Layer 1

Конференция «Вызовы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли»

28 марта 2019 Четверг
Логистика
Место проведения: Новосибирск
Конференция «Вызовы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли»

Транспортно-логистическая отрасль Новосибирской области показала уверенный рост

Представители власти и бизнеса обсудили перспективы развития рынка логистики на конференции газеты «Коммерсантъ»

28 марта в Новосибирске прошла конференция «Вызовы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли», организованная сибирским представительством издательского дома «Коммерсантъ». Участники конференции поговорили о транспортной инфраструктуре региона, рассмотрели реальные кейсы по доставке посылок в районы Крайнего Севера, в другие регионы России и страны ближнего зарубежья, познакомились с эффективными ИТ-решениями и платформами для быстрого взаимодействия грузоотправителей и служб доставки, проанализировали рынок складской недвижимости.
[images order=1]

Открывая конференцию, генеральный директор «Коммерсантъ-Сибирь» Ольга Добарская отметила ее актуальность. «Новосибирск является крупнейшим транспортным центром в Сибири, что ставит перед городом много вызовов и задач,— сказала она.— Большую ценность мероприятия составляет то, что эксперты делятся практическим опытом, который можно использовать в своем бизнесе».

Представитель ОАО «Новосибирскавтодор» Михаил Шмидт рассказал о ближайших планах по реконструкции и строительству магистральных автодорог. Среди первоочередных объектов продолжение реконструкции Северного обхода, инвестиции в которую составят 18 млрд руб., строительство Восточного обхода — его первый этап (с 14 по 34 км) будет сдан в 2021 году, реконструкции участков на трассах К-17Р и К-19Р. По словам спикера, общая сумма инвестиций в эти проекты составит более 92 млрд руб. «При этом надо понимать, что темпы развития дорожной инфраструктуры не успевают за темпами развития региона. Сегодня въезд в Новосибирск с запада представляет собой бутылочное горлышко: здесь только две полосы движения, по одной в каждую сторону. К сожалению, несмотря на большую актуальность, при формировании комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года на федеральном уровне этот объект был исключен, так как его значимость не получила достаточного подтверждения со стороны бизнес-сообщества Новосибирской области»,— рассказал господин Шмидт. После выступления эксперта участники конференции подписали резолюцию с просьбой все же включить этот участок в план модернизации.

Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов в докладе о транспортных коридорах Сибири описал общее состояние отрасли. По его словам, сегодня наблюдается уверенный рост объема грузоперевозок: уже в 2017 году в Новосибирской области были достигнуты докризисные показатели. Общий прирост составил порядка 18% (для сравнения, общий прирост по России в десять раз меньше — 1,8%). «Что касается транспортных коридоров, Китай был и остается на первых позициях. У нас сформировано несколько маршрутов: через Владивосток, через Забайкальск, выстраиваются маршруты через Монголию, проход транзитом через Казахстан — через Достык в Урумчи. Не надо забывать о конкуренции: Китай анонсировал особую экономическую зону Шелкового пути со всей инфраструктурой. Планируется, что себестоимость доставки по Шелковому пути будет сопоставима с Транссибом»,— напомнил докладчик.

https://youtu.be/Tq2RN6dE27I

Генеральный директор ООО «Траектория» Максим Красильников поделился опытом доставки грузов на Дальний Восток, в Якутию и другие районы Крайнего Севера. По его словам, это направление очень перспективно: это не только доставка покупок из интернет-магазинов, но и золотодобыча и большое число муниципальных учреждений со своими запросами. При этом важно понимание специфики, например, учет сезонности. «Траектория» работает со всеми видами доставки грузов, включая авиаперевозки, и активно развивает направление сборного груза. Также компания реализует совместный проект с «Почтой России».

Член совета директоров ГК «Байт» Алексей Шпикельман рассказал о выходе из кризиса отрасли в Новосибирской области. Так, грузооборот в регионе показывает существенный рост — около 20%, тогда как в целом по России этот показатель ниже более чем в 10 раз. Отличается и структура коммерческих перевозок по видам транспорта: если по стране в 2018 году 67% грузов доставлялось автомобилями (для сравнения, в 2014 году — 54%) и только 24% приходилось на железнодорожные перевозки, то в Новосибирской области 62% перевозок осуществлялось по железной дороге. «На юге и в центральной части России доставка все больше переходит на автомобильный транспорт, ведь таким образом перевозки на короткие расстояния получаются более выгодными»,— подытожил докладчик.

Директор по развитию цифровой платформы логистических услуг EZDOK Янина Яковлева описала возможности цифровизации для консолидации сборных грузов, что приводит к существенному ускорению обработки заказов и сроков доставки. EZDOK в режиме реального времени объединяет грузоотправителей и собственников подвижного состава, интегрируясь с АС ЭТРАН и другими сервисами. На основе технологий адаптивного алгоритма заявки распределяются наиболее эффективно, составляются маршруты и автоматически находятся свободные вагоны в нужное грузоотправителю время. Это позволяет ЖД-перевозкам по срокам конкурировать с доставкой автомобильным транспортом. Платформа ориентируется на представителей мелкого и среднего бизнеса. По словам спикера, за 6 месяцев 2018 года число пользователей сервиса достигло двух тысяч. В планах развития — интеграция с автоперевозчиками и контейнерными перевозками.

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Александр Зырянов озвучил, как реализуются механизмы государственно-частного партнерства в объектах транспортно-логистической инфраструктуры. Так, в России по ГЧП работают автоматизированные системы дорожного движения, включая умные пешеходные переходы, системы управления парковочным пространством, системы фото- и видеофиксации и весогабаритного контроля, «умные остановки» и др. По словам Зырянова, ГЧП — это не только крупные проекты, но и проекты стоимостью в несколько миллионов рублей. «Например, сейчас на ведении агентства находится проект реконструкции транспортной сети Искитима, где инвестиции частного партнера составляют порядка 50 млн руб.»,— пояснил докладчик. Сегодня срок окупаемости проектов по ГЧП составляет в среднем 10–15 лет.

Исполняющая обязанности руководителя Центра экспертизы профпригодности клиники «РЖД-Медицина» в Новосибирске Светлана Кирьянова представила новый взгляд на проведение обязательных медицинских осмотров. «Общая численность работающих в Новосибирской области в текущем году в условиях вредных и опасных факторов — почти 200 тыс. человек, по данным Роспотребнадзора, сотрудники транспортных кампаний входят в это число. Все эти люди проходят медосмотры, однако мало что выявляется и сотрудники продолжают болеть, терять здоровье. Как директору повысить эффективность труда работников компании, снизить число больничных? Это волнует всех! Наше подразделение бесплатно консультирует любой бизнес по вопросам в сфере производственной медицины. Мы убеждены, что совместная программа по сбережению здоровья сотрудников на предприятии — это инвестиции в здоровье работников и значительная экономия для бизнеса»,— сказала она.

Руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости «Назаров и партнеры» Рустам Сатышев проанализировал наличие и расположение складов класса А и B по России и в Новосибирске. Так, 57% складской недвижимости этого уровня находится в Московском регионе, еще 13% приходится на Ленинградскую область, 30% распределены по всем остальным городам. По разным оценкам, в Новосибирске от 1 до 1,7 млн кв. м складской недвижимости классов А и В, в том числе ее представляют крупнейшие игроки рынка: Raven Russia, PLT и Sberbank. При этом 70% складов расположены на левом берегу города, тогда как большая часть активности находится на правом. По мнению докладчика, этот дисбаланс необходимо ликвидировать.

Генеральный директор «ЮВЛ Роботикс» Евгений Гранкин представил роботизированные решения, которые могут использоваться в логистике. Это доставка малых грузов дронами, а также их использование в инвентаризации. Дроны, разрабатываемые компанией, могут доставлять грузы массой до 5 кг на расстояния до 150 км, полета без подзарядки хватает на 180 минут. Эксплуатация дрона может осуществляться без участия человека, а полеты проходят по разрешенным маршрутам, пока вне городов. При этом себестоимость доставки дроном на порядки ниже, чем авиационным транспортом. А небольшие беспилотники, оснащенные считывателями баркодов, могут использоваться в крупных складах для инвентаризации. По словам спикера, сегодня доставка дронами в тестовом режиме запущена в Уфе.

Заместитель генерального директора «Лонгран Логистик» Алина Атланова рассмотрела инструменты конкуренции между грузоперевозчиками. По мнению докладчицы, качество и цена стали опциями по умолчанию, поэтому рост конкурентоспособности стоит искать в оптимизации внутренних процессов компании и выстраивании новых сервисов и услуг. Инструментами конкуренции госпожа Атланова назвала эффективность управления парком, расширение набора сервисов, повышение уровня безопасности и соответствие требованиям законодательства, а также автоматизацию процессов. Например, все прицепы «Лонгран Логистик» оснащены датчиками нагрузки на ось, водители везут прицеп с грузом не более 600 км, а далее происходит перецепка на другую машину. Это позволяет прицепу быть в пути 24/7.

Коммерческий директор МР «Сибирь» Tele2 Максим Соловьев рассказал, что сегодня четверть телематических SIM-карт (M2M) Tele2 приходится на охрану и мониторинг транспорта. «Это позволяет нашим клиентам осуществлять онлайн-мониторинг, контролировать расход топлива и целый ряд других параметров. Работа устройств мониторинга и SIM-карт во всех существующих технологиях (от 2G до 4G) позволяет обеспечить высокую точность позиционирования. Мы предполагаем, что количество SIM-карт, используемых для отслеживания параметров и местоположения устройств, продолжит расти»,— пояснил эксперт. Также Tele2 имеет возможность строить «тепловые карты» для бизнеса, используя аналитику технологий «больших данных» (big data) на основе потребительского поведения многомиллионной базы своих абонентов.

Оператор предоставляет услуги скоринга, верификации, мониторинга, а также геоаналитики.

Последняя позволяет оценить потенциал территорий с точки зрения трафика, организации логистических процессов и окупаемости. Исполнительный директор Axmor Software Владимир Тимонов поделился кейсами, как ИТ-решения для автоматизации логистики повышают эффективность бизнеса. Компания занимается индивидуальными разработками под потребности каждого конкретного заказчика, уточнил он. Среди разработок Axmor Software информационная система для управления морскими перевозками, которая контролирует местоположение и состояние грузов с помощью датчиков, мобильное приложение для службы перевозок, которое оповещает водителей о новых заказах, отслеживает местоположение груза и может производить фотосъемку и отправку необходимых документов. Еще один реализованный проект — веб-приложение для контакт-центра транспортной компании. Основными направлениями для ИТ-разработок в логистике докладчик назвал оптимизацию бизнеса, улучшение взаимодействия с клиентами, приложения для анализа маршрутов и рисков, распознавание грузов и автоматизацию работы складов.

Ведущий специалист по работе с заказчиками «Атом Безопасность», StaffCop, Илья Абрамов описал систему мониторинга действий сотрудников в информационной среде компании. По его словам, 67% угроз информационной безопасности являются внутренними и исходят от сотрудников. В 2017 году 67% утечек информации произошло через сеть, браузеры и облачные хранилища, 17% — через электронную почту и только 8% — через бумажные документы. StaffCop предлагает готовое решение для учета рабочего времени, анализа эффективности персонала и обеспечения информационной безопасности. Спикер привел кейс, когда с помощью ПО StaffCop удалось обнаружить недобросовестных работников, которые сдавали транспорт завода в аренду, забирая себе прибыль.

Представитель департамента по посылочному сервису и экспресс-доставке «Почты России» Алексей Чаплыгин рассказал о трансформации посылочного бизнеса. По его словам, в 2017 году «Почта России» отправила 365 млн посылок, получить которые можно всеми способами: в отделении, в центре выдачи и приема посылок, а также курьером. При этом сегодня курьерская служба представлена на 94% территории страны. Как заметил господин Чаплыгин, мобильным приложением «Почты России» пользуется уже более 8,6 млн человек, личный кабинет со всем функционалом доступен и на сайте, а недавно была запущена новая услуга: отправка посылок с предоплатой. Теперь посылки можно регистрировать и оплачивать онлайн, без общения с оператором, и без очереди оставлять на специальной стойке. Разница в тарифе, если она возникнет, будет возвращена на счет.

Поделиться: