RE:Локация – конференция по офисам и рабочим пространствам
Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield:
— Сегодня мы много обсуждаем особенности удаленной работы, рассуждаем, каким образом мы будем возвращаться в офис с учетом в том числе требований законодательства. Клиенты по-разному решают эти задачи — переделывают офис, с помощью мебели меняют функционал рабочего пространства. Тем не менее все же есть ощущение, что текущие изменения — сокращение арендных площадей на фоне изменения режима работы, правил безопасности нахождения в офисе, работа из дома при наличии офиса как «хаба», своеобразного центра притяжения для встреч с коллегами и решения определенных задач — носят временный характер. Не исключено, что эти тенденции будут актуальны в перспективе от одного года до двух-трех лет, чтобы компании могли выжить в кризисной ситуации, сократить расходы. В будущем, безусловно, мы будем работать несколько по-другому, но спрос на офисные пространства в любом случае сохранится. Офис остается драйвером корпоративного, культурного и персонального развития сотрудников.
— Все большую силу обретает давно наметившийся тренд на переезд головных офисов компаний из центра города за его пределы в бизнес-парки. Если раньше речь шла только о тех компаниях, которые давно знакомы с таким форматом недвижимости, их штаб-квартиры в Европе и Америке как раз расположены в бизнес-парках, то сейчас к ним добавляются и другие игроки рынка, которые в приоритет выводят безопасность и здоровье сотрудников. Именно в бизнес-парках с их большой территорией и приближенностью к парковым зонам такие условия проще всего соблюдать,— говорит Елена Малиновская, директор по аренде управления недвижимостью компании Millhouse.— Мы считаем, что многие компании примут решение только о частичном возвращении сотрудников в офисы. И если мы говорим о возвращении, работодатель не будет закреплять постоянные рабочие места для всех сотрудников в одном офисе, он будет предлагать им гибкий образ жизни, чтобы сотрудники могли лучше балансировать между личной жизнью, работой и своими ежедневными потребностями. Таким образом, центральный офис планируется нашими арендаторами не как определенный набор рабочих мест, количество сотрудников равно количеству рабочих мест, а как зона притяжения, коллаборации, куда сотрудники приезжают креативить, работать на каком-то проекте друг с другом, поддерживать корпоративный дух, помогать новичкам адаптироваться под корпоративную культуру, а арендодатель создает все условия для этого. Так, к примеру, в нашем проекте «Деловой квартал “Сколково Парк”» мы планируем создавать инфраструктуру, которая будет помогать сотрудникам и компаниям реализовывать все их актуальные задачи.
Дарья Канева, заместитель директора центра развития недвижимости Becar Asset Management:
— Кризис, связанный с пандемией, только ускорил развитие гибких офисных пространств. Большинство собственников зданий и арендаторов на первый план выводят комфорт и безопасность сотрудника, создавая ему ту атмосферу и условия, в которых он сможет продуктивно работать в формате онлайн и офлайн в любых ситуациях.
Ксения Казакова, партнер юридической фирмы Five Stones Consulting:
— При организации гибких и безопасных офисных пространств помимо других факторов следует учитывать требования санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. К сожалению, законодательство не всегда адекватно и своевременно реагирует на рыночную ситуацию: так, санитарно-эпидемиологические требования зачастую кажутся избыточными, а нормы об удаленной работе — недостаточными, поскольку не охватывают все разнообразие взаимоотношений, складывающихся между работниками и работодателями. Однако максимально корректное следование действующим нормам, принятие локальных нормативных актов, восполняющих пробелы правового регулирования, и правильное ведение документооборота позволит компаниям достичь своих целей и избежать санкций со стороны проверяющих органов.
Андрей Новиков, финансовый директор Tactics Group:
— Два ключевых момента при рассуждении о различных форматах работы:
1. Рынок коммерческой недвижимости в течение последних 20–30 лет претерпевает существенные изменения. Определенные тренды получают свое естественное развитие, другие — ускоряются, третьи — признаются неэффективными.
2. Две черты, которые характерны для человека как биологического вида,— необходимость физического пространства для существования и потребность в личном общении. Какие бы технические изменения ни происходили, эти черты будут свойственны человеку.
Доводы и факторы, которые учитываются при выборе формата, можно разбить на три группы:
Первая — финансовый аспект.
Аренда — это расход, который можно сократить благодаря удаленной работе. Но в противовес такому сокращению появляются дополнительные расходы. В частности, на создание дополнительной ИТ-инфраструктуры и расширение штата ИТ-персонала.
При этом расход на помещение никуда не исчез. В рамках удаленного формата этот расход несет сам сотрудник в форме налога на имущество, если в ипотеке — дополнительно кредитный расход.
Вторая — технический аспект.
Считается, что текущую стадию экономического развития можно назвать постиндустриальной, в которой основными активами являются знания / информация и возможность их получить. Современные технологии позволяют работать с эти активами удаленно.
Но возникают следующие сложности:
1) Это важные активы, но не единственные.
2) Качество работы с такими активами в удаленном формате.
3) Защита передаваемой информации.
4) Эффективность технологий для отдельных бизнес-функций и направлений.
Третья — социальная составляющая.
Существует вопрос: насколько удаленный формат работы соответствует человеку в целом и конкретным людям с учетом их личных качеств и профессиональных целей?
Удаленное общение не может заменить личного, лицом к лицу. Оно является дополнением, но никак не полноценной заменой. Если учитывать личные и профессиональные характеристики, то картина становится еще менее однозначной. Например, удаленная работа противопоказана молодым амбициозным сотрудникам, заинтересованным в карьерном развитии.
Также исследования показывают, что сотрудники теряют ощущение связи с коллегами и компанией, работая удаленно. Но лишать человека ощущения общей цели и его собственной значимости в достижении этой цели — однозначно неправильно.
Лиля Мирзина, административный менеджер по стране Coca-Cola HBC Россия:
— Благодаря тому, что еще в 2018 году в Coca-Cola HBC Россия начали вводить гибкий подход к графику работы и у сотрудников была возможность работать из дома до пяти дней в месяц, в начале пандемии компания смогла достаточно быстро перенастроить работу сотрудников на дистанционный формат. В течение последних шести месяцев проводились регулярные опросы сотрудников, которые показали, что сотрудники, ранее работавшие в офисе и привыкшие работать в новых условиях из дома, не готовы возвращаться в офис. Поэтому уже сейчас, пока все офисные сотрудники находятся на «удаленке», мы планируем расширить возможности удаленной работы и в будущем. В связи с этим появилась возможность сокращения офисных пространств и создания нового типа офиса — COke-WORKING, где нет закрепленных рабочих мест для сотрудников. Офисное пространство теперь — место для встреч, которые невозможно провести онлайн. Это позволило сократить офисные пространства на 45% без ущерба для продуктивности работы и эффективности коммуникации. Для того чтобы теперь работать в офисе, необходимо заранее забронировать онлайн свое рабочее место через приложение, специально разработанное в Coca-Cola HBC Россия.