регламент ЕАЭС на эту продукцию и ввести лицензирование производства и импорта табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства»,— полагает Дмитрий Шарков.

Инновационные продукты для бизнеса

Директор по продажам СКАН СИТИ Герман Смагин отметил, что сегодня ИТ-специалисты заняты стратегическими задачами и аналитикой. На тактические вопросы ресурсов не хватает, и приходится использовать “коробочный” софт, который не учитывает индивидуальных особенностей клиентов. Для его доработки нужны программисты, а это дорого и долго. «Заказчик не должен подстраивать бизнес-процессы под ПО, – говорит Герман Смагин. – Мы разработали недорогое решение, которое легко настраивается под процессы компании. Знание языков программирования не требуется, с задачей справится ваш сисадмин».

CTsoft Enterprise автоматизирует товародвижение с применением терминалов сбора данных, подключается к любой товароучетной системе и учитывает специфику бизнеса. ПО работает в «облаке», что снижает расходы на ИТ-инфраструктуре и обеспечивает отказоустойчивость. Процессы и интерфейс приложения для ТСД (терминал сбора данных) настраиваются в визуальном конструкторе и удаленно обновляются на терминалах. Рабочие данные циркулируют внутри локальной сети и не уходят в интернет. Решение разработано в России и не боится санкций. «Образно говоря, наш продукт – это костюм индивидуального пошива по цене готового», – подытоживает спикер.

Технический руководитель проектов АО «Автоматизация бизнеса», франчайзинговой сети «Инфософт» Александр Алдонов рассказал, что автоматизация также позволяет избежать значительных рисков при скачках потребительского спроса: «К примеру, у одного из наших клиентов, когда недавно взлетел курс доллара, количество продаваемых товаров выросло со 100 до 800–1000 в день. Если бы у него не было автоматизации, то он бы не просто не осилил этот поток, но и мог бы получить блокировку аккаунта на маркетплейсе».

Александр Алдонов также рекомендовал читать отзывы при выборе партнера: «Понятно, что у более крупных игроков их много, и там наверняка будут самые разные, но в целом смотрите, чтобы хороших тоже было достаточно!»

Как избежать товарных потерь?

Директор налоговой практики «Технологии доверия» Екатерина Левон в заключение сессии поделилась, что одним из актуальных вопросов на рынке является учет товарных потерь, и рассказала о том, как можно минимизировать налоговые риски, связанные с такого рода операциями.

«Каждый вид товарных потерь имеет свои “болевые” точки; что касается недостач, то при их учете для налоговых целей, строго говоря, требуется справка из органов полиции об отсутствии виновных лиц. При этом хищение часто обнаруживается не в моменте, а по прошествии времени, при инвентаризации. В одном из знаковых судебных дел суд подтвердил, что при определенных обстоятельствах и внедрении компанией целого комплекса мер (включая внутренние расследования) справка из полиции не является обязательной. Однако практика по данному вопросу все еще противоречива, существуют и отрицательные дела (в том числе требующие наличия справки из полиции).

По словам Екатерины Левон, для минимизации налоговых рисков, связанных с учетом товарных потерь, компании необходимо разработать и внедрить комплекс мер, направленный на предотвращение и минимизацию товарных потерь, а также обеспечить наличие регламентированных процедур и должного документального оформления таких операций. При этом даже если компания не учитывает товарные потери для целей налога на прибыль, существуют риски по НДС, и указанные выше меры являются крайне актуальными.


Реклама. 16+

Издательский дом «Коммерсантъ» проводит IX Сибирский форум «Ритейл будущего: новые форматы, технологии и поведение потребителя». Новосибирск уже в девятый раз станет местом встречи ведущих игроков розничного рынка Сибири с мировыми и российскими экспертами.

Как и в любой сфере бизнеса в этом году, в ритейле произошли существенные изменения. Торговые компании на фоне постоянно меняющегося фона макроэкономических проблем в корне пересматривают стратегию дальнейшего развития. Как укрепить свои позиции и занять новые ниши в условиях выхода целого ряда крупных игроков с рынка? Нужно ли постоянно увеличивать долю своих продаж на онлайн-площадках и как правильно это делать? На эти и многие другие вопросы ответим 17 ноября вместе с ведущими экспертами рынка ритейла.

Цель форума: создать в Новосибирске постоянно действующую площадку для профессионального общения участников регионального розничного рынка, обмена опытом и получения актуальной и достоверной информации о состоянии отрасли.

К выступлениям приглашаются: представители министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, ведущие аналитические агентства, представители федеральных сетевых ритейлеров, представители крупнейших маркетплейсов, представители компаний FMCG-сектора (fast moving consumer goods — товары повседневного спроса).

Аудитория: представители органов государственной власти, собственники торговых компаний, директора по развитию и логистике, представители логистических, транспортных и лизинговых компаний, представители маркетплейсов, складские девелоперы, банковские специалисты, профильные аналитики и консультанты, СМИ.

Основные темы дискуссии:

17 ноября Четверг

Модератор

  • Наталья Марова
    Наталья Марова

    руководитель проекта Retail.ru

Спикеры:

  • Вера Кузнецова
    Вера Кузнецова

    CEO сибирского бренда одежды VEA LA VIE

  • Денис Аникин
    Денис Аникин

    генеральный директор бренда Alexander Bogdanov

  • Илья Мартынов
    Илья Мартынов

    директор по продажам региона Сибирь и Дальний Восток, DPD в России

  • Мария Зайцева
    Мария Зайцева

    заместитель генерального директора по коммерции, ООО «СберЛогистика»

  • Николай Масловский
    Николай Масловский

    руководитель направления по развитию подразделений продаж АО «Почта России»

  • Дмитрий Шарков
    Дмитрий Шарков

    управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»

  • Андрей Колесников
    Андрей Колесников

    руководитель практики по защите интеллектуальных прав, АБ «Гребнева и Партнеры»

  • Екатерина Левон
    Екатерина Левон

    директор налоговой практики, Технологии доверия

  • Герман Смагин
    Герман Смагин

    директор по партнерским продажам, ООО «СКАН СИТИ Экспресс»

  • Александр Алдонов
    Александр Алдонов

    технический руководитель проектов АО «Автоматизация бизнеса», франчайзинговая сеть «ИнфоСофт»

  • Алёна Рыбалко
    Алёна Рыбалко

    директор Сибирского округа розничной сети «Магнит»

  • Михаил Рюмин
    Михаил Рюмин

    директор по маркетингу компании «Торговая площадь»

  • Наталья Старкина
    Наталья Старкина

    руководитель управления маркетинга ООО «Эконива Продукты-Питания»

Зарегистрироваться

По вопросам партнерства и участия