Layer 1

Турпоток собирается на взлет

16 июня 2020 Вторник
Туризм
Место проведения: г. Краснодар
превью
55:32

«Коммерсант Кубань» провел онлайн-конференцию, в которой приняли участие представители одного из крупнейших операторов аэропортов России, компании «Базэл Аэро», российского туроператора «Дельфин», круглогодичного курорта «Роза Хутор» и союза транспортников Кубани. Мероприятие прошло в формате удаленного диалога по ряду актуальных вопросов. Темой видеоконференции стала работа отраслей, так или иначе связанных с туриндустрией. Какие трудности испытывают аэропорты и перевозчики в период пандемии, каким образом представители туриндустрии намерены работать в режиме карантина, как выстроить работу аэропортов и курортного комплекса, чтобы соответствовать ожиданиям туристов.

Потери по всем фронтам

Как сообщили в компании «Базэл Аэро», аэропорты Кубани начали противостоять эпидемии еще с середины марта. Для дезинфекции помещений и обработки различных поверхностей, например, таких как поручни дверей и кресел, перила, стойки регистрации, дополнительно закуплено необходимое количество антисептической жидкости. Сформированы отдельные бригады сотрудников для дезинфекции транспортных средств: проводится обработка пассажирских автобусов, трапов, амбулифтов — для этого разработана специальная технология и привлечен дополнительный персонал. В два раза увеличена частота уборки санузлов. Усилен контроль за санитарным состоянием точек общественного питания, расположенных в аэропортах. Только на антивирусные мероприятия за период введения ограничений потрачено более 55 млн руб.

«То есть начались дополнительные затраты, которые вместе с потерями, образовавшимися в результате снижения пассажиропотока, дали отрицательный баланс за последние три месяца. По оценкам наших специалистов, аэропорты могут потерять более 2 млрд руб. за три месяца», — сказал руководитель группы по связям с общественностью компании «Базэл Аэро» Виталий Коренюгин. Он добавил, что количество рейсов в аэропортах юга сократилось на 80%, пассажиропоток упал более чем на 90%. Больше всего пострадал аэропорт Сочи, так как это один из главных аэропортов страны, годовой пассажиропоток в нем приближается к 7 млн пассажиров, и соответственно, падение в 90% серьезно сказалось на аэропорте. «Поэтому мы ждем, когда краевые власти объявят о сокращении режима ограничений. Мы рассчитываем на начало активной операционной деятельности с 21 июня», — сказал господин Коренюгин. Несмотря на это, оператор отменил в апреле часть фиксированной платы для концессионеров, снизил на 50% фиксированной арендной платы для операторов проката, стоек авиакасс, приостановил оплату для операторов, прекративших работу.

По словам гендиректора российского туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, еще зимой туроператор вел продажи летнего сезона, и на июнь уже имел несколько тысяч оплаченных заявок, однако по итогам 70% туристов отказались от поездок. «Результат катастрофический. Туристы заявляли, что не могут получить справки об эпидемиологическом окружении, и, что еще важнее, те условия отдыха, которые есть, большинство туристов не устраивают. На сегодня мы имеем совершенно крошечный поток. В первую неделю июня наше падение составило 97%»,- сказал господин Ромашкин. Он добавил, что основные потоки компании формируются летом, соответственно, в летние месяцы формируется вся прибыль. «С учетом того, что июнь мы по сути потеряли, выручка упадет на 50%. К концу года мы будем иметь впечатляющий операционный убыток, который придется закрывать кредитами. Как быстро будет проходить восстановление, пока нет понимания. Надеемся, что 21 год позволит выйти на приемлемые экономические показатели», — пояснил Сергей Ромашкин.

Исполнительный директор курорта «Роза Хутор» Юрий Колобов отметил, что потери только на курорте измеряются сотнями миллионов, кроме того, курорт несет расходы на противоэпидемиологические мероприятия, маркетинг также должен работать, и в настоящее время на курорте работают не все отели. «Однако мы пойдем на то, чтобы снизить маржинальность бизнеса. Все же я надеюсь на оптимистичный сценарий. Потери составят 10-20%, но уже сейчас мы имеем 50% загрузки на июль, в августе планируем открыть остальные средства размещения и есть надежда довольно быстро выйти на уровень докризисного периода», — сказал господин Колобов.

Спрос есть, предложения нет

По словам заместителя директора по авиационной коммерции компании «Базэл Аэро» Михаила Полиенко, сегодня существует большой отложенный спрос на отдых. «На сегодня, наверное, самый важный фактор для отрасли – это определенность. Чтобы можно было планировать будущее дальше, чем на неделю. Например, власти Крыма не так давно объявили об открытии туристического сезона в Крыму с 1 июля. Это дало время туристам планировать и бронировать заранее свои поездки, а принимающим компаниям, туроператорам, авиакомпаниям подготовиться и обеспечить этот поток всем необходимым. Мы видим, что таким же образом поступают власти в других странах – заранее объявляют о планируемом сроке восстановления приема туристов. Это правильный подход и все участники отрасли хотели бы получить такую же определенность по курортам нашего Края», — считает господин Полиенко.

С ним согласен и Сергей Ромашкин. По его словам, спрос на туры в Краснодарский край есть, однако туристы не очень понимают бесконечных сдвигов снятия карантина. «Туристы ждут, что допустим, с 1 июля, они на обычных условиях – подчеркиваю, именно на обычных, смогут ехать без всяких справок и отдыхать в привычном для себя формате. «Проблема сейчас не в требованиях Роспотребнадзора к средствам размещения, — они их уже научились выполнять, а в том, что гости не готовы жить в условиях какой-то изоляции. Сейчас мы оцениваем спрос на начало июля в 30% от прошлогоднего, однако динамика положительная, и я думаю, что к концу месяца мы по бронированию туров выйдем на показатели прошлого года», — уточнил Сергей Ромашкин. Юрий Колобов также отметил, что для успешного сезона необходима определенность. «Мы не хотим, чтобы открытие было фальстартом. Дату не объявили, но мы готовимся и рассчитываем полноценно открыться с 1 июля. Закупаем оборудование, ультрафиолетовые лампы, средства индивидуальной защиты, антисептики. В случае если мы откроемся, начнется вторая волна, и мы снова будем вынуждены приостановить деятельность, мы встанем на грани пропасти. Это будет сильнейший удар», — сказал господин Колобов.

Мешает развитию турпотока также запрет на межмуниципальные перевозки. По слова вице-президента союза транспортников Кубани Ильи Брижака, межгородские перевозки пока находятся под запретом, так же, как и межрегиональные. «Регулярные перевозки не осуществляются, закрыты автовокзалы. При этом стали развиваться нелегальный перевозки, многочисленные сервисы для попутчиков. Необходимо отметить, что за безопасность пассажиров здесь никто не несет ответственности. Мы очень надеемся, что все регулярные перевозки возобновятся с началом туристического сезона, рассчитываем, что это произойдет с 1 июля», — сказал господин Брижак.

Плюс и минус

По словам Михаила Полиенко, положительным моментом является не только большой отложенный спрос на отдых, но и высокая готовность авиакомпаний на перелеты, в частности, большое количество свободных провозных емкостей у всех перевозчиков, для использования которых сейчас Краснодарский край — это один из лучших потенциальных рынков. «С другой стороны есть факторы, которые сказываются негативно. Это возможные дальнейшие ограничения на работу отелей и общественного питания, проведение мероприятий, развлечения, экскурсии. Финансовые потери населения. Часть людей оставалась без работы и доходов в период ограничений. Несмотря на меры поддержки, не у всех сейчас хватит средств на поездку в отпуск. И чем дольше продолжается период действия ограничений, тем сильнее будет влиять этот фактор», — пояснил господин Полиенко. При этом, по его словам, открытие первых зарубежных рейсов может произойти уже до конца лета. Возможно, при этом будут ограничения по перечню стран, объемам перевозок и т.п., но рейсы уже появятся. «Нужно отметить, что большинство российских и иностранных перевозчиков готовы хоть завтра восстановить международные рейсы. Им нужно только разрешение властей на международные полеты и какой-то минимальный период для продажи билетов. Даже более того – в период ограничений некоторые авиакомпании активно вели работу по подготовке к открытию новых рейсов и направлений полетов. Вполне возможно, что к моменту возобновления перевозок мы даже сможем предложить жителям края новые интересные международные рейсы новых авиакомпаний», — сказал топ-менеджер. По его словам, сейчас у отечественных туристов практически нет альтернатив Черному морю, поэтому если открыть бронирования, большая часть туристов России поедет на Кубань и в Крым. Если определенность со сроками открытия сезона в крае в ближайшее время не появится – Крым заберет большую часть этого рынка, потом могут появиться зарубежные альтернативы, и привлекать туристов станет намного труднее.

Вирус не помешал инвестициям

По словам Виталия Коренюгина, из-за пандемии часть инвестпроектов по ряду аэропортов были приостановлены, однако реконструкция аэропорта Анапа продолжается. Кроме того, ключевой проект на юге — аэропорт Краснодар продолжает работу по проектированию нового терминала и федеральных объектов, а также модернизации технологий и оборудования, а также по благоустройству территорий. «Мы добились внесения изменений в генплан, что дало возможность проектирования и в дальнейшем развития подъездных путей к новому аэропорту. В настоящее время разрабатывается документация строительства терминала и его служебно-технической территории, включающей административные здания, служебные, складские помещения, новый грузовой терминал, парковки и объекты сопутствующей инженерной инфраструктуры», — сообщил господин Коренюгин. Пропускная способность аэропорта увеличится практически в два раза и достигнет 2,6 тыс. пассажиров в час. А в целом это даст возможность обслуживать более 10 млн пассажиров в год. «Мы надеемся, что в конце 2023 года край получит современный, высокотехнологичный аэропортовый комплекс. Проект даст массу перспектив для развития бизнеса, генерации выручки и развития промышленной зоны вокруг аэропорта, привокзальных площадей», — сказал Виталий Коренюгин.

Кроме того, во всех аэропортах ведется внедрение бесконтактных услуг. «Буквально со вчерашнего дня на всех стойках регистрации аэропортов установлены прозрачные экраны. Контакты между пассажирами и персоналом максимально минимизированы. На входе работают тепловизоры, температура каждого входящего измеряет автоматически. Началась продажа средств защиты и антисептиков в вендинговых автоматах. С начала года мы начали внедрять технологии, которые минимизируют все контакты. Активно используются ключевые сервисы, такие, как онлайн-регистрация, также активно внедряем систему самостоятельной сдачи багажа. Электронный посадочный талон также можно получить без использования агента», — рассказал Виталий Коренюгин.

До ситуации с пандемией и введением ограничительных мер рост пассажиропотока в аэропортах Краснодара, Сочи и Анапы постоянно увеличивался. По словам Михаила Полиенко, Краснодарский край – наиболее экономически развитый регион на юге России и один из наиболее развитых в РФ. Также это крупнейший туристический кластер в стране. Здесь очень большой потенциал роста как делового, так и туристического трафика. Этот потенциал и сегодня реализован далеко не полностью, несмотря на весь бурный рост последних лет.

«Главная проблема, которая сдерживает рост перевозок – нехватка прямых рейсов и конкуренции между авиакомпаниями. Именно эту проблему мы активно решали последние годы. И это в целом соответствует существующей государственной программе по развитию прямых межрегиональных рейсов. В прошлом году из наших аэропортов были открыты 19 новых региональных маршрутов. Еще шесть перешли из сезонных в круглогодичные», — пояснил Михаил Полиенко.

По его словам, компания анализирует рынок и убеждает авиакомпании открывать новые прямые рейсы из аэропортов. «Убеждаем летать зимой там, где были только сезонные летние рейсы. Приводим вторую-третью авиакомпанию на направления, где уже кто-то летал, чтобы была конкуренция, пассажиры получали выбор и более низкие тарифы. Обеспечиваем новые рейсы рекламной поддержкой. Например, в прошлом году мы смогли привлечь иностранного перевозчика открыть рейсы в Анапу из Стамбула, провели много совместных мероприятий по продвижению этих рейсов. И эти рейсы оказались достаточно успешными. Мы также прошлой зимой уговорили авиакомпанию S7 сохранить на зиму регулярные рейсы Анапа-Новосибирск – это был первый зимний региональный рейс в Анапе за всю современную историю. И он тоже оказался успешен. И теперь мы можем использовать эти примеры, чтобы открывать в Анапе больше международных направлений и зимних рейсов в регионы, потому что есть реальное подтверждение, что это работает и пользуется спросом», — рассказал топ-менеджер.

«Сейчас мы работаем с ними над развитием трансферных потоков через Краснодар. Также у нас сложилось очень тесное сотрудничество с cочинскими туроператорами, работающими на въездной туризм – Wow Sochi, Travel Center, Свой ТС. Совместно с ними мы в прошлом году привлекли EL AL и flydubai. В этом году уже были запланированы полеты из Бахрейна. Это небольшие, но очень смелые компании, которые решают стратегически важную для края задачу привлечения иностранных туристов. При этом они вынуждены конкурировать с той же Турцией, где выделены огромные бюджеты на рекламу, субсидии за привлеченных туристов и иные формы поддержки туризма. И конкурируют успешно.

Было бы здорово, чтобы государство и край оказывали больше поддержки таким компаниям. Мы со своей стороны стараемся оказывать им максимальную поддержку: участвуем в финансировании каких-то мероприятий и рекламных кампаний, помогаем найти авиакомпании для перевозки туристов, договориться с ними об условиях, кроме того, координируем с ними наши планы развития», — рассказал господин Полиенко.

Сейчас у аэропортов есть прямые рейсы в юго-восточную Азию, в прошлом году были открыты рейсы на Санью. В проекте будущего аэропорта Краснодар «Базэл Аэро», отталкиваясь от оценок туроператоров, готовит инфраструктуру под обслуживание Боинг 777, чтобы иметь возможность открыть рейсы в Доминикану, на Кубу, увеличить потоки и снизить стоимость перевозки по летним массовым направлениям.

Поделиться:
  • Большой шаг вперед у нас произошел, когда мы смогли привлечь авиакомпанию Азимут в качестве базового перевозчика в аэропорт Краснодар. Они всего за два года открыли полеты по 20 региональным или международным направлениям, больше 10 из которых были новыми для аэропорта. Причем все рейсы выполняются круглогодично, два и более рейсов в неделю.
    Михаил Полиенко
    Заместитель директора по авиационной коммерции «Базэл Аэро» Михаил Полиенко

Спикеры

  • Михаил Полиенко
    Михаил Полиенко

    Заместитель директора по авиационной коммерции «Базэл Аэро»

  • Виталий Коренюгин
    Виталий Коренюгин

    Руководитель департамента по связям с общественностью «Базэл Аэро»

  • Сергей Ромашкин
    Сергей Ромашкин

    Гендиректор туроператора «Дельфин»

  • Юрий Колобов
    Юрий Колобов

    Исполнительный директор курорта «Роза Хутор»

  • Илья Брижак
    Илья Брижак

    Вице-президент союза транспортников Кубани

Модератор

  • Елена Рыжкова
    Елена Рыжкова

    Главный редактор «Коммерсантъ-Кубань»