Layer 1

Запуск концепции «Фарма-2030»: «полет нормальный»

15 Марта 2022 Вторник
Фарма

Фармацевтический рынок остается одной из самых привлекательных и инновационно емких отраслей экономики, подогреваемый борьбой с COVID-19, а также мерами поддержки, реализуемыми регулятором.

По прогнозам экспертов, основанным на данных DSM Group, по итогам 2021 года сектор госзакупок покажет двузначный рост в ценовом выражении почти на 30% по сравнению с низкой базой 2020 года. Вместе с тем аптечный сегмент розницы продолжает стагнировать на уровне не более 1,5% при феноменальном росте составляющей e-com в 37%. При этом четко прослеживается корреляция темпов продаж с уровнем заболевания COVID-19, что свидетельствует о том, что волны пандемии еще будут какое-то время держать весь рынок в тонусе. Вывод препаратов по профилактике и лечению коронавируса, включая «Мир-19» от ФМБА России, будет способствовать дальнейшему расширению госсегмента с целью создания коллективного иммунитета в обществе. Остается вопросом, будут ли допущены в оборот зарубежные аналоги прививок и препаратов по борьбе с коронавирусом.

Осенью 2021 года Минпромторг России презентовал стратегию «Фарма-2030», базирующуюся на трех принципах: локализации (обеспечение нацбезопасности и технологической модернизации), инновационности (появление и сбыт оригинальных препаратов) и доступе к внешним и внутренним рынкам. И если последний элемент за счет экспортных возможностей «Cпутник V» показывает значительные перспективы, то вопросы по реализации первых двух составляющих концепции остаются. Среди инициатив, обозначенных в стратегии, правило «второй лишний» и новая инициатива — ограничение регистрации большого количества зарубежных дженериков.

С другой стороны, отрасль продолжают беспокоить вопросы, связанные с принудительным лицензированием, совершенствованием методик ценообразования на ЖНВЛП и инновационные препараты и работе фонда «Круг добра», призванного обеспечить доступ к лекарствам пациентов с орфанными заболеваниями. Пока не оправдала всех надежд и цифровизация, которая могла бы стать инструментом прогнозирования конечного спроса и создания предиктивных моделей поведения пациентов благодаря внедренной системе маркировки.

Итак, какие же первоочередные шаги необходимо предпринять, чтобы цифровизация фармацевтической отрасли была полноценной, а все пациенты России смогли получить необходимые им препараты? Как добиться баланса интересов отечественных и зарубежных игроков, обеспечивая достаточный уровень безопасности при сохранении конкуренции на рынке?

15 Марта Вторник

Контакты