Социальные инициативы - 2020
В 2020 году многие предприятия переориентировали свои программы корпоративной социальной ответственности и приняли участие в оказании помощи населению в регионах, пострадавших от пандемии коронавируса. В этот период стала актуальной поддержка пожилых и маломобильных граждан, медучреждений, врачей, волонтеров, НКО. Бизнес инициировал собственные программы поддержки, а также активно подключился к акциям поддержки благотворительных фондов. Чтобы наладить диалог между бизнесом, государством и некоммерческим сектором, ИД «Коммерсантъ» при поддержке аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, АО «Корпорация “Тольяттиазот”», «МастерСлух» организовал межрегиональный марафон онлайн-конференций «Социальные инициативы-2020». Его дебютное мероприятие состоялось в Новосибирске, затем онлайн-встречи прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Самаре.
В ходе конференции в Новосибирске директор по развитию Русфонда Людмила Фомина рассказала об акции «Защитим врачей», в рамках которой с апреля по сентябрь 2020 года Русфонд собрал свыше 75,5 млн руб. для помощи врачам и клиникам в борьбе с эпидемией коронавируса. Благодаря взаимодействию бизнеса, фонда и региональных властей помощь уже получили 67 клиник в 26 субъектах РФ. «В нашем регионе сотрудникам Новосибирской ЦРБ №1 приобрели защитные костюмы, респираторы, дезинфицирующие средства, — дополнила коллегу руководитель новосибирского бюро Русфонда Екатерина Кузнецова. — Медпомощь в этой больнице получают семьи работников центра вирусологии и биотехнологий “Вектор”, где разрабатывается вакцина от COVID-19».
Управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Дмитрий Шарков также подчеркнул важность объединения бизнеса, власти и НКО для эффективной работы. В качестве примера такого сотрудничества он привел всероссийскую акцию #МыВместе, к поддержке которой ФМИ присоединилась одной из первых, профинансировав покупку необходимых средств индивидуальной защиты медицинским учреждениям и волонтерским организациям в самые тяжелые первые недели распространения COVID-19 в России. «Бизнес, ориентированный на успешное и устойчивое развитие, не может заниматься только вопросами прибыли, ему также должно быть важно направление корпоративной социальной ответственности. В этом направлении наша компания действует в партнерстве с авторитетными НКО, которые имеют глубокую экспертизу и знают болевые точки в своих сферах»,— пояснил господин Шарков.
Программы корпоративного волонтерства не только помогают реализовать важные социальные проекты бизнеса, но и усилить корпоративный дух, считает руководитель программы корпоративного волонтерства «Норникеля» Елена Крючкова. С введением ограничений корпоративные волонтеры сформировали дружину, которая занималась доставкой продуктовых наборов нуждающимся. Переход на удаленный формат работы позволил волонтерскому движению освоить цифровые компетенции. В нынешнем году «Норникель» провел для волонтеров из разных городов «Комбинат добра лайф» — онлайн-мероприятие, на котором сотрудники рассмотрели лучшие кейсы и проекты.
В ходе конференции в Ростове-на-Дону член донской Общественной палаты Роман Хади представил результаты опроса о финансовой поддержке НКО в период пандемии, проведенного АНО «Атлас НКО». У 29% опрошенных НКО снизились объемы пожертвований, в то же время потребности в помощи возросли у 43% благополучателей. Кроме того, 63% НКО не ожидают роста пожертвований бизнеса вследствие принятия в июне 2020 года изменений в Налоговый кодекс. Поправки предоставляют возможность предприятиям, жертвующим НКО деньги и товары, уменьшить свою налоговую базу на сумму пожертвований (но не более 1% от выручки).
Директор, сооснователь сети центров сурдологии и реабилитации «МастерСлух» Дмитрий Бочкарев отметил, что пандемия коронавируса дала толчок развитию социальных проектов компании. Компания организовала волонтерскую акцию в Ростове-на-Дону и Таганроге для поддержки людей со снижением слуха, у которых вышли из строя слуховые аппараты или сели батарейки. Еще одна социальная инициатива — включение диагностики слуха у школьников в программу обязательных профосмотров. С 3 сентября компания провела проверку слуха у учеников 1-х и 11-х классов в Ростове-на-Дону. В перспективе этот опыт планируется распространить на всю Россию.
Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России сохранили свои долгосрочные социальные проекты, при этом направили дополнительные ресурсы для помощи в борьбе с пандемией и трудностями, которые она принесла. «Мы направили ресурсы в регионы, чтобы помочь в решении наиболее приоритетных и острых задач. Решения о том, какая это будет помощь, принимались в диалоге с региональными органами власти. В Ростовской области мы закупили дорогостоящее реанимационное оборудование для больницы №1 имени Семашко, в Краснодарском крае потребовалась помощь в приобретении планшетов для дистанционного обучения школьников и оборудования для больниц»,— рассказала управляющий по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева.
В ходе конференции в Екатеринбурге заместитель директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая сообщила, что ведомство сформировало единый реестр социально ориентированных НКО, которые получат поддержку от государства,— освобождение от налогов, авансовых платежей (кроме НДС), страховых взносов и уплаты аренды в период пандемии. Систематизировать данные о российских НКО потребовалось не только для того, чтобы понять, деятельность каких организаций осложнила пандемия коронавируса, но и для бизнеса, жертвующего средства на благотворительность. Кроме того, Минэкономразвития России формирует рейтинг активности субъектов страны по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Одни из основных критериев — благотворительная деятельность предприятий региона и количество региональных льгот для НКО.
По словам исполнительного директора Форума доноров Александры Болдыревой, власть и бизнес должны объединиться в вопросе поддержки НКО и благотворительных инициатив. В текущем году Форум доноров в рамках проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» проведет исследование взаимодействия власти и бизнеса. По итогам проекта планируется повысить эффективность работы компаний в социальной сфере.
Управляющий по корпоративным вопросам региона «Центр аффилированных компаний “Филип Моррис Интернэшнл” в России» Анна Бушлякова сделала основной акцент на целях устойчивого развития (ЦУР) ООН — 17 целей и 169 задач, которые государства-члены организации условились достичь к 2030 году. «ЦУР сегодня — не часть пиар-стратегии, а ответственность бизнеса за воздействие на общество и окружающую среду, включая экологические, социальные и экономические факторы. В этом году мы подготовили отчет об устойчивом развитии в соответствии со стандартами Глобальной инициативы по отчетности (GRI Standards), чтобы показать, каких результатов достигла компания в снижении вреда, связанного с курением, на пути достижения будущего без сигаретного дыма, а также по другим направлениям», — отметила она.
В ходе конференции в Самаре заместитель генерального директора, директор по связям с общественностью АО «Корпорация “Тольяттиазот”» Юлия Петренко рассказала, что компания одна из первых сосредоточилась на помощи медикам. «С началом пандемии к нам обратились медицинские учреждения с просьбой в срочной помощи, которую мы, естественно, сразу начали оказывать. Мы снабжали их масками и антисептиками, организовывали питание для врачей и, когда наладились поставки медицинского оборудования, закупали специализированные маски в “красные зоны” для наших врачей», — подчеркнула госпожа Петренко. Она добавила, что в рамках системных программ благотворительности компания организует донорские акции и участвует в экологических проектах. Например, с 2016 года сотрудники компании сажают лес и уже помогли восстановить более 20 га. Кроме того, «Тольяттиазот» участвует в акции Час земли и поддерживает Тольяттинский госуниверситет в разработке программы технического и химического образования. «Сейчас “Тольяттиазот” работает над специализированными программами, которые смогут изменить общество и повлиять на его развитие. Недостаточно просто улучшить условия, нужно поменять мышление людей и создать новую модель поведения — более социально ответственную», — рассказала Юлия Петренко.
Сессии в регионах: