Layer 1

Внутренний туризм — драйвер развития российских регионов

22 сентября 2020 Вторник
23 сентября 2020 Среда
Туризм
превью
05:51:41

Введенные во время пандемии коронавируса ограничения, в частности, закрытие международных границ, переключили интерес россиян на туристические дестинации внутри страны. Представители бизнеса увидели в этом дополнительные возможности для развития собственных проектов, а властные структуры – необходимость формирования программ поддержки и развития инициатив от инвесторов в туризме. Чтобы понять, как меняется туристическая инфраструктура в регионах и какие уникальные форматы и направления в туризме будут востребованы, ИД «Коммерсантъ» провел двухдневный межрегиональный онлайн-марафон «Внутренний туризм как драйвер развития российских регионов». Первое мероприятие состоялось в Самаре, затем онлайн-встречи прошли в Екатеринбурге, Челябинске, Ярославле и Москве.

В рамках онлайн-конференции в Москве председатель столичного Комитета по туризму Екатерина Проничева отметила, что путешествия позволяют удовлетворить запрос городского жителя на новые впечатления и эмоции. По ее словам, портрет современного туриста и его мотивации сегодня меняются. Набирают популярность новые туристические форматы, такие как «сити-брейки» и гастрономический туризм, особый интерес к которому проявляется у молодежной аудитории – согласно данным совместного исследования Комитета по туризму города Москвы и Сбербанка, туристы в возрасте 18-24 лет тратят на посещение ресторанов и кафе до 18% от всех расходов на путешествие в столицу. В целом, доля молодежи среди гостей города растет: более 50% посетивших Москву этим летом – люди в возрасте от 25 до 44 лет. Эти путешественники являются активными пользователями цифровых платформ и отдают предпочтение более индивидуальным туристическим предложениям. Ответом на эти запросы стало создание туристического сервиса RussPass – цифровой «службы одного окна», которая помогает туристу составить уникальную траекторию путешествия с учетом личных возможностей и предпочтений, и одновременно служит важным инструментом поддержки московского и регионального бизнеса, который дает выход на новую аудиторию потребителей туристического продукта. С момента запуска к RussPass присоединились уже более 80 российских регионов, и сервис постоянно пополняется новыми интересными туристическими предложениями.

Участники московской сессии онлайн-марафона акцентировали внимание аудитории на новые форматы и туристические направления. Генеральный директор Russia Discovery Вадим Мамонтов рассказал об особенностях развития активного отдыха и поддержке такого нового вида средств размещения, как глэмпинги (некапитальные комфортабельные туристические лагеря), в условиях дикой природы. «В этом году рост внутреннего туризма в активном приключенческом формате смог компенсировать падение в остальных направлениях, — отметил предприниматель, — Надеюсь, что мы завершим год с ростом показателей на 10-15%. Наша цель – построить 15 туристических лагерей к 2025 году». На федеральном и региональном уровне разработаны меры поддержки для предпринимателей, развивающих мобильные средства размещения. Интерес участников туристического рынка также вызвал конкурс priroda.life, направленный на поддержку активного отдыха в отдаленных уголках страны.

В ходе конференции в Самаре руководитель департамента туризма областного министерства культуры Артур Абдрашитов рассказал, что в связи с ограничениями из-за пандемии, с одной стороны, нынешний год стал нелегким для туристической отрасли, с другой, он представил много возможностей для развития внутреннего туризма. После падения основных туристических показателей региона в первом полугодии 2020 года с июля по август наблюдается их рост до 20%. Кроме того, изменились структура рынка и содержание турпотока. Например, все больше россиян предпочитают путешествовать на личных автомобилях. «Если в прошлые годы, чтобы отдохнуть в Самарской области, туристы преодолевали около 400-500 км, то в этом году — до 1000-1500 км. Большинство из них приезжают с Урала (Екатеринбург, Челябинск) и Поволжья (Оренбург, Пенза, Саратов), а также Москвы и центральных регионов. Думаю, эта тройка макрорегионов будет формировать туристический поток в Самарской области на протяжении, как минимум, еще нескольких месяцев», — предположил господин Абдрашитов.

Заместитель министра экономического развития и инвестиций Самарской области Алексей Ильметов сообщил, что в этом году министерство занимается формированием баз данных всех потенциально интересных площадок, которые можно развивать в разном ключе, – от отдыха высокого класса до культурного отдыха, релакса. В частности, обсуждается реализация проектов по организации отдыха на берегу Волги, а также горнолыжных и спортивно-оздоровительных комплексов. Он подчеркнул готовность министерства поддерживать все инвестпроекты, отметив, что инвесторы скрупулезно относятся к тому, каким образом ведомство готово их поддерживать.

Участники конференции в Екатеринбурге отметили, что Большой Урал вошел список самых перспективных туристических макротерриторий России, в сформированный Ростуризмом. А такие объекты, как горнолыжные комплексы «Мраткино» и «Абзаково» (Белорецк), туристско-рекреационный кластер «Гора Белая» (Нижний Тагил), Кунгурская пещера и природный парк «Бажовские места» (Сысерть), обладают наибольшим туристическим потенциалом. Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов отметил, что «Гора Белая» — ключевой туристский проект региона: «Кластер включен в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», что позволит в 2021 году получить дополнительные инвестиции из федерального бюджета».

Генеральный директор АНО «Управляющая компания туристско-рекреационного кластера «Гора Белая», председатель свердловского отделения «Деловой России» Леонид Гункевич рассказал, что туркластер включает в себя 35 особо охраняемых природных территорий, в том числе объекты федерального значения — Висимский заповедник, которому решением ЮНЕСКО присвоен статус биосферного. «У нас большая сильная агломерация, есть много достопримечательностей, красивые природные территории, но неразвитая туристическая инфраструктура, нехватка мест загородного размещения. Туризм для промышленного и делового центра никогда не был на первом месте. Самое время это исправить и обеспечить территорию, которая связывает Европу и Азию, качественным доступным отдыхом», — считает Гункевич.

В ходе конференции в Челябинске заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко заявил, что в течение летних месяцев ведомство провело полный аудит региональной туриндустрии, сформировало концепцию развития туризма, полностью основанную на мнении общественности. «Думаю, что в октябре мы приступим к ее экспертному обсуждению. Регион ставит перед собой задачу включиться в федеральные программы. С этой целью мы участвуем во всероссийском конкурсе туристско-рекреационных кластеров АСИ, направленном на развитие экотуризма. Речь идет о туристском кластере «Горный Урал», в который входят шесть муниципалитетов, три национальных парка», — сообщил замминистра.

Председатель совета директоров горнолыжного курорта «Солнечная долина», президент национального парка спорта и туризма «Тургояк» Олег Сиротин полагает, что путь к выживанию туристических дестинаций лежит через частное инвестирование. Около 350 тыс. человек ежегодно посещают созданный горнолыжный курорт в 100 км от Челябинска. Во время пандемии подключились к развитию курорта новые инвесторы — объем инвестиций вырос в 2,5 раза. «Развитие внутреннего туризма в регионе я вижу в том, чтобы связать национальные парки Таганай и Тургояк экотропой. Мы этот проект защищали в Москве, и, думаю, что через год-другой такой маршрут появится и будет иметь примерно полумиллионный траффик в год», — предположил руководитель горнолыжного курорта.

Участники ярославльской сессии собрались на площадке историко-культурного комплекса «Вятское», в 30 км от Ярославля. Эта площадка была выбрана с целью показать, что интересные и красивые места есть и за пределами столицы «Золотого кольца». Генеральный директор этого комплекса Елена Шахова рассказала, что село Вятское еще 12 лет назад было в упадке. К 2020 году благодаря меценату Олегу Жарову здесь создана туристическая инфраструктура, которая позволяет принимать сотни тысяч туристов в год. Помимо современной гостиницы и мультимедийного ресторана, есть 15 уникальных музеев и ежегодно открываются новые объекты показа, проводятся фестивали, праздники и дни села. Также Вятское известно, как огуречная столица России. В местном ресторане можно опробовать фирменное огуречное меню, а рядом с ним, в лавке, приобрести уникальную местную продукцию.

В этом году Ярославлю удалось увеличить туристический поток при помощи проведения ярких событий. Генеральный директор группы компаний «Волга тур» и организатор городского пикника «Пир на Волге» Юлия Скороходова рассказала, что в этом году на пикник по случаю 1010-летия Ярославля собрались около 50 тыс. горожан и гостей города – около 15 тыс. из других российских регионов. Мэр Ярославля Владимир Волков сообщил о принятии стратегии развития туризма до 2030 года. «Развитие внутреннего туризма является одним из основных направлений стратегии. Учтена и поддержка предпринимателей, которые будут развивать данное направление. Это и музеи, и рестораны, и гостиницы, и другие проекты, которые будут интересны бизнесу»,— рассказал господин Волков.

По словам директора Центра развития туризма «Ярославия» Алексея Кузнецова, с января по август 2020 года Ярославскую область посетили около 1 млн. туристов и экскурсантов. Несмотря на падение турпотока (на 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года), отрасль оказалось очень гибкой и жизнеспособной. По словам Алексея Кузнецова, туристическая индустрия региона восстанавливается, а крупные инвесторы намерены развивать проекты в Угличе, Ростове Великом, на Рыбинском море. Кроме того, готовится концепция экотуризма вокруг Плещеева озера и национального парка.


Ключевые темы дискуссий: 

• Новые направления и уникальные форматы для отдыха. Как привлечь туриста в Россию?

• Экотуризм как новый тренд

• Комплексное развитие территорий и туристической инфраструктуры. Инвестиционные возможности

• Драйверы и барьеры развития внутреннего туризма. Взаимодействие государства и бизнеса

• Самостоятельный туризм vs организованный туризм. Трансформации последних лет

• Travel Tech – инновационные сервисы для развития индустрии.

Сессии в регионах:

Самара, 22 сентября, 11:00 — 12:30 мск

Екатеринбург, 22 сентября, 15:00 — 16:30 мск

Челябинск, 23 сентября, 9:00 — 10:30 мск

Ярославль, 23 сентября, 11:00 — 12:30 мск

Москва, 23 сентября, 13:00 — 14:30 

Также трансляция доступна: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону

Поделиться: