Layer 1

Тренды рынка транспортно-логистических услуг

16 апреля 2020 Четверг
Логистика
Место проведения: Онлайн-конференция
Тренды рынка транспортно-логистических услуг

Логистическая сфера: испытание на прочность

Вспышка коронавируса стала серьезным ударом для логистической сферы: транспортные потоки приостановились, а грузосообщение с Китаем было временно закрыто. Выстраиваемые на протяжении многих лет взаимоотношения региональных транспортных компаний с этим направлением стали затяжными и сложными. Логистическая инфраструктура встретилась с новыми вызовами, оперативно перестраивая грузопотоки, ориентируясь на новые реалии. Каково состояние отрасли сегодня, какие инновационные решения помогают справляться со сложностями и когда можно ожидать стабилизации ситуации, обсудили эксперты на онлайн-конференции «Тренды рынка транспортно-логистических услуг» сибирской редакции издательского дома «Коммерсантъ».

О текущем состоянии и потенциале транспортно-логистической отрасли региона рассказал президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. По его словам, в Новосибирской области с 2017 года наблюдался резкий рост перевозок, в 2018 году удалось превысить докризисные показатели. Новосибирск является транспортным узлом и охватывает территорию порядка 750 км и более 13 млн человек. При этом в Новосибирске расположено большинство складских комплексов классов А и Б — 80% складских комплексов Западной Сибири. Рост контейнерных перевозок в Новосибирске также выше, чем в среднем по России.

«Сейчас ситуация непростая: в апреле серьезно упали авиационные перевозки, а международные были практически остановлены, автомобильные перевозки сильно пострадали. Логистика упала на 30–50%. При этом есть рост грузопотока по медикаментам, по медоборудованию. По продуктам питания он был в начале ситуации, но сейчас началось падение: склады наполнены, потребление снижается»,— прокомментировал эксперт. По мнению господина Максимова, через два-три месяца можно ожидать стабилизации: когда пойдет восстановление экономики, будет расти и востребованность перевозок.

Руководитель АИР НСО Александр Зырянов оценил перспективы развития на территории региона промышленно-логистических центров. По его словам, ключевое преимущество Новосибирска — его логистическое положение и развитая инфраструктура: международный аэропорт, Транссиб, три федеральные автодороги. «К 2024 году в стране должен быть обеспечен четырехкратный рост грузопотоков Европа–Китай. Для этого будут построены 11 опорно-логистических центров, один из них — торгово-логистический центр „Сибирский“ — в Новосибирске. Центр будет работать на хранение, „растаможку“ и доставку товаров, а его мощность составит 300 тыс. контейнеров в год. Участок для строительства уже готов, идет вынос коммуникаций. Из-за ситуации с коронавирусом строительство может сдвинуться на два-три месяца, но к 2023 году центр должен выйти на проектную мощность. Также инвестор реконструирует станцию Чик»,— рассказал господин Зырянов. По его словам, непростая ситуация дала толчок к развитию, быстрому внедрению цифровизации и появлению новых возможностей.

Подробнее о возможностях цифровизации в логистике рассказал основатель компании Databriz Михаил Кудринский. По его словам, в период кризисов до 2/3 компаний становятся убыточными, но цифровые сервисы помогают повысить эффективность работы и остаться на плаву. «Сегодня в трендах сервисы предикативной аналитики, которые позволяют сопоставлять данные и предсказывать, как будет развиваться ситуация. Моделирование потоков онлайн позволяет мониторить подвижной состав, рассчитывать прогнозные даты прибытия, исключить возможность дефицита подвижного состава, дать прогноз наличия вагонов на месяцы вперед. Сервисы можно использовать для анализа складских запасов и производственных площадей, быстро реагировать на аварии и ремонты и перенаправлять транспортные потоки в режиме онлайн»,— описал он возможности. Еще одна тенденция, которую обозначил господин Кудринский, — это изменение бизнес-подхода к использованию цифровых сервисов. Так, все популярнее становится сервисная модель цифровых продуктов, когда компании приобретают подписку на предоставление определенных услуг, а не заводят для этого штатные единицы.

В связи с пандемией грузопоток с Китаем упал на 30%, а число внутренних заказов стало расти, например, сейчас востребованы удобрения, рассказал господин Кудринский. Еще один тренд — это перевод всего в «облако», он усилился с переходом на удаленный режим работы. По словам эксперта, легче всего перейти на удаленку и наладить операционные процессы было в компаниях с менее строгими требованиями к безопасности, ведь именно они становились препятствием для выхода в онлайн, несмотря на то что все «облака» сертифицируются по требованиям ФСБ и ФСТЭКа, а хранилища данных шифруются. «Люди все больше средств вкладывают в цифровизацию и оптимизацию затрат. Все цепочки ломаются, перестраиваются, и к этому нужно быть готовым»,— подвел итог Михаил Кудринский.

О решениях для промышленности рассказал коммерческий директор МР «Сибирь» Tele2 Максим Соловьев. По словам спикера, компания имеет опыт организации систем мониторинга карьерного транспорта в Кузбассе. «Для ряда клиентов мы специально строили базовые станции, которые обеспечили стабильное покрытие в стандартах 2G и 4G в карьерах. Наши SIM-карты в специальном бортовом контроллере позволяют отслеживать и передавать на управляющие серверы не только информацию о текущем местоположении транспорта, но и десятки параметров работы бортовых систем. Мониторинг транспорта, его геопозиции — это первая ступень на пути к автоматизации. Ведь даже данных о движении транспортного средства и расходе топлива достаточно для того, чтобы внести коррективы и тем самым направить предприятие на более быстрый темп работы. Внедрение геолокационного оборудования на карьерной технике повышает и безопасность на предприятии»,— пояснил господин Соловьев.

Тренды и вызовы в сфере мультимодальных контейнерных перевозок в регионы Дальнего Востока и Крайнего Севера обозначил директор по развитию «САСКО лоджистик» (ГК «Сахалинское морское пароходство»), член СД «Промышленно-логистический парк „Восточный“» Ян Александровский. По его словам, Новосибирск занимает второе место по перевозкам после Московского региона с долей в 16%, на третьем месте — Свердловская область и Санкт-Петербург с 5–7%.

«Из-за падения импорта в дальневосточных портах случился дефицит импортных поставок, дисбаланс прибывающих по морю и ж/д контейнеров. Платформа прибывает на Дальний Восток, а обратной загрузки нет. В итоге много поездов стоит в ожидании импортных контейнеров, чтобы уехать, порты тоже загружены, возникают затруднения. С другой стороны, началась нехватка порожних контейнеров в Новосибирске и Москве. Это привело к удлинению сроков доставки мультимодальных перевозок. Скорее всего, в ближайшее время перевозки подорожают»,— рассказал Ян Александровский о текущей ситуации.

При этом по итогам марта объем перевозок несколько увеличился, но в апреле и мае, скорее всего, будет наблюдаться спад. Однако даже сейчас у Новосибирска есть явная возможность значительно увеличить свою долю снабжения Дальнего Востока и Якутии, считает эксперт.

Декан факультета «Мировая экономика и право» Сибирского государственного университета путей сообщения Евгений Нехорошков рассказал о перспективах развития континентальной торговли в условиях новых вызовов мировой экономике. По его словам, коронавирус приостановил работу Китая в качестве глобальной фабрики, что не могло не сказаться на макроэкономических процессах: ВТО спрогнозировала падение мирового товарного экспорта на 13–30%. «Главный вопрос при этом — антикризисные меры руководства стран. Для транспортной отрасли важно перестраиваться и продолжать развитие системы транспортного обеспечения континентальной торговли. Новосибирской области важно выстраивать взаимодействие с азиатскими рынками сбыта и ближайшими странами, создавая новые транспортные коридоры. Но ситуация подталкивает обращать внимание на развитие внутренних рынков сбыта и поддерживать отечественного производителя везде, где это возможно»,— сказал спикер.

При этом, как заметил Евгений Нехорошков, коронавирус не остановил торговые и политические игры: противостояние США и Китая продолжается, а это может стать причиной дальнейшего экономического спада.

Эксперты обсудили, как может повлиять на логистическую отрасль региона строительство китайского Шелкового пути, который пройдет, не затрагивая Сибирь. По мнению Александра Зырянова, Китай должен увидеть в Новосибирской области надежного партнера, чтобы найти новые возможности для взаимодействия. Сергей Максимов считает, что у Китая есть интерес к Северному морскому пути со стыковкой с Шелковым путем через Новосибирск или Омск. «Но мы практически потеряли реку: по ней перевозится меньше 2 млн т груза, а инфраструктуры практически нет. Поэтому пока Шелковый путь обходит нас стороной»,— пояснил он. Ян Александровский сказал, что для контейнерной сферы в целом потеря Шелкового пути, конечно, не очень хорошее событие, «но в Новосибирске развито узкое консервативное направление, которое занимается в первую очередь обеспечением населения, а работы хватит и здесь».

Поделиться: