Layer 1

Стимулирование инвестиционных проектов строительства, пути развития индустрии гостеприимства в Москве

06 октября 2020 Вторник
превью
02:56:51

2020 год был сложным для всех отраслей мировой экономики, но все же наиболее тяжелым он стал для секторов туризма и гостиничного бизнеса. С закрытием границ поток международных путешественников практически сошел на нет. Оглядываясь на месяцы карантина, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что российский туризм и отельеров, работающих на отечественном рынке, спасли внутренние маршруты. И все же ключевые вопросы отрасли на повестке дня стоят все те же: в каком состоянии находится туристический рынок России, насколько динамично он продолжит развиваться, как сегодня формируется спрос на поездки, и кто они, те туристы, которые приедут в Россию в следующем году. Ответить на них попытались представители власти, гостиничного бизнеса и сферы туризма в ходе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ», организованной Комитетом по туризму города Москвы.

Режим карантина действительно обрушил рынок туризма в России, подчеркнул проблему модератор, вице-президент по операционной деятельности в России, странах СНГ Interstate Hotels & Resorts Константин Горяинов. Въездного международного туризма в нашей стране по-прежнему нет, однако мы всеми силами к нему готовимся. Если и можно говорить о каких-то положительных тенденциях, то благодаря активному участию в жизни отрасли Комитета по туризму города Москвы, подчеркнул эксперт.

«Несмотря на все трудности и вызовы, с которыми столкнулись игроки гостиничного сектора в 2020 году, мы с оптимизмом смотрим в будущее,— озвучила позицию председатель Комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.— Да, загрузка гостиниц сегодня далека от показателей прошлых лет, но благодаря сложившейся ситуации произошло развитие цифровых сервисов, в том числе и в нашей сфере. Согласно одному любопытному исследованию, которое было проведено в этом году, более 40% российских туристов принимают решение о поездке и месте для проживания на основе данных таких сервисов. Они стали для нас серьезным стимулом для того, чтобы задуматься о создании собственного цифрового сообщества. Как результат, правительством Москвы и Комитетом по туризму города Москвы был создан инструмент Moscow travel hub — акселератор для создания и продвижения новых идей для развития туризма. Вопросы безопасности при этом по-прежнему остаются одними из самых приоритетных. Есть все основания предполагать, что эта тема останется на повестке дня как минимум пару лет, при этом обсуждаться будет не только физическая безопасность, но и санитарно-эпидемиологическая. Собственно поэтому одна из наших задач сегодня — показать туристам, как внутренним, так и международным, что Россия и Москва в первую очередь — безопасны для путешествий, что все наши гостиницы и иные средства размещения соответствуют всем необходимым стандартам и готовы принимать гостей. Мы уверены, что следующий год будет для всех нас более результативным с точки зрения развития туристической отрасли. Некоторые эксперты прогнозируют долгий срок ее восстановления, но мы делаем ставку на ввод электронных виз, который, согласно решению президента РФ, должен стартовать с 1 января 2021 года и облегчить въезд в нашу страну. А значит, в скором будущем мы увидим увеличение потока туристов».

Если в начале 2020 года прогнозировали поток туристов до 25 млн человек к его концу, то по состоянию на октябрь можно с уверенностью говорить о том, что показатель въездного туризма в Россию упал до 70%. Ситуацию на рынке спасает внутренний туризм. На сегодняшний день загрузка гостиниц составляет до 30% в среднем, говорит партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, индустрии гостеприимства, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ EY Ольга Архангельская. При этом основным драйвером роста становятся цифровизация отрасли и наличие современных онлайн-решений — именно они становятся инструментами для привлечения посетителей. Ввод электронных виз с начала 2021 года действительно может стать мощным стимулом для восстановления туристической отрасли, однако в ближайший год гарантированно рассчитывать можно только на местный туризм. Это значит, что спросом продолжат пользоваться гостиницы среднего ценового сегмента. Притом что потенциал для развития качественного номерного фонда в столице по-прежнему велик, уверена эксперт.

Москва — перспективный рынок для новых гостиничных операторов, однако за последние 25 лет активными темпами росло количество коллективных средств размещения. Это привело к тому, что сегодня различные хостелы, коливинги, апартаменты и посуточная аренда составляют серьезную конкуренцию традиционным гостиницам. Развитие этого серого сектора на рынке гостеприимства, а также скудные возможности для сбора и анализа данных о размещении туристов сдерживают развитие качественного номерного фонда в России, отметил управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield Сергей Рябокобылко. Поддержка игроков в это непростое время, конечно же, важна, но не менее значимы и помещения игроков, «играющих» профессионально на рынке размещения и действующих «в белую». На их выручке с начала года плачевно сказались закрытие границ и ограничения работы ресторанов. Во втором квартале 2020 года, например, загрузка качественных гостиниц сократилась в среднем на 93%. Из 1800 гостиниц небольшого типа, представленных малым и средним бизнесом, 700 также приняли решение приостановить свою деятельность. За это время на рынок не вышло ни одной новой гостиницы, однако уже в июне 2020 года, сразу после снятия ограничений, начал работу отель, ставший важным проектом реконструкции, в ходе которого номерной фонд был увеличен. Это открытие стало примером того, что, даже несмотря на сложные времена для мировой экономики и туристического сектора в том числе, инвесторы продолжают с интересом смотреть на рынок гостиничной недвижимости Москвы, запуская новые проекты. Тем не менее глубина падения рынка не позволяет говорить о быстром восстановлении, подчеркнул эксперт.

По оценке исполнительного вице-президента, финансового директора Interstate International Даррена Бреннена, гостиничная индустрия прежде не испытывала более серьезного удара. Причем в Москве, Лондоне и Амстердаме ситуация сложилась идентичная — в 2020 году рынок упал с 80% до 30%. Несмотря на определенный рост, наметившийся после снятия ограничений, говорить о том, что отрасль стабилизируется в 2021 году, преждевременно, уверен господин Бреннен. Многие эксперты едины во мнении, что в следующем году показатели загрузки гостиниц выйдут на плато, но процесс восстановления будет проходить на протяжении последующих двух-трех лет. Показателей рынка за 2019 год нам удастся достичь не ранее 2023 года. А пока ключевым драйвером останется внутренний туристический спрос, где лидером станут поездки с целью отдыха. Москва в этом отношении находится в более выгодном положении, в отличие от Праги или Будапешта, которые без преувеличения бьются за привлечение туристов. Наиболее востребованными останутся отели среднего и экономкласса, а вот ситуация в люкс-сегменте по-прежнему останется сложной.

Загрузка гостиниц в России на сегодняшний день действительно выросла, однако средняя цена на номер остается низкой, подтверждает генеральный директор Accor New East Europe Алексис Деларофф. Международных туристов, которые влияют на удержание уровня средней цены на номер, практически нет, поэтому и возможности сохранить прежний уровень, а тем более поднять его, пока нет. Гораздо лучше в данный момент чувствуют себя отели, работающие в сегменте 2–3 звезды. Тем не менее гостиничные операторы верят в потенциал Москвы: ярким доказательством этого стало открытие 1 октября текущего года отеля под новым брендом в центре столицы, поделился новостью господин Деларофф.

На фоне масштабных изменений, связанных с мировым кризисом и карантином, существенные изменения произошли и с точки зрения целевой аудитории туристов. «Современный турист молодеет: доля именно молодых людей среди туристов по всему миру растет, и наша задача сегодня — проанализировать эти тенденции и предложить те туристические продукты, которые будут отвечать их предпочтениям,— говорит заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Татьяна Шаршавицкая.— За последние два года рост числа прибытий в Москву среди туристов от 18 до 34 лет увеличился, а прирост составил более 30%. Показатель путешественников из дальнего зарубежья — 15%. Мы уверены, что этот тренд продолжит расти, особенно с учетом старта электронной визы в России. Доля молодежи среди российских туристов на сегодняшний день выросла в три раза! Новый образ современного туриста позволяет нам говорить о свежих вызовах и возможностях для отрасли: понимая интересы миллениалов, их вкусы и предпочтения, мы можем прогнозировать спрос и управлять потоками путешественников. Уже сейчас отмечаются три ярких тренда. Молодежная аудитория воспринимает поездки как туризм впечатлений, они не готовы ограничивать свой опыт только классическими экскурсиями по достопримечательностям города. Путешествие становится возможностью получить необычные впечатления, приобрести новые навыки и знания. Выбор локации продиктован посещением ресторана, модного бара или другого общественного места, и это тоже тренд для будущего развития рынка. Туристу важно посмотреть места, где он может почувствовать себя местным, отсюда идет развитие концепции “живи как местный” — погружение в местную культуру, атмосферу города, посещение мероприятий с участием резидентов города. И, наконец, формируется спрос на новый формат туров “Ситибрейки” — поездка на 2–4 дня в другие города для того, чтобы окунуться в новую для себя атмосферу. При этом сохраняется запрос нашего внутреннего туриста на бюджетные туристические предложения. Вывод из всего сказанного напрашивается такой — современный путешественник готов платить за впечатления, но стремится минимизировать все остальные расходы. В связи с этим нам предстоит адаптироваться под его интересы и предложить те продукты, которые несут в себе эмоциональную вовлеченность, уникальность опыта и яркие впечатления».

Согласно данным исследования потребительских настроений, проведенного компанией BCG, россияне не готовы пока тратить деньги на путешествия. Однако 70% опрошенных отметили, что скучают по путешествиям и готовы возобновить их при первой же возможности, как финансовой, так и с точки зрения обеспечения безопасности. На этом фоне все сильнее обостряется конкуренция между туристическими направлениями, и на первый план выходят новые, нестандартные методы управления отраслью. Один из них — клиентский опыт, подчеркивает директор Глобального центра развития городов BCG Екатерина Шапочка. В современных условиях именно он станет тем самым инструментом, который позволит бороться за туриста и привлекать большее количество путешественников в страну. При помощи цифровых технологий происходит сбор статистики приездов и вкупе с использованием продвинутых социальных инструментов происходит отладка механизма микроуправления туристическими потоками по сегментам, выделение всех клиентских путей на основе того, кто и откуда приехал, где предпочитает останавливаться и какие места посещать. На основе этих данных проектируется клиентский опыт, который наилучшим образом подходит для конкретно взятых туристов. Данное управление туристической индустрией позволяет формировать соответствующую инфраструктуру, разводить потоки, удовлетворять предпочтения туристов, предлагая им качественные экскурсии и комфортные, подходящие для них средства размещения. По словам эксперта, многие города и страны уже взяли за основу данный метод управления отраслью.

Говоря о трендах, формирующихся на рынке туризма и гостиничной недвижимости, следует выделить три ключевых направления. Они оказывают непосредственное влияние на развитие всей отрасли, убеждена директор, руководитель подразделения индустрии гостеприимства CBRE Татьяна Белова. Прежде всего это глобальное распространение онлайн: все сервисы, которыми пользуются туристы через мобильные устройства и приложения, будь то электронное бронирование и chek-in, или оптимизация операционных расходов и создание персонализированного сервиса для клиентов, которые внедряют на своих объектах ведущие игроки рынка. Второе направление — демография или смена поколений. Если посмотреть на бренды, которые появились в портфелях гостиничных операторов сегодня, становятся заметны уходы в сторону lifestyle брендов, сокращение площади номеров и фокус на общественных зонах, новые концепции F&B, использование зеленых технологий в строительстве и дизайне гостиниц, а также стремление предложить туристу уникальные впечатления. И третье — это экономическая неопределенность: соединение форматов отдыха, работы и проживания, создание новых форматов, наличие больше трансформируемых пространств в отеле и внедрение софт брендов позволяет собственникам гостиниц оставаться гибкими, отвечая актуальным потребностям клиентов и сохраняя высокие конкурентные позиции на рынке.

Все же, несмотря на наличие современных трендов развития туристической индустрии и гостиничной отрасли, рассматривать их нужно в контексте долгосрочных изменений, подчеркивает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. Нарастание конкуренции со стороны других сегментов недвижимости на традиционный формат гостиничных услуг приводит к тому, что в наем сегодня сдается частный жилищный фонд, апартаменты и хостелы. Развитие информационных технологий облегчает туристам доступ к этим форматам, поддерживая высокий спрос. Например, на дынный момент в найме числится примерно 10% жилых помещений, а это 400 тыс. объектов жилого фонда. В связи с пандемией и падением спроса на долгосрочную аренду часть собственников перешли на краткосрочную аренду: только в сентябре почти 4 тыс. объявлений подано о посуточной аренде. Эти тенденции продолжатся, отмечает эксперт, поскольку данные форматы размещений выигрывают перед качественным номерным фондом по цене, месторасположению, другим параметрам. Традиционным гостиницам необходимо более серьезно задуматься о поиске новых ниш и создании преимуществ для поддержания и увеличения своего спроса. Поскольку пандемия сильно изменила расстановку сил в обществе, перспективными направлениями для долгосрочного развития на рынке гостиничной недвижимости могут стать перенос части деловой жизни в стены отеля: проведение конференций, тренингов, рабочих встреч и совещаний — все это гостиницы способны предложить не только туристу, но и современному клиенту.

Как и любая отрасль экономики, туристическая индустрия и гостиничный сектор нуждаются в инвестиционной поддержке, особенно с учетом дальнейшего развития. Новые меры поддержки гостиниц активно прорабатываются на государственном уровне, как федеральном, так и городском. Объем потребления Москвы позволяет планировать инвестиционный бюджет и планы развития бизнеса на общемировом уровне, отметил модератор, первый заместитель директора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Артем Барашев. Главный город России занимает высокие позиции в мировых рейтингах, например, в списке Dooing Busines, показывающем инвестиционный климат страны. Само наличие в данном рейтинге уже говорит о том, что для инвестиций в гостиничный бизнес Москвы сформировались комфортные условия.

Наряду с созданием удобной среды для выхода инвесторов на российский рынок правительство РФ оказывает содействие отрасли и в сложные времена. Для поддержки туристического и гостиничного сектора в период карантина были разработаны ряд мер для организаций индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность предоставления гостиничных услуг. Согласно постановлению от 4 марта 2020 года №212 ПП («О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности») арендаторам городского имущества и земельных участков предоставляется освобождение от уплаты арендной платы, перечисляет меры поддержки заместитель руководителя департамента городского имущества города Москвы Алексей Цуркан. Оно автоматически предоставляется на четыре месяца — с 1 марта по 1 июня 2020 года.

Еще одна мера поддержки для собственников гостиниц, расположенных на территории Москвы,— предоставление грантов из бюджета города. Кроме того, внесены изменения в отельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, согласно которым отельерам предоставляется отсрочка на срок действия режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50% ежемесячного платежа до дня прекращения действия режима повышенной готовности, вплоть до 1 октября 2020 года. На такую отсрочку могут рассчитывать гостиницы, наиболее пострадавшие от распространения коронавирусной инфекции. Отсрочка по уплате аренды составляет 100% платежей за период с 1 марта по 1 октября 2020 года, подчеркнул чиновник. При этом арендаторы сами могут решать — обращаться ли за данной мерой поддержки в департамент городского имущества, или нет. Оплата по отсрочке осуществляется в период с 1 января 2020 года по декабрь 2022 года равными платежами.

Больше стимулирующая мера, нежели поддерживающая, принята также 6 августа 2020 года. Согласно ей, внесены соответствующие изменения в постановление правительства города Москвы №273 ПП, которые предусматривают получение льготной ставки в размере 0,01% от кадастровой стоимости на весь период строительства объекта при изменении цели строительства. Ранее инвестор обязан был заплатить повышенный платеж в 50% кадастровой стоимости вне зависимости от плотности застройки.

По состоянию на 1 октября 2020 года освобождение от уплаты арендной платы получили 218 организаций индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предоставления гостиничных услуг. Объем оказанной поддержки по принятым мерам составил 205 млн 860 тыс. руб., поделился статистикой господин Цуркан.

Инфраструктура поддержки гостиничного рынка действительно хорошо развита. Наряду с государственными мерами в 2020 году для предпринимателей было предложено также 14 субсидирующих программ. В частности, за счет субсидий можно компенсировать приобретение оборудования для гостиницы, купленное в счет собственных средств, рассказывает генеральный директор «Малого бизнеса Москвы» Андрей Железняков. При условии, что траты на отель составляют до 10 млн руб., правительство Москвы возместит до 35% по лизинговым платежам на приобретение отечественного оборудования и до 25% — иностранного производства. Примерно та же расстановка с процентами по кредиту на покупку оборудования: 4,25% — иностранного производства и 9,25% — отечественного. Также субсидию можно использовать на погашение затрат, производимых в течение 2020 года, и на коммунальные услуги.

Среди прочих программ действуют также субсидии на открытие гостиничного бизнеса по модели франчайзинга с суммой до 1 млн руб., компенсации комиссий агрегаторам крупных маркетплейсов за организацию доставки меню ресторанов в сумме до 700 тыс. руб., возмещение платы за участие в российских или международных отраслевых выставках, а также на обучение сотрудников — до 120 тыс. руб. на одного человека.

Компенсировать средства, потраченные на имущественные платежи, собственники гостиниц и управляющие компании могут также при помощи грантов, которые выдает Центр налоговых доходов. Грант предоставляется, если совокупное снижение аренды объекта недвижимости за второй квартал составило не меньше 50%. По словам генерального директора ГБУ «Центр налоговых доходов» Дарьи Мурченко, когда происходила оценка объема бюджетных средств, необходимых для резерва на выплаты данной меры поддержки, прогнозировали, что за выплатой обратятся 1,5 тыс. гостиниц, а их общая сумма составит порядка 6 млрд руб. Прием заявок начался 15 июня и продлится до 31 декабря 2020 года. На сегодняшний день от гостиниц поступило всего 48 заявок! Возможно, у многих затянулся процесс сбора документов, а возможно, далеко не все знают о данной мере поддержки. Как бы там ни было, это реальная возможность сократить свои расходы за счет государства, напомнила эксперт.

Подводя итоги перечислению мер поддержки, разработанных для гостиничного рынка, следует отметить проекты, реализуемые посредством закона о концессионных соглашениях. На сегодняшний день 33 из них действуют в Москве, при этом четыре уже заключены и успешно финансируются банками. Такие скромные числа явно демонстрируют дефицит государственно-частного партнерства в сфере туризма. А между тем именно ГЧП позволяет привлекать необходимые инвестиции не только для строительства, но и реконструкции объектов существующей туристической инфраструктуры, рассказывает руководитель проектов Центра ГЧП ПАО «Сбербанк» Мария Токмакова. Такое партнерство происходит достаточно просто: есть банк и инвесторы, которые выступают финансовой артерией проекта, и, соответственно, способствуют его возведению. После ввода объекта в эксплуатацию он передается в собственность концедента, а концессионер, в свою очередь, получает права на его владение, пользование и эксплуатацию. При этом концессионное законодательство позволяет привлекать на подряд третьих лиц, однако вся ответственность за действия или бездействие, а также за качество оказываемых услуг несет концессионер.

Выгоды подобного сотрудничества настолько очевидны, что правительство города Москвы запускает программу ГЧП в сфере гостиничного бизнеса с ее дальнейшей поддержкой, финансово участвуя в реализации подобных проектов. В первую очередь речь идет о софинансировании расходов на техническое присоединение объектов при их создании и реконструкции, о расходах, связанных с предоставлением земельных участков, и с изменениями и регулированием всех градостроительных вопросов, которые возникают при реализации подобных проектов. В настоящий момент Комитет по туризму города Москвы совместно с департаментом инвестиционной политики и объединениями туристических и гостиничных операторов приступил к разработке системы стандартов для гостиничных объектов, строительство или реконструкцию которых город будет поддерживать финансово, поделился планами текущей работы первый заместитель директора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Артем Барашев.

Поделиться: