Деловой завтрак «Бизнес без пожизненных долгов»

Бизнес без пожизненных долгов
Эксперты дали практические рекомендации для владельцев и топ-менеджеров компаний
Ведение бизнеса сегодня связано не только с вопросами рентабельности и постоянно растущей конкуренцией. Цена ошибки в решениях, которые принимает владелец бизнеса или топ-менеджер, зачастую очень велика и может иметь серьезные последствия в виде пожизненных долгов. И ответственность при этом ляжет в том числе на плечи собственников бизнеса и бенефециаров. На деловом завтраке, организованном сибирским представительством газеты «Коммерсантъ», специалисты юридической компании LexProf рассказали об особенностях субсидиарной ответственности и сформулировали пять основных правил управления бизнесом без риска получения пожизненных долгов.
[images order=1]
Управляющий партнер LexProf, адвокат, Татьяна Гончарова рассказала, что такое субсидиарная ответственность и как она применяется при банкротстве. Эксперт привела реальный пример из практики, когда у компании из Кабардино-Балкарии ООО «Моя столица» обнаружили недоимку по налогам в размере более 5 млрд руб. Компания разными способами пыталась уйти от ответственности, в том числе перерегистрировалась в другом регионе, выводила активы и выручку в пользу материнской компании. Затем финансовый директор компании взял всю вину на себя. Но несмотря на эти «меры», к субсидиарной ответственности были привлечены и директор ООО «Моя столица», и владелец материнской компании.
По словам госпожи Гончаровой, субсидиарная ответственность в банкротстве установлена в России с 2009 года. Это ответственность контролирующих должника лиц (КДЛ) перед кредиторами за непогашенные по завершении процедуры банкротства долги. При этом КДЛ считается тот, кто в течение трех лет до появления признаков банкротства и далее имел право давать должнику обязательные указания или иным образом определять его действия. Суд может признать КДЛ по разным основаниям, включая родство, должностное положение, наличие полномочий совершать сделки от имени должника и т.д. «Они делятся на две категории: формально юридически связанные и не связанные. Юридически не связанные лица — это те, кто управляют должником, и степень этого управления определяется в каждом конкретном случае. Это полностью прерогатива арбитражного суда»,— пояснила Татьяна Гончарова. Единственное исключение: к КДЛ не относят лиц, владеющих менее 10 % уставного капитала и получающих обычный доход, связанный с этим владением. Основной смысл конструкции субсидиарной ответственности заключается в том, что КДЛ привлекается к имущественной ответственности в том случае, когда полное погашение требований кредиторов невозможно из-за его виновных действий или бездействия. При этом размер субсидиарной ответственности может достигать 100% от суммы непогашенной задолженности.
Руководитель налоговой практики LexProf Регина Бакшун описала возможные алгоритмы защиты предпринимателей в ходе налоговых проверок и риски при реорганизации структуры владения бизнесом. «В ходе любой налоговой проверки в том числе рассматриваются возможности привлечения к субсидиарной ответственности. Важно понимать, что, проверяя налоговые обязательства, налоговый орган заранее ищет мостик к вашим активам, если компания не сможет рассчитаться. Во время выездной налоговой проверки это проще всего сделать, так как общество обязано предоставить всю запрашиваемую информацию: это прямой доступ ко всем счетам, документации, отчетам, переписке. Также у налогового органа есть возможность выемки компьютеров, сервера, флешки и так далее. А в последнее время выемка проводится в присутствии правоохранительных органов»,— рассказала она.
Эксперт сформулировала типичные ошибки налогоплательщиков, которые они совершают в ходе налоговых проверок. Это предоставление излишней информации или ее непредоставление вовсе, несогласованность действий сотрудников и руководства компании, перекладывание ответственности на других или создание «ОПГ» (когда большое число людей оказываются виноватыми), отсутствие документального подтверждения совершенных операций и надежда обойтись собственными силами без привлечения адвоката или налогового консультанта.
По словам госпожи Бакшун, особого внимания требует и реорганизация бизнеса: она должна быть оправдана и не выглядеть как прошедшая с целью уменьшения имущественной базы, а значит, и налоговой обязанности. Основными маркерами недобросовестности, на которые обращают внимание налоговые органы, она назвала схожие виды деятельности, одинаковых руководителей, формальный документооборот, перевод сотрудников с сохранением их функционала и размера зарплаты, тождественность адресов и телефонов.
В завершение эксперты рассказали о пяти основных правилах управления бизнесом, которые позволяют минимизировать риски получения пожизненных долгов. Первое правило — осмотрительность и фиксация добросовестности (фиксация экономического состояния юрлица, экономической выгоды сделок, разграничение компетенции участников). Второе правило — обеспечивать осведомленность о действительном состоянии своего бизнеса, оно достигается финансовым моделированием, работой финансово-бухгалтерской службы в режиме реального времени и аудитом налоговой безопасности предприятия. Третье правило — сбор информации о контрагентах по существенным сделкам: проверка их полномочий и финансового состояния, сбор и хранение досье. Эксперты советуют использовать для этого общедоступные ресурсы, такие как kad.arbitr.ru, bankrot.fedresurs.ru, «Контур-фокус», «Спарк-Интерфакс», «Прима-Информ», ЕФРСБ, ФССП и так далее. Четвертое правило — антикризисное управление должно основываться на экономическом расчете (все действия согласно бизнес-плану или антикризисному плану, независимая оценка стоимости имущества, кредитование и инвестирование в рамках разумного риска). Последнее правило — добросовестность при реорганизации структуры бизнеса, о которой упоминалось ранее.
Подводя итоги презентации, эксперты выразили надежду о том, что применение перечисленных правил позволит владельцам максимально снизить риски ведения бизнеса.