Layer 1

Пользе во вред

21 апреля 2020 Вторник
Инвестиции
Место проведения: г. Краснодар
превью
1:57:43

Сегодня в России начинает проводиться реформа контрольно-надзорной деятельности. В середине апреля ключевые законопроекты были приняты в первом чтении, и концептуальной особенностью проводимых изменений является переход от карательных мер к профилактическим. В частности, может быть введен риск-ориентированный подход, при котором объекты контроля по степени возникновения рисков от их деятельности делятся на категории, и в отношении некоторых из них регуляторное давление может быть сведено к минимуму.

В данный момент особенно сильно регуляторным воздействиям подвергается сфера производства потребительских товаров, что связано со стремлением государства защитить здоровье населения. Однако представители бизнеса заявляют о том, что далеко не всегда регуляторные меры идут на пользу тому или иному рынку, а, чтобы устранить их несовершенства, нужны изменения в федеральном законодательстве.

В Краснодарском крае и Республике Адыгея традиционно располагается большое количество предприятий, производящих товары массового потребления, готовых внедрять инновационные решения, призванные снизить ущерб здоровью от потенциально вредной продукции, или повысить качество полезной. Но часто благие начинания вступают в противоречие с законодательством. О том, как наладить диалог регуляторов и бизнеса, и всегда ли нужно жесткое госрегулирование, пошла речь на межрегиональной конференции «Законодательное регулирование потребительского рынка и инновации в производстве как инструменты повышения качества жизни населения», которую «КоммерсантЪ-Кубань» провел в режиме видеосвязи.

Не душить, а помогать

От лица госорганов выступил начальник отдела реализации инновационной политики в управлении развития малого и среднего предпринимательства департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Левон Хараджян. Он пояснил, что регулирование производства инновационных видов продукции осложняется тем, что они априори являются новыми, и требуется время, чтобы дать им правильную оценку. «Поэтому важно задать достаточно широкие рамки ограничительных мер, чтобы не задушить предпринимательство и его инновационную активность. Общий тренд для экономик с развитой венчурной экосистемой заключается в том, что на начальных этапах развития новых видов производств государство определяет лишь базовые правила игры, связанные с безопасностью и здоровьем потребителей продукции или услуг. А по мере того, как рынок развивается и взрослеет, государство переходит к точечному регулированию тех моментов, в которых возникают так называемые «провалы» рынка, а остальное оставляет для рыночной саморегуляции», — привел пример господин Хараджян.

Он подчеркнул, что краевые власти не могут действовать вне законодательного поля России, однако вполне могут направлять в Госдуму предложения, выработанные совместно с бизнесом. «В России уже начала применяться практика регуляторных песочниц. Этот инструмент позволяет протестировать бизнес-модель в экспериментальном правовом режиме», — рассказал Левон Хараджян.

Депутат Госдумы РФ, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Евланов привел примеры того, как парламентарии пересматривают действующие законодательные нормы, чтобы найти баланс между интересами потребителей, государства и бизнеса. «Только за последние четыре года мы уже процентов на 50 сделали исключения из ФЗ №44 («Закон о госзакупках»), и эта работа продолжается. Там, где мы находим способы поддержать бизнес, мы это делаем. Например, на уровне Краснодарского края производители потребительских товаров часто поднимают вопрос о том, что их продукции трудно попасть на прилавки торговых сетей. И мы ищем пути решения», — рассказал депутат.

Господин Евланов выразил озабоченность тем, что при текущем снижении покупательской способности населения в стране некоторые производители начинают сокращать свои издержки, понижая качество продукции. Поэтому сейчас особенно важен как контроль за качеством продукции в магазинах, так и поддержка добросовестных производителей.

При этом он подчеркнул, что контролирующие органы, такие как прокуратура и Роспотребнадзор, сейчас сокращают количество проверок, что снижает нагрузку на бизнес.

Вице-спикер ЗСК Сергей Алтухов сообщил, что сейчас усилия исполнительных и законодательных органов власти сосредоточены на разработке форм поддержки бизнеса в условиях пандемии коронавируса. По его словам, в поддержке нуждается отрасль потребсферы в области общепита, так как многие субъекты предпринимательства попадают в подакцизную деятельность, а согласно ФЗ №209 финансовая поддержка не оказывается субъектам МСП, осуществляющим производство или реализацию подакцизных товаров. Также господин Алтухов предложил включить в перечень отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса, предприятия, занимающиеся арендой, поскольку они в данный момент несут большие финансовые потери.

Член Общественной палаты Краснодарского края, председатель комиссии по вопросам экономики, промышленного и агропромышленного сектора, комплексного развития сельских территорий и поддержки малого и среднего бизнеса Александр Полиди заявил, что видит ряд проблем в поступающих в данный момент предложениях от законодателей по поводу прямого регулирования цен. «Это крайне вредное начинание. Да, оно понятное, но популистское. Любые искусственно созданные деформации на рынке приводят либо к перепроизводству, либо к дефициту того или иного товара. В обоих случаях это плохо», — прокомментировал эксперт.

При этом он выразил надежду на то, что механизм регуляторной гильотины будет применяться на практике, как и риск-ориентированный подход в целом. «Если бы гильотина была введена быстрее, это очень помогло бы бизнесу в текущих реалиях. Тогда он мог бы думать о реальных проблемах, а не о порожденных несовершенствами в регулировании», — сказал Александр Полиди.

Всех под одну новеллу

Председатель совета директоров ООО «МПК» Пивоваренный завод Майкопский» (Республика Адыгея) Каплан Панеш рассказал о проблемах в отрасли, об инновационных технологиях, используемых на предприятии, и о работе, которая ведется по сохранению качества напитка и развитию культуры потребления пива.

Он отметил, что пивоваренная продукция из всей алкогольной продукции имеет наименьшее воздействие на здоровье, поскольку пиво — продукт естественного живого брожения, приготовленный из натуральных ингредиентов.

Важно и то, что на рынке пива практически нет подделок, так как производство пива – это сложный, трудоемкий и высокотехнологичный процесс. Пиво нельзя сделать в гараже подпольным способом.

«Пивовары – это социально ориентированная отрасль, участники которой реализуют крупные социальные проекты, развивают ресурсо- и энергосберегающие технологии. К примеру, современное оборудование, которым оснащается ООО «МПК», позволяет экономить водные ресурсы, например, ранее для производства 1 л пива расходовалось 20 л воды, теперь это всего 5 л. Или возьмем ту же пивную дробину, которая по сути является отходом пивоварения, но при этом служит качественным кормом для сельскохозяйственных животных. И тут мы используем инновационное оборудование по сушке дробины для обеспечения кормом фермерских хозяйств даже дальних регионов и в зимний период, когда производство пива сокращается», — рассказал Каплан Панеш.

По его словам, раздельный сбор отходов – стекла, пластика, пленки, картон, упаковочных материалов, а также организация сбора и приема оборотной тары – также является важнейшей экологосберегающей составляющей пивоваренной отрасли.

Каплан Панеш уверен, что сейчас самое время развивать отечественную сырьевую базу пивоварения: солодовенную отрасль, хмелеводство, предприятия АПК, специализирующихся на выращивании пивоваренных сортов ячменя.

«Значительная часть специальных сортов солода, особенно темных, карамельных, производится не в России. Нужно сохранить доступ пивоваренных компаний к качественному сырью, к качественным технологиям, к качественному оборудованию. Важна необходимость обнуления таможенных ставок на оборудование и сырье. При этом, разумеется, важно сохранить традиционную поддержку агропромышленного сектора России, чтобы производство солода развивалось. В этом случае внутренний рынок будет сбалансированным, промышленные предприятия, работающие в пивоваренной отрасли, получат возможность сохранить свой бизнес и продолжить его успешное развитие», — пояснил спикер.

Что касается госрегулирования отрасли, то, по словам Каплана Панеша, ФЗ №171 уже объективно не отвечает нынешним реалиям. Его создавали в 1990-е годы, и, прежде всего, закон был призван бороться с нелегальным производством водки. А в 2010-х годах в этот закон ввели и пиво, но пиво – это продукт со своей спецификой и его производство должно регулироваться иначе. С тех пор в 171-ФЗ уже внесено более 300 поправок. «Пивоваренной отрасли нужно отдельное регулирование и отдельный закон, – подчеркнул Каплан Панеш».

Он подчеркнул, что Союз российских пивоваров и НИУ «Высшая школа экономики» три года назад разработали проект закона, который призван модернизировать ФЗ№ 171, и данный законопроект получил одобрение большинства участников алкогольного рынка. «Союз надеется, что регулирование пивоваренной и всей алкогольной отрасли рано или поздно станет современным и эффективным и для бизнеса, и для государства», – пояснил господин Панеш.

Генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «ЮИКЦ» Владислав Варшавский согласился с тем, что практически каждая отрасль производства потребтоваров сильно зарегулирована. «Снимите хотя бы 10% существующих законодательных барьеров, и бизнес сам найдет пути для развития», — заявил спикер. По его словам, в законодательном поле РФ достаточно много не очень качественных нормативных актов, каждый из которых создает существенные препятствия для роста промышленности. «Если государство будет еще больше вмешиваться в эти вопросы, то это станет еще одним шагом на пути к огосударствлению экономики, к которому мы и так сегодня движемся», — считает Владислав Варшавский.

Управляющий по корпоративным вопросам Южного региона «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева рассказала о сложностях, которые в данный момент испытывает производитель никотиносодержащей продукции с пониженным вредом для здоровья (без горения). По ее словам, несмотря на всевозможные ограничения, число курильщиков в мире остается очень высоким и, по оценке ВОЗ, в ближайшее время снижаться радикально не будет. «Таких людей около миллиарда во всем мире, и более 30 млн в России. При этом для всех очевидно, что курение сигарет вызывает множество серьезных заболеваний. Поэтому компания «Филип Моррис Интернэшнл» много лет назад приняла решение начать разработку инновационных продуктов с пониженным риском для здоровья. В эти исследования было вложено порядка 7 млрд долларов США», — рассказала госпожа Андреева. Поскольку причиной заболеваний, согласно исследованиям, является не сам никотин, а выделяемые при курении сигареты токсичные вещества, было налажено высокотехнологичное производство бездымной продукции, в частности, электрической системы нагревания табака IQOS.

Однако в России технических регламентов для подобной инновационной продукции в данный момент не существует. По словам Алисы Андреевой, некоторые шаги уже предпринимаются: например, несколько лет назад были приняты национальные стандарты для электронных сигарет и нагреваемого табака, а понятие «нагреваемый табак» внесено в Налоговый кодекс РФ. В настоящее время в Госдуме находятся ряд проектов поправок, подразумевающих внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и федеральный закон «Об охране здоровья граждан от табачного дыма». Если радикальный вариант вступит в силу, то электронные сигареты и другие никотиносодержащие продукты будут приравнены к обычным сигаретам, и с точки зрения ограничений на потребление, и с точки зрения возможностей информирования потребителей.

Как рассказала Алиса Андреева, компания «Филип Моррис Интернэшнл» в России имеет сформированную позицию по этому вопросу. Прежде всего, необходимо ввести отлагательный порядок вступления в силу положений рассматриваемого законопроекта за исключением положения о запрете на продажу несовершеннолетним. Это важно, поскольку поправки в моменте усилят нагрузку на сферу розничной торговли. «На примере введения цифровой маркировки табачной продукции мы увидели, что розничная торговля лишь в среднем в 30% случаев была готова к нововведениям и испытывала трудности на протяжении достаточно долгого времени по внедрению этой системы», — пояснила Алиса Андреева.

Также компания считает, что нужно вводить единый понятийный аппарат для альтернативных никотиносодержащих продуктов. К ним нельзя применять термин «курение», так как горения табака при использовании таких продуктов не происходит.

В-третьих, необходимо разделить места курения обычных сигарет и использования продуктов с пониженным риском, так как в противном случае потребители бездымной продукции останутся пассивными курильщиками и будут вдыхать сигаретный дым.

В-четвертых, в компании считают важной задачей полноценное информирование в местах продаж совершеннолетних курильщиков об отличиях продукции с пониженным риском от сигарет.

Владимир Евланов ответил, что комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы взвешенно подходит к оценке подобных инициатив. «Мы пытаемся досконально разобраться во всех нюансах. И понимаем, что закон, о котором идет речь, станет шоком для розничной торговли. После вашего выступления я включусь в эту работу, готов рассмотреть предложения к внесению поправок во втором чтении», — заявил депутат.

Свою точку зрения на этот счет высказал Александр Полиди. По его мнению, усилением давления на производителей и потребителя вряд ли удастся заставить людей отказаться от курения или употребления алкоголя. «Если от этого уйти нельзя, то давайте думать, как снизить вред здоровью от употребления этой продукции. Если идти по конструктивному пути, то выиграют все. Потребители получат продукт со сниженным риском, производители будут заинтересованы и дальше вкладывать средства в инновации, а государство будет получать налоги. Это и есть экономический здравый смысл», — прокомментировал эксперт.

Ведомства противоречат друг другу

Московцев Игорь Владимирович. Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Московцев Игорь Владимирович. Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Игорь Московцев обратил внимание на другой аспект: нередко одни меры государственного регулирования противоречат другим. «Простой пример, вместе с минэкономики мы реализуем проект по повышению производительности труда, нам это интересно. Но до этого Минсельхоз РФ внедрил систему «Меркурий», а следом – проект по маркировке продукции, и второе, по сути, дублирует первое. Кроме того, неясно, как в условиях такой финансовой и административной нагрузки повышать производительность», — рассказал господин Московцев. По его словам, если внедрить маркировку, производительность некоторых видов продукции может снизиться на 40%.

Впрочем, Игорь Московцев согласен с тем, что параллельно бизнесу сейчас оказывается большой объем господдержки. «Многие виды контроля отменены. На селекторах с представителями администрации края и Минсельхоза РФ говорят о том, какие еще барьеры сейчас можно снять, чтобы упростить производителям жизнь», — признает руководитель компании.

Тешев Руслан Давлетбиевич. Коммерческий директор молзавод ООО «Тамбовский» (республика Адыгея), представитель Ассоциации национальных продуктов Республики Адыгеи — Адыгейский сыр
Тешев Руслан Давлетбиевич. Коммерческий директор молзавод ООО «Тамбовский» (республика Адыгея), представитель Ассоциации национальных продуктов Республики Адыгеи — Адыгейский сыр
Представитель молочной отрасли Адыгеи, коммерческий директор молзавода ООО «Тамбовский», представитель Ассоциации национальных продуктов республики Адыгея Руслан Тешев привел другой пример сбоев в регулировании. Производство адыгейского сыра было законодательно закреплено за республикой – только местные предприятия имеют право его изготавливать. Однако отстаивать это право в суде оказалось не так просто. «Когда мы только начинали этот процесс, то насчитали 211 заводов и цехов, делающих подобие нашего сыра. Что только там ни находили – от творожных масс до клея ПВА. То есть, народ попросту травили. Тогда мы решили, что ситуацию нужно менять и зарегистрировали бренд по месту происхождения товара», — сообщил Руслан Тешев.

Теперь инструмент борьбы с теми, кто незаконно производит сыр за пределами республики, существует. Но не всегда удается найти взаимопонимание с профильными судами, поскольку пока отсутствует практика в этом вопросе. Кроме того, иногда наши жалобы перенаправляются в управления Роспотребнадзора по месту регистрации компании, к которой мы предъявляем претензии, и по факту никто никаких проверок там не проводит.

Шамиль Гусейнов, генеральный директор молочного завода «Гиагинский», один из основных поставщиков адыгейского сыра в крупные федеральные торговые сети, высказал свою точку зрения по этому поводу. «Несмотря на то, что Верховный суд признал законность выданных заключений Минсельхоза и Роспатента о том, что выпускать адыгейский сыр могут только предприятия республики, некоторые компании все же пытаются оспорить наше исключительное право в судах. Казалось бы, уже вопрос решен, в спорах поставлена точка. Но нет. Предприятия из других регионов стремятся снять охрану НМПТ, аргументируя это тем, что адыгейские заводы не смогут закрыть потребность рынка. Мы являемся основным производителем адыгейского сыра. В настоящее время мы можем удовлетворить спрос на адыгейский сыр в федеральном масштабе и закрываем потребность крупных торговых сетей по всей стране. На сегодняшний день у нас достаточно сырья для производства. Поэтому вопрос о нехватке продукции не актуален», — заявил производитель.

Комментируя подходы к обеспечению безопасности молочной продукции, Шамиль Сергеевич подчеркнул, что производство адыгейского сыра и другого ассортимента соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза. На заводе внедрена система менеджмента безопасности пищевой продукции.

Также он добавил, что на предприятии внедрена система обязательной электронной сертификации «Меркурий». «Она направлена на обеспечение прослеживаемости и, таким образом, обеспечивает реализацию одной из целей внедрения обязательной маркировки. В связи с этим, введение обязательной маркировки молочной продукции дополнительно к уже внедряемой системе прослеживаемости является избыточной и дублирующей мерой. Это послужит двойным обременением для завода и, в конечном итоге, потребителя», — резюмировал Шамиль Гусейнов.

Подводя итоги конференции, участники рынка и эксперты подчеркнули, что, хотя госрегулирование и необходимо, многие его механизмы нуждаются в серьезных поправках. В частности, для того, чтобы сектор производства потребительских товаров развивался, необходимо введение риск-ориентированного подхода, который позволил бы бизнесу уделять еще больше внимания повышению качества и безопасности своей продукции, а не тратить время и средства на разрешение вопросов, связанных с чрезмерным регулированием.

Поделиться:

Спикеры

  • Хараджян Левон Владимирович
    Хараджян Левон Владимирович

    Начальник отдела реализации инновационной политики в управлении развития малого и среднего предпринимательства департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края

  • Евланов Владимир Лазаревич.
    Евланов Владимир Лазаревич.

    Депутат Государственной Думы РФ

  • Александр Полиди
    Александр Полиди

    Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани

  • Панеш Каплан Мугдинович
    Панеш Каплан Мугдинович

    Председатель Совета директоров ООО «МПК» Пивоваренный завод Майкопский (Республика Адыгея)

  • Варшавский Владислав Римович
    Варшавский Владислав Римович

    Генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «ЮИКЦ»

  • Алиса Андреева
    Алиса Андреева

    Управляющий по корпоративным вопросам Южного региона, аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России; член ОП КК, председатель комитета по корпоративной и социальной ответственности КРО РСПП, руководитель Южного регионального совета по корпоративному волонтерству

  • Московцев Игорь Владимирович
    Московцев Игорь Владимирович

    Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

  • Тешев Руслан Давлетбиевич
    Тешев Руслан Давлетбиевич

    Коммерческий директор молзавод ООО «Тамбовский» (республика Адыгея), представитель Ассоциации национальных продуктов Республики Адыгеи — Адыгейский сыр

  • Шамиль Гусейнов
    Шамиль Гусейнов

    Генеральный директор молочного завода «Гиагинский»

Модератор

  • Лукашов  Михаил
    Лукашов Михаил

    Главный редактор «Коммерсантъ-Кубань»